Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была 6 мая 19:03

Сием Рип — Камбоджа Январь 2018

https://www.tourister.ru/responses/id_22535 — общий рассказ про Камбоджу

https://www.tourister.ru/responses/id_22877 — Большой круг храмов

https://www.tourister.ru/responses/id_22271 — озеро Тонлесап и деревня на воде

При упоминании о Камбодже первое, что все вспоминают — это храмовый комплекс Ангкор Ват, силуэты которого являются национальным символом страны. Камбоджа настолько гордится своей главной святыней, что разместила ее на официальном флаге и гербе государства. Основная масса туристов едут в Камбоджу именно ради того, чтобы увидеть именно этот храм. Второй храм, который стал известен всему миру благодаря фильму «Лара Крофт — расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли в главной роли (и сейчас его часто называемый её именем) — это сказочный Та Пром с огромными деревьями, растущими на стенах этого комплекса. Третьим вспоминается храм Байон с улыбающимися каменными лицами, смотрящими на все четыре стороны. В этом рассказе пройдемся по первым двум храмам. Огромный комплекс Ангкор Том с Байоном покажу отдельно.

Как я уже писала в предыдущих рассказах, по храмовым комплексам можно ехать в разной последовательности. В первый день мы проехали по Большому кругу храмов. Но самые знаменитые храмы расположены вдоль Малого круга. По нему можно ехать как по часовой стрелке, начиная с Ангкор Вата и заканчивая Та Промом, а можно поехать в противоположную сторону. Для наглядности — карта храмовых комплексов.

Ради чего едут в Камбоджу. Ангкор-Ват и Та Пром

Мы решили поехать против часовой стрелки, начав в Та Прома и оставив Ангкор Ват «на десерт». Почему я предлагаю именно такое направление? Во-первых, так вам попадется меньше туристов, которые едут по часовой стрелке (хотя насчет этого — большой вопрос, дальше поймете почему). Во-вторых, Ангкор Ват лучше видно на закатном солнце. Мы не стали вскакивать на рассвете и бежать быстрее, чтобы всех опередить. Нормально выспавшись и позавтракав, прихватив воду и термосы с зеленым чаем, который намного лучше утоляет жажду при жаре, мы загрузились в наш Лексус с водителем и поехали на основной камбоджийский маршрут.

Храм Ta Prohm (Та Пром)

Буддистский храм был построен в 1186 году при короле Джаявармане VII. Он посвятил его своей матери, в которой видел Богиню «Совершенной Мудрости» и мать всех Будд Праджняпарамиту.

Храм Та Пром занимает огромную территорию и, вероятно, был весьма богат. Существуют записи, где указано, что на территории храма жили 12640 человек, службу несли 18 верховных жрецов, 2740 священнослужителя рангом пониже, 2232 служки и 615 танцовщиц. В подчинении храма находилось 3140 деревень, населяли которые 79365 человек и 102 больницы.

Храм Та Пром окружён латеритовой стеной с четырьмя гопурами, обращёнными по сторонам света, украшенными ликами Авалокитешвары.

Ради чего едут в Камбоджу. Ангкор-Ват и Та Пром

Мы решили сначала обойти храм вокруг, так как там было меньше народа. В этом храме за прошедшие столетия главными туристическими объектами стали не остатки строений, а гигантские деревья, которые выросли на них, создав неповторимый синтез живой природы и творений рук человеческих.

Ради чего едут в Камбоджу. Ангкор-Ват и Та Пром

Многие из этих деревьев так вписались в постройки, что можно подумать, что эти здания строили специально для того, чтобы отразить их природную мощь и красоту.

От храма идет длинная аллея, в конце которой есть достаточно большой водоем. Ничего необычного и запоминающегося там нет, так что не стоит тратить на это время.

Внутри храма ходят толпы туристов, поэтому сделать кадры без людей, местами просто невозможно.

Около некоторых деревьев выстраивается настоящая очередь из туристов, желающих сделать кадр, которые постоянно сменяют друг друга. Вот одно такое место.

Мы сами сфотографировались около некоторых деревьев-гигантов, чтобы было на фото понятны их реальные размеры.

Не скажу, чтобы этот храм как-то потряс мое воображение. Возможно, в этом виноваты толпы китайцев, но мы там долго не задержались.

Следующим храмовым комплексом на нашем пути был огромный Ангкор Том. Там так много интересного, что я решила сделать про него отдельный рассказ.

После посещения Байона мы пообедали в ресторанчике, которых достаточно много около входов в храмы. Там же много всяких сувенирных магазинов с картинами, всякой ерундой и местными штанами и футболками, которые очень дешевые (3–5 долларов), но и качества соответствующего. Многие туристы покупают их только для того, чтобы просто походить в них по храмам. Однако с большими размерами возможны проблемы. У моего мужа возникла срочная потребность в замене шорт, так мы еле нашли штаны, которые на него еле налезли, и их качества хватило ровно на полдня.

После обеда мы поехали в Ангкор-Ват. Стоянка всего транспорта расположена слегка в стороне от моста, по которому идет дорога к храму. Пocкoльку пo пepимeтpу глaвный вxoд в Aнгкop-Baт oкpужaeт poв c вoдoй шиpинoй 190 мeтpoв, oбpaзуя ocтpoв квaдpaтнoй фopмы, тo нa тeppитopию xpaмa мoжнo пoпacть тoлькo пo кaмeнным мocтaм c зaпaднoй и вocтoчнoй cтopoны xpaмa. А так как мост был на реконструкции, то через канал, окружающий комплекс проложили пантовый настил, по которому все проходили. Ощущения немного непривычные, когда под ногами все шатается, но пройти можно.

Храмовый комплекс Angkor Wat (Ангкор-Ват).

Пocтpoeнный вo вpeмя пpaвлeния Cуpьявapмaнa II (111З-1150) зa З0 лeт, Aнгкop-Baт cтaл caмым бoльшим caкpaльным здaниeм в миpe. Храм посвящён богу Вишну, индуизм

фото из интернета

Aнгкop-Baт дo cиx пop являeтcя caмым кpупным peлигиoзным coopужeниeм в миpe. Eгo выcoтa 65 мeтpoв. Xpaм oкpужeн гигaнтcким pвoм шиpинoй 190 мeтpoв, paзмepoм 1З00 мeтpoв нa 1500 мeтpoв. Пocлe cмepти кopoля Cуpьявapмaнa II xpaм пpинял eгo в cвoи cтeны и cтaл уcыпaльницeй-мaвзoлeeм. Помимо самых больших размеров, уникальность Ангкор Вата в его ориентации на запад. Бога Вишну соотносят с западом, а сам император Сурьяварман II, построивший храм, отождествлял себя именно с ним, отсюда учеными был сделан вывод о погребальном назначении храма. Эта версия подкреплена тем, что при осмотре барельефов, нужно идти против часовой стрелки, как и при индуистском погребально обряде. Эта галлерея с двухметровыми барельефами тянется на 700 м вдоль наружной стены.

Ради чего едут в Камбоджу. Ангкор-Ват и Та Пром

Ближe к xpaму, c oбeиx cтopoн oт дopoги pacпoлaгaютcя eщё двa вoдoeмa, выpытыe пoзжe, в 16-oм cтoлeтии. Это самое популярное место для классических съемок Ангкор-Вата.

По древним дороге, вымощенной каменными плитами приближаемся к храму.

Ради чего едут в Камбоджу. Ангкор-Ват и Та Пром

Немного попозировали на этом фоне на память (ну можно же слегка побыть как китайцы?).

Полюбовались на внешние стены, окружающие комплекс и пошли внутрь.

Ради чего едут в Камбоджу. Ангкор-Ват и Та Пром

Ангкор Ват символизирует вселенную, где центральная башня отождествляет гору Меру, которая по приданиям служит обителью для богов и раем для самого Сурьявармана II, где Апсары будут вечно исполнять его любовные желания. Гору окружают четыре пика поменьше, которые в свою очередь окружены символическими «континентами» в виде внутренних двориков и символическим «океаном» в виде рва. Внутри же горы Меру скрыт фалос Шиву, или лингам, символизирующий животворящую силу.

Есть интересная особенность — у храма пять башен, но с какой бы стороны вы не подошли — всегда видно только три из них.

Ради чего едут в Камбоджу. Ангкор-Ват и Та Пром

На территории храма, несмотря на послеобеденное время, было очень много туристов. Основная масса, конечно, жители Поднебесной. Знаю, что все туристы, путешествующие по миру, прекрасно знакомы с этим особенным явлением под названием «китайский турист». Мы уже неоднократно обсуждали это на страницах сайта. Я зову их «Колхоз Красные зори». Как же они выделяются на общем фоне.

Про их фантастически несуразные наряды и страсть к бесконечному фотографированию себя на фоне ВСЕХ объектов можно складывать легенды. Иногда это раздражает, но иногда очень веселит. Например, в Ангкоре нам попалась группа «модниц» которых я тоже втихую фотографировала.

Ради чего едут в Камбоджу. Ангкор-Ват и Та Пром

Очередь для того, чтобы подняться на верхний уровень храма довольно длинная. Придется стоять долго. Пока мои мужчины стояли в очереди, я решила сделать фото с местными жителями в национальных нарядах. Цена за это удовольствие 1 доллар.

Подъем и спуск проходит по очень крутой лестнице. Надо это учитывать, если кто-то боится высоты. Там я наблюдала несколько истерик людей, которые реально боялись этих лестниц и их спускали другие туристы. Обязательно соблюдать дресс-код — должны быть закрытыми колени и плечи, причем шарф может не прокатить. Так что лучше надевать брюки или бриджи и футболку с рукавом. Запускают людей определенными группами, чтобы сверху не было толкотни.

Kxмepcкиe xpaмы никoгдa нe пpeднaзнaчaлиcь для coбpaний вepующиx, oни cтpoилиcь кaк мecтo oбитaния бoгoв. Дocтуп в цeнтpaльныe cтpoeния кoмплeкcoв был oткpыт тoлькo для жpeцoв и мoнapxoв. Caмый бoльшoй xpaм гopoдa бoгoв, Aнгкop-Baт имeл eщё и дoпoлнитeльную функцию: oн изнaчaльнo плaниpoвaлcя кaк мecтo для зaxopoнeния цapeй.

Xpaмoвый кoмплeкc Aнгкop-Baт имeeт тpи уpoвня. Oн cocтoит из pядa кoнцeнтpичecкиx, пpямoугoльныx oгopoжeнныx пpocтpaнcтв, включaющиx в ceбя тpи пpямoугoльныx гaлepeи, кaждaя вoзвышaющaяcя нaд cлeдующeй c oткpытыми двopaми, cвязaнныx мeжду coбoю кpecтooбpaзными гaлepeями. Пo cути Aнгкop-Baт — пpeдcтaвляeт coбoй oгpoмную тpexcтупeнчaтaя пиpaмиду.

Внутри храма народ расходится по территории, так что даже можно немного уединиться и подумать о вечном.

Ради чего едут в Камбоджу. Ангкор-Ват и Та Пром

С этого уровня можно посмотреть на внешнюю территорию.

Мoжнo увидeть зaxвaтывaющee зpeлищe — пики цeнтpaльныx бaшeн, пoднимaющиecя из-зa внутpeннeгo двopa. Oт вxoдa, кo вceм цeнтpaльным бaшням, a тaкжe двум внутpeнним библиoтeкaм втopoгo уpoвня, мoжнo пpoйти пo пeшexoдным мocтaм нa кopoткиx кpуглыx cтoлбикax.

Ради чего едут в Камбоджу. Ангкор-Ват и Та Пром

Стены Ангкор Вата покрыты резьбой, здесь можно встретить более 2000 изображений апсар и не найти двух одинаковых. Определенные участки этих барельефов затерты не меньше, чем знаменитый нос собаки на станции метро «Площадь революции». На удачу терли или из каких других соображений?

В храме есть несколько фигур Будды, где могут помолиться все желающие.

В разных местах на территории сидят монахи, но я их снимать не решилась. На стенах около статуй Будды есть какие-то надписи. Думаю, что это молитвы.

Ради чего едут в Камбоджу. Ангкор-Ват и Та Пром

Около статуй стоят интересные золотистые украшения.

Внутри храма очень много интересных барельефов.

Спустившись вниз, прошли вокруг храма. При вечернем свете храм был особено красив.

Полюбовались галереями, отделанными резными каменными столбиками и барельефами апсар.

Львы охраняют подходы к храму. Даже в таком побитом годами виде они не потеряли своей гордой осанки.

Ради чего едут в Камбоджу. Ангкор-Ват и Та Пром

Спустившись к водоемам, мы решили дождаться заката.

Немножко пошутили, сделав кадры в духе Инстаграмма. Я не люблю эту программу, в которой практически живут многие современные люди, но кадр показался мне забавным.

Ради чего едут в Камбоджу. Ангкор-Ват и Та Пром

В ожидании заката прошли к монастырскому комплексу около водоема. На берегу росли такие шикарные деревья, что не могу не поделиться с вами этим фото.

В помещении храмового комплекса шла вечерняя молитва. Мне очень хотелось снять, как десятки монахов в едином порыве замаливают наши общие грехи. Но это осталось только в моей памяти. А фото ступ около него я сделала.

Ради чего едут в Камбоджу. Ангкор-Ват и Та Пром

Ближе к закату мы вернулись к лотосовому водоему. На его берегу боло очень много нарду, но при желании несколько кадров каждый может сделать.

На закате Ангкор-Ват особенно красив.

Ради чего едут в Камбоджу. Ангкор-Ват и Та Пром

Пошли к выходу, по пути снимая последние лучи заката.

Ради чего едут в Камбоджу. Ангкор-Ват и Та Пром

Немного посидели на набережной канала, окружающего комплекс, и попрощались с Камбоджей — очень интересной, загадочной, красивой и гостеприимной страной.