Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
сейчас на сайте

Баку — Азербайджан Май 2017

Эта история пролежала на полочке памяти почти год. И почему я не рассказала ее раньше…

Особое ощущение — просыпаться впервые в новом городе. Это всегда предвкушение, ожидание, немного волнение. В те рассветные часы, в столице загадочного Азербайджана, я еще не предполагала, сколько чудесных моментов, знакомств, открытий, улыбок, вкусов приберегла для нас эта страна. День тем временем для праздника выдался дивный…

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

День Рождения в Баку — идея на миллион долларов! Не в плане дороговизны, нет, в размахе эмоций и впечатлений, что подарит вам этот великолепный город. Проснулись, позавтракали, и так как рассиживать нам некогда, идем гулять. В тот майский вояж с жильем нам не особо свезло, но что территориально место проживания классное — не отнять. 3 минутки ходьбы — и мы у подножия великолепных Пламенных башен, Парламента республики, и, что самое интересное для гостя столицы — Нагорного парка.

Вышли — и обомлели. Ну здравствую, Баку! Вот это я понимаю — подарок на День Рождения!

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

Я про Нагорный парк уже много раз рассказывала. И, наверное, расскажу еще! Ну люблю я шикарные смотровые площадки, которые не стоят ни копейки, да еще и не предполагают очередей и сутолоки. Знаете, как первые эмоции — самые яркие и западающие в память, так и с этой крутейшей смотровой вышло. Кроме как такового парка с прогулочными дорожками и ухоженными клумбами…

Тут есть вечный огонь — конечно, мы ведь гуляем по Ленд оф файр!

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

Огромное множество отличных видов на город…

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

Красивые кафешки — люблю я всякий такой гламур, особенно когда он не слишком бьет по карману. Здесь как раз тот самый случай!

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

Кстати, пройти к парку можно пешком — из центра и Старого города, или на автобусе доехать — говорят, остановка совсем рядом, мы не пользовались. Можно подняться по довольно продолжительной лестнице с Приморского бульвара, ну, а самый приятный способ — взмыть на фуникулерчике! Стоит эта прогулка очень гуманно, меньше 20 рублей…

И виды открываются зачетные! Рекомендую хоть разок прокатиться!

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

А еще в Нагорном парке есть интересная мечеть. О ней и расскажу чуть-чуть.

Информации в интернете я нашла крайне мало. И улыбчивый смотритель в сторожке, хоть и не мешал нам гулять по территории и делать фото, знаний не добавил, поскольку по-русски не говорил. Как пишет Википедия, мечеть молодая, построена в начале 1990-х годов при большой помощи Турции — и сейчас тут официальная резиденция религиозных атташе турецкого посольства. Архитектурный стиль ее определяется как «османский»…

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

И в самом деле, эта мечеть другая, совсем не похожа на изящную, расписную Тезепир

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

Или мечеть Гейдара — пожалуй, красивейшую на Кавказе!

Внутрь мы не зашли. В первое утро на азербайджанской земле напала на меня непривычная робость, постеснялась попроситься войти, осмотреться… Интересно, кто-то из путешественников в ней побывал?

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

Идем дальше. Контрасты тут во всём, из города будущего…

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

В магию восточной сказки. У нас по плану — первое знакомство со старым Баку, тем самым, родным и знакомым, кажется, с детства. Колорита и южного шика тут мало не покажется.

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

Вот, к примеру, не хотите ли попариться в самом настоящем восточном хаммаме?

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

С 18-го века он гостеприимно распахивает свои теплые, расслабляющие объятия всем желающим. Дам ждут по понедельникам и пятницам, джентльменов, сами понимаете, все остальные дни. Интерьеры сохранились подлинные, нам их продемонстрировала сногсшибательно роскошная тетя-банщица! Ее появление на пороге парильни — это нечто! Мощная грудь, едва-едва прикрытая повязанным полотенцем, грозящим в любую минуту обнажить нашу нимфу, в одной руке — сигарета, в другой — армудик с чаем. Она нас по-матерински приобняла, показала внутренние покои для отдыха после омовений, и пригласила приходить, хоть в пятницу, хоть в понедельник. Посоветовала захватить с собой 30 манат, это примерно долларов 15, гарантировав, что нам их хватит для полного перерождения и обновления! Мы обещались прийти, да так и не выкроили время на релакс… Эххх!

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

Дело в том, что спешили мы неспроста. В этот день, и уже почти в этот час, у нас была назначена встреча с водителем — аккурат у красивого сада с фонтанчиком…

Программа предстояла обширная и разнообразная — мечети, крепости, музеи, вулканы — ну и что, что грязевые, и доисторический парк Гобустан. Почти два дня прогулки, и всего пятьдесят долларов на всё-про всё — чудеса еще случаются, а может, это подарок на мой День Рождения от Вселенной?)

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

Погнали! До первого пункта экскурсии рукой подать — историко-этнографический музей под открытым небом «Гала».

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

Я, если честно, к таким развлечениям отношусь прохладно. Тем более, по плану у нас были более интересные, на мой вкус, объекты. Но водитель уверил, что Гала нам по дороге, никаких дополнительных плат не требует, и по времени мы всё отлично успеем. Сказано — сделано!

Территория, как видите, приличная, очень чистенькая и ухоженная. Музей был основан десять лет назад, на месте археологических раскопок в одноименном поселке и посвящен истории Апшеронского полуострова. Здесь можно увидеть, как жили, обустраивали быт, вели хозяйство и разлекались азербайджанцы в эпоху средневековья.

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

Кстати, первые поселения на месте поселка Гала образовались очень давно, не менее 5 тысяч лет назад. Сохранились редкие экспонаты глубокой древности, такие как наскальные рисунки первобытных людей — петроглифы.

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

Здесь же, на просторах музея, расположено несколько выставок, где под стеклом можно рассмотреть древние предметы быта, посуду, украшения и всякие интересные экспонаты.

Еще в музее-заповеднике есть симпатичная крепость, слишком красивая, как по мне, чтобы быть подлинно древней. Хотя табличка утверждает, что комплекс тут был возведен в 14–15 веках. Ну, пусть будет отличная реставрация!

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

Охраняет ее воин. В крепость можно войти и прогуляться, подняться на крышу, окинуть взглядом окрестности. Мы не пошли — уж не вспомню почему. Еще есть музей современного искусства. Тоже не пошли, и почему знаю! Как по мне, смотрится он тут, рядом с каменными стелами язычников и старинными вазами, странно, но создателям виднее. Может, они подразумевали связь времен, и то, как меняется искусство в разные эпохи… Кстати, вход туда по основному билетику комплекса, стоит всё вместе 4 азербайджанских маната — чуть больше пары долларов.

Мы бродили между артефактами сами и в гордом одиночестве. Наверное, с гидом было бы познавательнее, но как мне понравилась наша прогулка в тишине и покое! Никто не шикает, не ходит по пятам, не стоит над душой. Все можно потрогать и рассмотреть — как это отличается от привычных нам музеев. В общем место — супер, беру свои слова обратно! И когда мы сели в машину, довольные, смогли от души поблагодарить гида за совет. За что и были вознаграждены холодным лимонадом — в жарком майском Баку он крайне необходим!

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

Можно ехать дальше, и по плану у нас очень необычное место. Храм — кого бы вы думали, огнепоклонников.

Атешгях — одно из самых интересных местечек в окрестностях Баку, настоящая восточная экзотика. Всего 30 км от центра ультрамодного мегаполиса — и вы переноситесь в эпоху почитания пламени…

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

Издавна, во времена языческих культов, более двух тысяч лет назад, земля уже в буквальном смысле слова горела под ногами азербайджанцев. Тогда эти места облюбовали зороастрийцы — почитатели пламени, и их легко понять. Представьте первобытный ужас древних людей, у которых на глазах камни и земля начинают полыхать и искриться! Тут и скептиком будешь — уверуешь!)

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

Зороастрийцы придавали вечному, неугасимому огню мистическое значение, и приезжали сюда поклониться его пламени. Когда в эти края пришел ислам, храм разрушили, и многие из последователей древнего культа ушли в Индию. Но в средние века индусы-огнепоклонники, попавшие на Апшерон с торговыми караванами, стали совершать паломничества в местечко Сураханы, и на месте древнего храма вновь начали сооружать постройки. Наиболее ранняя часть святилища относится к 1713 году. В течении 18-го века тут появляются помещения для молитвы, кельи, караван-сарай.

На стенах памятника можно увидеть резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма.

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

В середине 19-го века, ближе к эпохе строительно-нефтяного бума, сюда повалили промышленники. Построили заводы по добыче и переработке нефти, земля постепенно истощалась, и пламя слабело. Паломники решили, что это их настигла кара небесная, и постепенно покинули эти края.

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

10 лет назад храм отреставрировали, огонь, пусть и на этот раз бегущий по трубам, снова весело запылал в святилище. Сейчас Атешгях — музей под открытом небом, историко-архитектурный заповедник и целый туристический комплекс. Парковка, кафешки, сувениры, экскурсии — всё что душа пожелает!

Читала, что входной билет недорогой, стоит примерно пару-тройку манат. Почему «читала» — улыбающаяся девушка на кассе, промолвив, «Ааа, вы из России? Так для вас вход бесплатный!» привела нас в крайнее изумление! Азербайджан, умеешь ты удивлять!)

И вам я желаю увидеть Страну Огней во всем ее блеске и великолепии!

Один прекрасный день… музей Гала и храм Атешгях

П.С. А продолжение очень скоро последует)