Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была 3 мая 18:32
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Гарни — Армения Январь 2018

Наше путешествие неумолимо подходило к концу, и охватывала легкая грусть от мысли, что пока на этом Армения останавливается… «Пока» — потому, что мы уже точно знаем, что вернемся сюда снова, не зимой, чтобы досмотреть, досозерцать, дочувствовать, хотя, мне кажется, нам снова будет мало: страна умеет влюблять в себя.

Но, как бы то ни было, оставались два последних дня в Ереване. Мы уже полностью походили на местных, не раз к нам подходили люди спрашивать что-то на армянском, мы только с растерянной улыбкой им отвечали по-русски. Даже смеялись, что за 5 дней у нас появились какие-то зачатки акцента)) Территориально мы уже были гуру запутанных улочек, каждый вечер открывая в Ереване все новые и новые интересности. Но душа еще и еще требовала зрелищ, не позволяя расслабиться. Да, конечно, при такой сумасшедшей концентрации достопримечательностей и красот в стране просидеть хотя бы один день в столице было бы преступлением, тем более, имея меньше недели в запасе.

Наверно, подсознательно две самые яркие достопримечательности Армении (не считая Татева и нескольких дальних храмов, к которым твердо решили доехать в следующий раз) мы оставили «на закуску», и она не то, что удалась, — она перевернула сознание. Но об этом позже.

Как уже писала, погода нам улыбалась вовсю: солнце как будто становилось все ярче с каждым днем! Не удивлюсь, если это так, потому что фото из последних двух поездок просто залиты солнцем, и это не могло не радовать, тем более, что вести из России были неутешительными: — 15 градусов и метели… Нужно наслаждаться, пока можно, что мы и делали.

Древняя сказка — Армения. Часть 5. Гарни. Симфония камней

Утром, снова договорившись с нашим Арменом, мы двинулись в путь. В этом рассказе я позволила себе изменить нашу хронологию и оставить самое яркое открытие на заключительную часть, потому что по всем параметрам это был самый яркий финал путешествия!

Сейчас речь пойдет о месте, которое и было финальным, — по сути, но не по ощущениям. Это Гарни — единственный в Армении сохранившийся языческий комплекс и горные диковинки вокруг него.

Путь наш пролегал по достаточно извилистым горным дорогам, с крутыми поворотами и спусками. Дорога шла то вверх, то вниз, в результате чего мы оказались в живописнейшей долине. Не успев налюбоваться открывшимися видами, мы снова ушли вверх, к самому комплексу.

Гарни расположен на самом обрыве, уходящем в достаточно глубокую пропасть, отчего горы там и их панорамы одни из самых живописных в стране.

Древняя сказка — Армения. Часть 5. Гарни. Симфония камней

Вход на территорию платный — 1500 драм с человека. Войдя туда, сразу теряешь дар речи: параллельная реальность во всей красе! А впереди — главное чудо — тот самый языческий храм Гарни.

Гарни расположен среди сюрреалистического пейзажа на самом пике скалы и выглядит точь-в-точь, как в школьном учебнике по истории. Ряд из шести колонн, девять ступеней, треугольный тимпан над входом, а внутри — холодная одинокая комната, где в древние времена приносились жертвы Митре — богу солнца, которому храм и посвящен.

Древняя сказка — Армения. Часть 5. Гарни. Симфония камней

Кажется, что ты находишься в Греции, у входа в Парфенон, но нет. Это бывшая советская республика — Армения, и осознание этого еще больше путает все карты.

Обычно здесь бродят толпы туристов, но нам несказанно повезло — на всей территории больше часа мы были одни! И только потом начали тянуться туристы, и то по одному. Так что у нас был приличный карт-бланш для детального и — главное — неспешного осмотра местности. Уже давно я отдала предпочтение самостоятельным поездкам и таким вот «бродилкам», но после Армении еще больше убедилась в новом девизе: экскурсиям — бой. Иногда, конечно, они нужны и интересны, но то совершенно скудное количество времени, которое дается на осмотр красот, уничтожает все благие намерения. Невозможно прочувствовать место за полчаса! А туристам именно столько обычно дается… Мы за полтора часа не надышались им! Я бы пробыла там и весь день, просто сидя на краю обрыва и смотря вдаль, но уже жалко было Армена, который и так ждал нас часа 3,5 на предыдущем месте, да и мы сами уже устали — в горах это типично. Но все равно не могу представить еще меньшее количество времени… никак. Поэтому, ловя момент, мы ринулись осматривать местность, жадно наполняя сердце впечатлениями.

Согласно дощечке с клинописью, найденной в Гарни, до возникновения храма Митры тут уже была крепость. Царь Урарту Аргишти (тот самый, который построил крепость Эребуни, будущий Ереван) завоевал ее в первой половине VIII в. до н. э. А храм Гарни воздвиг армянский царь Трдат I в. 76 году нашей эры. О его существовании упоминает Тацит. Когда капище перестало служить своему прямому назначению, оно, в отличие от многих языческих храмов, не было разрушено или превращено в христианскую церковь. Благодаря стратегическому положению постройку включили в состав укреплений. Армянские цари сделали Гарни своей летней резиденцией по причине благодатного климата ущелья и неприступности этого места. Все Средневековье Гарни выполнял роль укрепительного сооружения, пока в 1679 году не был разрушен сильнейшим землетрясением. Оно уничтожило множество храмов и исторических построек Армении, оставив после себя руины и фундаменты. Так было и с Гарни: основание сохранилось, а вокруг — обломки колонн… Но в советское время храм был восстановлен археологами. То есть перед нами все же в большей степени оригинал: все обломки удалось соединить и добавить немного укрепляющих конструкций уже из современных материалов.

Древняя сказка — Армения. Часть 5. Гарни. Симфония камней

Склеенный, собранный, как пазл, храм стал одной из визитных карточек Армении и единственным дожившим до наших дней языческим храмом во всей стране!

От прочих античных храмов Гарни отличается материалом — он построен из базальта, а не из известняка, что еще больше поражает: создавать орнаменты и вырезать по нему гораздо сложнее, чем по известняку, что лишний раз говорит об уникальности данного сооружения, на стенах которого можно увидеть древнеармянский орнамент — виноградную лозу, гранаты и другие элементы.

Поднявшись по высоким ступеням, можно увидеть роскошный вид на окрестности со всех сторон храма:

Древняя сказка — Армения. Часть 5. Гарни. Симфония камней

Понимаю, почему цари выбрали это место своей резиденцией и именно летней: если даже зимой здесь такие нереальные пейзажи, то летом, в красках зеленых холмов и гор…

Храм Митры — это далеко не единственная составляющая комплекса. Кроме него, здесь есть руины римских бань, дворца и еще одного религиозного сооружения.

На стендах и в интернете пишут только то, что это храм Сурб Сион и что он построен в VII веке. Между тем этот храм круглый, по сути, ротонда, которых в Армении практически нет. Некоторые ученые считают, что этот храм — предшественник Звартноца и даже храма Рипсиме в Эчмиадзине — самый древний образец подобного вида планировки в стране!

Но как бы ни впечатляла архитектура, Гарни не был бы собой, если бы не красивейшая природа, и о ней не сказать было бы непростительно.

С трех сторон комплекс окружен живописнейшими скалами и обрывами, он, как мыс, выступает вперед, а внизу течет река Азат, долина которой признана одной из самых красивых природных достопримечательностей страны.

В то время, как мы были там, солнце стало творить чудеса: даже глядя на фото, мои друзья и родные говорили, что так не бывает. Что было наяву, описать невозможно: параллельный мир открыл свои двери, не иначе…

В сюрреалистических лучах солнца мы и увидели главную природную достопримечательность не только самого Гарни, но и, пожалуй, всей страны (после Арарата), о которой невозможно говорить без придыхания и восторга.

Ущелье славится своими уникальными базальтовыми столбами, которые появились вследствие действия вулканической лавы. В итоге этих геологических процессов возник потрясающий природный памятник, который называют «Симфония камней» или «Базальтовый Орган». При порывах ветра из скал доносится звук, который разлетается по огромным просторам местности.

Древняя сказка — Армения. Часть 5. Гарни. Симфония камней

И действительно, издалека скалы напоминают симметричные трубы органа! Ни за что не поверишь, что они созданы самой природой, а не талантливым резчиком по камню, коих в Армении немало. Но это все — произведение природы! Нужно просто смириться с этой мыслью, что человек тут ни при чем. Просто Создатель в момент сотворения этого места думал о чем-то прекрасном…

Есть возможность увидеть чудо природы и вблизи, для этого нужно пешком или на машине спуститься вниз, к самим скалам. Путеводители пишут, что спуск занимает примерно 45 минут пешком, но все же лучше воспользоваться автомобилем. Мы не спустились, насладившись пока панорамой чуда. Но опять же, «пока» значит, что в скором времени вернемся сюда снова.

К моменту нашего любования «Симфонией камней» в Гарни появились туристы — небольшая группа и самостоятельные путешественники, и немой восторг и созерцание окрестностей были разбавлены многоязычной речью и гомоном. Но нам это было уже не страшно — мы все успели увидеть, прочувствовать и запечатлеть до прихода людей.

Древняя сказка — Армения. Часть 5. Гарни. Симфония камней

Вот еще один существенный плюс путешествия в «не сезон» — летом еще нужно ухитриться сделать панорамные фото без единого человека. Да и зимние (=весенние, было +10) виды ничуть не уступают летним, это мы поняли и доказали на собственном примере! Везде мы были практически наедине со своими эмоциями и ощущениями, не спеша осматривали достопримечательности, соприкасаясь с самой историей… И не было гонки с препятствиями, завышенных в разы цен и очередей. Была только природа, горы и сооружения, равных которым нет в мире. Все это в комплексе — и есть прелесть самостоятельных путешествий: познание мира без посредников. Это как общение с Богом в каком-то из религиозных учений: напрямую, наедине, с гармонии с собой.

Гарни стал для нас финальной точкой в путешествии по Армении, но, как писала, не последней по эмоциям и ощущениям! О том, что перевернуло сознание и исполнило давнюю мою мечту, будет следующая статья.

А пока продолжение следует…

та самая панорама и горная дорога в постепенно уходящем насыщенном дне…