Турист Елена Романенкова (Elena_Romanenkova)
Елена Романенкова
была 21 сентября 2022 13:15

Суоярви, Лахденпохья, Кивач, Гирвас, Рускеала + 1 город — Россия Сентябрь 2016

Петрозаводск. Карелия.
Волшебные места!
Веками не прикрытая,
Нагая красота!
автор: Лидия Лукашина

3 дня! Именно столько нам хватило проехать по самым интересным и загадочным местам Карелии. Мы специально запланировали поездку на сентябрь. Сезон туристический спал и можно вдоволь наслаждаться всеми прелестями наедине. И я не знаю, смогли бы мы настолько насладиться и восхититься природой, приехав сюда «не осенью». Это край загадок, волнующей таинственности, и в какой-то мере страшной красоты.

Свое автопутешествие мы начали из Смоленска, переночевав в Великом Новгороде. И первым пунктом остановки в Карелии, конечно же стал Петрозаводск. Вот она, Онега! Онежище!

Таинственная Карелия

В Петрозаводске мы вдоволь нагулялись по набережной. Подглядели в окошко кузницы, потерли на удачу кошелек, покормили уток…

Замечу, что вдоль всей набережной работает бесплатный wi-fi. И было еще удивительнее, что не было молодых людей сидящих на скамейках с телефонами, планшетами. Более того, на набережной есть открытый спортивный комплекс, где жители занимаются различными физическими упражнениями. В целом, сложилось двоякое впечатление о Петрозаводске. Вот она — роскошь и нищета в одном кадре.

Таинственная Карелия

На берегу Онежского озера нашли эту символичную запись. А может это правда?!

В сентябре в Карелии уже достаточно зябко, пронизывающий ветер местами доставал до самых глубин души. Поэтому дойдя до конца набережной бегло стали искать глазами кафе, чтобы согреться. Уже в кафе мы поняли, что обойтись одним чаем не получится. Уха!!! В моей памяти до сих пор кочует аромат той царской ухи.

На ночь разместились здесь же, в Петрозаводске, в отеле Cottage Inn. Милый, уютный, тихий, экономичный миниотель с видом на Онегу.

Следующим нашим пунктом посещения стал водопад Кивач. За чисто символическую плату въехали на прилегающую парковку. Посетителей было единицы. Нагулялись вдоволь по всей территории заповедника. Самостоятельно посетили музей, ознакомились с растительностью дендрария, как бы оттягивая момент наслаждения любованием водопадом.

Шум воды слышен далеко и пробирает до мурашек. Мощь стремительно падающей воды конечно оставила неизгладимое впечатление. Сложилось ощущение, что вода густая и тяжелая, она вальяжно «переваливалась» между камней.

В этот же день мы успели посетить еще один объект природы — вулкан Гирвас. Находится Гирвас в 30 км от Кивача. Добираемся до заброшенной гидроэлектростанции. Слева от моста небольшая территория-стоянка. Здесь же необходимо оплатить посещение вулкана. Говорят, что взимание платы незаконное, якобы так зарабатывают местные жители. Мы же не стали спорить, оплатили и с надеждой, что внесли вклад в сохранение и поддержание природы, гордо двинулись на прогулку. Гирвас нисколько не уступает по впечатлениям от Кивача, а в моменты сброса воды, думаю и того, намного превосходит.

Вернувшись на стоянку, посетили местное маленькое, уютное уличное кафе. Если вам придется побывыть на вулкане Гирвас — обязательно загляните сюда, и попробуйте ватрушку с брусникой. Вот он, карельский деликатес!

Таинственная Карелия

Но хочу поделиться своим личным впечатлением и дать небольшой совет будущим туристам. Если вы из мнительных людей, верующих в необъяснимое и таинственное — не берите, не увозите с собой на память камень с вулкана. Супруг долго выбирал самый красивый и интересный камушек, верил, что он должен будет нести силу своему новому хозяину. Ну, а как по-другому, если учитывать, что вулкану около 4 млрд.лет! Завернув в салфетку, муж положил свою находку под пассажирское сиденье, т. е. под мое. Спустя примерно 2 часа у меня появилась дикая головная боль, которая стремительно привела ко всем полагающимся последствиям: рвота, головокружение и т. д. Через пару десятков км «заболел» и наш автомобиль, просто отказался ехать. Поэтому нам пришлось сделать остановку для диагностирования и устранения поломки. Пока супруг пытался отремонтировать машину, я гуляла по окрестностям, по окраине леса и поэтому немного разгулявшись, надышавшись, недомогание ушло. И когда машина была готова мчать далее, я решила подменить мужа и села руль, дав ему отдохнуть. Примерно через полчаса у супруга пошла носом кровь. Конечно мы отгоняли мысль о влиянии камня, но волнение нас не покидало. Могу сказать, что с этого момента у нас все пошло не так, мы постоянно сталкивались с какими-либо проблемами на протяжении всего оставшегося путешествия. И забегая наперед скажу, по выезду с территории Карелии, на границе с Ленинградской областью, после того как у нас вдруг «ушел» тосол из системы, мы все-таки остановились в городке Лахденпохья и приняли решение оставить камень земле-хозяйке.

Уж не знаю, по этой ли причине нам не далась гора Воттоваара. Но взойти на нее у нас не получилось, несмотря на то, что мы до нее не доехали каких-то 500 м. Думаю, вы сможете много найти информации в интернете о самой горе, фото, интересные факты ее истории. Но прежде, чем она вас заманит к себе, а она обязательно заманит, обязательно взвесьте все «за и против», подготовьтесь к восхождению основательно. Но еще лучше воспользуйтесь услугами проводника, не рискуйте своей жизнью.

Несмотря на грустное настроение, окружающая красота не могла не радовать. Только посмотрите на это буйство красок золотой листвы, разноцветья ягод, мха, лишайников.

Уставшие от проблем мы направились в очередной отель. Возвращались уже поздно вечером, ближе к ночи. Стоит ли говорить, о том, что в сентябре в Карелии ночи темные. Дорога пустая, совсем пустая. Но лес то живой! Обочины сверкают глазами зверей. Мы встретили глухарей, сбились со счету, считая играющих лис на дороге, но самый отважный был барсук, который пытался доказать нам, что у него дорога главнее.

На ночевку мы остановились в доме отдыха Денисов Мыс. Проснувшись утром, позавтракав, пошли гулять по территории. Нужно сказать, что дом отдыха находится на возвышенности, которая практически со всех сторон омывается оз. Сямозеро. Это очень красивое место, ухоженное, живописное. Высоченные сосны, склоняющиеся над озером осенние березы, брусника, стелющаяся по склонам вдоль протоптанных троп…

Когда спустились к берегу, мы долго молча с мужем стояли и вглядывались в волнующееся озеро. Вроде все замечательно, но волнение какое-то пристуствовало. Накатывали какие-то чувства и мысли — «бежать» отсюда, спрятаться… Вы знаете, уже уезжая, мы в интернете решили почитать об этом озере, вдруг что-то особенное найдем, как в случае с Воттоваарой. И тут страшное — первая новость, это то самое озеро, где произошла трагедия с детьми.

Долго нас преследовали угнетающие мысли. Эмоций хватило с краем, было решено — уже сегодня же мы поедем домой, несмотря на то, что многое из запланированного не посмотрели, и были забронированы отели.

Оставался только один пунктик в списке — Рускеала. Здесь, конечно, посетителей всегда много, несмотря на погоду и время года. Экскурсию мы не брали, гуляли самостоятельно. Хотя, когда вынужденно останавливались в толпе людей, было что послушать интересного от экскурсовода о каньоне.

Таинственная Карелия

Виды здесь конечно живописные. Есть, где разгуляться любителям сделать селфи — смотровые площадки, огражденные тропы… Мне кажется, нам даже повезло тем, что шел дождь. От дождя вода приобрела еще более бирюзовый цвет, мраморные отвесные берега стали еще четче и живописнее, а омытые каплями осенние деревья разбавляли вид нежной зеленью и желтизной.

На весь самостоятельный обход у нас ушло примерно 1–1,5 часа, пока «не закружилась голова» от красоты. Но опять же, прошу прощения за очередную ложку дегтя… Жаль, что такой памятник природы оборудовали развлекательными объектами — тарзанка, полет над каньоном… Нет, я «за» спорт, я «за» экстрим. Но если представить сколько здоровья и жизней здесь оставлено рабочими, добывающими мрамор, и тот факт, что штольни во время войны служили бомбоубежищем, то те крики удовольствия и страха, которые издают «прыгающие» и «летающие» туристы просто не уместны здесь.

Экспозиция «Путь камня сквозь время», другими словами итальянский карьер — выше всех мыслимых чувств, здесь мой словарный запас закончился. Какая борьба человека с камнем!

Конечно, много еще красивых фотографий осталось неопубликованными. О многих посещенных местах не рассказано. Чего только стоил нам поиск лахденпохского винзавода, чтобы купить знаменитый карельский бальзам, настоянный на морошке, а какая вкусная петрозаводская тушенка, особенно, когда ее уплетаешь, стоя на привале в лесу, зная, что рядом может бродить медведь… Но это другая история!

Эта была моя первая поездка в Карелию. В своем рассказе я старалась передать свои ощущения, для меня Карелия осталась мистической, непонятной и наверное, недосказанной. Но ведь тем и заманчивее следующая поездка! Мы обязательно покорим Воттоваару и доедем до Соловков!