Турист Андрей Муравьев (AMour)
Андрей Муравьев
был 17 февраля 2021 16:55

Красная Поляна, Сочи, Хоста — Россия Июнь 2008
В горах

В июне 2008 года в Сочи море было ещё холодное и приходилось искать себе развлечения, чтобы заполнить своё прибывание здесь. На набережной Хосты я встретил беременную женщину, продающую путевки на джиппинг по окрестностям Сочи. Оказалось, что она продаёт путёвки на экскурсии своего мужа — Артура, с которым я и попутешествовал в тот холодный июнь. Тогла ещё можно было без лицензии катать туристов на своих автомобилях и у Артура с женой был такой бизнес.

Хоста в те времена выглядела примерно так. Городок растянулся вдоль одноименной речки, по побережью проходит

Путешествие с Артуром в районе Сочи

железная дорога, за которой расположены пляжи, и автомобильная дорога, в районе Хосты проходящая по высокой эстакаде. В городке, как и во всём Сочи находится много саноториев и пансионатов, в основном находящихся поблизости от моря.

Утром собралась небольшая группа туристов из Хосты и наш УАЗик выехал в направлении Красной Поляны.

Путешествие с Артуром в районе Сочи

Ехали мы ещё по старой дороге, которой сейчас уже не пользуются. В горах на этой дороге можно было встретить экстремальные места, где эта узкая магистраль пролегала между обрывистым горным склоном и отвесным обрывом.

Здесь показан не самый сложный участок этой дороге, по нему можно судить о её ширине.

Путешествие с Артуром в районе Сочи

Первой нашей остановкой был водопад Девичьи слёзы. Обычно летом водопад падает тоненькой струйкой, но в то дождливое лето он выглядел солиднее. Здесь Артур рассказал нам о гибели на съёмках фильма Андрея Ростоцкого, которая произошла здесь шесть лет назад.

Путешествие с Артуром в районе Сочи

Там он готовил съемки своего фильма «Моя граница», который он снимал по заказу киностудии им. Горького. Съемки фильма начались несколько недель назад от момента трагедии, и Ростоцкий был режиссером-постановщиком картины. Несколько сцен уже отсняли в Москве, а «экстремальные» съемки Ростоцкий планировал провести именно в Сочи. Несколько дней подряд Ростоцкий ездил за город, чтобы подобрать «подходящую натуру». Трагедия произошла примерно в пяти километрах от «Красной поляны». Этот район практически безлюдный — вокруг только скалы, на которых иногда тренируются альпинисты. Однако для профессионалов этот участок считается несложным. Видимо, поэтому Ростоцкий, который был каскадером, полез вверх без страховки. Но через несколько минут он потерял равновесие и сорвался.

После короткого рассказа мы поехали дальше на берег накопительного водоёма местной гидроэлектростанции. В этом сооружении накапливается вода при избытке электроэнергии. При необходимости вода сбрасывается и получается дополнительное электричество. Построена эта электростанция была после войны. Говорят, что строили её пленные немцы. Электростанция вырабатывала необходимое для Красной Поляны электричество.

Путешествие с Артуром в районе Сочи

Здесь мы отдохнули и пообщались немного. А далее был заезд в посёлок Красная Поляна с традиционным обедом и предложением купить мёд и спиртные напитки.

Ну, а затем начался наш подъём в горы к водопаду Поликаря. Здесь-то и пригодились внедорожные навыки УАЗа нашего Артура. Грунтовка, ведущая в горы и без того труднопроходимая, была к тому же ещё и сырая после дождей. Но мы, хотя и с трудом, всё же продвигались по ней. Открытый УАЗик и резкие развороты и подъёмы по горной дороге. Вокруг дороги сплошняком заросли. Иногда на склоне просматриваются снежные вершины наверху и река Мзымта внизу. Сверху река представляется совсем маленьким ручейком. На встречу время от времени попадались такие же вездеходы с

Путешествие с Артуром в районе Сочи

туристами. Вскоре мы поднялись выше облаков. И вот он — водопад!

Путешествие с Артуром в районе Сочи

Специалисты считают его одним из самых выдающихся в Европе по высоте и самым высоким водопадом курортного города.

Иногда люди произносят название водопада как Поликария (добавляя в конце букву «и»), иногда пишут его имя через «а»: Паликаря. Но официальное название — Поликаря.

В переводе с греческого это слово означает «богатырь». Вполне подходящее название! Это особенно хорошо чувствуется вблизи: два мощных каскада воды, соединяясь где-то на полпути, стремительно, с грохотом и брызгами падают с высоты 72 метров! А в народе этот водопад называют просто «штаны», два потока — две штанины. Вот такие вот штаны, созданные природой! Смотрятся они великолепно! Еще одна особенность этого водопада в том, что он образуется таянием снега, который обычно тает с мая по июнь. То есть большую часть года водопада там физически нет. Впрочем первый снег в горах в сентябре—октябре тоже тает, и водопад вновь появляется.

Поближе к водопаду можно подойти и слева и справа. И в хорошую погоду можно подойти совсем близко и сделать много красивых фоточек. В нашем случае было скользко, мокро и холодно, так что высоко я не полез. При кажущейся лёгкости добраться к водопаду по леднику, делать этого не стоит, так как лёд может провалиться и последствия будут непредсказуемыми.

Вскоре начался дождик и находиться здесь стало неуютно. Хотя был уже июнь и внизу было если не очень жарко, то достаточно тепло, здесь на кустах только разворачивались листочки.

Путешествие с Артуром в районе Сочи

Нагулявшись под дождём, мы повернули обратно. По пути назад, Артур вывез нас к речке Хоста, где мы погуляли вместе с местными лошадьми и коровами, а также познакомились с добрейшим сторожем домашней животины.

Путешествие с Артуром в районе Сочи

На этом наше путешествие к водопаду закончилось, но не поездки с Артуром. Мы договорились предпринять в День России путешествие в красивое ущелье на границе с Абхазией. Правда, погода совсем испортилась и на границу мы прибыли под дождём. Артур вышел договариваться с пограничниками. После переговоров и взятки в виде пачки сигарет нас пропустили на территорию Абхазии.

Путешествие с Артуром в районе Сочи

Погода всё больше и больше портилась и нами было принято решение отказаться от первоначального плана, потому что вниз-то мы спустимся, а подняться обратно вероятно не сможем. Поэтому решили провести небольшую фотосессию и поехать к Артуру домой на шашлыки отмечать День России.

Путешествие с Артуром в районе Сочи

Вскоре дождик закончился и мы смогли погулять по красивой поляне.

Путешествие с Артуром в районе Сочи

А в заключении того дня был шашлык в доме гостеприимного Артура.