Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был сегодня 4:46
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Санкт-Петербург — Россия Июль 2017

9-й отзыв о путешествии по Санкт-Петербургу и его пригородам. Начало отчетов — ЗДЕСЬ.

Все мои отчеты и фотоальбомы о Петербурге и его пригорода можно посмотреть на отдельной странице - ЗДЕСЬ.

В предыдущем отчете я рассказал, как у меня начался четвертый день осмотра Питера, о чем можно прочитать — здесь — «По Санкт-Петербургу. От Пискаревского кладбища до Петропавловской крепости.»

Продолжаю последовательно.

22 июля (суббота) — 4-й день путешествия (Часть 2)

Мы остановились в прошлом отчете у стен Петропавловской крепости. Но сначала немного истории.

История создания Петропавловской крепости неразрывно связано с Северной войной против Швеции. В результате успешных военных действий к 1703 году удалось отвоевать невские земли и для их защиты потребовалась крепость, так как старая шведская крепость Ниеншанц посчитали недостаточно надежной.

Место для новой крепости лично выбрал Петр Первый — выбор пал на Заячий остров, находящийся в самой широкой части устья Невы и имеющий вполне для этого подходящие размеры — 750 метров в длину и 360 в ширину. Началом работ на Заячьем острове руководил Меншиков. Сначала крепость была деревянно-земляной, однако, несмотря на это представляла собой передовое по тем временам фортификационное сооружение состоящие из 6 бастионов, каждый из которых являлся мощным пятисторонним укреплением.

Крепость возводилась руками русских солдат и пленных шведов, кроме этого от каждой губернии на строительство присылались крепостные крестьяне. В 1705 году было принято решение о перестройке крепости в камне. Составление проекта и руководство работами осуществлял итальянец Трезини — выдающийся архитектор и инженер своего времени. К 1708 году в гранит были одеты Меншиков и Головкин бастионы.

Крепость получилась самой мощной в России — толщина крепостных стен достигала 20 метров, высота 12 метров. Для укрепления их основания в грунт было забито 40 тысяч свай. Каждый бастион обладал огневой мощью, которую обеспечивали 60 орудий.

Я вошел в крепость через Иоановский мост, который привел меня к Иоанновским воротам, на которых указан 1740 год. Это год окончания строительных работ, в ходе которых крепость стала полностью каменной

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

Пройдя через еще одни ворота — Петровские, входим в саму крепость и двигаемся вдоль главной аллеи, где слева будет Музей восковых фигур.

Центральная аллея прямиком выводит нас на Соборную площадь крепости, она также служила плацем для гарнизона крепости. На ней расположились несколько главных зданий крепости. В первую очередь это Петропавловский собор, Монетный двор и Ботный дом.

Действующий монетный двор Госзнака-это и крупнейший монетный двор в Мире. Ботный дом был специально построен для хранения ботика Петра Первого, где он хранился до 1931 года, сейчас здесь выставлена копия.

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

29 июня (12 июля) на территории крепости поизошла торжественная закладка Петропавловского собора. Заложен собор был в день святых апостолов Петра и Павла по проекту итальянца Трезини.

Высота собора со шпилем составила 122,5 метра и до 2013 года это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге и безусловно это самое красивое здание в крепости. По замыслу Петра Первого Петропавловский собор должен был стать первым зданием новой России, именно поэтому он не похож на традиционнные храмы России, а своей высотой шпиль пронзает небо. Высота шпиля 40 метров, высота летящего ангела 3,2 метра, размах крыльев у ангела — 3,8 метра. На позолоту шпиля было потрачено 8 килограммов червонного золота

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

Собор строился 19 лет (1712–1733 год).Интерьер собора напоминает парадный зал дворца. Картины на стенах созданы известными художниками.

Резной иконостас выполнен в виде Триумфальной арки (проект аритектора Зарудного), а иконы для иконостаса московским мастером Поспеловым.

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

С самого начала Петр Первый решил превратить собор в мавзолей и усыпальницу для всей династии. С лета 1708 года в еще недостроенном соборе начались захоронения.

Здесь погребены все русские цари династии Романовых за исключением Петра Второго и Ивана Четвертого.

На фото — могила Петра Первого у Южной стены в соборе.

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

Поэтому в храме никогда не проводились такие обряды как венчание, крещение.

В 1917 году по распоряжению Временного правительства все ценности храма — иконы, лампады, золотые, серебрянные медали с могил, золотые, серебрянные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных ценностей неизвестна.

Летом 1998 года, в 80-ю годовщину расстрела Николая Второго и его семьи состоялось погребение их останков. Последний Российский император и его семья, ныне причисленные к лику святых, были погребены в Екатерининском пределе собора.

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

Я продолжил свой путь по Петропавловской крепости и направился в ее музеи. Первым оказался — Музей тюрма Трубецкого бастиона.

До 20 века Петропавловская крепость выполняла и функцию тюрьмы, куда помещались без суда (только по царскому решению) особо опасные государственные преступники. Одним из первых узников стал царевич Алексей, сын Петра Первого. Здесь побывали — Радищев, декабристы. В гулких коридорах крепости раздавались шаги Чернышевского, Достоевского, Бакунина, Кропоткина и многих других видных деятелей той эпохи.

Бастионы крепости помнят знаменитую княжну Тараканову, здесь побывала петрашевцы и нечаевцы во главе со своим бесславным руководителем.

То что мы видим сейчас появилось в 1872 году, когда разобрали внутренние стены Трубецкого бастиона и построили двухэтажное здание тюрьмы с внутренним двором, в центре которого располагались бани.

Тюрьма была рассчитана на 73 одиночных камеры. Здесь отбывали наказание революционеры -народники, в их числе старший брат Ленина-Александр Ульянов, эсеры (в том числе Савинков), члены депутации выступивших против расстрелов 1905 года, в их числе Максим Горький, а также члены Петербургского Совета рабочих депутатов, в их числе -Лев Троцкий

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

Можно зайти и увидеть обстановку в камерах

Особенно печальной страницей в истории крепости стал Красный террор, когда на территории крепости массово расстреливали заключенных, в том числе четыре великих князя из дома Романовых. Расстрелы производились у крепостной стены со стороны Кронверкского пролива. В 2009 году там были обнаружены останки сотен людей, ставшие жертвами большевиков.

В 1925 году судьба крепости чуть не оборвалась, после того как Ленинградский совет вынес постановление о ее демонтаже (разрушении) и создание на ее месте стадиона. Но к счастью, очередному варварству не суждено было случиться и на территории крепости был создан музей.

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

Отдельное удовольствие в осмотре Петропавловской крепости занимает возможность посмотреть на город со стен крепости. Для этого надо подняться на Нарышкин бастион (на фото), предварительно купив билет в кассах, расположенных здесь же. Отсюда же с Нарышкина бастиона ежедневно в полдень дает свой залп пушка, возвещая середину дня. Я в этот раз не поднимался, так как бывал уже в крепости и поднимался на этот бастион в предыдущие свои поездки.

Тучи к этому времени сгустились и пошел противный дождь. Я решил переждать это время в очередном музее-Государственном музее истории Санкт-Петербурга, возле которого расположились вот такие зайцы.

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

В длинном строение справа от Петропавловского собора, где ранее помещалась квартира и канцелярия коменданта крепости, представлено множество артефактов, относящихся к допетровской истории Невских берегов, шведские и русские морские карты, чертежи дворцов, картины и скульптуры эпохи Петра Первого и его потомков.

Большая часть коллекции посящена повседневной жизни людей, населявших столицу России в 18–20 веках

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

В каждом зале своя тема. Подлинные предметы быта, одежды, кареты и автомобили, посуда и письменные принадлежности рассказывают как петербужцы оплачивали счета и штрафы, что ели и носили рабочие, а что чиновники, какие спектакли шли в петербургских театрах (на фото-афиша) и какие сенсации публиковали в газетах.

Но музей небольшой и часа вполне достаточно для его осмотра.

На нижнем фото — русские офицеры погибшие в Первую Мировую войну. Наверное они очень бы удивились, если бы узнали что через 100 лет, России придется доказывать, что Крым — российская территория и что под Варшавой (в то время обычный областной город Российской империи) стоят американские базы.

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

И напоследок, техническая информация — вход на территорию крепости — ежедневно с 09.30–20.00, без выходных.

Среда выходной день во всех музеях.

Петропавловский собор с 10.00–18.00.

Тюрьма Трубецкого бастиона с 10.00–18.00

Вход в крепость бесплатный, для посещения музеев надо покупать отдельные билеты- я брал комбинированный в Петропавловскую крепость+ тюрьма Трубецкого бастиона+музей истории Санкт-Петербурга — по цене 600 рублей.

После Петраповловской крепости я хотел еще посетить Военно-исторический музей артиллерии, который расположен напротив крепости через Кронверкский пролив, но меня поджимало время (а на музей нужно как минимум два часа) и я его отложил.

К востоку от крепости находится Троицкая площадь — на фото. Это старейшая площадь Петербурга- на ней находился деревянный Троице-Петровский собор, который и дал название площади. Собор был снесен коммунистами в 1933 году.

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

Сейчас здесь в частности установлен в 2002 году Соловецкий камень — памятник жертвам политических репрессий

Здесь же у Петровской набережной стоит корабль-ресторан «Благодать»-реконстуированный линейный трехпалубный фрегат 18 века. В нем устроены три рестораны (время работы с 14.00- 02.00)

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

Погода совсем испортилась — было очень темно и тучи стали свинцовыми. На фото — Петровская набережная с двумя скульптурами мифологических существ Ши-Цза. Скульптуры привезли в 1907 году из Манчжурии

В 100 метрах от корабля — находится Домик Петра Первого и перед зданием в 1875 году установили бюст Петра Первого (на фото)

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

Домик Петра Первого — это первое жилище царя и первое гражданское здание в городе на Неве.

Построен он был солдатами-плотниками всего за три дня с 24–26 мая 1703 года. В этом домике император жил до постройки Зимнего и Летнего дворца с 1703–1708 год.

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

Планировка дома выполнена по типу шведского срубного жилища, представляющего собой одноэтажный деревянный дом из двух комнат с сенями. Печи и дымоходов не было — император жил здесь только в летнее время.

В 1930 году был открыт музей. Музей открыт в понедельник, среда пятница, суббота и воскресенье с 10.00–18.00, четверг с 13.00–21.00, выходной вторник. Билет стоит -150 рублей, дети до 16 лет -бесплатно.

Снова выходим на Петровскую набережную

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

И через пять минут выходим к легендарной Авроре.

На Авроре я был несколько раз — первый раз меня водили родители в 1975 году, а в 2006 я уже ходил с дочкой. Поэтому я заходить не стал.

Отмечу — что это еще один из символов Петербурга, который надо обязательно посетить. Построен он был в 1900 году и участвовал в Цусимском сражении в 1905 году.

25 октября 1917 года — холостой выстрел с Авроры послужил сигналом к началу захвата Зимнего дворца.

Сейчас здесь музей — посетить его можно — с 11.00–18.00, выходные — понедельник и вторник. Цена билета-400 рублей, школьники и пенсионеры — 200 рублей.

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

Напротив Авроры находится здание (на фото) в котором расположилось знаменитое Нахимовское военно-морское училище, которое было открытов 1944 году. В первый учебный год за парты сели 408 воспитанников в возрасте с 10–14 лет. Многие из них участвовали в военных действиях и имели награды.

По Сампсониевскому разводному мосту я перешел через Большую Невку на Пироговскую набережную и оказался на Выборгской стороне.

На фото — вид с моста на Аврору

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

На фото — вид на Пироговскую набережную с Литейного моста, а за ним в 300 метрах по Арсенальной набережной находится тюрьма Кресты, которую мы часто видим в сериалах

В 100 метрах от моста расположилась площадь Ленина с большим каскадным фонтаном

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

На площади Ленина- памятник вождю, а за памятником Финляндский вокзал. Здание вокзала было построено в 1870 году. Именно на этот вокзал 03 апреля 1917 года вернулся из эмиграции Ленин и выступил на броневике с апрельскими тезисами. Во время Великой Отечественной войны это был единственный действующий вокзал и от него начиналась Дорога жизни через Ладогу. Здание вокзала подвергалось постояннным бомбардировкам и было сильно разрушено.

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

На Финляндском вокзале я зашел в столовую и пообедал, а далее со станции метро, которое расположено в 50 метрах от вокзала — «Площадь Ленина» я переехал с пересадкой на Крестовский остров — на станцию метро — «Крестовский остров»

От станции метро — тянется длинная аллея на запад- «Батарейная дорога» к северу от нее расположился — Диво-остров- это парк развлечений с различными атракционами (работает с 12.00–20.00)

Но меня он не интересовал- я шел на футбольный матч. До стадиона от станции метро — идти прилично — 2 километра (около 30 минут) и где -то посередине этого пути находится вот такой симпатичный фонтан

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

Я был на старом стадионе Кирова еще в 1981 году был матч Зенит-Арарат.

Теперь же я подошел к новому стадиону, который правильно называется стадион Санкт-Петербург и внешне напоминает летающую тарелку.

Теперь безусловно — это еще одна важная достопрмечательность города на Неве. Автор проекта — японский архитектор Курокава.

Высота здания — 79 метров, а с учетом пилонов -110 метров. В здании -9 этажей. Поле стадиона может выдвигаться, а крыша стала раздвижной.

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

Старый стадион им. Кирова был снесен в 2006 году и началось строительство новой арены. Изначально было заявлено что стадион обойдется в 6,7 миллиардов рублей., но впоследствии сумма выросла в восемь раз!!!- и достигла 48 миллиардов рублей.

По стоимости — он занимает третье место в мире — уступая только футбольным стадионам Уэмбли (Англия) и Кинг Финал (Канада)

Билет мне обошелся в 1900 рублей и я его купил заранее на Невском проспекте.

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

Стадион впечатляет и он намного красивее и лучше, чем знаменитый стадион Маракана в Рио-де-Жанейро, на которм я тоже побывал. И всем советую его посетить!

На матче присутствовало 45 тысяч зрителей, а вмещает он 68 тысяч. По вместимости- он совсем немного уступает Лужникам в Москве.

По Санкт-Петербургу. От Петропавловской крепости до Арены «Зенит»

Зенит победил — казанский Рубин со счетом 2–1, причем решающий гол был забит на последних минутах.

После матча я вернулся в свой хостел отдыхать — так завершился мой четвертый день в Санкт-Петербурге.

На следующий день я продолжу осмотр Северной столицы, но об этом в следующем отчете,который можно прочитать - здесь - " По Санкт-Петербургу. От Александровского парка до храма Успения на Васильевском острове."

При написании отчета использовались данные из интернета.