Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Протарас — Кипр Май 2016

Часть 1

Отзыв об отеле «Iris Beach Hotel»

Часть 2

К ПЛЯЖУ FIG TREE BAY

На второй день мы решили устроить себе экскурсию по пляжам, главной же целью был хваленный Fig Tree Bay. А чтобы больным ногам мужа было не сложно идти, а мне не завалиться в обморок от перегрева, мы часто останавливались в разных местах и купались.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

В данном случае было даже хорошо, что Протарас напоминал простую деревню без особых заморочек — по берегу можно было идти, закутавшись в одно парео.

Пляжи городка представляют собой бухты, которыми, по сути, изрезано побережье.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

Клочки песчаного побережья перемежаются с участками скалистой местности, которые их ограничивают, создавая спокойные лагуны без волн.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

Нагромождения огромных вулканических камней смотрятся, конечно, живописно, с одной из таких природных «площадок» мужу удалось нырнуть в море.

На камни приезжают дайверы, в некоторых бухтах базируются катера и лодки.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

Ожидаемо самые интересные пляжи были у раскрученных отелей. Здесь можно взять в аренду лежаки и зонтики, а вот раздевалки, душ и туалеты есть далеко не везде.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

Народу везде достаточно много — даже в начале сезона. Искупались на небольшом пляже у отеля «Cavo Maris Beach Hotel» — приятный песочек, хороший заход, чистое спокойное море.

Скалистый берег все больше разбавляет зелень, наконец-то появляются невысокие смешные пальмы.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

По пути видим вполне ухоженные оазисы: яркие цветники, пышные кусты с малиновыми цветами — заслуга, конечно, не природы острова, а киприотов, которые хотят хоть как-то приукрасить свой лысенький городок.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

Еще поразило большое количество кактусов, огромные опунции и агавы протягивали свои зеленые жесткие ладони к беспощадному кипрскому солнцу.

Но, зачастую, не оно было к ним сурово, а люди. Как, например, двуногие, решившие увековечить свои имена на листьях опунции, не защитили бедное растение даже колючки.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

Наконец, подошли к Fig Tree Bay (Бухта Фигового Дерева). Да, это довольно протяженный пляж, красивый, обустроенный, с белым песочком, симпатичной скалой, возвышающейся в нескольких метрах от берега.

Здесь есть раздевалки, WC, душ, обычные пляжные развлечения. И плотными, очень плотными рядами стоят синие лежаки под синими же зонтиками. Глядя на пляж издалека, я, наконец, поняла, что меня подсознательно раздражало в глянцево-журнальных картинках хваленых пляжей Протараса — вот именно эти дурацкие, ровненькие рядочки лежаков.

А мне бы хотелось естественности, дикости, настоящей природы — не приукрашенной сомнительными благами цивилизации. Ну, и народа здесь было, конечно, немерено, довольно оживленно и шумно.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

Зато — прекрасное песчаное дно, красивая прозрачная водичка. Искупались с удовольствием, сфотографировались, но отдыхать здесь не остались, пошли в обратный путь.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

Вот такая получилась у нас прогулка-экскурсия по пляжам. Конечно, пляжи в центре Протараса были намного лучше нашего — на окраине. Но ежедневно ходить по жаре так далеко мы не планировали.

МЫС CAVO GRECO И ПЛЯЖ KONNOS BAY

На следующий день мы отправились в противоположную центру Протараса сторону в поисках мыса Cavo Greco, где тоже присутствовал один разрекламированный пляжик — Konnos Bay. Шли, как водится, какими-то неведомыми тропами, по острым вулканическим камням, неряшливыми комьями засохшей земли, корчащимися под ногами. Редкие островки сухой, похожей на проволоку, иногда зеленой травы ничуть не оживляли эту мертвую территорию. Даже синяя гладь моря казалась призрачной, неуместной в этом скучном, невыразительном пейзаже. Оставались позади коробки отелей и белые яхты, каменные пласты становились все больше, корявее, острее, ветер нещадно трепал волосы. Куда мы идем? Не в логово ли Сатаны?

Cavo Greco (Греческий мыс) позиционируется как заповедник. Мы, избалованные красотами отечественного черноморского побережья, крайне придирчиво и требовательно относимся к природе того или иного места. Так вот, Cavo Greco не имеет ничего общего с тем, что подразумевают под словом «заповедник» любители, например, Кавказского биосферного заповедника с его пестрыми мохнатыми горами, загадочными тенистыми ущельями, живописными каньонами, скальными лабиринтами, реликтовыми рощами, бурными реками, бегущими по порогам, зажатыми в теснинах, таинственными пещерами, звонкими водопадами и горными озерами с нереально бирюзовой водой. Живой, веками воспетой в легендах, буйной, зеленой, сказочно живописной красоты на кипрском мысе вы не увидите.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

Когда мы, наконец, добрели под палящим солнцем до того, что, по моему мнению, и должно было быть началом хваленого Cavo Greco, увидели жутковатые пейзажи мертвой, выжженной планеты, затерявшейся на окраинах Вселенной, необычные, но совершенно не радующие взгляд. Я в очередной раз подумала: да, именно так и должен выглядеть Ад.

Не особенно оживляли картину темно-зеленые клочки кустарников или деревьев, выглядевших на фоне серо-песочных вулканических пород волосатыми бородавками. Кстати, по легенде, в водах близ мыса обитает некое Айя-Напское чудовище. Что же, под стать себе оно жилище выбрало!

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

Помимо, собственно, статуса заповедника мыс Cavo Greco может похвастаться распластавшимся у его подножия пляжем Konnos Bay. Как ни странно, в этом месте растительность более приятная и пышная.

Тонкие свечки кипарисов, невысокие сосенки, еще не успевшие выгореть на беспощадном солнце деревца создают миленькую и почти идиллическую картинку оазиса. Одно плохо — чтобы спуститься к клочку пляжика, примостившегося среди скал и камней, который заманчиво выглядывает сквозь зелень, надо долго и нудно спускаться с горы.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

Правда, идти надо по бетонным плитам — ступеням, можно отдохнуть на лавочках, а путь скрашивают ласковые красивоглазые кипрские кошки, фотографирование и игры с которыми значительно удлиняют и без того не близкую дорогу. Но тени от деревьев никакой, спуск в течение минут 20 под палящим солнцем — сомнительное удовольствие. И совсем не хочется думать, как предстоит подниматься по этой адской лестнице обратно!

Пляж Konnos Bay оказался не особенно большим, но миленьким, с чистым белым песочком, прозрачным морем, не особенно многолюдным. В середине — место с лежаками и зонтиками, по краям — «дикие участки». Живописные нагромождения камней, парусники на горизонте, разноцветные катамараны. Искупались, порадовавшись отсутствию камней на дне.

Но у нас была другая цель — очень хотелось побывать в знаменитой пещере Циклопа. Без труда нашли табличку с указанием направления и двинули в путь. Дорога вывела нас на очередную козью тропку, коими, видимо, славится чудо-остров, и повела по крутому обрыву. Естественно, никаких ограждений не было, ладно хоть лавочки иногда попадались. Все те же выжженные кустарники, камни, отвесные скалы, а где-то далеко внизу — белой пеной плещущиеся волны. Идти было тяжело, жарко и опасно. Солнце нещадно палило, обжигая кожу. Сильные порывы ветра трепали распущенные волосы, не хуже рок-стилиста ставя мои пряди в высокий ирокез, и грозились сбросить мои несчастные 40 кг с опасной тропы. Если бы у меня был в руках зонтик, я точно повторила бы судьбу самой лучшей няни на свете, улетев в раскаленное южное небо, как Мэри Поппинс. На самом деле мне было довольно страшно.

Наконец, мы увидели некое маленькое углубление с нависшей над ним каменной плитой. Не слишком интересное, к тому же, исписанное современными любителями наскальной живописи, замусоренное. Сомневаюсь, что здесь жил знаменитый Циклоп. Сделали пару фото и решили продолжить путь.

Идти, а точнее прыгать по жестким каменным плитам, уже не было сил. Муж, не оставляя надежду найти пресловутую пещеру, оставил меня и попрыгал дальше. Уставшая, обгорелая, я в своих белых джинсах сидела на остром пористом камне, хныкала (плакать я почти не умею) и почему-то ругалась по-английски: «Fucking Сyprus! Fucking island! Shit!».

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

Мужа хватило ненадолго, пещеру Циклопа он так и не нашел, зато понял, что козья дорога по камням и обрывам продолжается бесконечно. Естественно, мы так устали, что решили идти домой, обратная дорога заняла часа два. В общем, прогулка оказалась утомительной и не особо результативной, по сути, кроме пляжа Konnos Bay ничего на мысе и в его окрестностях мы не увидели. Сюда лучше добираться на общественном или личном транспорте (первое — не бюджетно, второе — нереально для людей без водительских прав), можно еще на велосипеде (на нем я тоже не умею ездить). Кроме того, проходив по жаре, под сильнейшим ветром, я ожидаемо сгорела (даже кожа головы — я почему-то решила не надевать на предполагающую красивую фотосессию шляпку). Наивная, я мечтала, что мы будем совершать ежевечерние променады до Cavo Greco, но нам хватило одного раза. Вернувшись домой, я без сил рухнула на кровать и проспала до самого утра.

ЖЕСТЬ, КАК ОНА ЕСТЬ

Пятый день нашего неудачного отдыха оказался переломным. С утра ничто не предвещало неприятностей: рано встав, мы сходили на пляж, искупались, позавтракали и вернулись в номер, чтобы немного отдохнуть. И тут начался развеселый и незабываемый аттракцион, заключавшийся в беге на перегонки до сортира с последующими дружественными обнимашками с унитазом. Мужу с его стороны кровати бежать было дольше, и он иногда не успевал. Мы, конечно, с ним еще те тошнотики, но я не припомню, чтобы приступы случались одновременно и с такой силой — давно меня так не выворачивало наизнанку!

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

В критической ситуации главное — не поддаваться панике. Стараясь не думать, что мы подхватили какой-нибудь жуткий местный вирус, я дрожащими руками вытащила из аптечки «Фильтрум» и скормила его мужу. Средство это очень эффективно при любых отравлениях и быстро ставит на ноги, но вот беда — у меня на него аллергия. Что не удивительно — только я с моей фатальной невезучестью могу отравиться таблетками от отравления! Печальные прецеденты уже случались, но я (видимо, совсем была плохая) от страха, что ничего другое не помогает, заглотила опасную таблетку.

Результат нас обоих не заставил себя ждать. Через полчаса муж оклемался, днем ходил на пляж, вечером — в магазины и на ужин. Я же валялась пластом, временами впадая в забытье, мучаясь от попеременных жара, озноба, бешеного сердцебиения и приступов тошноты, едва находя в себе силы, держась за стенки, добредать до фаянсового друга — в тот день с отельным сортиром мы сроднились, и именно он стал самым ярким воспоминанием о Кипре.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

Окончательно очнулась я глубокой ночью. Проснувшийся муж почти сочувственно спросил: «Ну, что, жива?». В положительном ответе на этот вопрос я была не уверена. Как, впрочем, уже ни в чем другом. У меня случилась полная дезориентация во времени — казалось, что я провалялась так несколько дней, или время магическим образом растянулось, и эта ночь будет длиться вечно. Какой сегодня день? Который час? На самом деле это очень, просто ужасно страшно. Поборов приступ паники и очередной позыв тошноты, выпила активированный уголь, «Альмагель», «Валидол» и провалилась в глубокий сон. Утром случилось чудо — шатающаяся от упадка сил и голода, еще больше похудевшая, в болтающейся одежде я сползла с кровати и даже заставила себя сходить на завтрак.

Я до сих пор теряюсь в догадках, что тогда (с обоими, одновременно!) произошло. Подруга уверяла, что мы подцепили ротавирусную инфекцию, что не исключено, учитывая количество детей в отеле и на пляже. И вряд ли это был завтрак (ели мы разное). Я грешила на воду — морскую или в бассейне (успела, конечно, наглотаться). Вообще, вода в отеле показалась мне странной — с привкусом и запахом хлорки, на которую у меня ужасная аллергия. Кстати, в первые дни у нас здорово опухли физиономии — я подумала, что это солнечные ожоги. Однако, судя по людям точно с такими же отечными лицами из нашего и соседних отелей, поняла, что это общая проблема. Кстати, когда мы эту воду кипятили, на дне чайника образовывался странный налет, белый осадок оставался и на дне стакана. А я еще удивлялась, что это народ из маркетов канистры с питьевой водой тягает?

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

Как ни странно, это ярчайшее приключение изменило мое отношение к отдыху на Кипре. И на смену негативу и нытью в стиле «ну и жесть», «все ужасно», «ничего не нравится» пришла философская ирония, выливающаяся в саркастический смех. Что, пафоса захотела, курортов заграничных, «завтрака с видом на море»? Получай сполна — или по крайней мере учись наслаждаться тем, что имеешь.

НЕ ПОЛЮБИТЬ, ТАК ПОНЯТЬ

Где-то в середине нашего отдыха, после отравления (или что там у нас было) наступил переломный момент. «Ужас-ужас» и «ну и жесть» постепенно начали сменяться «миленько», а я, в свою очередь, смирилась с затратным и провальным отпуском, жуткими ветрами, камнями и этим чертовым островом.

В тот день мы загорали в первой бухте, каменистой, с невозможным заходом в море, зато, кроме нас, здесь была только одна тихая пара. Купаться ходили на благоустроенный пляжик второй бухты, конечно, не очень удобно постоянно скакать по камням и спускаться по крутой козьей тропке, но, по крайней мере здесь было спокойно. Мы лежали и слушали шум волн, ласкавших острые прибрежные камни. Я подумала: чего не хватает? Чаек! Жирных белых черноморских чаек, их тоскливых, далеко разносящихся голосов, упитанных тушек, перебирающих алыми лапками по песку или влажной гальке, парящих ширококрылыми аэропланами в высоком безоблачном небе. Что же это за остров такой, где даже чаек нет?

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

Вместо чаек кричал «айскримщик», мороженщик. Его фургон периодически появлялся на горке возле второй бухты, и этот приветливый забавный киприот громко призывал всех желающих освежиться: «Ice cream! Морожены!». Мужу, не понимающему английский, казалось, что чувак произносит слово «экстрим», и мы смеялись, что наш ветрено-каменный отдых действительно в каком-то роде экстремальный.

Тогда же под предлогом, что мы проспали завтрак, я выпросила у мужа 2 евро на мороженое — именно столько стоил вафельный рожок с шариком лакомства с разными наполнителями. Выглядело оно довольно привлекательно, мне ужасно хотелось попробовать, хотя цена была, прямо скажем, совсем не бюджетной. Купила карамельное мороженое, пока шла до первой бухты, оно начало стремительно таять. На вкус оказалось похожим на лед с химическими добавками. В общем, в обычном российском пломбире за 20 рублей сливочного вкуса больше, чем в этом так называемом ice-cream. Самым аппетитным оказался вафельный рожок. В очередной раз муж меня отругал за сумасбродство, зато теперь я равнодушно смотрела на очередь у фургона «айскримщика».

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

Когда солнце начало припекать совершенно нещадно, мы засобирались в отель. Я шла по выжженному пустырю, по острым, впивающимся в подошвы шлепок камням, под палящим солнцем, обжигающим мою обгоревшую и просоленную кожу и думала: «Что же ты за остров-то такой? Даже имя у тебя дурацкое — Cyprus, цитрус какой-то недоделанный. Нищий, некрасивый, выгоревший, колючий, каменистый, жесткий, неприветливый, обдуваемый всеми ветрами, лысый, как мой выбритый висок, никем не любимый, никому не нужный, разделенный между двумя сторонами, не способными договориться между собой. Чудо-остров. Чудо-юдо! Чудо-юдушко мое, разнесчастное. Да ведь ты — такой же, как и я! Или я — такая же, как ты, тоже страшная, злая, агрессивная, ненавидящая все и всех, обозленная на весь мир, раздираемая вечными противоречиями, нелюбимая и никому не нужная. Бедные мы, бедные. Мы с тобой одной крови, ты такой же красный и соленый — кровинушка, разнесчастный мой остров!». И слезы текли градом под солнцезащитными очками — жалеть кого-то другого намного легче, чем себя. Правда, когда я поделилась своими мыслями с мужем, он посмотрел на меня, как на невменяемую: «Ну, и дура. Какой же он бедный? Сюда ежегодно столько евро туристы вбухивают!». А я-то не финансовое положение имела в виду…

Странное дело, поняв Кипр, пожалев его, я стала легче относиться ко всему происходящему. Нет, мне здесь по-прежнему не нравилось, я не смогла проникнуться красотами и полюбить чудо-юдо-остров, но на следующий же день погода стала налаживаться: ветер стал слабее и теплее, море постепенно прогревалось, кожа уже легче реагировала на загар. К тому же, подсмотрев идею у одной иностранки, я стала заматывать лицо парео, сверху надевать шляпку, а на глаза — солнцезащитные очки, и вот в таком костюме «шахидки» загорать. Обрадовался бы мой коллега-друг, что я, наконец-то, в парандже хожу и людей своей внешностью не пугаю xD. Казалось, Кипр в ответ на мою жалость тоже стал к нам более снисходительным, даже добрым.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

В другой раз пошли мы на пляж после обеда. На удивление народа было мало, практически одни иностранцы, чужеродная речь звучала приглушенным, непереводимым и нераздражающим фоном, и я, наконец, смогла почитать книгу. Выбрала рассказ Э. Лимонова «Девочка-зверь», давно его хотела прочесть, но все как-то не складывалось. Лежу, читаю и вдруг на каком-то моменте обнаруживаю себя заливающей планшет слезами, едва ли не навзрыд реву, даже из-под моей маски «шахидки» текущие рекой слезы видно. «Ты чего?» — спрашивает муж. «Книжка… грустная», — всхлипываю я. Но, подумав, все-таки решаю пояснить: «Ну, как грустная, там просто двое встретились, переспали, разошлись. Но, понимаешь, там такая атмосфера, на нашу кипрскую очень похожая, острая, болезненная, безысходная, неправильная какая-то». И так как более ничего про атмосферу далекому от экзистенциальных и психоделических изысков мужу я пояснить не могу, решаю зачитать отрывок: «Краина страна каменная, ветреная, поросшая кустами можжевельника. Цвел мелкими белыми и розовыми цветами орешник. Было много неба, камня, ветра, дыма, виноградников, коз и овец». Это, конечно, не про Кипр написано, совершенно про другую страну, и ситуация там другая. А вот героиню зовут Милица, «миленькая» — как перевел ее имя главный герой, Эдуард Вениаминович, естественно. «Миленько» — именно этот эпитет сопровождал меня в нашей кипрской поездке. Не круто, не «вау», не супер, а просто миленько, а, значит, никак. «Правда, совсем как здесь, у нас?» — уже успокоившись, спросила я мужа. Посмотрел, конечно, как на дурную, но согласился.

Я полюбила доплывать до камня, поросшего мхами, острого, скрывшегося под водой. Его почему-то все боялись и старались оплывать стороною. Я же, забравшись на него и по-русалочьи подогнув ноги, смотрела из-за камней на открытое море, где качались белоснежные яхты. Сидела несчастной русалкой Ариэль, ради любви променявшей подводный мир на ножки, все равно далекая от веселой людской жизни, только издалека, со стороны смотрящая на чей-то чужой праздник.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 3

Еще я исследовала пещеристые стены бухты, иногда ко мне выползал маленький краб. Он, видимо, как и я, был одинок и прятался от шума и суеты. Хорошо и спокойно было мне на моем камне, я даже подружилась с ним. Да и вообще под конец начала получать небольшое удовольствие от этого странного отдыха.

…На протяжении всего отпуска я думала: может, это с нами что-то не так? Не доросли до заграничных поездок, не считая, конечно, Турции с all inclusive, где вообще ни о чем думать не надо, тебя оближут-обласкают, отвезут-привезут, накормят-напоят. Здесь же приходилось самостоятельно заботиться о себе, точнее мне — о нас двоих. Какой уж тут релакс и отдых, когда в постоянном напряжении. Мне приходилось играть совершенно несвойственные мне роли гида-всезнайки, четко ориентируясь в совершенно незнакомом месте (при моем-то картографическом кретинизме!), очень плохо зная язык, и сестры милосердия, отпаивая мужа «Фильтрумом», заливая его порезы «Хлоргексидином», вытирая блевотину. Он, понятно дело, злился: из-за проблем со здоровьем, неудачно выбранного места отдыха (а ведь я советовалась!), потраченных денег, из-за того, что он со своими больными и изрезанными ногами не может далеко ходить, совершенно не владеет языком, чувствует себя неуверенно в чужой стране, что везде все очень дорого, а я пропускаю ужины, слишком много болтаю, да еще с каким-то диким прибалтийским акцентом, путая русские и английские слова. С другой стороны, я его прекрасно понимала: мужчине трудно чувствовать себя беспомощным, не способным контролировать ситуацию. Как могла, я его жалела, постоянно повторяя: «Бедные мы, бедные», и даже не обижалась, что муж меня постоянно пилит по любому поводу. Никто ведь меня на этот чудо-юдо-остров насильно не тащил — сама выбрала, сама и виновата.