наталья пахомова Пользователь — была 6 декабря 2016 г. 12:07

Память надо растить

31 января 2011 г. 4:53 Волгоград — Россия Июль 2010

В Волгограде я была несколько раз. Самый первый — во время круиза по Волге по маршруту Казань-Волгоград-Казань в 2000 году, последние годы мы останавливаемся в этом городе по пути на море, на автомашине. У нас в городе живут родственники, это хороший повод повидаться и отдохнуть после длинного переезда. Это самый длинный город, который я встречала, 70 км вдоль Волги. Мы по пути на юг выбираемся из него целый час, так уже хочется мчаться по трассе к морю, ан нет, терпите.

Я не знаю людей, которые бы не слышали о Мамаевом Кургане. В этом году в Волгограде стояла запредельная жара, но мы решили, что и нам и детям стоит встать пораньше (музей работает с 10 часов) и посетить Мамаев Курган, тем более, что нас сопровождал «личный» экскурсовод, наш родственник, очень умный молодой человек по имени Константин, который интересуется и уже очень много знает о боях, шедших в этих местах во время ВОВ. Мамаев Курган находится на берегу Волги. Находясь в этом священном месте даже дети становятся тише. Комплекс состоит из нескольких скульптурных групп, главный памятник «Родину-Мать» видно издалека, в вечернее время скульптура красиво подсвечена.

Когда идешь вверх по лестнице слышишь фонограмму: стрельба, крики солдат: " Успевай, поворачивайся!» или «Врывайся в дом, мы прикроем». Ты, как-будто, окунаешься в атмосферу боя, слава богу, понарошку. Когда входишь в зал, где все стены заполнены именами солдат, погибших в боях за Сталинград, звучит реквием, по спине пробегает холодок. Их тысячи, погибших. Нам рассказывали, что в послевоенное время на кургане трупный сладковатый запах стоял лет пять, вся земля была пропитана кровью.

У Вечного огня, выполненного в виде факела в человеческой руке, стоит Почетный караул. Мы всегда дожидаемся смены караула: солдаты идут стройно, чеканя шаг, во время сдачи поста с силой ударяют винтовками по полу, гулом разносится этот звук по цилиндрическому зданию и притихает, уходя в небо. Родина-мать, конечно, грандиозное сооружение, надо отдать должное советским скульпторам. Если стоять у подножия этой скульптуры и развернуться лицом к Волге, открывается прекрасный вид на реку и город у её берегов.

Еще мы посетили музей «Сталинградская битва», где находится панорама битвы на верхних этажах, 4 диорамы внизу, рядом с залами музея. Вообще панорама «Сталинградская битва» — самое крупное живописное полотно в России, отображает один день битвы — 26 января 1943 года. Ты, как будто, стоишь на вершине холма, вдалеке Волга, рядом разворачивается бой. На полотне и знаменитая мельница, и дом Павлов, и много-много другого. Я вообще любитель этого вида искусства, диорам и панорам, мне нравится смешение натуральных объектов и огромных полотен, нравится искать этот переход с земли на холст. И экскурсоводы, чаще всего, интересно рассказывают. Только нет возможности посидеть, рассмотреть элементы, ну как в художественном музее. Экскурсовод закончил и новая группа. Конвейер.

В самом музее очень много экспонатов, очень интересно, особенно с нашим гидом Костей, который нам очень много рассказал. Там и военные карты, и военная техника, и снаряды, награды, медицинские инструменты, утварь того времени и много-много другого.

Рядом с музеем стоит известная мельница: выдержала все бои и её не стали реставрировать. Кирпич весь в выбоинах от снарядов, осколков. Удивительно, как пятиэтажное здание на берегу реки могло выдержать такую осаду. Наверно, заговоренное.

Заключение: если вы находитесь в пределах досягаемости Волгограда, обязательно сверните и посетите Мамаев Курган, особенно если с детьми. Память надо растить.

в Волгограде

YuKuz
31 января 2011 г. 23:59
И детей обязательно туда водить, и еще сводить всех тех, кто старается переписать историю и принизить роль нашей страны в победе над фашизмом. Такое же впечатление остается после посещения Брестской крепости - туда тоже надо всех беспамятных возить!
1 февраля 2011 г. 19:16
Да, вы правы, переписать историю и тем самым заслужить себе дешёвую популярность охотников хватает.
1 февраля 2011 г. 15:42
Как тесен мир, всего за месяц до вас мы тоже посетили Волгоград. Для нас это был первый визит в жизни, поэтому впечатления были шоковые. Мой рассказик тоже на Туристире есть: http://www.tourister.ru/responses/id_1279

Жаль, что нынешняя молодежь совсем ничего не знает о войне, о подвиге наших солдат. Раньше учили нас патриотизму и не надо было никаких новых национальных идей, нужно вернуться к истокам подвигов наших отцов и дедов, тогда может и молодежь поумнеет.
1 февраля 2011 г. 19:23
Сейчас в свете новых событий правительство начинает говорить о том, что патриотизм вырубили на корню, как и многое другое во время становления России: институт семьи, профессионализм в милиции, культуру в школах и многое другое. Может вернутся к истокам и не потеряют хотя бы подрастающее сейчас поколение.
30 августа 2012 г. 20:43
Были в конце августа 2011 г по дороге с юга домой, в рот мне ноги.Не ожидал, что есть на земле места, где у меня на глазах появятся слезы. Были в 8 утра, ни гида,никого почти, но все равно трогает до глубины души. На кол всех тех, кто оспаривает победу моего прадеда, павшего на смоленском направлении и до сих пор неизвестно где захороненного.Вечная слава миллионам погибших, защищавшим здесь на Волге город имени Сталина, совершившим перелов в войне
31 августа 2012 г. 6:10
Совершенно с Вами согласна!
7 октября 2012 г. 19:20
Хорошая идея и очень ПРАВИЛЬНЫЙ материал!
7 октября 2012 г. 19:28
22 февраля 2013 г. 16:42
Сильный эмоционально рассказ получился! Спасибо!
23 февраля 2013 г. 12:07
место обязывает!
23 февраля 2013 г. 22:20
Память надо растить
и не просто растить, её надо выпестывать, как ОООчень ранимое и хрупкое растение!!! О ней много надо заботиться, очень много!!! Я тоже пережила форменный шок от посещения Мамаева Кргана в свое время! И даже сейчас перечитывая ваш во мне с новой силой все всколыхнулось!!!