Турист Алексей (Alexey_S)
Алексей
был 12 мая 2021 22:43

Carboneras — Испания Октябрь 2017

К этому отпуску мы готовились задолго — забронировали апартаменты, авиабилеты. Но жизнь начала преподносить различные проблемы, и мы даже подумывали отказаться от визита в Испанию. В конце концов, приняли волевое решение: едем, но не замахиваемся на большой объем поездок по основным туристическим центрам и стараемся не очень много бегать в погоне за достопримечательностями. Что успеем посмотреть, на том и ограничимся. Побольше отдыхаем, поменьше напрягаемся.

В результате сложился план поездки по местам, где наши туристы бывают относительно редко. Плюс пара больших городов. Провинции Альмерия, Мурсия, Аликанте. С учетом основных запланированных мест и маршрутов, можно сказать, что мы собирались двигаться по проселочным дорогам Испании.

Время — две недели. Первая — в нашей любимой Гарруче в провинции Альмерия, вторая — в Ла Манге Мар Менор в провинции Мурсия. В этот раз летели до Аликанте. Еще в полете получили неожиданный бонус. Самолет заходил на посадку вдоль побережья и уже очень хорошо снизился к моменту пролета над Валенсией. Были великолепно видны городские улицы, здания, среди которых сразу узнавался комплекс города искусств и наук, построенный по проекту Сантьяго Калатравы. Такая маленькая обзорная экскурсия…

Дальше — привычный алгоритм. Получение заказанной машины в аэропорту, два часа в дороге, заселение в номер. Набег на супермаркет, и первый ужин в отпуске: креветки с вином.

В воскресенье решили немного прокатиться по окрестностям, потом проехать в парк Кабо де Гата и посетить несколько пляжей, в том числе Плайя-де-Лос-Муэртос. Вообще пляжей в парке десятки, разных размеров, но до большинства из них добираться затруднительно и посетить все — задача для очень настойчивого исследователя. А местным жителям и туристам хватает и наиболее доступных.

В этой части Испании преобладают горы, при первом взгляде после жаркого лета все выглядит довольно выжженым, безжизненным. Иногда едешь и кажется, что вокруг, в этом буром ландшафте, никто не живет. Но это не так. Вот мы остановились на краю сухого русла реки Антас. Впереди мост, который я хотел сфотографировать.

По Испании проселочными дорогами. Пляжи парка Кабо-де-Гата

Огляделись. И на противоположном склоне в центре пятна свежей зелени увидели группу домов, в стороне еще несколько — часть жилых, часть разваленных.

Проехали чуть дальше — пытался найти место для снимка обрывистого берега.

По Испании проселочными дорогами. Пляжи парка Кабо-де-Гата

И тут мимо меня пролетела группа велосипедистов — вообще они тут попадаются очень часто, хорошо помню еще по прошлым поездкам. Велоспорт здесь очень популярен.

Покатились дальше. То у самой дороги, то подальше, попадаются дома — большинство в окружении деревьев, как рукотворные оазисы.

Часто видны плодовые деревья, и вдруг попадается вспаханное поле, перетекающее со склона на склон. И видно, что даже холм обкопали, чтобы увеличить это поле.

Поглазели по сторонам — теперь пора к морю. Первым делом, едем в город Карбонерас и ищем место поближе к набережной.

По Испании проселочными дорогами. Пляжи парка Кабо-де-Гата

Надо отметить, что к настоящему времени даже в самых маленьких приморских городках и деревнях оборудованы вполне приличные набережные. По ним очень приятно прогуливаться, тут есть масса разных кафе, где можно посидеть. Карбонерас — не исключение. Рядом — роскошный, широкий и длиннющий, песчаный пляж. На улице под 30, вода теплая, волн нет. И в поле зрения — одна небольшая группа на пляже, еще компания на набережной в ресторанчике. А где все? Понимаю, воскресенье, время сиесты, но где народ?

Прокатились вдоль моря на другой конец городка, ближе к порту. Еще раньше обращал внимание, что в различных местах Испании уличные светильники бывают одного дизайна, характерного именно для этого города. В Карбонерасе они удивили несколько непривычной расцветкой.

По Испании проселочными дорогами. Пляжи парка Кабо-де-Гата

Огляделись. Здесь и пляж пошире, и спортплощадки прямо на песке, и народ есть. И даже кто-то вдалеке купается! Но все равно как-то пусто для такой прекрасной погоды.

Подошли к клубу моряков и увидели трогательную надпись:

По Испании проселочными дорогами. Пляжи парка Кабо-де-Гата

Коротко: закрыто на каникулы до 20 марта 2018 года… Обошли клуб, чтобы взглянуть на порт, и обнаружили единственное живое существо.

Бросив еще взгляд на пустынный город, двинулись дальше.

По Испании проселочными дорогами. Пляжи парка Кабо-де-Гата

Карбонерас выглядит как типично курортный город, но на самом деле здесь прилично развита промышленность. На окраине города, за грядой холмов, вдоль моря расположились тепловая элекростанция (работающая на привозном угле), одна из крупнейших в Испании опреснительных станций и цементный завод.

С этими предприятиями связана интересная история. Эта часть провинции Альмерия довольно труднодоступна, малонаселена. Тем не менее, здесь в разное время строились рудники, добывающие серебро, золото, железную руду, разные цветные металлы, другие полезные ископаемые. На соляных озерах рядом с городом Кабо-де-Гата (Салинас Кабо-де-Гата) на протяжении веков добывали соль.

При этом, несмотря на всю деятельность человека, очень хорошо сохранились уникальные природные ландшафты и экосистемы, разнообразные растения и животные — как на суше, так и в море. Большинство рудников к середине-концу двадцатого века были полностью выработаны и закрыты, и даже часть оборудования и рельсы с местной узкоколейки были демонтированы. Так что когда зашла речь о создании природного парка, осталось не так много рудников, карьеров и прочих несовместимых с охраной природы мест. Что-то было закрыто, что-что было сохранено под строгим контролем с обязательством дальнейшего уменьшения деятельности и последующим закрытием. Выяснилось, что постоянная добыча соли препятствует полному пересыханию соляных озер, где обитает огромное количество фламинго и прочих птиц, поэтому ее сохранили.

К моменту создания в 1987 году природного парка Кабо-де-Гата-Ниджар оставалась одна большая головная боль — цементный завод в Карбонерасе. Угольная теплостанция — боль поменьше. И решили проблему просто — посреди территории парка есть большое белое пятно, к парку не относящееся. С выходом к морю. В это пятно попадает Карбонерас с окрестностями. Так что предприятия продолжают работать и даже развиваться, при этом устанавливая по требованиям властей все более продвинутые системы очистки.

Едва миновав цементный завод и очередную круговую развязку,

По Испании проселочными дорогами. Пляжи парка Кабо-де-Гата

мы свернули на пляж Playa El Corral. Пляж-загон, если попростому. Коротенький отрезок грунтовки выводит мимо прибрежных холмов прямо к морю. Приличный пляж, но все посетители почему-то скопились в одном углу, возле кучи огромных камней. Приблизившись, понимаем, что в этих камнях получился природный лягушатник, и большинство посетителей с маленькими детьми — бултыхаются в нем или играют рядом. Похоже, что название имеет простое объяснение.

Очень странно выглядят окружающие холмы. Такое впечатление, что образующая их порода постепенно размывается, а поверхностный слой остается висеть в воздухе, угрожая обвалиться в любой момент. Причем на этом тонком слое еще продолжают жить какие-то растения.

По Испании проселочными дорогами. Пляжи парка Кабо-де-Гата

Совсем рядом — известный пляж Playa de los Muertos — Пляж Смерти, или Пляж Мертвых. Такое красивое название пляж получил потому, что местные течения часто выбрасывали туда тела людей, погибших в различных крушениях. Собственно, его отделяет от Эль-Корраля метров 200–300 по воде — два выступающих в море языка скал и между ними еще небольшой пляж. На лодке — плевое дело, но лодки нет. Так что приходится как всем — по кругу по суше.

Короткий бросок на машине — и мы на большой парковке. В принципе, она платная, но сейчас открыта для всех желающих — наверное, не сезон. Машин прилично, довольно много людей или только прибывших, или загружающихся. Кажется, мы нашли место, где тусуется народ.

От стоянки начинается тропа к пляжу. Точнее, троп несколько, но эта самая пологая, зато и самая длинная.

По Испании проселочными дорогами. Пляжи парка Кабо-де-Гата

Начинаем неспешный спуск. Мимо нас порой в ту же сторону проходят быстрым шагом более привычные к этому маршруту люди, иногда кто-то поднимается навстречу.

Наконец спускаемся практически до уровня моря. Впереди — огороженные заросли местной растительности.

По Испании проселочными дорогами. Пляжи парка Кабо-де-Гата

Выходим из ложбинки и оказываемся на здоровенном пляже, образованном мелкой галькой.

По Испании проселочными дорогами. Пляжи парка Кабо-де-Гата

Здесь уже прилично народу, многие купаются. С огромным удовольствием полезли в воду и мы. Вот тут сказалась наша городская изнеженность: очень все-таки болезненно ходить по мелкой гальке босиком. Даже как-то удивительно смотреть на носящихся детей и свободно разгуливающих взрослых.

Наплескались, пришло время вылезать. И столкнулись с неприятной особенностью: вроде бы плотно утрамбованная мелкая галька в зоне прибоя, постоянно омываемая даже небольшими волнами, под ногами раздается в стороны, и нога уходит глубже. В результате начинаешь проваливаться тем сильнее, чем больше вылез из воды. Ощущение, словно тебя засасывает в грязь, в болото или еще куда. И хотя это чуствуется на протяжении нескольких метров у самого берега, все равно некомфортно. Не случайно на пляже предупреждение об опасности купаться при волнении.

Немного отдышавшись, решил дойти до скал, являющихся визитной карточкой пляжа. Вскоре проклял всё. Вначале попробовал идти босиком, как все вокруг. Через несколько метров надоело, вернулся за обувью. Стало чуть легче, но галька легко попадала в открытые сандалии, приходилось ее часто вытряхивать. Тем не менее, потихоньку добрался.

Эти скалы, как и огружающий массив, напоминают гигантские козинаки — только вместо орехов камни от совсем мелких до здоровых глыб. Вода понемногу подтачивает эти скалы — судя по старым фото, двадцать-тридцать лет назад они выглядели по другому, и скопившиеся внизу обломки напоминают о возможных обрушениях. Также достается и массиву рядом.

По Испании проселочными дорогами. Пляжи парка Кабо-де-Гата

Даже удивляешься спокойствию людей, которые устраиваются в тени у основания этих гигантов. И еще удивляешься разнообразию природы — совсем рядом смыкаются горы, образованные совершенно разными путями и выглядящие по-разному.

Также удивителен растительный мир — кажется, вокруг только камни, а на них — самые разнообразные местные растения.

Направляемся к выходу. В глаза бросается заброшенное укрепление, демаскированное граффити. Когда-то Испания очень серьезно готовилась к войне, и сейчас порой натыкаешься на такие остатки былых приготовлений.

По Испании проселочными дорогами. Пляжи парка Кабо-де-Гата

Начинаем обратный путь. И пока мы ползем наверх, мимо по камням с легкостью горных козлов проносятся аборигены, обутые в шлепанцы или вовсе босиком. Хорошее дело — практика…

Следующая точка, куда мы направляемся — Агуа Амарга (Agua Amarga), километрах в трех-четырех. Небольшой городок с населением человек 400 летом переполняется туристами благодаря хорошо доступному и оборудованному пляжу с большой парковкой.

Да и в октябре народу намного больше чем на всех остальных пляжах, которые мы сегодня посетили:

По Испании проселочными дорогами. Пляжи парка Кабо-де-Гата

Лезть в воду мы уже не собирались, поэтому просто огляделись. Здесь горы такие же, как на Плайя-Эль-Корраль, и в мягком материале вырыты многочисленные пещеры.

Время к восьми. Солнце уже клонится к закату, и тень наползает на пляж. По мере ее движения все больше народа начинает собираться.

По Испании проселочными дорогами. Пляжи парка Кабо-де-Гата

Пришла пора переодеваться и занимать места в гостеприимных ресторанчиках, или садиться ужинать дома. Двигаемся к своему жилью и мы. Вечернее солнце выделяет многочисленные пещеры, подсвечивает лес антенн на горе, индустриальный пейзаж и Карбонерас…