Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была вчера 22:58

Санкт-Петербург — Россия Июнь 2017

Мои прогулки по Санкт-Петербургу:

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День первый

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День первый (окончание)

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День третий

Начало рассказа о втором дне здесь.

Набережная Мойки вывела меня к Юсуповскому дворцу. Прикинув время и посмотрев, что там у меня еще запланировано на день, я все-таки решила зайти во дворец и посмотреть его с экскурсией. Хотелось послушать что-нибудь новое и интересное из уст профессионала, знающего и дворец, и Юсуповых, лучше, чем кто-либо.

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

То, что Юсуповский дворец пережил без потерь смутное время революционных погромов, очень даже понятно. Еще бы, в его подвалах был убит тот самый Распутин, это ли не повод сохранить дворец и даже активно посещать знаковое место, откуда началось крушение династии Романовых (не все так просто и так прямолинейно с крушением, но общепринятая версия настаивает на этом…). Правда, потом вся эта история с Распутиным не мешала активно «грабить награбленное» из дворца, продавая его за границу на нужды пролетариата, и теперь от неслыханных богатств Юсуповых не осталось и следа, которым так интересуются и историки, и наследники фамилии, несмотря на свою любовь к родине, удравшие с этой самой родины туда, где теплее и сытнее (не осуждаю, всего лишь констатирую факт). Теперь наследники любят приезжать в Петербург и навещать дворцы предков, что тоже очень даже понятно — конечно, все дело в ностальгии, кто сомневается…

Род Юсуповых древнейший (кто еще ведет свою родословную с 6 века???) , богатейший, образованнейший. Представители его всегда отличались отменным вкусом и крутым нравом, перед царями шею особо не гнули и могли себе позволить купить все, что приглянется. Последняя императрица страшно завидовала роскоши украшений Зинаиды Юсуповой, и факта сего не скрывала — одна жемчужина «Пелегрина» чего стоит, а она была не одна в коллекции! Жемчужина эта есть на всех портретах Зинаиды Юсуповой, продали ее на аукционе «Кристи» в 50-х годах прошлого века — известный факт.

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Несметные богатства — это про Юсуповых. Бесценные сокровища мирового наследия живописи, скульптуры и литературы — тоже о них. Уникальные ювелирные украшения — тоже о Юсуповых (корона неаполитанской королевы, серьги Марии-Антуанетты, редчайшие бриллианты, сапфиры, изумруды и т. д.). Подлинники скрипок Страдивари и Амати, коллекция уникальных музыкальных инструментов — и это Юсуповы. Коллекции старинного оружия, монет, медалей, гобеленов — Юсуповы. Личные письма Пушкина и его рукописи — тоже хранились в тайниках Юсуповых.

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Юсуповы были меценатами, собиралось все это не только для себя и своих дворцов, своими сокровищами они пополняли коллекции Эрмитажа, Царского села, Павловска, Гатчины.

Где бОльшая часть этого уникального собрания, теперь не знает никто. Уцелели крохи, их можно увидеть в Эрмитаже, Русском музее. Наверное, еще где-нибудь выставлено, я не искусствовед. Но очень и очень многое исчезло, чтобы навсегда затеряться во времени.

И что самое удивительное — все вспоминают убийство Распутина, старательно забыв все остальное, стоит только произнести фамилию Юсуповых.

В общем понятно, я шла послушать не как Распутина жизни лишали, а как Юсуповы жили.

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Самостоятельно во дворец попасть сложно, если только купить экскурсию с аудиогидом, но хотелось живого рассказа от экскурсовода, который знает о Юсуповых больше, чем все, и я откинула мысль об аудиогиде.

Начало экскурсий строго расписано, всех обилеченых собирают к отдельной комнатке, в ожидании приглашения. Сначала я этому огорчилась, но утонув в мягком диване, решила, что пауза мне просто необходима, да и ноги просились посидеть. Почти час ожидания прошел в инспектировании памяти на предмет того, что я знаю о Юсуповых — мне показалось, что маловато…

Тетка, доставшаяся нашей группе в качестве экскурсовода, мне не понравилась сразу — монотонный бубнеж с поглядыванием на часы, взгляд утомленный донельзя женщины, вынужденной весь день бродить по кругу и отмахивание от назойливых вопросов, раздосадует кого хочешь. То, что она рассказывала, открытием для меня не стало. Юсуповых она не любит — это было видно сразу, а потому и не интересуется ими, как должна бы была. Мой вопрос (не самый коварный, просто интересно было спросить у специалиста) поверг ее ступор, после непродолжительной паузы она ответила мне, что в их утвержденной методичке этого нет, потому она ничего сказать и не может. У меня тоже слов не было — методичка!!! В наш век, когда любую информацию можно нарыть за несколько минут, всего лишь правильно сформулировав запрос! Когда ты изо дня в день практически живешь во дворце Юсуповых и имеешь возможность видеть то, что всем остальным недоступно! Кто ее взял на работу экскурсоводом, покажите мне его!!!

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Но несмотря на негатив, дворец произвел неизгладимое впечатление. Если даже по прошествии стольких лет и пережив столько невзгод, его залы сохранили прежнее изящество и бездну вкуса, присущую всем Юсуповым, то можно представить, как совершенно все было во время расцвета династии.

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Будете в Петербурге — не пожалейте времени на экскурсию во дворец, я уверена, вам понравится!

Адрес: набережная реки Мойки, 94

Режим работы: 11.00 — 18.00, кассы с 10.45 до 17.00.

Экскурсии проводятся в начале каждого часа.

Экскурсия «Убийство Распутина» популярна невероятно, билеты лучше бронировать заранее, иначе велик шанс не попасть.

Цена вопроса: парадные залы — 450 рублей, с аудиогидом — 700 рублей и 1000 рублей залог за сам аудиогид.

Жилые покои — 400 рублей

Последние владельцы дворца и «Убийство Распутина» — 400 рублей.

Есть скидки.

Фотосъемка разрешена, платить за нее не надо.

После великолепия дворца Юсуповых хотелось красоты, да побольше, но желательно не такой сияющей, чтобы как-то сгладить переход из жизни высшего общества к реалиям наших дней. И тут я подумала о Львином мосте — к нему я и отправилась.

От Юсуповского дворца повернуть направо, свернуть в первый переулок направо — Прачечный, пройти его до конца, опять свернуть направо, на улицу Декабристов, потом в Львиный переулок и вот он, Львиный мост (читать дольше, чем идти).

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Мост перекинут через канал Грибоедова и как-то так пролегли мои дороги, что к этому мосту и к его львам я никак не попадала. Надо же было так совпасть, что одновременно со мной привезли к мосту парочку автобусов с китайскими туристами, шумной ватагой оккупировавших львов по обе стороны канала. Нет, кто-то пытался дать мне возможность сделать пару кадров, но остальные напирали, забегали вперед и испортили кучу фотографий. Уже дома, разбирая отснятое, я поняла — нормальной фотографии Львиного моста у меня нет, только делегация китайского народа на фоне обреченных львов…

А между тем, место это невероятной красоты — крутой изгиб канала, густые кроны старых деревьев, изящные особняки, белеющие даже в хмурый день изгибы львиных спин и тишина, особенно после того, когда мост покинут последние шумные туристы. Наверное, надо было прийти к мосту белой ночью, только где ж взять сил на такие походы.

Адрес: продолжение Львиного переулка, канал Грибоедова.

От Львиного моста я повернула направо, потом до первого поворота опять же направо, улица Театральная. Она меня вывела к Мариинке.

Мариинский театр — про него слышали даже очень далекие от искусства люди. Очень хотелось увидеть Мариинку, еще больше хотелось попасть на спектакль, но это было совершенно невыполнимо — времени на такую роскошь у меня не нашлось. Да и соответствующего наряда с собой не было, я все-таки по делам прилетела. И, конечно, простите меня, не могу не прокомментировать, но новая сцена это что-то чудовищное, совершенно не вписывающееся в облик города. Возможно я заблуждаюсь, но мне не понравилось…

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Адрес: Театральная площадь, 1.

От Мариинки, по улице Глинки, я дошла до Николо-Богоявленского собора.

Не зайти в этот собор было бы неправильно. Даже я знаю, что Николай Мерликийский — покровитель всех путешественников, в том числе и тех, кто путешествует по морю. Самый туристический святой, как ни крути. Как к нему не зайти?

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Нижняя церковь освящена во имя святителя Николая, верхняя — во имя Богоявления Господня, отсюда и двойное название.

Самое главное: в нижней церкви есть особая святыня, греческая икона святителя Николая Чудотворца 17 века с частицами его мощей. Но поскольку по телевидению эта информация не подается в качестве модной сенсации, то и очередей нет ни в храм, ни к иконе. Те, кто служат в церкви, очень удивляются этому факту — зачем стоять километровые очереди, если можно зайти в их церковь и никуда не торопясь, без ажиотажа и толп, попросить Николая о важном для себя. Я не хочу задеть чувств глубоко верующих людей, но как человек рационально мыслящий, я не могу понять ажиотаж в одном храме и его полное отсутствие в другом. Мощи-то и там, и там одного святого!

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

К тому же собор очень уютный, добрый и теплый. Никто косо не смотрит, замечаний не делает и охотно отвечает на все вопросы. Ну, а для путешественников это вообще обязательное место.

Адрес: Никольская площадь, 1

Храм действующий, поэтому желательно хотя бы минимальное соответствие в одежде. Фотосъемка не приветствуется, иностранцам делали замечание.

Самый красивый ракурс на церковь открывается с Пикалова моста.

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Побывав в соборе, я отправилась к Пикалову мосту, чтобы увидеть открыточный вид на собор и пересчитать лично, сколько же мостов на самом деле видно с Пикалова — семь (как все утверждают) или девять (как говорят некоторые).

Добраться несложно: обойти собор по Римского-Корсакова, свернуть на набережную Крюкова канала и прямо дойти до Пикалова моста. С него открывается действительно красивый вид на Никольский собор (особенно, если небо голубое и солнечное) и на так называемое «Семимостье».

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Официально считается, что стоя на мосту, можно увидеть одновременно семь других (для этого надо стать так, чтобы Никольский собор оказался по левую руку): впереди — Красногвардейский, за ним — Ново-Никольский, повернуться по часовой стрелке — Старо-Никольский, дальше по Крюкову каналу — Смежный, еще повернувшись — Могилевский, снова к Крюкову каналу лицом — Кашин и вдалеке — Торговый. Тут я не спорю. Но надо бы добавить сам Пикалов, на котором стоишь и еще один, за название которого я не ручаюсь (поэтому промолчу) и в итоге выходит девять, а не семь. Перед путешествием и после него, я внимательно сверялась с картой, чтобы уточнить названия мостов. Да, по карте сложно понять, какие мосты видно, а какие нет, но после разведки на местности все становится на свои места и я теперь точно знаю, что мостов не семь, а девять.

Добавьте к этому красивый вид на два канала, Крюков и Грибоедова, соединенных ажурными кружевами перил мостов, небо с облаками, темную воду, нахальных голубей, восседающих на фонарях — очень живописная картина получается!

Адрес моста: перекинут через канал Грибоедова, соединяет набережную Крюкова канала.

Дальше я пошла вдоль Крюкова канала до набережной Фонтанки, повернула направо и вышла к Египетскому мосту.

Мост по-своему красив и дойти до него стоит, несмотря на то, что расположен он далековато от основных достопримечательностей Питера. То, что от первоначального варианта до нас дошли только сфинксы, не делает мост менее интересным, а отсутствие туристов только добавляет ему привлекательности в моих глазах. Топать пришлось немало, но я об этом не пожалела, мост мне понравился.

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Адрес: соединяет берега Фонтанки по Лермонтовскому проспекту.

Если по Египетскому мосту перейти на другой берег Фонтанки и повернуть налево, то можно увидеть самый необычный памятник в мире — памятник Человеку-невидимке.

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Тут, конечно, надо приложить немало фантазии и хорошо бы знать, отчего появился такой необычный памятник, ну или хотя бы чей все-таки постамент назвали памятником невидимке. Версий и легенд в интернете бродит очень много, все они разные и все они далеки от правды. На самом деле, на постаменте стоял Александр Второй, «свергнутый» со своего законного места в пылу революционных страстей. Кто говорит, что императора утопили в Фонтанке, кто — что переплавили на нужды пролетариев, но достоверных сведений нет. Почему не уничтожили постамент — загадка. Видно охраняет его какая-то высшая сила, а может Тот, Кто Стоит на постаменте, проявляется только на фотографиях, желательно сделанных в лунную ночь?

Да и место памятника не совсем обычное — смотрят на постамент Наполеоны и Цари, Папы Римские и Цезари, Иваны Грозные и сами Господь-Боги из окон психиатрической больницы, открытой благодаря стараниям и личным средствам Александра Второго. И кто с ними поспорит, начни постояльцы лечебницы обсуждать детали костюма невидимки и поворот его головы — им виднее, в самом-то деле, тут и спорить нечего.

Говорят, на постаменте время от времени появляется надпись «Памятник Невидимке», но ее тут же стирают, чтобы через некоторое время она появилась вновь. Кто пишет — я не выяснила, хоть и старалась. Но пока я фотографировала самый необычный памятник, кто-то пристально следил за мной, а прохожие понимающе хмыкали.

Фотография, сделанная днем, секрета памятника не выдала. Эх, надо было идти ночью…

Адрес: набережная реки Фонтанки, 132.

Дальше я отправилась вдоль набережной Фонтанки, свернула на Измайловский проспект и дошла по нему до собора Святой Живоначальной Троицы, того самого, чьими куполами я любовалась в моста Ломоносова. Крюк пришлось сделать немалый, но в этом уголке Питера есть на что посмотреть.

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Полное название собора звучит торжественно и длинно — собор Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Когда-то он был самым большим в Российской Империи, после революции только чудом избежал сноса, пережил войну, хоть и не без потерь, пострадал от пожара во время реставрации, но теперь все это позади и сейчас храм очень украшает Петербург своими звездно-голубыми куполами, получившими такую окраску по личному указу императора Николая Первого.

Адрес: Измайловский проспект, 7а.

На противоположной стороне проспекта, напротив собора — Измайловский Гостиный Двор. Нет, я в него завернула не ради покупок, а исключительно ради памятника.

Памятник дождю — очень по-питерски! Дождь — вечный символ Петербурга, страшно мешающий туристам, заливающий нежные фотоаппараты, норовящий промочить ноги и забраться за шиворот, хотя бы в виде капель, ручьями стекающих с зонтика. Как-то с дождем надо договариваться, если хочешь увидеть город не только из-под зонтика…

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Вот я и пошла просить хорошей погоды у этого памятника. И, знаете, что я вам скажу — ведь выпросила! Дальше я гуляла, спрятав зонт на самое дно своей сумки за ненадобностью. Работает примета, еще как работает! А памятник очень симпатичный.

Адрес: ТЦ «Измайловский Гостиный Двор», 1-я Красноармейская улица, 15.

Договорившись с погодой на ближайшие дни и порадовавшись выглянувшему солнышку, я отправилась дальше, теперь в Измайловский сад.

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

По 1-ой Красноармейской, до пересечения с Державинским переулком и свернуть на него (налево). По дороге можно заглянуть, как небедно жил Державин (в отличие от победившего его ученика),

выйти на набережную Фонтанки (направо) и наконец-то добраться до Измайловского сада, где живет Петербургский Ангел — к нему я и торопилась.

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Памятника трогательнее, интеллигентнее и душевнее я пока еще не встречала.

«Измайловский сад — «Буфф» — аллеи, полянки,

Проворные тропки скользят, словно змейки,

И маленький, скромный, читающий ангел,

Присевший тихонько на спинку скамейки…» — автора я не знаю, но так созвучно тому, что навеял мне Ангел…

Для любознательных есть табличка рядом, где изложен авторский взгляд, понятный, как мне кажется, и без лишних слов. У Питера должен быть именно такой Ангел — с книгой, зонтиком, добротой во взгляде и уставшим лицом человека, пережившего многое. И монетки на коленях… И тишина… И шелест листьев… И крылья за спиной, которые Ангел никогда не складывает.

Я даже не могла предположить, что Ангел такой маленький и такой беззащитный! И влюбилась я и в этот сад, и в этого Ангела, и в невероятный Петербург.

И дала себе слово вернуться к Ангелу осенью, когда сад оденется в золото и багрянец…

Адрес: Измайловский сад, набережная реки Фонтанки, 114.

Из сада — направо и гуляя неспешно (спешно уже не получается, потому как устала я к этому времени очень) по набережной Фонтанки, поглядывая по сторонам и даже находя в себе силы кое-что фотографировать, я добрела до моста Ломоносова, на котором я вчера любовалась куполами собора Живоначальной Троицы. Ну и сегодня можно полюбоваться, красота не надоедает и не приедается!

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Проложить дорогу короче у меня не получилось, а вильнуть вчера на улицу Зодчего Росси сил не оставалось, да тогда и маршрут пришлось бы перекраивать. Поэтому пришлось сегодня делать крюк, правда, в Питере это не сильно напрягает — идешь, любуешься, находишь неожиданные ракурсы и спешишь их запечатлеть на память.

Перешла мост Ломоносова и вышла на улицу Зодчего Росси, построенную точно по античным канонам, когда высота зданий равна ширине улицы, а длина в десять раз больше (22 метра на 220 метров):

«… если по улице Росси пройдешь,

Никогда не забудешь… И снова придешь."

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Петербург — город, про который сложено очень много стихов. Наверное, можно написать целый путеводитель по улицам Питера исключительно стихотворными цитатами — второго такого города нет!

Не вовремя я попросила хорошей погоды у памятника Дождю, надо было сначала сфотографировать улицу Росси и дома-близнецы в отражениях, ну да что сделано, то сделано и жаловаться на солнце в Питере просто грешно. К тому же припаркованные машины ужасно мешали и завывания из ночного клуба вызвали приступ головной боли, заставив меня не задерживаться и поскорее уйти туда, где тишина, высокое искусство и очередные памятники.

Думаю, в этом случает писать адрес будет излишне…

По дороге к Александринскому театру я наткнулась на памятник Дворнику и даже потерла монетку на его лопате (ну, чтобы деньги грести лопатой, путешествия год от года становятся все дороже, а зарплата никак не хочет расти в соответствии с ценами на перелеты и отели — может дворник поможет). И видно, так увлеклась процессом приманивания денег, что забыла сфотографировать памятник. Теперь даже не знаю, ждать денег или обиделся дворник…

Адрес: площадь Островского.

Пара шагов от дворника — и вот она, Александринка!

Александринский театр назван в честь супруги Николая Первого, театралки и покровительницы искусств — это, наверное, все знают. А вот то, что построен театр на плавучем фундаменте (по венецианским технологиям) — это уже знают не все.

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Старейший театр Питера надо смотреть не снаружи, а исключительно через призму спектаклей, на которые мечтают попасть многие и многие. Увы, мне не довелось насладиться высоким искусством, надеюсь, исправиться в другой раз и специально кину в чемодан что-нибудь соответствующее моменту.

Адрес: площадь Островского, 6.

Перед Александринкой разбит Екатерининский сад, венчает которой памятник Екатерине Великой.

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

«Короля играет свита» — Екатерина знала это лучше, чем кто-либо другой и сумела окружить свое царствование лучшими и умнейшими людьми эпохи, сделавшими ее поистине великой. Проще и интереснее обсуждать ту часть биографии императрицы, что всегда оставалась за прикрытыми дверями опочивальни, не замечая ее дела на благо и во славу России, но я этого делать не буду. Присев на уютную скамейку под цветущей сиренью, я всматривалась в лицо императрицы и вспоминала все, что знаю про нее и ее царствование. Этой женщиной я восхищалась всегда!

Не буду описывать имена сподвижников Екатерины, удостоившихся чести быть с нею на одном памятнике — лица их узнаваемы, а для тех, кто не в курсе, есть надписи. А вот легенда, что под памятником спрятаны несметные богатства, меня давно занимает. Действительно ли бросали дамы свои украшения в котлован, вырытый под памятник, или все это придумали для пущего эффекта, я конечно же не знаю, но что-то подсказывает мне, что если бы сокровища действительно были, их давным-давно извлекли бы, причем так секретно, что никто ни о чем не узнал бы, хоть следи денно и нощно за памятником. Просто люди любят легенды и еще больше любят зарытые клады…

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Памятник Екатерине пережил века, смены строя, войны и стоит, украшая сад, возвышающуюся за ним Александринку и Петербург, город, в который много лет назад въехала восторженная принцесса Фике, чтобы стать Великой…

Адрес: Екатерининский сад.

Из Екатерининского сада я вышла на Невский, проспект посмотреть и дойти до Казанского собора, в который надо было успеть попасть до его закрытия. Конечно, это была далеко не первая прогулка по Невскому, но как в него не влюбиться, а влюбившись, как на него не возвращаться! И каждый вечер я уговаривала себя, что пора возвращаться в отель и хотя бы немножко отдохнуть, чтобы набраться сил перед новым днем. А Невский, подмигивая витринами и фонарями, уговаривал меня погулять еще немножко, ведь я так долго ждала этой встречи…

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Казанский сквер открывает парадный вид на Казанский кафедральный собор.

Воронихинская колоннада собора — настоящий шедевр. Ну кто сейчас вспоминает, что придумана она была исключительно для того, чтобы замаскировать тот факт, что собор стоит боком к Невскому, как это полагается по всем православным канонам? А убери колонны — и исчезнет в Питере очень узнаваемое место, ставшее настоящим украшением Невского проспекта.

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Павел Первый мечтал увидеть храм, повторяющий собор Святого Павла в Риме. На мой взгляд, получилось даже лучше, а тот факт, что строили его исключительно русские мастера и только из отечественных материалов, делает Собор совершенно особенным.

Здесь покоится М. И. Кутузов и хранятся ключи от побежденных городов, штандарты и прочие военные трофеи войны 1812 года. Но фотографировать в соборе категорически запрещено, поэтому оставалось только смотреть и запоминать.

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Внутри Казанский собор похож на огромный дворцовый зал, украшенный рядами колонн и высоким куполом. Только потрескивание свечей и строгие взгляды служителей, ловящих каждое движение рук к фотоаппарату, напоминали, что я все-таки в храме.

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Полюбоваться иконой Казанской Божьей Матери я не смогла — надо было отстоять огромную очередь, а на это у меня уже не оставалось ни сил, ни времени.

«На площадь выбежав, свободен

Стал колоннады полукруг…« — сказал о Казанском соборе Мандельштам и именно эта легкость и изящность поражают и запоминаются больше всего.

Санкт-Петербург. Прогулки по городу. День второй (окончание)

Про собор можно рассказывать бесконечно долго, как и любоваться им, но я и так заболталась, стараясь подробно поделиться с вами своим маршрутом еще одного питерского дня.

Адрес: Казанская площадь, 2, угол Невского проспекта и канала Грибоедова.

Часы работы: ежедневно, по будням с 8.30, по выходным с 6.30.

Цена вопроса: бесплатно.

Съемка внутри собора запрещена!

Обязательная программа на день завершалась в Казанском соборе. Дальше можно было идти отдыхать и вспомнить, что покормить организм тоже было бы неплохо. Но белая ночь соблазняла неторопливым закатом, а шумный Невский даже не думал засыпать, обещая гулять со мной до утра. И я опять поддалась соблазну не спать. Бедные мои ноги…