Турист Anna Gorelova (anngora)
Anna Gorelova
была вчера 21:59

Бесалу — Испания Февраль 2018
Продолжая историю о нашей Испании, расскажу про средневековый Бесалу.

Этот совсем небольшой городок площадью чуть менее 5 кв. км и населением около 2500 человек находится на берегу реки El Fluvià в провинции Жирона.

Испания зимой (часть 8, Бесалу)

Точная дата основания этого поселения неизвестна.

По одной из версий история Бесалу началась с постройки на вершине холма графского замка, упоминающегося в летописи X века. Площадь графства в те времена простиралась на огромные территории.

Как независимое графство Бесалу просуществовал недолго — до 1111 года. Последний из династии графов Бесалу — Бернат III умер бездетным. Графство вновь вернулось под патронат Барселоны.

От графских построек остались руины, однако до наших дней частично сохранилась церковь Святой Марии, находившаяся в едином комплексе с замком.

Ремесленники, торговцы и крестьяне — жители Бесалу — сумели сохранить экономическую стабильность города, в результате чего он благополучно дожил до наших дней в своем первозданном средневековом виде.

Испания зимой (часть 8, Бесалу)

Историки предлагают и более раннюю версию зарождения города Бесалу. Существует версия о его древнеримском происхождении. Но с тех времен не дошло никаких свидетельств, кроме найденных черепков романской и иберийской керамики.

В 1966 город был признан всемирным памятником архитектуры средневековья, историческим памятником Каталонии. Были проведены масштабные реставрационные работы. Бесалу включен в маршрут «Дорога романского искусства Каталонии».

Мы подъехали к городу и поставили машину у часовни Sant Martí.

Дальше мы продолжили свой путь пешком по современному мосту через реку.

Отсюда открывается отличный вид на визитную карточку Бесалу. Это семипролетный оборонительный мост, выстроенный римлянами в XI—XII вв. и служащий центральным въездом в город-крепость.

В XIV в. на середине моста выстроили мощную башню-ворота.

Испания зимой (часть 8, Бесалу)

Эти ворота промелькнули в фильме «Парфюмер. История одного убийцы» по роману Патрика Зюскинда: сцена, где главный герой Жан-Батист Гренуй после многолетнего затворничества в пещере добирается до города Грас и проходит внутрь через городские ворота.

Мост построили на природных валунах, вписав в рельеф, поэтому он слегка искривлен.

На площадке за сторожевой башней располагалось здание пункта оплаты пошлины. Сейчас по мосту можно пройти беспрепятственно, а раньше стоимость прохода в город и для человека, и для его осла была одинаковая.

За время своего существования мост неоднократно перестраивался, реконструировался и ремонтировался.

В 1880 году были снесены обе сторожевые башни моста, чтобы провезти громоздкое оборудование для текстильной промышленности в соседний Олот. Тогда это была единственная дорога и единственный мост через реку.

В 1939 году, во время гражданской войны, мост был взорван отступающими республиканцами. Были полностью разрушены два его пролета и частично третий.

И только в 1965 году крепостной мост был восстановлен.

Единственное сохранившееся в архивах изображение первоначального вида моста — гравюра Годфруа Энгельманна времен наполеоновских войн. По ней архитектор Понс Соролья воссоздал сторожевые башни и отреставрировал мост.

Перед древним мостом большая парковка для автобусов и машин, также здесь находится информационный пункт, общественный туалет и сувенирный магазин.

Бесалу запомнился оригинальными товарами своих магазинчиков. Городок богат лавочками народного творчества и мастерскими местных ремесленников. Также есть небольшой музей сыров, и вяленого мяса местного производства.

Здесь можно попробовать и купить традиционный каталонский ликер Ratafia, появившийся более тысячи лет назад, отведать различные сладости и сыры.

Испания зимой (часть 8, Бесалу)

Особенно понравился один магазин сразу за оборонительным мостом, там было много необычных вещиц: детские карнавальные костюмы (кольчуги рыцарей, платья средневековых дам и т. п.), куклы-марионетки и деревянное оружие. Все хотелось рассмотреть и потрогать. Вывеска магазина выглядит так:

Здесь за мостом начинается еврейский квартал.

В Средние века еврейская община играла достаточно важную роль в жизни города. Ей было разрешено построить собственный храм.

Но во время разгара чумы в 1348 году евреев признали виновными в эпидемии. Решили, что они ядами и отравами хотели извести христиан. Начались погромы и поджоги еврейских домов, еврейский квартал отгородили от остального города, а самих его жителей заставили носить на одеждах унизительные опознавательные знаки. А в 1492 году по эдикту католических королей Испании Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской еврейское население вообще было изгнано за пределы страны.

Синагога в Бесалу не сохранилось, но в 1964 году во время раскопок было случайно обнаружено здание миквы — специального помещения для ритуальных омовений. Оно является единственным подобным памятником иудейской истории в Испании и третьим в Европе.

Читая отзывы о городе в интернете, мужу понравилась легенда о стульях для нечисти.

Каждый город хочет отличится, и жители Бесалу придумали отличную приманку для туристов. Они закрепили на фасадах стулья и заявили, что это для того, чтобы пролетающие мимо города ведьмы и прочая нечисть могла отдохнуть снаружи дома, а не пыталась устроиться на ночлег внутри. Причем, стулья расположены неудобно, чтобы нечисть не задерживалась надолго.

Еще один стул на длинных 2-метровых ножках крепко стоит на земле и имеет уже более современную историю. Это — подарок местному любительскому театру от поклонников из Венеции за победу на конкурсе самодеятельного театрального искусства.

Испания зимой (часть 8, Бесалу)

Древности города снабжены современными и старинными информационными табличками.

Испания зимой (часть 8, Бесалу)

Яркое украшение города, необычное для нас (северных жителей), особенно в зимний период — цитрусовые деревья.

С удовольствием мы бродили по средневековым улочкам. Туристы встречались редко.

Зато встретился местный мальчишка, отрабатывающий удары мяча об стену старинной церкви.

Испания зимой (часть 8, Бесалу)

Больше детей в Бесалу мы не видели. Интересно, кто учится в местной музыкальной школе?

Из современных культурных достопримечательностей Бесалу можно отметить музей миниатюр. Это одна из наиболее полных и богатых коллекций миниатюр в Европе.

Идея создания принадлежит местному жителю — Луису Карраресу.

Экспозиция музея разделена на три группы — экспонаты, которые можно увидеть невооруженным глазом, разглядеть под лупой и рассмотреть только под микроскопом.

Испания зимой (часть 8, Бесалу)

Рядом с музеем на площади расположена церковь Святого Петра (Església de Sant Pere de Besalú) XI века — единственный храм, оставшийся от общины бенедиктинцев. В 2003 году она отметила свое 1000-летие.

Изначально церковь являлась частью монастыря, построенного в XI веке. Здесь же располагался госпиталь святой Юлии (Antic Hospital de Sant Julià) для рыцарей, принимавших участие в крестовых походах.

Сейчас церковь одиноко стоит на площади в обрамлении старинных средневековых построек.

Между музеем миниатюр и зданием церкви расположилась одна из центральных площадей (Plaça Prat de Sant Pere).

Испания зимой (часть 8, Бесалу)

Вторая по значимости в городе церковь — Сан-Висенте-де-Бесалу (Església st. Vicenç) XI века.

Пройдя по одной из улиц, попали в тупик.

Испания зимой (часть 8, Бесалу)

На стене справа разглядели солнечные часы.

Потом еще немного покружили по городу.

Испания зимой (часть 8, Бесалу)

Заглянув в одну из дверей, увидели просторный холл, украшенный иконой. У стены стояла повозка.

Зимой в городе работали немногочисленные кафе.

Испания зимой (часть 8, Бесалу)

И снова встречались желтые ленты — напоминание о попытках Каталонии провозгласить независимость.

За пределами каменных стен начинаются огороды.

Испания зимой (часть 8, Бесалу)

Обратно в город мы прошли через симпатичную зеленую арку.

Испания зимой (часть 8, Бесалу)

Бесалу произвел на нас очень приятное впечатление.

Еще немного побродив по древнему поселению, мы поехали дальше — в удивительный поселок на утесе базальта Кастельфольит-де-ла-Рока.

Читайте продолжение.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия