Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
сейчас на сайте

Москва — Россия Декабрь 2017

Москва почти всегда была главным городом страны. Величественный, первопрестольный, златоглавый град перестал быть стольным лишь в начале восемнадцатого века, со строительством Санкт-Петербурга. В провинцию, разумеется, Москва не превратилась — все же тут Кремль со всем его великолепием и многовековой историей…

Моя Москва. Царская и царственная…

Древние монастыри и Патриарх, который сначала — Московский, а затем уже — Всея Руси…

Да и цари Москву не забывали — заезжали с визитами частенько, а для них уже, сами понимаете, строились дворцы, роскошные усадьбы, поместья…

Моя Москва. Царская и царственная…

Вы знаете, в Москве все с размахом. Огромные площади, широченные проспекты, храмы с потолками, кажется, до небес, усадьбы — такие, что и не обойдешь запросто (в этом мы с Настей убедились на собственном опыте!). Может, потому, что Питер создавался с оглядкой на Запад, размеренно и обдуманно, а Москва застраивалась стихийно — и как по мне, в настроении, красках и силуэтах напоминает скорее азиатский город, нежели строгую Европу. Вам в этих резных башенках и финтифлюшках не чудится причудливость восточных дворцов?!)

Моя Москва. Царская и царственная…

Да и как, скажите, было не приезжать царям в Москву? Она, как ни крути, оставалась духовным центром страны! Именно здесь, в великолепных соборах Кремля, о которых я вам уже рассказывала, проходили главные таинства империи… Коронация на царство, высшая сакральная церемония, проходила именно тут — в сердце Кремля, Успенском соборе.

Моя Москва. Царская и царственная…

Белокаменные стены Кремля возведены в конце 15 века, при царе Иване Третьем, именно при нем и прошла первая церемония Венчания государя на царство. Начиная с тех давних пор, и заканчивая Николаем — последним из Романовых, все главные государственные церемонии проходили в Успенском храме.

Рядом с Успенским собором — Архангельский, его создали итальянские архитекторы в начале 16 века. Он выделяется разно-уровневыми куполами, и изящными резными ракушками в закомарах…

Моя Москва. Царская и царственная…

Это усыпальница Московских князей и царей великой Руси, вплоть до 18 века — когда столицу перенесли в Санкт-Петербург, и хоронить царей стали в Петропавловской крепости. Петр Первый, так страстно обожавший реформы и столько переиначивший в России, легко мог бы и главные государственные церемонии перенести из Москвы в Петербург. Но не стал, и хотя Москва официально перестала быть столицей империи, но осталась духовным центром страны, и именно московский митрополит считался главой Русской православной церкви… Наверное, Петр не особо жаловал Москву — ну, не он такой один, хотя и в этом случае Москва не осталась в проигрыше! Жесткий и властный царь-реформатор уехал подальше — и всем спокойнее… «Если выпало в империи родиться — лучше жить в глухой провинции у моря!», и тут господин Бродский, прав, как обычно!

В Москве сохранилась масса загородных резиденций. Выбор куда поехать в первую очередь нам предстоял, признаться, сложный! Правда, некоторые резиденции собирали по случаю царского приезда наскоро — и потом разбирали, что-то обветшало от времени, а что-то, наоборот, чересчур нарядно отреставрировано. Но если судить об усадьбе по ее исторической и архитектурной ценности и целостности — у Коломенского конкурентов нет!

Моя Москва. Царская и царственная…

Именно в Коломенском на протяжении столетий жили цари. Молились, охотились, рожали детей, принимали заморских послов, и судьбоносные решения… Коломенское было любимой резиденцией царя Алексея Михайловича, и здесь вырос первый русский император, Петр Великий.

Моя Москва. Царская и царственная…

Тогда, в 17 веке, Москва была далеко отсюда. Дорога в резиденцию велась по дальнему берегу Москвы-реки, а на берегу стояли шатры с проверяющими. Досмотрят, все разузнают, оружие отберут — шутка ли, усадьба самого царя-батюшки, ну, а дальше тех, кто приехал с благими намерениями быстренько домчат до царского берега. Первое, что видели гости, была огромная, невероятной красоты и чистоты белоснежная свечка церкви Вознесения.

По-моему, это самый красивый храм Москвы. Наверное, дорога к Коломенскому специально подходила к этому обрыву, чтобы первое, что встречали на своем пути гости, был этот великолепный храм! Уникальность шедевра неоспорима — первая церковь России, увенчанная огромным каменным шатром, сетка ромбов из жемчужных нитей, с декоративными кокошниками, и воздушные галереи вокруг храма. Кстати, в одной из этих галерей находилось царское место — каменный трон, откуда государь мог наблюдать приезды гостей, а еще чаще — соколиную охоту, любимую забаву российских самодержцев!

Моя Москва. Царская и царственная…

Парадные ворота в имение, главные ворота летней царской резиденции. Названы «парадными», так как торжественный въезд в Коломенское в то время осуществлялся со стороны Москвы-реки по «посольской» дороге, и именно через них высокие гости въезжали на Государев двор.

И церковь Казанской иконы Божьей матери.

Моя Москва. Царская и царственная…

Деревянный храм на Государевом дворе в Коломенском был построен в 1630-х годах. Чуть позже, взамен деревянного возвели ныне существующее кирпичное здание церкви, что играла очень важную роль в то время. Храм Казанской иконы Божьей матери, как и Благовещенский собор Кремля, служил домовой, семейной церковью для жившей здесь царской семьи.

В настоящее время в церкви круглогодично проводятся службы. Иконы тут потрясающей красоты, правда, фотографировать, по традиции, нельзя. Но мы об этом узнали после щелчка затвора фотоаппарата — и сами посмотрели, и вам есть что показать!)

Моя Москва. Царская и царственная…

Совсем рядом с парадными воротами и церковью начинается могучий лес. Сейчас он, конечно, скорее напоминает окультуренный парк — дорожки для прогулок и велосипедистов, разметки на тропинках, указатели, лавочки…

Моя Москва. Царская и царственная…

Но усадьба Коломенское хранит немало сокровищ, и не все они на виду и знамениты. Одна из таких бесценных находок — Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.

Этот собор — невероятный раритет. Представьте, это единственный в России, кроме собора Василия Блаженного, многостолпный храм 16-го века, выдающийся памятник русского зодчества! Причем церковь Усекновения главы более древняя, она считается основоположницей стиля и предшественницей знаменитого собора на Красной площади…

Моя Москва. Царская и царственная…

Кстати, купол этого храма — отличный ориентир в густой роще, что составляла когда-то великолепные охотничьи угодья Коломенского… Еще каких-то 300 лет тому назад тут росли совершенно сказочные дубы-колдуны, которые прятали в своей сени такой же сказочный терем-теремок — дворец царя Алексея Михайловича.

Моя Москва. Царская и царственная…

Расцвет усадьбы Коломенское связан с правлением этого царя. Он обожал село Коломенское, не хотел его покидать, и по его указке, во второй половине 17-го века на просторах Коломенского построили дворец. Хотя царские палаты в Коломенском существовали давно — и Василий Третий, заказавший церковь Вознесения, любил дышать тут воздухом. И его сын, легендарный Иван Грозный, в честь рождения которого и была построена церковь, бывал в усадьбе и даже праздновал дни рождения ежегодно. Но у нашего царя было, представьте, 16 детей — конечно, государю хотелось большего простора!

Расписной дворец царя современники государя — историки, летописцы, послы, бояре, называли восьмым чудом света, не меньше, и в данном случае хвалили искренне! Дворец очень нарядный и яркий — просто пряник печатный!

Моя Москва. Царская и царственная…

Во дворце было 270 комнат, 3000 окон, кровля, покрывавшая дворец, поражала своим разнообразием — щипцами, бочками, шатрами, а башенки сверкали чистым золотом! Двери и окна украшены нарядными наличниками, диво дивное и чудо чудное, в общем! Правда, при всей своей красоте построен он был из дерева, и настолько обветшал за каких-то сто лет, что когда его осматривали в конце 18-го века, нашли в состоянии аварийном. Чтобы не рисковать жизнью архитекторов и строителей, его разобрали, но — перед этим тщательно сняли все «мерки»…

Моя Москва. Царская и царственная…

Спроектировали точные чертежи, создали модель, и вуаля — несколько лет назад, в 2010 году, в Коломенском снова вырос сказочный замок!

Точь-в-точь как был — наличники, необычные кровли, фасады и общее расположение комнат воссозданы идентично, в соответствии с чертежами.

Моя Москва. Царская и царственная…

Интерьеры же восстанавливались по воспоминаниям восхищенных очевидцев, и, так сказать, по мотивам тех времен…

Моя Москва. Царская и царственная…

Шикарно удались декораторам печи — настоящие произведения искусства! Не думала я, что скажу когда-то такое об отопительных приборах, но эти роскошные, украшенные разноцветными изразцами камины — просто вау!

Моя Москва. Царская и царственная…

Кстати, археологи нашли образцы плиточек, украшавших те самые царские печи, так что реконструкция в данном случае вышла идеальная!

Да и вообще в музее сохранилось много примечательных экспонатов из тех времен…

Моя Москва. Царская и царственная…

Из очень разных коллекций!

Моя Москва. Царская и царственная…

Дворец внутри — настоящий лабиринт, и если бы не подсказки работников музея, приятных и улыбчивых, что не часто встретишь в России, бродить бы нам до сей поры по палатам царским… Конечно, из 270 комнат открыты для посещения 30 — но это более чем достаточно, вот честно!

Моя Москва. Царская и царственная…

Покои царя, царевичей, царицы и царевен, светелки и молельные уголки, огромные гостиные и залы для приемов, караульни, хозяйственные помещения…

Не забыта была и мыльня — тут государь с сыновьями парились и поправляли здоровье.

Моя Москва. Царская и царственная…

Шесть корпусов, соединенных переходами и воздушными галереями, у каждого — свои крылечки, сколько дверей — и не сосчитать. Представьте, общая площадь — 7230 кв. метров! Конечно, осматривать все эти тысячи вам не к чему, а вот открытое для посещения — почему бы и нет?! Особенно, зимой — когда подмёрзните, как мы! Не скажу, что дворец — какое-то откровение или пункт обязательной программы, но интересных экспонатов он не лишен. В общем, если у вас будут свободные 5 долларов и пара часов времени — загляните.

А вот сама усадьба Коломенское — это однозначно «цель номер один»!

Моя Москва. Царская и царственная…

П.С. В следующем рассказе поедем с вами в Царицыно — я ведь обещала вам много «царского и царственного»!)