Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Джерба, Мидун, Хумт Сук — Тунис Июнь 2017

Вообще история самого Туниса достаточно интересная, но пересказывать страницах Туристера смысла нет, все помнят школьный курс истории, Карфаген и все такое. А вот историю острова Джерба я вам поведаю.

Слово Джерба с берберского (а именно берберы — коренные жители этой страны) переводится двояко. Один перевод — это «водоём». Однако никакого водоема на острове нет, и вообще там проблемы с пресной водой, а поэтому более объяснимо другое происхождение названия. В берберском есть слово «герба», и означает оно — кожаный мешочек, в котором можно перевозить питьевую воду. Сам остров находится всего в 8 км от материка, и в настоящее время с материком его соединяет «Римская дорога».

Остров лотофагов и пиратов

Камни возили с материка, из города Татуин (привет фанатам Звёздных Войн»). Насыпь построили еще римляне. Сейчас по насыпи проходит шоссе и водопровод, доставляющий пресную воду на остров.

История острова уходит в далёкое-далёкое прошлое и пестрит легендами. По одной из них это и есть тот самый, воспетый в древних мифах, остров Огигия, где долгих семь лет восхитительная нимфа Калипсо держала Одиссея, безуспешно добиваясь его любви. Ну… учитывая четырех совместных сыновей не так уж и безуспешно — но всё же.

Остров лотофагов и пиратов

Помните эту историю? Напомню на всякий случай. Корабли Одиссея бурей прибило к острову, жители которого предложили морякам отведать местного лакомства — лотоса. Сладко-медвяные цветы дарили забвение всякому, кто их пробовал, поэтому моряки забыли о желании вернуться на родину и захотели навсегда остаться на острове. Благодаря силе лотосов прекрасная нимфа Калипсо семь лет удерживала у себя Одиссея, пытаясь заставить его забыть Пенелопу и полюбить ее. Но боги сжалились над ним и послали Гермеса с приказанием его отпустить. Покидая остров, Одиссею пришлось применить силу и привязать своих людей, находящихся под действием цветочных чар, к корабельным скамьям. Ладно, вернусь к истории острова.

Открыли остров бродяги-финикийцы примерно эдак в 10 м веке до н. э. Они тут ловили моллюсков и добывали из них пурпурную краску, которой успешно торговали. Потом кто только не владел островом: карфагеняне, римляне, вандалы, византийцы, турки, сицилийцы, ну и французы конечно же. А кроме того, огромную роль сыграли в истории острова евреи. Да-да, я не ошиблась. На острове была огромная Еврейская община.

Столицей острова считается город Хумт Сук. Очень колоритный восточный городок, в бело-сиенем колере, но, к сожалению, почти весь превращен в рынок.

Остров лотофагов и пиратов

Мы провели на Джербе каких то 20 дней, и я хочу сказать, что это идеальное место для релакса и отдыха с детьми.

Остров лотофагов и пиратов

Белоснежный, мелкий, как мука, песок, бирюзовое тёплое море, на каждом шагу спа-центры и центры талассо-терапии. В отличие от других арабских стран — совершенно нет прилипал и абсолютно безопасно. Да, я помню про терракт в недавнем прошлом, но тут, на острове — совершенно другая ситуация.

Итак, что же мы успели увидеть за эти 20 дней кроме моря, колоритных рынков и верблюдов?

Остров лотофагов и пиратов

Этнографический музей в городе Геллала.

Очень интересное место, в котором можно познакомиться с традициями берберов, посмотреть на станинные свадебные одеяния, узнать как именно устроен берберский дом -мензель. Ехать можно и с организованной экскурсией, и самостоятельно на такси. Про этот музей расскажу отдельно, в общем отчёте останавливаться не буду.

Остров лотофагов и пиратов

Старейшая в мире синагога Эль-Гриба.

Эта синагога появилась на Джербе аж в 6 м веке до нашей эры. После гонений в Иерусалиме и разрушкния 1го Храма иудейские «монахи» — коэны привезли на Джербу камень из разрушенного первого Храма и сделали его фундаментом синагоги. Эль-Гриба в переводе с берберского — 'незнакомка, чужестранка». Все дело в том, что незадолго до событий, связанных с деяниями Навуходоносра II на Джербу приехала женщина-чужестранка и купила участок земли для неизвестных нужд.

Остров лотофагов и пиратов

На сегодняшний день здание многократно перестроено, последний раз в 19 м веке.

Туристам важно знать, что по субботам и в иудейские праздники она открыта только для молящихся. Для паломников же она открыта всегда, и при синагоге есть небольшая бесплатная гостиница.

Остров лотофагов и пиратов

Кстати, чтобы попасть в синагогу — нужно пройти досмотр как в аэропорту. Это связано с тем, что 11 сентября 2002 года у стен синагоги взорвался террорист смертник из Аль-Каеды и погибло 17 туристов.

Синагога состоит из 2х залов, первый у входа более новый, и внутри более старый.

При входе в старый зал принято покрыть голову (кипы и платки выдают) и снять обувь. Новый построили в связи с тем, что старый зал не вмещал всех молящихся. В старом зале хранятся одни из древнейших в мире свитков Торы, которые достают лишь по большим праздникам.
Остров лотофагов и пиратов

Внутри есть и своя «стена плача», куда принято вложить записочки.

Остров лотофагов и пиратов

Подготовьте по 1 динару, чтобы взять там открыточку.

Морская экскурсия на пиратском корабле.

Остров лотофагов и пиратов

Это хорошее времяпрепровождения на пол дня при условии, что вы устали от своего отельного пляжа. Можно брать у отельного гида за 30 долларов, а можно прямо на пляже за 15 долларов. Отличия нет. Регламент такой: Утром автобус забирает из отеля в порт города Хумт-Сук, оттуда на пиратском корабле с незатейливой анимацией

и с музыкальным сопровождением из «Пиратов Карибского моря» примерно час кораблик идёт к необитаемому острову Рас-Эль-Мар.

Остров лотофагов и пиратов

На острове шезлонги (по 5 динар), мелкое-мелкое море и торговцы. Два часа даётся на купание-загорание, при желании есть катание на квадроциклах, верблюдах, лошадях, а потом кормят обедом под берберскую музыку, примерно так

L1080739

и по морю в обратный путь. Говорят, что кому-то везёт и люди видят дельфинов. Даже без дельфинов море тут невообразимое.

Остров лотофагов и пиратов

А хотите расскажу при чем тут пиратская тематика? В Средневековье остров Джерба был главной базой пиратов Западного Средиземноморья. В некоторые годы власть пиратских капитанов была даже официальной, то есть здесь была «пиратская республика». К примеру, в 1503 году пиратский капитан Аруж и его брат Хейреддин Барбаросса смогли захватить остров полностью, установив некое подобие государства. Это очень обеспокоило испанцев, которые через несколько лет начали устраивать рейды, дабы вытеснить пиратов.

Парк Джерба-Эксплоер

Это довольно большая площадка, состоящая из трёх объектов:

археологический музей Лелла Хадрия,

- «наследие Джербы» — прототип традиционного джербийского дома,

- крокодилья ферма

Остров лотофагов и пиратов

В этот парк безусловно лучше ехать самостоятельно: такси от любого отеля стоит 3–5 динар, общий билет на все три части — 15 динар. Главное подгадать под время кормления крокодилов. И времени при самостоятельном визите вдоволь. Отельная экскурсия стоит 18 долларов (получается в 2.5 раза дороже), и сначала час идёт сбор людей по отелям, в итоге в самом парке остаётся около 2х часов и в музей не ведут вообще. Про этот парк я тоже расскажу отдельно — есть о чём)

Практическая информация.

Прямых регулярных рейсов из России на остров Джерба нет. В сезон с мая по октябрь летают чартеры.

С материка на остров можно добраться тремя путями: на самолёте, на автобусе по Римской дороге и при помощи парома.

Виза россиянам, которые прибыли менее, чем на 30 дней — не нужна

Деньги — динары. Курс к рублю -1 динар = 24 рубля. Валюту вывозить строго запрещено, поэтому нужно сохранить квитанцию для обратного обмена. Банкоматы тоже не проблема. Взрыв мозга для руского менталитета — в одном динаре не 100 монет, как в большинстве стран, 1000. Например ценник может быть 12650, и это значит 12 динар и 650 милимов.)

Подарки

1. Джерба славится финиковыми пальмами и оливками.

Остров лотофагов и пиратов

Поэтому в качестве сувениров оптимальными будут финики и оливковое масло.

2. Второе направление — талассотерапия. Миллион магазинов с разнообразной косметикой на основе водорослей.

3. Керамика. О! тут раздольедля любителей всяких плошечек и тарелочек. Ведь на острове даже есь отдельный город гончаров!

Остров лотофагов и пиратов

4. Как и многие другие восточные страны — ковры. Хотя я вот смутно представляю себе, как тащить ковёр и сколько будет стоить его перевозка.

Остров лотофагов и пиратов

5. Серебро — есть на что посмотреть, девочки оценят. и лчень недорого. Продают, как правило, на вес — 1 грамм — 1 динар.

Остров лотофагов и пиратов

6. Кожа — тоже масса изделий — обувь, сумки, пуфики и тоже всё буквально за копейки.

Что мне понравилось в плане сувениров — товары качественные, и на-редкость продавцы не злобные и сговорчивые.