Турист Иван Якунин (Ivan_Jakunin-1)
Иван Якунин — был 24 марта 10:33
Здравствуйте, меня зовут Диван.

Переславль-Залесский — Россия Январь 2018

В новогодние праздники очень быстро надоедает сидеть дома и ничего не делать. В такие дни забиваются курортные зоны всех областей, туристы уезжают куда подальше, пользуясь случаем длительных выходных. В этот год у нас так не получилось — пришлось довольствоваться малым. Рассказывать о прогулке в Москве не имеет смысла — сотни ресурсов пестрят фотографиями украшенной столицы. И на Туристере без московской красы не обошлось.

Одним днём мы решили посетить расположенный недалеко от нашего родного Клина, Переславль-Залесский. Находится город для автолюбителя удобно — прямо на трассе «Холмогоры» и пропустить большой синий знак и оживление вокруг поста ДПС невозможно.

Въезжая в городок, без остановок проехали его насквозь, выехав с другой стороны. Во-первых, мы огляделись. Переславль-Залесский не велик, и десять минут по центральной улице вполне позволили оценить масштаб предстоящей прогулки. Во-вторых, мы поступили грамотно, так как основные передвижения туристов и транспорта по центральной улице (Московская, потом Кардовского, потом Ростовская, потом Урицкого, а на деле не такая уж длинная, но прямая дорога) идут как раз в сторону от Москвы к Ярославлю и передвигаться на машине проще к выезду на Москву. И главное, мы хотели — заехать вначале к достопримечательностям, расположенным за городом.

Древний город церквей

Первой остановкой стал легендарный Синий камень. Большой валун, доказанное и подлинное место поклонения дохристианских времен. Больше всего я люблю легенду о том, как и большинство камней, ставших местом силы — Синь-Камень это осколок Алатырь-Камня. Но и без подпитки легендой об осколке «всем камням мати», Синий Камень не остается без внимания. Он и блуждающий, и светиться синим, и силу придает страждущим. Как и всё языческое, камень натерпелся в разные времена, но так и остался почитаем людьми. Нынешний маркетинг на высоте, и чтобы добраться до камня, нужно купить билетик. Цена скорее символическая и служит подспорьем на развитие парка «Плещеево озеро». Но, интересно, будь я родновером, оскорбляла ли меня плата за возможность притронуться к святыне? Или наоборот — не посчитал ли бы я кощунством оценку своей веры в 50 рублей? Всё это лирика — случайные вопросы, возникающие в нашей суровой действительности. У камня стоит площадка для фотографии, недалеко сувенирные палатки и туалет — в январские праздники для отдыха здесь не хватало только снега, но в этом ни камень, ни администрация парка не виноваты.

В паре-тройке сотен метров от камня величественно возвышается крест на Ярилиной горе, или Ярилиной плеши. Это один из самых высоких курганов вокруг озера. Официально можно найти название Александрова гора, в честь Александра Невского. Но ещё задолго до него здесь уже кипела жизнь. Всё в те же языческие времена. И Синий камень, кстати, находился на той горе. С местом силы долго боролись в христианские времена — гора ничего не принимала, кресты горели и падали. Чертовщина кончилась, ведь Боги сильны, пока в них верят, и видимо, старых Богов забывали. Сейчас на горе преспокойно стоит крест. Его видно издалека, с разных концов окрестностей кургана — очень эффектное зрелище. На постаменте призыв помнить древних Богов, что уже выглядит как вандализм. Перед самым въездом в Переславль-Залесский нам оставалось посетить ещё одно место — Никитский монастырь. Удивительно, но столько написав о язычестве, я окунусь в мир христианства, потому что на маленький Переславль-Залесский монастырей и церквей как на целый субъект. Это говорит о древности места, не зависимо от религий и политики.

Древний город церквей

Никитский монастырь — мужской, построенный в память о Никите Великомученнике. Настоятели называют дату основания монастыря 1010 год, что раньше, чем на век, самого города. При входе в ворота женщинам нужно надеть юбки, заботливо уложенные там же. Внутри монастырь уютный, кое-где идут реставрационные работы, ремонт, но в целом очень тихо, и потому спит за стенами озеро Плещеево, укрывшись хрупким, размякшим льдом. О монастыре я попрошу вспомнить тебя, читатель, чуть позже.

На самой окраине Переславля-Залесского, практически за табличкой по дороге от Никитского монастыря, стоит Дом Берендея. Царь Берендей — персонаж сказочный. Царь правил берендеями мудро и вроде как считается положительным героем фольклора, наравне с Царем Горохом. Но вот точно есть деревня Берендеево, Берендеево Болото, собственно тоже где-то в окрестностях Переславля-Залесского. Говорят у болота и было это царство. Поэтому я склонен считать Берендея частью нашей дремучей истории и если уж не царство, то племя когда жило. Сейчас это красивый, украшенный орнаментом дом, отделанный изнутри, с трапезной, мастерской, горницей и все это пространство утопает в детском смехе — так часто здесь проходят мероприятия. Во дворе верстовой столб, большое колесо, закрытое на зиму и палатка с сувенирами. Если Дом Берендея окажется интересным для посещения в Переславле-Залесском, уточняйте на сайте расписание праздников. Так и интереснее будет, и не попадете, как мы, когда часть дома и двора закрыта для детского праздненства.

Древний город церквей

От Берендеева дома рукой подать до центра города. На машине минуты три-четыре и уже оказываешься на берегу реки Трубеж. Она впадает в Плещеево озеро. Рядом пустынная площадь — все туристы невдалеке, на Красной площади. Туда мы уже двигаемся пешком — центр города небольшой и прогуляться по нему вполне реально, перегонов метро тут не бывает. Сразу бросается в глаза старинное здание гимназии, теперь это школа, и огромный вал. Огромный земляной вал, 10 метров в высоту, сейчас очерчивает центральную историческую часть города, являлся в своё время укреплением кремля. Теперь это прогулочная тропа, место для художников, рыскающих здесь в большом количестве в погоне за красивым видом. Зимой (если та теплая), осенью и весной скорее всего гулять по валу неудобно и грязно. Но это сооружение настолько монументально и выглядит так эпично, что как бы не лил дождь и не бил ветер — забраться и взглянуть на городок с высоты оборонительного вала стоит непременно.

С него мы наблюдали Спасо-Преображенский Собор в окружении стаек туристов, вывалившихся из своих больших автобусов. Табличка на Соборе гласит, что в окрестных к Собору хоромах родился Александр Невский. В честь этого перед Собором большой памятник великому князю и полководцу. Словно чувствуя силу тех времен, на балконе окрестной трёхэтажки курил старичок в стильном халате. Весь его вид давал понять, что возможно даже в его квартире был рожден человек мирового масштаба.

К сожалению, оставшиеся сооружения рядом с Собором не сохранились так же хорошо, как курящий старичок. Развал с сувенирами, туристическое бюро находились вокруг очень пожухлого ансамбля церквей — Владимирский Собор, Петровская и Александра Невского церкви. Они являются историческим центром города, притяжением туристов, но у нас вызвали ощущение не древней затхлости, а небрежного отношения. Все эти серые разрушенные стены, заколоченные ставни и вываливающийся кирпич не вдохновляли нисколечко. Через дорогу находились музей утюга и летний сад. Летний сад мы не посетили, так как голые деревья без снега с гирляндами выглядели неуютно. Но стоит признать — что это проделки природы и часть негатива стоит списать на отсутствие снега, отчего всё немножко куцо зимой. А музей утюга нас не интересовал. В Переславле-Залесском, как и в Угличе и в Мышкине, где мы были ранее, куча частных музеев всего на свете и приходится выбирать интересующее, чтобы совсем не запутаться в таком живом, играющем всеми красками, туристическом бизнесе.

Мы с удовольствием посетили музей смекалки и хитрости, где узнали о чуде механики, которое может за полчаса избавить от косточек целое ведро вишен, насмотрелись на ловушки и чудесные предметы столовой посуды — от чашек для усатых мужчин до ендовы для варки пива. Музей стоит посетить уже за подход к кассе, которая является магазином стариной и практически полноценным малым музеем.

Улочки с деревянными домами, не знающие асфальта и укомплектованные собаками — это и есть исторический Переславль-Залесский. По таким улочкам мы пошли до озера Плещеево. Но если вам не лень добежать до машины, то лучше к берегу ехать. Ничего интересного, кроме частного сектора на дороге нет. Ветер есть, а интересного нет. Но мы пошагали пешком. Пока не дошли до церкви Сорока Мучеников Севастийских в рыбной слободе.

Церковь небольшая, зато имеется своя набережная, окружающая храм. С этой набережной открывается вид на озеро. Несколько лет назад, мы приезжали в Переславль-Залесский купаться. Находились мы на пляжу. Вот этот пляж и небольшая набережная у церкви — единственные места, где можно свободно выйти к берегу в пределах города. В целом, даже с набережной видно, что берег озера дикий, украшенный деревьями, заросший рогозом. Холмистая местность и дикие берега на фоне возвышающихся церквей создают особый, первозданный, вид православной Руси.

Древний город церквей

День прогулки по Переславлю-Залесскому близился к концу. Прогулка вдоль озера и наступающий хмурый вечер придали морозное настроение. Нам оставалось немного. Следующим пунктом посещения стал Никольский монастырь. Даже если его в планах не ставить, стоит приехать в сам город, как золотые купола, возвышающиеся над городом и дарящие отблески солнца, будут манить вас. Наверное, самый красивый монастырь в городе. В наши планы он не входил, но как я уже написал — не заехать мы не смогли.

Монастырь оказался женским. Помните, я просил запомнить вас о мужском монастыре в Никитской слободе? Вот вспоминайте. Зайдя в Никольский монастырь, сразу видно, что он — женский. Везде чисто, убрано. Растения в клумбах накрыты лапником, в стенах монастыря убраны дровницы и каждый проход аккуратно помечен при необходимости сообщить туристу информацию. Даже юбки, которые здесь также просят надевать, аккуратно убраны в специальный шкафчик. Не то, что в Никитском мужском монастыре, где чувствуется некая небрежность (при сравнении это будет заметно особенно) и пренебрежение к мелочам быта. Всё-таки ни вера, ни особое настроение не изменят контраст мужчины и женщины. Это в нас от природы.

Древний город церквей

Красив Никольский монастырь не своим убранством внутри. Нужно поднять голову. Собор Св. Николая, украшенный золотыми куполами, величественно возвышающимися над монастырем и церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, играющая в лучах солнца наполняют пространство монастыря особенным настроением. Когда даже не нужно заходить в храм, чтобы прочувствовать благоговение и защищенность внутри стен. Неудивительно, что парковка перед монастырем оказалась заполнена туристическими автобусами больше остальных, видимых нами за день.

После посещения монастыря, из Переславля-Залесского мы выехали. Однако путь не лежал в сторону Москвы, стоило проехать немного, как дорога снова огибает озеро и в этот раз с другой стороны от города. Это путь к ботику Петра. Дорога проходит через деревни, в которых музеев всего на свете не меньше, чем в исторической части города. Навскидку — музей радио, картинная галерея, музей ряпушки, музей чайника, музей истории денег, музей удивительных вещей — всё это мы проезжали, разглядывая из окна. Приехав к ботику, вход в который символически платный в тридцать рублей, заглянули на развлекательную площадку. Там находятся столики для пикника, музей грампластинок, сувенирный магазин, где уживаются чуры языческих Богов и иконы святых, кафе, из которого громко разносятся песни Верки Сердючки. Эти песни создают такой колорит, что сразу хочется напиться и пуститься в пляс в лучших традициях приречных кафе маленьких городков, где «рюмка водки» и «владимирский централ» заполняют танцующий зал под сальные шутки и смех «авторитетов» дворов.

Древний город церквей

Уже темнело, когда мы оказались в той самой резиденции Петра 1, отдыхающего на берегах озера в конце 17 века. Единственной интересующей нас выставочной композицией был бот Петра — единственное судно из потешной флотилии, сохранившееся в целости. Бот размером с маленькую яхту впечатляет, вход к нему не очень и напоминает по ширине самую узкую улицу в Праге, где движение пешеходов регулирует светофор.

Мы уже замерзали и собирались двинуться домой, когда увидели Горицкий Успенский монастырь. Суровые стены, облупленные и мощные, над которыми не менее ветхие башни часовни и церкви смотрят с холма на проезжающие машины. Проезжая мимо нельзя не заглядеться, кажется, что он и сейчас готов обороняться от напастей. Ветхость придает именно такое ощущение. От этого он кажется реликтовым богатырем на заставе. Рядом с ним, кстати, находится что? Правильно — музей. На этот раз музей Александра Невского.

Внутри Горицкого монастыря всё та же ветхость и запустение. Бесснежная зима придает саду, топорщащемуся голыми черными ветками деревьев, мрачность мертвого леса. У серых стен лежат ядра, а внутри памятник Юрию Долгорукому и пруд, покрытый квёлым, словно каша, льдом. Главная особенность для туриста здесь — возможность подниматься в осадные башни и на стены, сквозь узкие бойницы наблюдать город, раскинувшийся как на ладони. На стенных проходах узко и представляется как тяжело было бы подавать боеприпасы держащим осаду войнам. Эти проходы не рассчитаны на гуляющих туристов.

Древний город церквей

Потемнело. Мы не выполнили только один пунктик в нашем экспресс маршруте — Русский Парк, являющийся музейным комплексом, знакомившим с бытом и традициями Русского народа. За короткий зимний день познакомиться с Переславлем-Залесским можно только впопыхах. В наших планах Ростов Великий, а значит заехать в непосещенные места, мы ещё успеем по пути. Но если позволяет время, лучше посвятить два дня для старинного города Переславль-Зелесский, колыбели Александра Невского, примера сожительства древнего язычества и светлого христианства.