Турист Настя Ноздрина (Nastja_Nozdrina)
Настя Ноздрина
была 29 августа 2018 21:29

Домбай, Архыз — Россия Август 2017

Долгая дорога из аэропорта Минеральных Вод до Домбая на «перекладных» почти не отличалась от прошлогодней, разве что на улице было около +40 градусов, дверь в маршрутке закрывалась на цепочку, и мы еле успели поймать свои рюкзаки во время падения на трассу=) но как говорится, если неудача рядом, то и удача где — то поблизости)

День 1. Перевал.

Когда поселок еще спал, мы уже в быстром темпе поднимались к альплагерю «Алибек». В этот день мы не ставили себе глобальных целей, всего лишь хотели погулять часиков 5–6 по горам и акклиматизироваться. Но погода на столько радовала, что мы решили пойти ни много, ни мало на перевал (самый долгий и длинный маршрут из поселка).

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Первые туристы по автомобильной дороге начинают подниматься в 9 утра. Мы успели «проскочить». Альплагерь встретил нас своей бурной жизнью: пенсионеры вылазили на зарядку, а студенты готовились к тренировкам.

Алибекский ледник как всегда манил своей красотой и необъятностью.

Возвращение в горную сказку. Часть 1

До Алибекского плато можно подняться за полтора часа. Тропа от развилки (одна идет к Турьему озеру, другая мимо сгоревшего домика лесника) хорошо натоптана и заметна. Единственную сложность представляет наличие медведей в этой местности, на что указывают места лежанок и перпендикулярная дорожка в ягодник. А так, пихтовый аромат, свежий воздух и чириканье птичек в лесу не оставят равнодушным ни одного городского жителя=)

Рядом с тропинкой стояла палатка. Ух, сразу стало спокойнее) В прошлом году мы перебороздили все холмы слева, сбились с тропы и сами себе ее топтали. Тогда нас еще накрыло облако, а в воздухе витал запах козы))

А сейчас мы легко нашли нужную тропу СПРАВА. Горячее солнце, шум воды. Ммм, стоит открыть глаза и нужно снова ползти вверх. Конечно, после пятичасового подъема хочется сдаться и послать все…далеко — далеко. А ведь заветная цель все ближе.

Кстати, есть наверху еще и озера(но к ним нужно идти по другой тропе, это вообще отдельный маршрут). Холодные, как снег, судя по воплям ребят, решивших искупаться там))

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Перевал Алибек считается категорийным, но его «сыпушность» показалась мне не такой сложной, как на Чухчуре.

Еще чуть — чуть и мы у цели!

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Здесь есть две мемориальные таблички в честь оборонительных действий. А куда же без тура с записками?) Под камнями даже книгу можно найти;)

Отсюда можно продолжить путь до Теберды.

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Ноги пошли в пляс в честь реализации годичной мечты!

Вдоволь нафотографировавшись, мы начали спуск. Бегом. Зигзагом по сыпухе.

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Появились первые облака, которые принесли долгожданную прохладу в тени. Для обеда нашли подходящее место — у небольшого водопада, от которого веяло прохладой. На спуск до плато нам требовалось еще как минимум полтора часа, поэтому нужно было торопиться. Хорошо, что с водой на всем протяжении пути нет проблем. Всегда можно умыться, а так же набрать свежей воды=)

Послышались голоса. Ах, это семья купалась в ручье! Пока мы добрались до ребят, они успели уже поставить палатку. Оказалось, что семейство сегодня вышло из Домбая, к этому времени добралось до точки встречи, а завтра пойдет на перевал и обратно. Третий же день они потратят на обратную дорогу до поселка. Удивились нашему «геройству», пожелали удачи. На том и разошлись.

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Пока мы охлаждали ноги в ручье, к нам подбежал мужчина (из той зеленой палатки, при виде которой мы облегченно выдохнули). Предложил пойти с нами, так как время клонилось к закату, медведи выходят на кормежку. Что ж, много интересного узнали о здешних местах, много полезных советов получили. И, благодаря его наставлениям, поехали «релаксировать» на Бадукские озера.

День 2. Бадукские озера.

До озер добраться несложно — нужно сесть на маршрутку до Теберды, попросить водителя остановиться около тропы. Дальше пройти 50 метров через лесополосу и…заплатить 300 рублей за вход. Цена, мягко говоря, удивила.

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Зато на входе встречает вот такой шикарный мостик. Подъем до Бадукских озер по лесу занимает полтора - два часа в зависимости от хода.

С водой здесь так же нет проблем. По пути неоднократно встречаются горные потоки, а на месте можно пить прямо из озер (вода протечная).

Первое Бадукское озеро самое маленькое и неглубокое. Обычно туристы проскакивают его за пять минут. Мне кажется, что зря. Шикарные сосны по берегам, журчанье воды и тишина.

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Озера пополняются засчет лавин. Говорят, что даже в начале июля здесь можно увидеть снег… А мы тем временем идем дальше, до второго озера всего 250 метров!

В зависимости от ракурса, погоды и местоположения солнца цвет воды меняется. Иногда она кажется бирюзовой, иногда зеленой. Отважные моржи купаются (температура воды не превышает +8 градусов).

Третье озеро является самым большим из пяти озер (да — да, про другие озера мало кто знает). Но…менее эффектным. Берега поросли растительностью, а кое- где из воды выглядывали камыши.

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Конечно же, мы решили удовлетворить свое любопытство, и отправились через лес наверх. Тропинка заметная, но не слишком натоптанная. Встретили группу мужчин. Они тактично упомянули, что здесь много борщевика, лучше одеться. Чем дальше углублялись, тем тишина становилась все более ощутимой. Через каждые 15 — 20 метров встречались медвежьи или еще чьи — то звериные тропы. В общем, вдвоем мы не рискнули идти дальше. На выходе из заповедника от моего вопроса про верхние озера у лесника аж глаза вылезли из орбит. Он строго дал понять, что ходить туда не стоит. Но почему?

В общем, гуляйте спокойно до третьего озера, а если решитесь идти выше, берите компанию, минимум из пяти человек)

Возвращение в горную сказку. Часть 1

День 3. Ледник Птыш.

Еще одним нереализованным маршрутом был поход к леднику Птыш. По дороге на Чухчурские водопады встретились попутчики.

Идти вчетвером со знающими тропу людьми очень здорово=) Так как мы скороходы, то довольно быстро оставили наших новых знакомых позади. Мы частенько оглядвались. Ага! Идут! Тропа шла то вверх, то вниз.

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Летом на свободный выпас отправляют коров.

И тут бац! Потоки бурного ручья от водопада. Минут 10 мы искали безопасное место переправы. Проблема была в том, что вода неслась стремительным потоком сверху сразу в нескольких местах. Перепрыгнешь тут, а там окажешься в ловушке. Набросали камней. С задачей справились. А тропы дальше нет. Как так?!

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Смотрим карту. Якобы идет выше. Но после подъема тропы нет. Тогда решили идти по руслу высохшей реки. Ребят мы прождали двадцать минут, но безуспешно… Короткая в планах прогулка оказалась приключением на целый день!

Чем ближе подходили, тем прохладнее становилось.

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Во всем своем величии ледник прекрасен! Ближе мы решили не подходить, так как таяние снега достигло максимального уровня. Треск эхом раздвалася в ущелье.

Обратно шли по ориентирам и за час добрались до Птышского водопада. Здесь и устроили обеденный перерыв.

Возвращение в горную сказку. Часть 1

После перехода бурного ручья дорога показалась сказочной. Иди да любуйся: тропа хорошо натоптана и идет вниз, летают бабочки, а вокруг разнотравие!

Был даже один интересный водопад. Наверное, называется он, как и большинство «Девичьи слезы».

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Конечно же, такого путешествия нам оказалось мало. Гулять так гулять: пойдем на Чухчурские водопады!

ЭХ, еще чуть — чуть…ползем) ноги цеплялись за ветки, руки уже не держались ни за что, а сознаие орало «хочуууу»)

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Зато вечером здесь было мало туристов, можно было спокойно сидеть под брызгами от водопада и вдыхать кристалльно — чистый воздух. За 40 минут удалось подняться на плато.

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Заодно познакомились с фотографом, который укомплектовывал место для встречи заката.

Тут нахлынули воспоминания о прошлогоднем подъеме на перевал Чухчур (за мной).

На обратном пути Птыш уже не выглядел миролюбивым. Горы были окутаны в облачные шапки.

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Еще в прошлом году мы познакомились с местным егерем. Он всегда тщательно проверяет наши документы, а заодно и много всего рассказывает. Так вот, оказалось, что в Птышском леднике прячутся медведь и медведица. Несколько недель назад туристы даже видели, как косолапый гулял рядом с коровами, но не трогал их.

День 4. Алибекский водопад и Турье озеро.

Думали, мы не встанем? Подъем в 5 утра и вперед! Сама не заметила как, но на подъем мы шли с псом. Лохматый, невысокий. Бежал быстро, все время впереди. Лишь изредка останавливался, чтобы попить воды. Стоило нам притормозить , так в нашу сторону он бросал хмурый взгляд. В общем, та еще мотивация не отставать. Около альплагеря «Алибек» к нам присоединился еще один маленький песик. С такой командой мы «добежали» до водопада за 1.20.

Возвращение в горную сказку. Часть 1

А дальше нужно было переходить через мостик, где лапки собаки легко могли провалиться.

Сначала пробовали отпугнуть животных. Бесполезно. Попросили дедушку придержать хотя бы самого маленького, согласился.

Прогулку рядом с водопадом можно сравнить с бурным потоком низвергающейся воды. Впечатления меняются так быстро, что не успеваешь все это осознать. За первым мостиком (справа на фото) последовал второй (внизу слева).

Утром водопад еще не достиг максимальной мощности, но струи воды все равно промочили кроссовки. Стоило оглянуться назад, как я увидела лохматого пса. Его чуть не снесло потоком, он цеплялся когтями за решетку. Сумасшедший! Зато стало понятно, что мы обрели товарища на целый день=)

От летящих брызг укрыться негде, поэтому мы приняли холодный душ)

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Вот такой вид открывается с Алибекского водопада.

Но стоит подняться еще выше…

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Пес лучше навигатора знал тропы, бежал всегда впереди нас.

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Даже жарким днем около ледника прохладно, поэтому верхнюю одежду брать с собой обязательно.

А тем временем мы уже поднимались на очередной осыпной склон, ведущий к Турьему озеру. По пути встречались совсем «небольшие» валуны.

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Здесь две тропинки пересекаются, образуя единую тропу.

Буквально двадцать минут подъема…

Возвращение в горную сказку. Часть 1

И можно будет увидеть Турье озеро!

Сколько раз тут были, а горных козлов ни разу не удалось повстречать=)

Зато людей в этот раз было очень много. Некоторые приходят сюда пофтографироваться, кто — то искупаться, а кто-то просто поизучать местность.

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Также на ледник можно взглянуть, если подняться к истоку озера.

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Чтобы закрепить все увиденное на сегодняшний день, мы еще раз спустились к Алибекскому водопаду. Теперь уже шли спкойно по лесной тропе (без всяких резких спусков и подъемов).

Водопад в предзакатное время просто бушевал!

Возвращение в горную сказку. Часть 1

Жаль, конечно, было расставаться с нашим верным попутчиком. В магазине я приобрела для него еду, которую он проглотил, словно не заметил)) Но в поселке его все знают. Он встретил своего очередного кормильца и растворился в толпе.

А завтра нас ждет длинный переезд в поселок Архыз!