Турист NatalyA (NatalyA)
NatalyA
была 17 мая 2019 12:00

Рязань — Россия Июнь 2009

Адрес: ул. Павлова, 23–25. Это один из самых адекватных персональных музеев нами виденных. И явный контраст с музеем Сергея Есенина в Константиново. Сравниваем — по душевности. Даже по тому, с какой любовью и интересом сделан сайт музея, насколько полно и красиво выложены и оформлены материалы, можно сделать этот вывод.

Рязань. Дом-музей Ивана Павлова

Обычно, когда для себя составляешь рейтинг мест, которые хочешь посмотреть, персональные дома-музеи не всегда занимают в них первые строчки. Обычно «место в списке» зависит от твоего личного интереса. Знаешь ты эту личность или нет, насколько близко тебе сфера его деятельности и т. д. Мы не медработники, поэтому понятно, что вроде бы ничто особенно нас тянуть в дом-музей Павлова не могло. Но «заточили» на него отзывы людей — ну, ни одного отрицательного, все «в восторге». И поэтому испытать это чувство захотелось и нам. Действительно — хочется сказать искреннее спасибо людям, которые сейчас сделали из дома известнейшего русского врача-физиолога, Нобелевского лауреата (!), рязанца Ивана Петровича Павлова — настоящую туристическую конфетку.

Это родовой дом-усадьба семьи Павловых. Он состоит из нескольких зданий/объектов (дом родителей и сестры (сейчас Дом Науки), хозяйственные постройки, огромный яблоневый сад, площадка для игры в городки), по которым нас водила крайне приветливая и приятная девушка экскурсовод. За эту привилегию — «быть водимыми» — мы заплатили, ~ рублей 200–300, но ни на секунду об этом не пожалели. Она рассказывала невероятно интересно.

Павловы — семья священника. Отец — служил в Лазаревской церкви неподалеку. Мать — вела хозяйство. Всего три брата (Иван, Дмитрий и Петр) и одна сестра (Лидия). Интересен путь, приведший Ивана в медицину, интересна его судьба и жизнь его родных. Интересны его привычки. Одна из которых — невероятная увлеченность русской игрой «городки». Иван Павлович всегда мастерски метал тяжеленную деревянную биту в различным образом установленные фигурки из деревянных плашек. J Отличался редкостным безвкусием в одежде и редкой честностью и прямотой. Кстати, именно Ивану Петровичу Павлову мир обязан знанием о том, как делится человеческий темперамент: на меланхолический, флегматический, сангвинистический и холерический. В Дом Науки особенно впечатлили собачка с резиновой трубкой из желудка и именная Нобелевская грамота. К слову сказать, почти все подопытные собаки, от которых получали желудочный сок, остались живы и здоровы (за редким исключением), причем Павлов знал имя каждой. А почетную грамоту, полученную от Нобелевского комитета, в годы революции у Павлова отобрали…, так же бесследно исчезла и его огромная премия…. Очень понравились шикарный сад — ровная-ровная поверхность и раскидистые яблони, посаженные по линиям. А также запомнилась площадка на краю усадьбы для игры в городки. И вообще фасад павловского дома — симпатичнейший деревянный домик 19в. на одной из улиц недалеко от центра — это аутентично вкусный кусочек старой Рязани.

Рязань. Дом-музей Ивана Павлова

PS. Чтобы после посещения музея Павлова у вас не сложилось идеалистическо-сахарного впечатления о нем как о личности, расспросите экскурсовода о его любимой ученице — Петровой Марии Капитоновне.

Продолжение следует.

© http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото, при использовании текстов гиперссылка на сайт и указание имени автора обязательны.