Турист Lene (Lene)
Lene — был 20 апреля 12:22
???

Великий Новгород — Россия Июнь 2017

Как часто я была в Новгороде? Не могу сосчитать, часто. Был в нём и мой муж, и старший сын, а вот младший не бывал. Поэтому уже который год просил совершить поездку в Великий Новгород. Причём «Великий» он произносил с патетикой в голосе. Ну как не удовлетворить возвышенную потребность сына увидеть город с действительно великой историей, ставший главным городом Новгородской республики, свободной торговой республики. Жители которой называли его с гордостью «Господин Великий Новгород».Перед нашей поездкой по европейским городам мы из Архангельска прилетели в Санкт-Петербург, а оттуда в Новгород на маршрутном такси, решив пробыть там три дня.

Жили мы на Торговой стороне, поэтому утром пошли по улице Большой Московской на Ярославово дворище. Первым мы увидели городской памятник пожарной машине около дома, в котором мы остановились.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Ярославово дворище названо в честь новгородского князя Ярослава Мудрого. Здесь торговали, осуществляли сделки купцы, торгуя пушниной, мёдом, воском, кожей и закупая золото и серебро, медь, пряности, сукно, вина. Здесь находился Гостиный Двор. До настоящего времени сохранилась аркада Гостиного Двора.

«Ярославова башня»,Гридница, Воротная башня — названия одной постройки конца ХVII века, являющегося надвратным сооружением. Гостиный двор был построен в XVII веке Гурием Вахрамеевым по сметным чертежам Семёна Ефимова. В последующие годы сооружения Двора перестраивались и в первозданном виде до нас дошли Воротная башня и аркада Гостиного Двора. Башня на переднем плане -это колокольня, пристроенная также в XVII веке.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Рано утром людей практически нет. Много зелени, а когда мы улетали, у нас на Севере так не спешило появляться лето, что на деревьях только-только проклёвывались листочки. Вот перед нашими глазами предстало Ярославово дворище: много белых сестричек-церквей, окружённых зеленью травы и листьев деревьев. Ярко, сочно.

Первой мы хотели увидеть церковь Георгия на Торгу (1356 год).Там были открыты выставки фресок «Возрождение из руин» церкви Спаса Преображения на Ковалёвом поле. Она, к огромному сожалению, была закрыта все три дня нашего пребывания.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Открыты кирпичные фундаменты церкви.

В церкви открыта выставка «Фальшивомонетчик. Преступление и наказание».В основе выставки-экскурс в историю фальшивомонетчества. Пространство отражает разные эпохи и способы изготовления фальшивых монет.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Над каждой зоной расположен витражи с изображением характерных для каждого времени наказаний.

Около этой церкви памятник ополченцам.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Церковь Параскевы Пятницы построена на средства купцов и посвящена святой Параскеве, так как она помогает и в торговых делах. Необычное архитектурное решение отличает церковь от других. В народе её называют «о ста семидесяти углах» . Не пересчитала. Мне она приглянулась больше всех других храмов. Если все другие церкви родные сестрички, то эта им по облику кузина.

Никольский собор построен в 1113–1136 годах. Это самый древний храм на территории Ярославского дворища. Он был освящён в честь Николая Чудотворца, почитаемого на Руси святого. Празднуется на Руси Никола зимний и Никола вешний, собор посвящён Николе вешнему. У его стен собиралось Новгородское вече. В годы Великой Отечественной войны храм был превращён фашистами в казарму.

В соборе, на стуле сидела старенькая смотрительница, с которой у нас завязалась долгая беседа. Она рассказала от том, что во время «квартирования» в храме фашистских захватчиков они сожгли четыре иконы для обогрева помещения. Слава Богу, сказала старушка, что среди зверей есть тоже представители с человеческим обличием, образованные и понимающие ценность предметов. Неизвестный офицер запретил наносит ущерб храму, иконам и росписям.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Собор нуждался в реставрации. И вот, в 1880 годы были проведены реставрационные работы. В спасении Никольского собора участвовал 100 Ганзейских городов, входящих в «Ганзейский союз Нового времени».К сожалению, иконостас не восстановлен по сегодняшний день — не позволяет температурный режим здания сохранить древние иконы. Но даже то, что есть в храме, вызывает положительное впечатление. Самое большое желание старушки-смотрительницы тоже связано с храмом. Дай бог, сказала она, мне дожить до того времени, когда иконы на иконостасе займут свои места и храм будет полностью отреставрирован. Мы ей сказали, чтобы её пожелание сбылось.

Пока мы разговаривали, взгляд притягивало изображение старца под куполом здания. Это снова было изображение Бога Отца. В Милане меня поразила скульптура, изображающая Бога Отца, я его изображение увидела там впервые.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Бога Отца было запрещено изображать Большим Московским Собором в XVI веке, так как его никто не видел. В Никольском соборе изображение сохранилось.

Есть в Никольском соборе интересные элементы фресок XII века «Иов на гноище»,«Страшный суд».

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Жена Иова подаёт мужу, заражённому проказой, на длинной палке котелок с едой. Она с неприятием отворачивается от мужа.

Святой Иов был богатым, верующим и богобоязненным человеком. Тогда Сатана решил лишит его богатства, наказать проказой. Иов ушёл и поселился на куче пепла. Все друзья и знакомые оставили его. Жена Иова приносила ему еду и уговаривала его отвернуться от бога и умереть. Господь же видя преданность и веру Иова вернул ему здоровье и богатство. Ему был отпущен срок жизни 248 лет, но он прожил 140 за которые он увидел потомство вплоть до четвёртого рода или как говорят у нас «четвёртого колена».

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Фреска «Страшный суд» представляет муки грешников. На фресках и стенах видны отверстия от выстрелов.

В соборе есть музей и мультимедийная панорама «Великий торг и княжий двор»,которая рассказывает об истории построек. На нас впечатления панорама не произвела. Музей интересный. Иконы, материалы исследований и реставрации собора. Реализованные реставрационные проекты.

Макет церкви, представленной на фотографии реализован.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Церковь Жён-Мироносиц. Строительство начато в 1508 году купцом Иваном Сырковым. В нижних помещениях церкви располагались обширные склады и это было её отличительной чертой.

Церковь Успения на Торгу (1135 год) заложена князем Всеволодом после поражения от суздальцев.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Храм Иоанна Предтечи на Опоках выстроен в 1127 году князем Всеволодом. Он передал его новгородским купцам, торговавшим воском. В церкви были установлены весы и только здесь можно было взвешивать воск и мёд. При церкви был купеческий суд, разбиравший тяжбы.

Новгородские купцы были предприимчивыми. Ганза сформировалась в XII веке, как союз купцов, а через век — союзом городов. С 1993 года Великий Новгород член Нового Ганзейского Союза. В честь Ганзейских дней в Новгороде установлен памятный знак.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Ганзейский фонтан был символом форума Ганзейских дней Нового времени. По кругу мозаикой выложены гербы 16 государств, входящих в новый союз. Летом два раза в месяц из фонтана вынимают монеты в «новгородскую казну».Это театрализованное представление.

На торговой стороне установлен памятник героям Советского Союза И. С. Герасименко, А. С. Красилову и Л.А Черемнову. Здесь, у реки Волхов в 1942 году три воина одновременно бросились на амбразуры вражеских дзотов. Алексей Маресьев назвал этот подвиг самым удивительным из тысячи других.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

В 1942 году поэт Николай Тихонов написал «Балладу о трёх коммунистах»

….Темны их лица строгие, как древняя резьба,

Снежинки же немногие застыли на губах,

Простые люди русские стоят у стен седых,

И щели дзотов узкие закрыты грудью их.

Походив ещё по Торговой стороне, мы направились через пешеходный мост в Кремль (Детинец).Около моста сидит отдыхающая туристка.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

На мосту конструкции для замочков. Влюблённым надо иметь хорошие физические возможности, чтобы повесить замок. Мне показалось, что сделать это сложно.

Перед нами Кремль.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

В Кремле мы зашли в Софийский собор. Там делать фотографии нельзя.

Колокола со звонницы.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Мы приехали в Великий Новгород в конце месяца, и читая расписание на сайте, я понимала, что нам не удастся попасть в Грановитую палату. Я уже несколько раз была в Новгороде и ни разу там не была. Проходя мимо Грановитой палаты я даже не стала смотреть на расписание, но мой внимательный сын остановился и сообщил мне, что Грановитая или Владычная палата сегодня открыта. Я была очень рада.

Блеск и позолота!

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Рассматриваем берестяные грамоты. Одна из них отчёт о расходах по завещанию на устройство поминок.

Панагия Патриарха Никона

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Оклад иконы в рост человека (выше среднего роста).

Церковные книги, утварь, облачение…- всё великолепное, роскошное.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Кельи Архиепископа Иоанна. Здесь уцелели фрагменты росписи кельи. Своды расписаны сценами жития Иоанна Новгородского.

Покои были отапливаемы, о чём говорят отверстия в полу. Они открывались и закрывались, регулируя поступление тёплого воздуха, поднимавшегося из печи первого этажа.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Выйдя из Грановитой палаты, мы решили прогуляться по набережной Волхова и дойти до Монумента Победы. Памятник победы построен в 1974 году и установлен на Екатерининской горке на берегу Волхова.

Мы прошли мимо стен Кремля.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Монумент грубоват, словно вытесан из камня,не Микеланджело.У подножия небольшой парк в котором установлен танк, зенитки.

Мы поднялись на постамент по лестнице, тут обзорная площадка с которой открываются виды на Кремль и торговую сторону.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Около достопримечательностей стоят сувенирные лавки. Около монумента тоже, там я купила валдайский колокольчик подешевле и спросила, где можно вкусно покушать. Нам все дружно назвали ресторан. Мы повернули от памятника направо и пошли искать чайхану «Сказка».Раньше в этом здании было детское кафе, а теперь чайхана.

Выйдя из чайханы, мы сразу увидели церковь Святого Власия, улица тоже называется Власьевской. Церковь 1407 года постройки. На месте церкви было несколько деревянных одноимённых предшественниц.

Господин Великий Новгород — 2017. Первый день

Мы возвращались по берегу Волхова. С одной стороны которой торговая сторона, а с другой Кремль. Когда-то на той и другой стороне собиралось Новгородское вече, Предполагают, что вечевых колокола, собирающих народ было два. На Ярославовом дворе колокол был более ранним и более популярным, говоря современным языком. О колоколе сложено немало легенд. Усилиение централизованной государственной власти уничтожило новгородское вече-демократическую форму управления. Колокол департировали в Москву, но по дороге в Валдае он разбился и из него отлили первые Валдайские колкольчики с уникальным мелодичным звоном.

Это современный Валдайский колокольчик, звенит красиво, мелодично. Мне кажется, что это вековое эхо Вечевого колокола.

Сегодяшняя прогулка закончилась, завтра мы продолжим осматривать город. То, что мы увидели, сыну понравилось.Во второй день мы катались на кораблике.