Турист Denis Tarabarov (denis111)
Denis Tarabarov
был 7 апреля 15:31

Татев — Армения Май 2017

После двух дней проведенных в Арцахе я намеревался отправиться в поселок Татев. Утром 10 мая мой таксист-гид, с которым я почти два дня колесил по Арцаху, довез меня до автовокзала города Степанакерт. Я ориентировался на автобус Степанакерт-Сисиан. Но, как оказалось, ходит он не ежедневно, и именно в этот день его не было по направлению к Сисиану. В итоге пришлось взять билет (почти все места уже были заняты, но одно местечко для меня отыскали) на автобус до Еревана. Меня собственно пока не интересовал конечный пункт назначения данного автобуса, а посему я взял билет до поворота на Татев. Поселок Татев со всеми его достопримечательностями находятся в стороне от основной трассы. Так что мне необходимо было добраться именно до этого поворота и там еще преодолеть не один километр собственно до Татева.

Итак в 10 утра автобус тронулся в путь. Была хорошая, умеренно жаркая погода. Часа чере полтора доехали до пограничного пункта, где я отдал вторую часть своего разрешения на пребывание в республике Арцах. Немного постояв на границе, мы наконец въехали в Армению, через какое то время показался город Горис, в котором у нас тоже значилась остановка. Миновав Горис я стал готовиться к выходу, вот и показался поворот на Татев. Не далеко от поворота есть указатель, что до Татева 25 км)

Ну ничего подумал я, как-нибудь доберусь) Выйдя из автобуса сразу стало заметен сильный ветер, по ощущениям 10–15 метров в сек. Да. в таких условиях идти с достаточно тяжелым рюкзаком, который был у меня за плечами было не очень комфортно.

Я стал пытаться поймать попутку. Довольно быстро поймал машину, которая ехала по направлению к Татеву до поселка Шинуа́йр

Выгрузившись в поселке Шинуа́йр, мне предстояло пройти еще примерно четыре км. пешком до станции канатной дороги в деревне Алидзор. Миновав поселок Шинуа́йр предо мною открылись вот такие красивые виды

На переднем плане деревня Алидзор, на среднем плане Воротанское ущелье

Тем временем я добрался до станции канатной дороги «Крылья Татева», что близ деревни Алидзор.

Чтобы Вы имели представление, что такое канатная дорога «Крылья Татева» даю Вам некоторую информацию по этому объекту.

Дорога построена швейцарскими специалистами в живописнейшем месте (самые яркие цвета — осенью) над глубоким ущельем горной реки Воротан. Она соединяет две деревни — Алидзор (недалеко от основной трассы Карабах-Ереван) и собственно Татев, где расположен очень красивый и древний монастырь и имеет протяженность 5,7 км.

Наибольшая высота над ущельем составляет 320 м. Вмещающие 25 пассажиров (+ одна стюардесса) две кабины стартуют от конечных станций одновременно, и двигаются навстречу друг-другу с максимальной скоростью 37 км/ч, проходя путь от точки отправления до точки назначения за 11 минут 25 секунд. Каждая кабина поддерживается 6-ю тросами (по три на каждую — два несущих, один для привода). Тросы в состоянии удерживать грузы, в 10–15 раз превышающие номинальную нагрузку.
Основной привод дороги — два электродвигателя — один основной, один резервный. Также конструкция снабжена дизельным двигателем, который подключается в случае прекращения подачи электроэнергии. Работоспособность канатной дороги обеспечивается даже при ветре силой до 70 м/сек.

Сооружение канатной дороги обошлось в $18 млн, её строительство финансировали в основном частные фонды. Для туристов проезд стоит 5000 тысяч драм в обе стороны, или 3500 в одну сторону. Аудиогид в кабине на трех языках заверяет нас, что «вся прибыль от эксплуатации канатной дороги пойдет на восстановление Татевского монастыря».

Летом канатная дорога работает с 10:00 до 20:00 часов (последний рейс со станций «Алидзор» и «Татев» отправляется в 19:45) за исключением понедельника (профилактика). Билеты, купив билет «туда-обратно» можно вернуться на следующий день. Отправление кабинок осуществляется каждые 15 минут.

Возле станции канатной дороги много познавательной информации об ней, например это:

Армения. Крылья Татева и Татевский монастырь

Рядом со станцией канатной дороги находятся ресторан, сувенирный магазин, смотровая площадка.

Так выглядит станция канатной дороги «Крылья Татева» в Алидзоре

Находясь в кабинке канатной дороги можно лицезреть потрясающе красивые виды, которые открываются со всех сторон

Армения. Крылья Татева и Татевский монастырь

Так можно очень быстро и комфортно преодолеть этот участок дороги

Выйдя в Татеве, сразу попадается на глаза вот такой интересный информационный стенд

Армения. Крылья Татева и Татевский монастырь

Буквально в 50-ти метрах от станции канатной дороги есть навигация: что-где находится

Очутившись в Татеве, я сразу понял, что монастырь находится совсем рядом от станции канатки. Поэтому, не смотря на тяжелый рюкзак за плечами, решено было сразу направиться именно к нему

Монастырь был основан в IX веке на месте языческого святилища. Одно время Татев был и политическим центром Сюникского княжества. В IX веке монастырский комплекс стал резиденцией сюникского митрополита, который владел обширными землями, ремесленными мастерскими, собирал налоги с сотен сел. Долгие годы в монастыре действовал университет. Там действовало три отделения. На одном обучали музыке, на другом - живописи, на третьем изучали христианские сочинения и обучали наукам. Здесь преподавали не только философию и логику, но и литературу, грамматику, риторику, математику и естествознание.

Армения. Крылья Татева и Татевский монастырь

Монастырь - считается выдающимся памятником средневекового армянского зодчества.

Главное архитектурное сооружение монастыря — Церковь Св. Погоса и Петроса (X век) - была построена в 895—906 гг. Внешний облик храма строг и лаконичен. Однако внутри стены храма были богато украшены фресками, которые сейчас, к сожалению, почти полностью утрачены.

Купол главного храма

Алтарь

Детали

Армения. Крылья Татева и Татевский монастырь

Кроме могучих стен и храмов с уникальными росписями, Татевский монастырь славится удивительным инженерным чудом - воздвигнутым в IX веке посреди монастырского двора восьмигранным каменным столбом высотой больше восьми метров, увенчанным хачкаром и укрепленном на шарнирном основании, который носит название Гавазан. Достаточно прикоснуться к обелиску, и он легко наклоняется в сторону, но затем снова занимает вертикальное положение.

Кроме могучих стен и храмов с уникальными росписями, Татевский монастырь славится удивительным инженерным чудом - воздвигнутым в IX веке посреди монастырского двора восьмигранным каменным столбом высотой больше восьми метров, увенчанным хачкаром и укрепленном на шарнирном основании, который носит название "Гавазан". Достаточно прикоснуться к обелиску, и он легко наклоняется в сторону, но затем снова занимает вертикальное положение. Существует несколько версий по поводу назначения этой колонны. По одной из них это -фаллический символ, к нему приходили женщины, желавшие родить ребенка. По другой - колебания столба должна были предупреждать монахов об опасности землетрясения, а также о приближении вражеских войск. В старой летописи рассказывается, что арабы, уничтожившие многие армянские храмы, увидев это чудо, в страхе отступили, не в силах разгадать секрет этого инженерного и архитектурного шедевра. Кстати, землетрясение, разрушившее монастырь, не смогло разрушить качающуюся колонну, и она стоит до сих пор. По народному преданию, когда иеромонаху должны были вручать вардапетский жезл, все собирались у Жезла-Колонны и если иеромонах был достоин того, то колонна начинала качаться.

Древние хачкары

Армения. Крылья Татева и Татевский монастырь

Вид на Воротанское ущелье и горы с монастыря

Армения. Крылья Татева и Татевский монастырь

Проголодавшиеся туристы могут вкусить аутентичной еды возле монастыря)