Турист Иван Якунин (Ivan_Jakunin-1)
Иван Якунин — был 24 марта 10:33
Здравствуйте, меня зовут Диван.

Красная Поляна, Адлер, Сочи — Россия Август 2017

Среди бессчётного количества направлений для отдыха летом — краснодарский край не самый популярный. Несмотря на это утверждение, побережье черного моря исправно забивается туристами и отдыхающими. Тем более, что Сочи и его окрестности богаты не только теплым морюшком и жарким солнышком — отправиться активно отдыхать и насладиться природными красотами, может любой приехавший в город. Для нас такой отдых был новым хотя бы потому, что родителями мы являлись каких-то семь месяцев. Естественно, что первые переживания начинались еще в самолете. Однако, дочь решила уснуть до рулежки самолета в Шереметьево и проснулась уже в аэропорту Сочи. Это вселяло уверенность и силы для последующих путешествий. Рассказывать, как нужно бороться с маленьким ребенком и почему молодые родители рано встают и ложатся спать в девять вечера не буду, так как рассказать хотелось бы об отдыхе, а не воспитании родителей детьми. Сочи встретил нас влажностью, духотой и солнцем. Прямо из аэропорта нас забирали в гостевой дом «Пурпурный замок» (Гостевой дом «Пурпурный замок»), расположившийся на набережной реки Мзымты, спустя три сотни метров впадающей в море. Не стоит объяснять, что море было максимально близко к нам. Но вернемся в гостевой дом. Отличное место, с радушным хозяином, готовым на всё, чтобы угодить своим гостям. По первому делу, у нас были претензии к номеру (точнее к отсутствию балкона) и хозяин предоставил нам все расклады с возможным переселением. Правда, уже через день мы отлично прижились на месте и устраивать переезды внутри дома не хотелось. Гостевой дом Артака (так звали хозяина) оказался этаким переходным звеном. По Адлеру (именно в этом районе Сочи мы расположились) еще были разбросаны частные домики, с самыми что ни на есть добродушными хозяйками-бабушками, угощающими утром пирожками. В окнах таких домиков было видно, как на фоне висящих на стене ковров мажутся сметаной квартиранты. Во дворах, утопающих в тени пальм и виноградника стоят столы с фужерами, трутся о хозяйский инвентарь кошки. Рядом с такими дворами располагаются отели. В них мягкие кресла на балконах, приветливые уборщицы и полный спектр услуг, включая завтрак, обед и ужин. Всё зависит от выложенной вами суммы. Внутри работают кондиционеры, слепят лоском холл и столовая при отеле. Гостевые дома, которых не меньше, чем отелей, смогут предложить вам отличный двор у дома, в котором двадцать номеров, кухня и комнаты для персонала. Здесь есть возможность приготовить еду, общаться в беседке с соседями. Вы предоставлены сами себе. Но ваш номер будет скорее гостиничным с минимальным пакетом услуг. По крайней мере, постельное бельё вам поменяют, можно не беспокоиться. На улице ручейки отдыхающих из домиков, отелей и гостевых домов смешиваются и ничем абсолютно не различаются. Одним большим потоком вся масса движется на берег моря. Иногда откалываются компании, забегающие в магазин за сигаретами или водой (которая уходит в курортный сезон тоннами), забегают в столовую, коих в Адлере так много, что они спорят за популярность с шашлыком и сувлаками, любят отдыхающие остановиться у палаток с кукурузой или сувенирами. Но единый дух, предшествующий неге на берегу стойким облачком витает над всем этим великолепием. В нашей части Адлера запах шашлыка, ларьки с нугой и щербетом, абхазы, продающие вино — оказались обычным делом. Вечером не всегда улицы освещались фонарями, а музыка из многочисленных столовых и кафе сливалась в общую какафонию песен о владимирском централе, какие разные бывают девочки и воздушном шаре мандаринового цвета. По дорогам, с минимальным соблюдением прав, носятся тачки от заниженных приор, до блестящих ауди последней модели. Из открытых окон болидов басы сотрясают воздух. Взлетают вверх над улицей вертолетики, пиликают звонком велосипедисты. Словом, мир курортного хаоса, который мы помним по фильмам «Будьте моим мужем» и «Спортлото-82», никто не отменял. Но стоит уйти в соседний район, где обосновалась сочинская олимпийская деревня, как всё меняется. Здесь другой мир, знакомый нам по детским воспоминаниям сериала «Дикий ангел» и «Спасатели Малибу», который нам казался далекой сказкой. Нет больше никаких столовых и зазывных на шашлычок. Что знакомое покажется отдыхающему, в детстве помнящему эпопею «Санта-Барбара» с белыми домами и широкими проспектами. Здесь суши, рестораны и дорогие отели. Жизнь улиц освещена в полной мере исправно работающими фонарями, а дорогие отели самых престижных имен с удовольствием предложат вам собственный бассейн. Пальмы растут по периметру удобных парковок, закатанных под идеально ровный асфальт. На парковках преобладают дорогие белые машины, соседствующие с прокатом электровелосипедов. И жизнь здесь течет в другом русле. На улочках, которые разделены двадцатью метрами от советской ностальгической ауры, цены увеличены в полтора раза, а комфорт и того выше, включая мягкие пуфики на пляжах. Отдыхающие ведут здесь образ жизни как на лучших курортах Европы, размеренно и весело проводя вечера. Странно, а ведь разница лишь в общей идее кварталов… К чести нашего родного советского района, лучший клуб на побережье Адлера — именно там.

Разный Сочи

Но как бы не различались два соседствующих района — море всех одинаково любит, нежно обнимая волнами. Теплое море в этот август было неспокойное, шумя волнами. Отдыхающих это нисколько не беспокоило. На каменистом пляже Адлера яблоку (хотя, точнее, наверное, киви, написать) негде упасть. Между загорающими, ловящими своих детей, влюбленных парочек, гордо ходят зазывалы на тур в море и продавцы рыбы и плюшек. Шумят и играют в мяч рядом расположившиеся студенты, какой-то мужчина грустно собирает склеп из разбросанных камней. Вход в море прикрывает живая цепь купающихся, которые предпочитают чувствовать под ногами дно. Прорваться дальше, где можно поплавать, стоит концентрации и умением лавировать между плескающимися телами. Сложнее делать это, когда хочешь вернуться на берег. Приходиться с ходу, качаясь на волнах разрезать цепь, стараясь не сбить ребенка или плавающую на волнах словно медуза бабушку. Там, за этой цепью в сторону моря спокойнее. Там плавают не спеша, с легкостью расходясь в соленой волне. Море качало, окунало и всячески развлекало пловцов в эти дни. Особо ярые то и дело заставляли нервничать спасателей на берегу, кричащих в мегафон о недопустимости заплывов за буйки. Запрет нарушался так часто, что крики сквозь мегафон стали органичным элементом побережья. Стоит признать, что спасатели выполняли свою работу отлично. В конце отпуска, среди тех дней, которые мы отдали на морскую негу, был шторм. Волны поднимались с человеческий рост и грузно шлепались о берег, уходя на несколько метров перед следующим валом. С шумом волны смывали камни, величиной с человеческую голову. В такие дни на пляжах висят, лежат, стоят большие таблички, запрещающие заходить в море. Стоит ли писать, что работы у спасателей прибавляется в разы. Мегафоны не смолкали ни на секунду — в разных частях то и дело появлялись смельчаки, желающие устроить заплыв в беснующемся море, иногда в роли нарушителей выступали бабушки, дедушки и родители, на руках окунающие своих чад в волны. По такому случаю, спасатели просто перекрыли пляж, оставив отдыхающим горячий бетон набережной. Зато удалось сдержать спесивость недалеких туристов. Напишу также, что подобных мер в олимпийском квартале предпринимать не пришлось. Небольшая бухта, до которой волны не доходили совсем, кишела купающимися, в остальном, наверное, знаки выглядели солиднее и проблемы с нарушителями возникали редко. Если нет желания далеко выбираться, а сон на пляжу под зонтиком уже надоедает — и тогда в Адлере есть чем заняться. Не считая прогулок по улочкам, кишащим сувениркой и щедрыми предложениями шашлыка, в городе два интересных места — Дендрарий и Олимпийский парк. Дендрарий парк «Южные культуры», как и всё в нашей жизни, за несколько лет подорожал. Вход от 70 рублей за пару лет вырос до 250. И одновременно парк преобразился. Ухоженные дорожки, лавки, декоративные формы на прудах и в рощах украшают место отдыха. Небольшой по своей площади парк (ему приходится конкурировать с сочинским дендрариием) вместил не так уж и мало деревьев. А эвкалипты и вовсе образовали аллею, в которой лавки неизменно заняты отдыхающими с детьми. Особый воздух, пропитанный запахом масел приятный бонус к завершению прогулки в парке.

Разный Сочи

К сожалению, коал на деревьях не увидишь. Но парк наполнен живностью, не считая туристов. На деревьях много белок. Зверьки уже привыкли к повышенному вниманию и без особого страха, скорее со взаимным интересом, разглядывают фотографирующих их людей, с удовольствием угощаясь за счет отдыхающих. В прудах семействами бороздят водную гладь черепахи, от мала до велика. Уже взрослые, размером с крупную кошку, карпы сбиваются в стайки, сдобренные для красоты особями карпа кое. Выше них, на поверхности, величественно проплывают лебеди. Не менее величественно гогочат гуси на соседнем пруду, заставляя стайки уточек расплываться в ужасе от шумовой атаки. Если приглядеться — видно, как змеи охотятся на мелководье, и косяки мальков распадаются брызгами в разные стороны.

Разный Сочи

Ухоженные дорожки, стоит оторваться от созерцания фауны, приведут к красивым фонтанам, мистическим гротам, охраняемым нечистой силой (не уверен, что смог бы квалифицировать точно изваяние), скамейкам под необъятными деревьями. Парк займет немало времени, если предусмотрительно захватить с собой воды и что-нибудь перекусить. Второй раз пройти по билету не получиться.

Разный Сочи

Совсем другой отдых предлагает соседствующий с парком олимпийский район, где главным местом — несомненно, окажется Олимпийский парк. Плеяда олимпийских стадионов, расположенных в прошитом трассой формулы 1компактном районе. Венцом парка является центральная площадь. От неё до любого из стадионов — рукой подать. Рядом нависает огромный факел, фонтан «Чаша олимпийского огня». Каждый вечер фонтан украшается подсветкой и дарит зрителям, заполоняющим площадь, настоящее шоу, танцуя под музыку. Рядом на площади находятся олимпийские кольца, к которым неизменно строится очередь из желающих сфотографироваться, менее популярным стала стена славы российских спортсменов, где указаны все достижения на зимней олимпиаде 2014. Парк богат не только площадью с поистине олимпийским размахом и огромными стадионами-дворцами, окружавшими её. Рядом находятся несколько музеев (музей СССР, музей Да Винчи и музей Николы Тесла с электрическим шоу), и парк развлечений. Часть аттракционов не для слабонервных, особенно, если на ногах сланцы. Горки со знаком 18+ своими пируэтами заставят кричать самых хладнокровных мачо. Для впечатлительных людей всегда к услугам горки попроще и колесо обозрения, открывающее в своей высшей точки незабываемый вид на город и море.

Отдаленность олимпийского района от центра Адлера создает транспортные проблемы для отдыхающих. Железнодорожная станция принимает порядка шести электричек в день (из них две — Роза Хутор — Олимпийский парк, отличное от сочинского направление), автобусы ходят проездом и не так часто. На заметку — вечером уехать из парка не так просто. Если вы взяли на прокат электромопед или велосипед, у вас не будет проблем. Дорога займет не более пятнадцати минут. Если же пешую прогулку по набережной решено украсить зрелищем шоу фонтанов, то обратно проще добраться пешком. Или на такси за неправославные 100 рублей с человека до Адлера. В нашем случае совпал самый неудачный сценарий. В день открытия сезона Континентальной Хоккейной Лиги, Сочи принимал китайский КуньЛунь Ред Стар. Третий период хоккея совпал с шоу фонтанов. По такому случаю все автобусы проходили дополнительно через площадь хоккейного дворца «Большой», где проходил матч. С маленьким ребенком до поздна не засидишься и мы оказались на автобусной остановке раньше окончания всех мероприятий. Там уже собралось немало людей, которые просто отдыхали в парке, не участвуя в главных событиях вечера. Спустя полчаса без единого автобуса в сторону Адлера часть увеличившейся толпы села к таксистам, часть ушла в ночь пешим ходом, особо стойкие остались ждать колесницу местного автодепо. Мы оказались в числе уходящих в ночь, тем более, что теперь с коляской пришлось бы пропускать первые три-четыре автобуса, наверняка забитых туристами. Идти до родного района пришлось сквозь пустыри парковок олимпийского парка, продуваемых уже прилетевшим от моря ветром. За полчаса нашего хода ни одного автобуса мы так и не увидели. Стоит ли считать в Адлере такой казус с автобусами жирным минусом? Конечно нет. Все возможности доступной среды в городе есть, но размораживаются к большим событиям, которые в Олимпийском парке теперь — частое явление. В остальное время какое-то неудобство может возникнуть, впрочем, решаемое технически или с помощью отзывчивых людей. В интересную прогулку выльется поездка и в сам город Сочи. Оказавшись на вокзале, куда бы не пошел турист — он увидит обыкновенный город, в котором решают дела обыкновенные работники и шныряют туда-сюда отдыхающие. Только пальмы и нескончаемое тресканье цикад, шумом поднимающиеся над городом, выдают в нем морской курорт с субтропическим климатом. В тенистых улочках спрятаны немногочисленные кафе и многочисленные офисы — от страховых компаний, до распродаж обуви. Жарко и душно в августе на улицах Сочи. Ближе к морю, там где набережная и McDonalds жизнь приобретает ритм, комфортный для приезжающих отдыхать. Частят киоски с газированной водой и сувенирами, неустанно зазывают на круизы в море агенты, свежий ветерок пробивается сквозь лежбище яхт у причала. Старинная архитектура соперничает с современным искусством, внезапно нагрянувшим с мероприятиями планетарного масштаба. Через одного на площади попадаются то памятник Петру 1, проигравший многолетнюю борьбу голубям, то совсем свежую, не растратившую лоск новизны стелу к зимней олимпиаде. К слову, город от этого только выигрывает. Недалеко от морского порта, через дорогу, стоит всё тот же пресловутый McDonalds, всегда полный от туристов, не желающих рисковать в столовых, но зато с легкостью рискующих привычным Макдаком, где индекс Биг Мака выше столичного в полтора раза.

Разный Сочи

Недалеко от порта, буквально за мостом через речку Сочи, находится парк Ривьера. Место, в которое с удовольствием заглядывают туристы. От привычного понимания парка, это место давно ушло, превратившись в развлекательный центр. Только по одной центральной аллее нужно немало пройти, чтобы спрятаться в тени деревьев на лавочке. По двум сторонам, тесно прижавшись друг к другу, расположились всевозможного вида аттракционы, палатки, бюро. Можно оказаться в дельфинарии или дино-парке, заедая прекрасное настроение молекулярным мороженным. Впереди рестораны и большая сувенирная лавка. Всё это подается под соусом «Какофония», собранным из всевозможных музыкальных стилей, песнями разносящихся из каждой палатки на свой лад. Стоит признать, что шуму от отдыхающих не меньше этой импровизированной дискотеки. Ривьера — большой парк, и на окраине всё ещё тихо. В одном из уголков парка приютилась аллея писателей, состоящая из 21 бюста, выполненных в бронзе. Аллея — старое место, основанное в 50-х годах прошлого века. Тогда бюсты были из гипса и больше современных. Они уехали в один из санаториев, а более долговечные бронзовые украсили аллею. Среди бюстов — Островский и Толстой, Чехов и Гоголь, Пушкин и Толстой, и ещё много знаковых имен русской литературы. Аллея проигрывает жажде развлечений, отчего под бюстами уже располагаются прокат велосипедов и услуги фотографии, скоро как пустыня наступает на цветущие земли, развлечения захватят аллею, украсив Салтыкова-Щедрина, строго смотрящего вдаль, гирляндой и объявлением фотографии с обезьянкой. Дальше небольшой тихий парк, где деревья еще милостиво укрывают от музыки и света отдыхающих на всю катушку. Там тихо и можно отдохнуть, услышать рассказ о создании парка, о лучших людях, в свое время влюбленных в Сочи. Кроме парка и набережной, в Сочи немало интересных мест.

Если прогулки в тенистых зарослях адлерского парка вам не хватило — то сочинский дендрарий, многоярусный, размером с целый район. Прогулка в этом парке достойная отдельной поездки в город. Между центром Сочи и дендрарием расположился дом-музей Островского, отдавшего немало лет своей жизни городу Сочи. Сочи летом, словно вписанный в постоянный час-пик, бурлит людьми, во всех направлениях пересекающих вокзальную площадь. Отсюда уезжают квартиранты со всех уголков России, Европы по окружавшим город курортам. Перрон всех направлений забиваются за двадцать минут до прибытия электрички. Автобусы вторят железнодорожному сообщению и, в общем, не имеют отбоя от своих пассажиров. Небольшой, обветшалый ларек с сувлаками и шашлыком, похожий на лавку из китайского квартала зазывает перекусить. То и дело, какой-нибудь отдыхающий в панамке, с обгорелыми плечами в панике ищет нужный выход к нужному перрону. Во всей этой круговерти невозмутимыми, в парадных белых рубашках, остаются полицейские, приходящие на помощь страждущим. Оказавшись на отдыхе в Сочи, нужно быть заядлым лежебокой-фанатиком, чтобы не испытать еще одного направление — на Розу Хутор. Находясь на 500 метров выше города, и в сорока километрах дальше в горы, поселок разросся до самостоятельного курорта. После олимпиады, Роза Хутор обжилась отличной дорогой и полноценной инфраструктурой.

Внутри поселка расположились казино (официальное, красивое и жутко дорогое), фешенебельные отели, живописная набережная, усеянная сувенирными лавками, ресторанчиками и кафе. Мзымта, разделяющая поселок на две части весело журчит своими каменистыми перекатами, создавая непередаваемую атмосферу горного курорта. К олимпиаде Розу Хутор привели в порядок, и сейчас, утопая в лоске — это самый европейский курорт на русском черноморском побережье. Отдых там ориентирован на зимнее время, но поселиться можно в любой из земных сезонов, тем более, что летом к морю организованы бесплатные трансферы для постояльцев отелей Розы Хутор. Несомненно, главной достопримечательностью курорта является канатная дорога. Она состоит из нескольких участков, пересадки которых расположены на разных высотах. Каждая пересадка — отдельный небольшой жилой район. Кабины ходят одна за одной и даже большой поток желающих спокойно уступает место отдельную кабинку отдельной компании. Уехать в романтический подъем вдвоем, закрывшись от всех и наблюдая за горным ручьем, кронами деревьев внизу и скальными стенками — реально. Правило отменяется в часы пик, когда утром приезжают отдыхающие и очередь на подъемник разрастается или вечером, когда вдоволь надышавшись свежим горным воздухом, отдыхающие стремятся вернуться в духоту южных широт.

На первой и второй пересадках организованы отели, небольшой жилой квартал и зоны отдыха с кафе и тюбингом. Вид и обстановка — в лучших традициях атмосферы фильма «Машина времени в джакузи» или горнолыжные сцены из «Тупой еще тупее» с Джимом Керри. Те же вечеринки в таких же коричневых домиках на склоне. Там расположены подъемники, открытая канатная дорога для любителей романтической прогулки, отсюда начинается большинство пеших маршрутов по горам. Уехать по тропам на велосипеде, одним или с инструктором, уйти вверх на две тысячи метров короткой тропой или с ночевкой в палатках, наблюдая, как мертвецки страшно выглядят уснувшие кабины канатной дороги на закате — выбор туризма здесь широкий и разнообразный. Особого колорита придают знаки «Осторожно! Дикие звери!», но учитывая шум строительных бригад и постоянную дневную жизнь склона Розы Пик, дикие кони и коровы — самая большая опасность от флоры на вашем пути. Последний подъем самый крутой, иногда кажется, что кабина вот-вот столкнется с тросом, за который она повешена, а следующие, за вашей, кабинки исчезают где-то под полом. Открывается шикарный вид на растущие на склоне деревья, пики гор и кабинка въезжает в облака, словно в мультике «Ежик в тумане». Внизу еще видно папоротниковые заросли, при доле везения на самой высокой площадке облака будут рассеяны (совет — приезжать рано утром, с самыми первыми перевозчиками, или дождаться вечера, буквально на границе с закрытием парка добраться до Розы Пик), откроется шикарный вид. Смотровая площадка на высоте 2300 метров окружена соседними вершинами, с которыми маленький человек окажется наравне. Большинство фотографий на курорте делают здесь. Можно воспользоваться и бесплатной услугой фотоцентра, но будьте готовы отстоять очередь в окошко за снимком с ужасным качеством. Или платно получить магнитик в хорошем качестве. Словом, оно того не стоит, тем более, что рядом отличный бесплатный простор, не занятый никем, кроме вашего восторга!

Канатная дорога разрастается во все направления трехмерного пространства, щупальцами покрывая горные склоны. И на самом верху появилась новая канатная дорога — вниз к парку «Менделиха». Дорога длинная, спускающаяся, кажется на целый километр вниз, где шумят водопады и открыт парк-заповедник. Дорога по новому пути в открытых кабинках, когда можно откинуть защитный козырек и ловить порывы ветра, бьющего от перепада высот снизу. Внизу открываются живописные виды на пасущиеся стада коров, рощи деревьев, стройку дороги с копошащимися экскаваторами. Путь с вершины до долины водопадов занимает столько времени, что вполне можно перекусить в воздушном пространстве, выискивая среди зарослей неприметные пешие тропы и приметную автотропу. Стоит учитывать, что из парка придется снова подниматься на самый верх, потому что обходные пути для отдыхающих — это и есть пешие тропы сквозь горы к Розе Хутор.

Разный Сочи

Удобная посадка, доступный ценник и живописные места заполняют людьми кабинки на всех отрезках канатной дороги. А уют самого поселка создает привлекательность для любителей любого из видов отдыха. Русское черноморское побережье оказалось намного привлекательнее, чем расписывают «знатоки» отдыха, ориентируясь на всевозможные Турции и Египты. В Адлерском районе Сочи можно с удовольствием провести семейный отпуск, имея под боком возможность для приключений. И всё это за приемлемую цену. Мой рассказ основан на личных наблюдениях, и читатель наверняка сможет заметить, сколько интересных направлений под боком у Сочи я не озвучил, оставив их на следующее путешествие.