Турист Василий Бирюков (bobon)
Василий Бирюков
был 13 сентября 2023 17:29

На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1

Пуэрто-Аякучо — Венесуэла Октябрь 2010
7 5

Наверно из моих рассказов не получится реклама для туристических фирм и индивидуалов, зарабатывающих на предоставлении услуг туристам. При всем уважении к турбизнесу, у меня сложилось собственное отношение к организации своего отдыха. Когда я был еще молоденьким мальчиком, мне очень понравилось поведение туристов из зажиточной Великобритании, прилетевших покататься в Приэльбрусье на лыжах. В аэропорту вокруг них как мухи кружили таксисты, предлагая «совсем задешево» куда угодно. Однако невозмутимо и спокойно англичане дождались рейсового автобуса. Скромно погрузились в него и отъехали вместе с местным населением. Вместо того чтобы сорить деньгами, пытаясь взвалить все заботы о своем комфорте и организации своего путешествия на посторонних людей за деньги, они предпочли действовать самостоятельно, не страшась ни языковых барьеров, ни местных национальных особенностей. Такое поведение нормальных людей меня не удивляет, а вызывает уважение. Удивляет, как при таком взвинчивании цен не дохнут с голоду таксисты. Удивляют цены в наших гостиницах при крайне низком уровне сервиса. Удивляет многочисленность невоспитанного быдла в нашей прекрасной стране. И еще многое другое.

Как только у меня появилась возможность получить загранпаспорт, я осуществил свою мечту побывать в Южной Америке. Целью данного путешествия было проехать на велосипеде по Венесуэле. Под открытым небом, вернее под самодельным тентом в гамаке я провел в пути 10 суток с трехдневным отдыхом в Кайкаре. В перерывах ночевал в гостиницах в 5-и городах — Каракас, Пуэрто-Аякучо, Кайкара дель Ориноко, Чагуарамас, Маракай. Пробовал все, которые увидел, местные фрукты и различные разновидности еды, которыми питается местное население.

Ловил рыбу в реках и озерах и варил из нее уху. Разговаривал с людьми и нюхал удивительные цветы. Пил воду из чистых горных речек и родников. Мок под дождем и жарился под экваториальным солнышком. Короче говоря, я эти дни жил той свободной жизнью, о которой можно только мечтать, дышал полной грудью чистым воздухом, напоенным ароматом цветов и трав, растворенным в утреннем тумане. Я ехал по дороге в дальней-предальней стране с той скоростью и в том направлении, как мне хотелось.

Когда отправляешься в путь, надеясь только на себя, переживаешь незабываемое ощущение: все впереди. Накануне поездки я постарался тщательно изучить по спутниковой карте варианты маршрутов велопутешествия, просчитав километраж, населенные пункты, крупные и мелкие речки, мосты и дороги. Но все просчитать невозможно, и ехать пришлось в противоположном направлении, и половина пути оказалась неизученной. Но ничего фатального и непредусмотренного не произошло, все имущество, взятое с собой, пригодилось, и практически ничего не было забыто.

Я не спортсмен, обычный горожанин, которому полтинник стучится в дверь, с больными артритом ногами и подпорченной пивом печенью. Велосипед — это мои ноги, без него я практически не могу передвигаться. Там, где «нормальным людям» приходится искать такси или автобус, я прыгаю в седло и уезжаю туда куда хочу. Чтобы обследовать окрестности и не валиться с ног от усталости в конце дня лучшего транспорта невозможно придумать. Велосипед не мешает поселяться в большинство гостиниц и войти в большинство ресторанов.

Около 20 кг необходимого в дальнем походе груза едут не спине туриста, а на багажнике верного коня в удобном велорюкзаке. Долгое сидение в седле в течение целого дня может отразиться на состоянии задницы, поэтому тем, кто собирается повторить мой «подвиг», следует потренироваться дома. Привычка уезжать в походы по крайней мере на 2–3 денька не будет лишней для тренировки перед многодневным походом. В жару и дождь трусы, носки и что-нибудь еще могут оказаться мокрыми.

Навыки сохранения сухих вещей для переодевания будут жизненно необходимы, ибо потертости в промежности могут стать серьезной проблемой. Трусы должны быть хлопчатобумажными, мягкими и проверенными на практике. Синтетические плавки и неопрен — хороши при купании и помогут не переохладиться при проливном дожде и высокой влажности, однако совершенно не пригодны, чтобы продолжать в них движение в течение достаточно длительного времени.

В подготовке очень хорошую помощь мне оказал форум Винского — настоящий кладезь полезной информации для путешественников. Что касается обмена денег, цен, транспортных вопросов — нигде не мог найти более подробных сведений. Там же я насмотрелся фотографий с общепосещаемых мест и скорректировал свой маршрут, чтобы оказаться подальше от набивших оскомину достопримечательностей и наемных гидов.

Длительные поездки по диким местам с ночевками на природе прибавляют мне душевных и физических сил, делают меня здоровым и красивым. То, что я путешествовал «соло», не совсем в моем вкусе, просто в этот раз напарника или напарницы не нашлось, но это не повод отказаться от своих замыслов. Человек я своенравный и упрямый. Меня совершенно не тянет в те места, где пасутся стада организованных туристов, куда продают туры и где водят гиды. Зато постоянно тянет в места, не открытые толпой. Поэтому я выбрал Кайкару, а дальше — Пуэрто-Аякучо, которые манили тем, что туда отправляется крайне мало людей. Тем более, это центр Венесуэльской Амазонии (к югу от Пуэрто-Аякучо до самой границы уже живут одни индейцы и старатели, там, в болотистых местах обитают неконтактные племена яномами, а также малочисленные куррипако и банива).

На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1

Началось все с бронирования билетов в Люфтганзе до Каракаса. За месяц до полета о скидках уже речи не было, поэтому пришлось выложить 46 т.р. Вся процедура бронирования, оплаты и получения посадочного талона, а затем и регистрация на рейс в день отлета произведена не слезая с компьютерного кресла. В Франкфурт в одном самолете со мной летела разная публика. Большинство — иностранцы в изысканном прикиде с ровными бородами и своими женщинами с неприятной внешностью. В боинге рядом со мной по странному капризу судьбы оказались двое парней — тоже велотуристы, летели в Буэнос-Айрес, чтобы за полгода проехать всю Южную Америку от Аргентины до Венесуэлы. Узнали друг друга по велорюкзакам, купленным в одной московской конторе.

Неподалеку от нас расселись молодые российские спортсмены. Рожи у них были такие, что без содрогания тяжело было смотреть. Жаль, что в Европе о русских будут судить по их харям и культурному уровню, а не по тем, что поехали в ЮА. Пацаны велотуристы вели себя скромно, не пили даже красного вина. С планированием поездки они не очень хорошо были подготовлены, но полагаю, раз впряглись в такое дело, должны справиться. Во Франкфурте мы разошлись, договорившись встретиться после всех событий в интернете.

На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1

С

Со мной на фото два молодых парня лет по 20, улетели в Аргентину, далее — Чили, Боливию, Перу, Эквадор, Бразилию, Колумбию, Венесуэлу. Маршрут они толком не прорабатывали, ехали с палатками, велосипеды большие — разобрали на части и сдали в багаж. Мой Стелс, который был просто сложен и засунут в сумку, имел перед их техникой преимущество в скорости приведения в боевое положение. Вытащив его из сумки, я уже через пять минут уезжал куда хотел. В сумку с великом сложил самодельную печку из жести, пару дождевиков, 3 ножа — большой тесак-кхухри, складной и мультиинструмент, итого -19 кг.

На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1
На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1

Простившись в Фракфурте мы улетели по своим направлениям. Они — в Буэнос -Айрес, я — в Каракас. По прилету долго и безнадежно ждал своего багажа у ленты транспортера, когда понял, что он не вылезет, побрел искать люфтганзу. Все пасахерос уже разошлись и разъехались. Нашел какой-то технический выход с лифтом возле стойки Люфтганзы. И о чудо, мужик с бородкой вытаскивал из лифта сумку с моим конем. Радостно сгреб его и поковылял на выход. Никто не стал проверять, что это я тащу, не сверял багажных квитанций с талончиком на билете — всем было пох, кто я и откуда и куда. Не пох было только одному — он вычислил меня издалека и алчно ухмылялся. Это был Антонио, про которого я читал на форуме Винского. Он подрабатывал каким-то агентом в аэропорту. Выучил уже пару слов на русском матерном — типа «не ссы, не обману». Я по глазам видел, что обманет, поэтому когда он предложил обмен и по 6 боливаров за доллар вместо ожидаемых 8, я попытался уклонится от такого счастья, но поскольку я был совершенно один — на улице начинало темнеть и накрапывал дождик, хотелось побыстрей свалить в гостиницу, решил поменять по минимуму денег, чтобы добраться до города, а завтра решить все проблемы.

На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1

— Да ты что, убеждал Антонио, по 8 такого курса уже нету, у нас же тут повысили официальный курс, поэтому параллельный сильно упал, давай меняй «не ссы». Вместо 200, которые я собирался обменять, обменял 500. Убедил засранец.

На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1
На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1

Приехал в гостиницу — Габьял (Hotel Gabian). Сутки — 260 Bsf, такси в которое меня засунул Антонио — еще 170. Где находится отель могу сказать, если интересно — но там таких хоть опой ешь. Улица Отелей. Отель — заточен под съем на ночь. В номере был телевизор, кондер и душ. Большой шкаф для одежды. Пацану, который помог мне дотащить в номер велик, дал 10-ку. Собрал велосипед, пробовал поспать, с непривычки из-за сдвига времени и криков за стенкой не очень хорошо спалось. Поутру позавтракал в ареперии возле гостиницы. Выбрал в меню «завтрак криола» — мне понравилось — арепа, мясо, сок настоящий (при мне выдавили из апельсина) — и недорого. Выехал с вещами, до метро доехал, перед входом в подземку местный бомж с сумкой для бутылок сделал мне замечание, что в метро не пустят с бисиклетой. «Си» — сказал я, разобрал велосипед и засунул его в сумку. Билет в метро стоит 1 боливар (4 рубля на наши деньги). Метро — современное, удобное, в часы пик едет много народу во все направления. Доехал до станции Ла Бандера.

На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1

Венесуэльский язык не совсем испанский. Многие слова, в том числе и числительные слегка отличаются по звучанию от того, что я нашел в своем разговорнике. Апельсиновый сок не «зумо-де наранья», а «хуго наранга». Если в Каракасе квасной напиток «Мальтин» (так написано на бутылке) называется «ламальта», то на юге просто «мальта».

На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1

А Каракас там зовут просто Карака или даже Кереке. Чем более собеседник с южных штатов Венесуэлы смахивает на индейца, тем менее разборчива его речь. Проглатывание окончаний — в порядке вещей. Приветствие не «буэнос диас», а «буэн». Два — не «дос», а «до».

Выясняя в Ла-Бандера по поводу автобуса в Кайкара дель Ориноко, познакомился с несколькими приятными доброжелательными людьми. Один из них (в последствии — уже за час до отъезда — я узнал, что его зовут Хуан ****) сам жил в П-А и ехал домой из какой-то деловой поездки. Работал он в нефтяной компании, ойл добывал, и уже встречал русских из Лукойла или Роснефти.

На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1

Другие добрые ребята — это молодой охранник из службы безопасности терминала, который сидел в самом дальнем углу, где и находилась касса (кажется № 18), где продавались билеты до Кайкары, а также кассирша — жгучая брюнетка, лет 30, судя по цвету кожи и чертам лица — с хорошей примесью индейской крови.

Кассирша эта работала в другой кассе, но благодаря ей я и взял успешно билет туда, куда хотел, ибо та старушка, которая продавала билеты на наше направление, была совершенно тупой и непрошибаемой. Она из моего испанского не всасывала ничего, с трудом понимая даже таких же, как она венесуэльцев. Именно индеаночка растолковала старой дуре, что велосипед, на котором я приехал в терминал, легко уменьшится и влезет в сумку, а билет мне нужен до Кайкара дель Ориноко, который путали с другой Кайкарой, ближе на 400 км.

На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1

Как выяснилось, такой населенный пункт действительно есть, а автобусную станцию моего конечного назначения почему-то называли Кайкабо. Уже находясь в Кайкаре второй раз за свое путешествие, на обратном пути, я побывал возле касс Кайкарского терминала и увидел, что действительно на станции висит название — Caicabo. Билет мне достался по цене всего 80 бсф. На нем я увидел время отправления — 20.30. Это было шоком, потому что на часах было 7 утра, я думал, что «очо орас», про которые идет речь — это 8 утра, а не вечера. Однако…

Потрепавшись с охранником и девушкой кассиром, я поведал им вкратце о своих планах, о том, что собираюсь путешествовать соло и договорился бросить у них до вечера мой велик под столом в кассе. После этого отправился болтаться по Каракасу. Вкратце созревший план был таков — найти где что почем можно пожрать и попить, проехаться в спокойной обстановке без велика на метро до примечательных станций, где есть какие-нибудь площади, парки, памятники и прочие достопримечательности.

Итак, я отправился на экскурсию по Каракасу, пользуясь длительной задержкой до отправления автобуса. Автобусы в другие города страны уезжали каждый час, особенно много было в Маракай, Сан-Хуан, Сан-Фернандо. Мне же предстояло болтаться целый день. Первое, что я решил найти — это какой-нибудь велосипедный магазин, так как у меня сломался замок. С подсказкой изнывающих от безделья и жары мастеров по ремонту автомашин я такой магазинчик нашел. Замок стоил недешево — 90 боливаров. Люди оказались на удивление отзывчивые и участливые.

На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1
На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1
На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1
На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1
На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1
На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1

Культурных памятников встретилось немало: в основном сидящие, стоящие и воздевающие решительные длани мужики — типа философы, генералы индейского происхождения и другие великие и смешные люди. Самый смешной памятник стоял, задрав непропорциональные клешни, возле ботанического сада, видимо это был какой-то местный ботаник работы скульптора-приколиста. Памятники аккуратно отреставрированы. Фонтаны и площади очень аккуратны, выглядят экзотично и красиво — столица. Бомжики поддатые попадаются, но немного. Людей дебильного уголовного вида на порядок меньше, чем в Москве. Возле площади Карабобо унылые изнывающие от жары скульпторы чинили фонтан с обнаженными гипсовыми индейцами в эротических позах. Перешел там улицу между машинами, замершими в пробке, в кафе заказал папайю. Никогда раньше не пробовал этот фрукт. Первая папайя понравилась, но была не очень сладка, для улучшения вкуса ее поливал соком лимона. Здесь было первое предложение любви в Венесуле — молоденькая пухлая официантка строила глазки, пока я ел папайю, затем написала на салфетке «I LOVE YOU! What is your name?». Я отписался в ответ: «Russo turisto obliko morale. Nombre Vasya». Посетил ботанический сад в центре. Фотографии птиц у меня не получились. Моя сонька-мыльница просто выводила меня из себя, фокусируясь на чем угодно, только не на том объекте, который я хотел снять. За 2 часа до отправления автобуса я вернулся в Ла Бандера, забрал свое имущество и пошел на нулевой этаж ждать посадки. Там и состыковался с Хуаном, который мне пояснял всякие нюансы езды по стране на автобусах. Путь до Кайкары-дель-Ориноко оказался не так прост, как думалось. Мы поехали не по прямой дорожке, а заехали сначала в г. Маракай, потом в Валенсию, а потом уже уснули и какой-то кривой ухабистой дорогой понеслись через лесостепь штата Гуарико на юг к цели. Спалось плохо, сильно хотелось выйти и поехать на велосипеде. Крючище автобус сделал что надо. Прямо мы бы доехали часов за 6, а тем путем, что повез нас водила, точили все 12.

К переправе через Ориноко на северном берегу, где находился убогий городишко под названием Кабрута, подъехали по светлому к 7 утра. Возле причала чоланы (речной паром) купил две пустых арепы, погрузились и поехали через речку. Ориноко впечатлила своими размерами: мы обогнули три острова и минут 30 плыли по волнам огромной, как море, реки, а ведь это только среднее течение. На горизонте чуть восточнее от оригинальной горы похожей на пирамиду виднелся город Кайкара дель Ориноко.

На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1

В Кайкара дель Ориноко на автобусной станции (они в Венесуэле называются Терминал-де аутобус) по уговорам Хуана ***** принял решение сразу отправиться автобусом, который стоял под парами, в Пуэрто-Аякучо. Отправление в 9.00. Билет 38 боливаресов. Еще дали 40 за багаж, который сунул в багажный отсек. Потом я убедился, что плата за багаж, невзирая на его размеры совсем не обязательна, по крайней мере, может быть гораздо меньше стоимости билета. Скажем, в моем случае за глаза хватило бы 10. Хуан плел про свою «каса», которая ждет нас в П-А, обещал встретить на станции. Еще в автобусе, пока мы ждали в Кабруте чолану, он оставил свой адрес в Кайкаре (там у него тоже каса) и телефон. Сам поехал вместе со своим тяжелым ящиком на легковой машине друга, который подъехал минут через 15. Мне он сказал, что будет в П-А через 2,5–3 часа, а мой автобус должен приехать через 4. На самом деле время в пути автобусом составило 6,5 часов.

Но это я узнал много позже. При покупке билета чика-билетерша что-то попросила мне передать Хуана. Хуан пришел и сказал, что чика меня полюбила и дарит мне ночь любви. Я сказал, что обязательно, но как-нибудь маньяна на обратном пути. Женские тела начали мне настойчиво снится только через неделю после прилета в Венесуэлу и то, при недостаточной физической нагрузке. Грузные фигурки толстозадых кривоногих венесуэлок стали мне нравится не ранее конца второй недели воздержания.

Вообще душевность и вежливость местных женщин и девушек произвели на меня весьма положительное впечатление еще в самолете и в аэропорту. Но видимо особенности питания и образ жизни совершенно не красили их тела. Венесуэльцы-мужчины не жадные, легко расстаются с мелочью, готовы заплатить за товарища при необходимости, но быстро забывают свои обещания. Как бы помягче сказать, не обязательные ребята и не очень работящие. Зато веселые и добрые.

После отправления мы остановились метров через 50 от терминала, в автобус вошел мальчонка, который помогал водителям при посадке и серьезным внушительным тоном объяснил пасахеросам, что они должны взять по паре карамелек. Большинство вняло его словам и послушно затарились карамельками, которые оказались жевательными конфетами. За них пришлось отдать 2 боливара. Одну я потом задарил ребенку подсевших в дороге индейцев екуана, вторую сжевал сам.

На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1

По поводу своего экипахе беспокоился я напрасно, он оказался цел и невредим, только большой рюкзак слегка подмок и запачкался затекавшей в багажник автобуса дождевой водой. В дороге 3 раза водилы останавливались у кафешек, чтобы облегчиться и пожрать пирожков. Я затарился арепами без ничего еще в Кабруте, поэтому ничего не покупал в дороге. Вода у меня во фляжке была, жевал помаленьку арепы, голод меня совершенно не мучил.

Глазея по сторонам, я с восторгом наблюдал необычную природу Венесуэльского Амасонаса, разглядывал водопады, сбегающие с гор, которые ни у кого, кроме меня, не вызывали эмоций. Около 14 часов начался дождь превратившийся в ливень, было жарко, в окна брызгала прохладная вода. Народ подсаживался по пути и выходил. Совсем немного пасахеросов продолжали ехать со мной до П-А. Усталость предыдущего дня, вернее бессонной ночи, брала свое, иногда я дремал.

Будила скверная дорога, когда автобус сворачивал с асфальта на раздолбанную грунтовку, либо объезжал по обочине участки с огромными выбоинами и смытым дождями покрытием. Добрались до П-А в полчетвертого дня, я, выбравшись из автобуса, который, чтобы доехать к терминалу, еще полчаса кружил по городу, объезжая пробки, в общем, не ожидал увидеть Хуана. Его там и не было. Включил телефон, отключенный для сохранности заряда батареи, на нем появилась станция Дигител, с которой у билайна есть роуминг.

Забрав свой экипахе и сложив его под навесом, решил позвонить Хуану, сам не знаю зачем, только зря деньги потерял. Хуан не сразу взял трубу, а когда ответил сначала что-то спросонок бурчал про то, что звоню не с того телефона. На вопрос «Донде су?», сказал, что он приболел и вообще понес какую-то чепуху, слушая которую, я понял только, что роуминг сейчас обесточит мой телефон. Плавно оборвав его словесный понос я сказал, что приехал и отправляюсь искать ближайший отель по самой широкой виа в сторону центра, а он может идти на…

Понял меня Хуан или нет, но больше я его не встречал, да он мне и не пригодился. Тут же набрал код для проверки баланса — показало, что на счету 596 руб. Проехав минут пять, наткнулся на скромную вывеску Отель Периметраль — двухэтажное г-образное здание с широким внутренним двором. Абитасьон — 100 бсф в сутки. Поселившись ни разу не пожалел — вежливо, культурно, чисто. Каждый день прибирали, меняли простыни и полотенца, в номере кондиционер, ТВ, душ.

На второй день оставил на кровати 10 бсф девушке, меняющей постель — не взяла. Отправил Татьяне смс, что доехал до П-А. Ночью телефон звякнул, посмотрел, что за шняга пришла — это лживый билайн сообщил, что меньше 300 рублей на счету — никуда звонить не сможешь. Наконец-то списались деньги за мой разговор в роуминге. Я выключил тлф, надеясь, что мои красавицы — жена и дочки — за неделю, что я буду добираться до Кайкары допрут, что надо добавить денег на счет. А по дороге все равно нет станций — тлф бесполезен. Напрасно я так хорошо о них думал — они тупили, пока в самом конце пути емайл другу не отправил.

Утром решил сделать кружок по П-А, нашел основные направления, как выехать на юг, в сторону Торбагана и Рио-Катаньяпо, а также в центр города, на овощной рынок и музей индейца. Карта спутниковая не очень понятна по причине отсутствия на улицах табличек с названиями. Нашел ближнюю тропинку к Рио Ориноко. Неподалеку от отеля пара смешных монументов: старушка индеанка с мешком на голове в сопровождении своры собак, чуть далее Либертадор Симон Боливар.

На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1
На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1
На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1
На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1

На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1
На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1
На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 1

Скульптуры страшненькие, типа церетели местный делал. Возле Боливара танк стремный с поникшей пушечкой. Залез на склон живописной горы, черные камни, разодранные бродячими псами мешки с мусором, обглоданные кости на плоских камнях. В траве бегают гекконы, порхают огромные бабочки. На улицах города основное дерево, создающее тень — манго с зелеными плодами, свисающими на веревочках. Нашел ликорерию, в которой продавали спиртные напитки, купил Касике — по отзывам бывалых туристов — лучший ром в Венесуэле.

Вечером попробовал ром под папайю с апельсином — действительно вкусно. Первую папайю я попробовал в кафе в Каракасе возле площади Карабобо. Там она мне тоже понравилась, но в П-А папайя на порядок ароматней и слаще.

На велосипеде с юга на север Венесуэлы, часть 2

Теги: Велотуры

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии