Турист Sveta@Vova from Siberia (SvetaRadko)
Sveta@Vova from Siberia
была 4 января 2021 15:58

Азербайджан, Армения, Грузия Июль 2016

Добираться из Тбилиси в Баку мы решили на самолете. Все-таки возникали некоторые опасения переезда в Азербайджан со штампом Армении в загранпаспорте. Даже на официальных сайтах попадалась информация, что во въезде может быть отказано лицам, которые посещали Армению. Не пустят в Азербайджан, если у вас армянская фамилия или вообще заподозрят армянское происхождение, не пустят если вы посещали Нагорный Карабах. Армянских корней у нас не было. Мы простые русские путешественники, не очень молодая семейная пара. Путь по воздуху из одного аэропорта в другой показался наиболее цивилизованным и наиболее безопасным в плане общения с пограничниками.

Еще дома по интернету я купил билеты на рейс авиакомпании AZAL (Азербайджанские авиалинии). Перелет из Тбилиси занял чуть больше часа и стоил на двоих 392 лари или 9500 рублей. В результате мы оказались в современном, но довольно пустынном аэропорту им. Гейдара Алиева. Документы принимает молоденькая восточная девушка в пограничной форме. На стандартный вопрос: «Цель приезда в Азербайджан?» стандартно отвечаю: «Туризм». Пограничница ставит разрешительный штамп в мой паспорт. Следом подходит жена и тут возникает заминка. Красивая восточная девушка крутит головой и вызывает старшего пограничника — начальника смены — показывает ему паспорт, что-то говорит на своем языке. Сердце легонько ёкает. «Что это за отчество такое «Мартыновна» — вопрошает начальник. — «Кто был ваш отец?». Жена отвечает: украинец. «А-а… ну. тогда ладно»… И в паспорт ставят разрешительный штамп. Вот такая бдительность в поисках армянских кровей.

Напряженность между двумя странами — Арменией и Азербайджаном — подтвердил и бакинец Амиль, который встречал нас в аэропорту и отвозил в арендованные апартаменты. Конечно, мы разговорились и я несколько восторженно поделился предыдущими впечатлениями — грузинскими и армянскими. На что Амиль с полной серьезностью, даже суровостью предупредил: «Я советую нигде в Баку не упоминайте, что были в Армении и Ереване!» Мы прислушались и в дальнейшем действительно об этом нигде не говорили. Фактически, две страны находятся в состоянии войны…

аэропорт им.Гейдара Алиева

Баку — город ветров. По одной из версий название города с древнеперсидского переводится как «удар ветра». Эти удары мы ощутили еще в воздухе, при посадке самолет изрядно болтало. Даже в аэропорту, когда уже выключились двигатели, самолет ощутимо потряхивало. «Ветер будет до вечера», объяснил встречающий нас Амиль.

От аэропорта до квартиры, которую мы заказали на Booking.com, ехали полчаса. Funikuler Apartment — место оказалось даже лучше, чем было представлено на сайте. Квартира очень просторная, отдельная спальня и гостиная с мини-кухней. Стоимость на неделю 300 $. Кроме того, нас ожидали две приятные неожиданности.

Неспешное путешествие русской пары по Закавказью, часть3, Азербайджан

С одной стороны к нашему дому примыкала школа, в которой учился нынешний президент И.Алиев. Соответственно, все вокруг блестело от чистоты и ухоженности, там развивался государственный флаг. В шаговой доступности оказались банк, где можно было круглосуточно обменять или снять в банкомате местные деньги — манаты. Рядом был круглосуточный магазин с неплохим выбором продуктов. До знаменитой бакинской набережной надо было только перейти по подземному переходу. А буквально в ста метрах от дома находится фуникулер, который поднимает людей (бесплатно!) из Приморского парка в Нагорный парк, откуда открывается великолепный вид на большую часть Баку.

дом, в котором мы жили в Баку (фото с Booking.com0

А другая неожиданность оказалась со внутренней стороны дома — там проходила большая терраса, на которой мы впоследствии сидели вечерами и попивали вино, а с террасы открывался вид на президентский Дом приемов гостей.

Неспешное путешествие русской пары по Закавказью, часть3, Азербайджан

По периметру ходят автоматчики, поглядывают на нас, а мы поглядываем на них… И каждый вечер мы любовались, как переливаются цветами азербайджанского флага знаменитые Пламенные башни! Это, конечно, впечатляет!

А в первый день к вечеру, как и обещал Амиль, ветер стих и мы отправились на первую прогулку по Баку, а точнее, на Набережную.

Неспешное путешествие русской пары по Закавказью, часть3, Азербайджан

Конечно, Баку удивил и даже поразил своей современной архитектурой, широкими проспектами, светлыми зданиями. Город на вид богатый! Не будем об этом много говорить, написано достаточно много и всё это верно. Да, мы там были и фотографировались на фоне достопримечательностей, хотелось, чтобы фотографии передавали и наши эмоции. Иначе можно было бы просто купить набор мертвых открыток с видами. Так что, извините, если на фотографиях покажется слишком много наших физиономий, нам хотелось совместить прекрасные виды с собственными воспоминаниями.

Неспешное путешествие русской пары по Закавказью, часть3, Азербайджан

Мы давно уже путешествуем самостоятельно. Сами покупаем билеты, выбираем и бронируем жилье — отели или квартиры — сами организуем экскурсии. Оказавшись на Каспийском море, мы не могли отказать себе в удовольствии искупаться в нём. Но в черте Баку это довольно проблематично из-за загрязненности. Нам удалось найти организатора экскурсий — милую девушку, которая предложила нам отдохнуть два дня на частной даче в 40 км от столицы. Вот, что она предложила нам:

«Сразу прошу прощения, если мое предложение покажется вам неподобающим. Но мой хороший знакомый сдает комнату на своей даче. Сам хозяин очаровательный, интересный человек, мастер и заслуженный тренер по айкидо, очень спокойный, вежливый, тактичный, абсолютно надежный. Его дом располагается рядом с пляжем, где обычно отдыхают дачники, так как это семейный дачный поселок. Дом оснащен всем необходимым, ванная комната, кухня. Если Вас заинтересует провести ваше время у моря в таком формате, я узнаю у него, свободна ли комната на 13—14 июля на одну ночь. Как говорится, лучший способ узнать город — это познакомиться с людьми, в нем живущими:) Я думаю, у вас могло бы получиться очень интересное и колоритное общение, он мог бы рассказать вам много интересного о городе под альтернативным углом за чашечкой горячего самоварного чая в своем дворике с видом на море.

Там будет постельное белье, полотенца, горячая, холодная вода, 2 ванные комнаты, есть Wi-Fi и городской телефон.
Продукты на завтрак вы, наверное, можете приобрести сами. Насчет обедов и ужинов, рядом с дачей есть ресторанчик, в котором можно поесть, либо прямо на дачу сделать заказ, они доставляют. С этим вам поможет Намик на месте. Вам надо будет только предварительно с ним обговорить меню и время, когда вам нужна еда. Стоимость питания в аренду
комнаты не входит. Но это будет не дорого. Рядом с дачей есть простой общественный пляж. На нем обычно отдыхают
дачники-соседи. Он в пешей досягаемости в 3 минутах ходьбы.»

Конечно, как люди любознательные и мобильные, мы согласились. За аренду комнаты надо было заплатить 60 $ за два дня, плюс водителю Арифу, который доставил нас туда и обратно — 20 $. Хозяин дачи Намик, действительно, оказался привлекательной личностью. Мы познакомились, съездили в ближайший торговый центр и накупили продуктов, к вечеру мы готовили ужин, пили сухое бьелое вино и много разговаривали.

очень приятное знакомство
на втором этаже наша комната
морская комната с видом на море

Намик всё делает сам — строит, обустраивает быт, выращивает овощи и фркуты на своем участке. Нам он показался несколько одиноким, даже эгоистичным, может, поэтому он живет один. Но в его планах открыть для детей поселка секцию айкидо, для чего он построил из бамбука специальную площадку для занятий. Со временем она обрастет виноградом и создаст тень.

площадка для занятий айкидо

Жара была приличной! Больше 30С, а вода в Каспийском море 25-26С не меньше. Берег из мелкого ракушечника и прозрачная малосоленая вода. В общем, добавили к своим многочисленным морям еще одно.

Неспешное путешествие русской пары по Закавказью, часть3, Азербайджан

На другой день нас ждала ещё одна большая экскурсия по местам, которые нельзя не посетить, приехав в Баку. Её также организовала милая девушка из Баку. На очень хорошей машине экскурсовод Салех за рулем провез нас по сакральным местам Огня. Это Атешгях и Янардаг. Стоимость 80 $. Интересно наблюдать как всюду по дороге качается нефть, кажется, она тут везде и совсем рядом с Баку!

Я пошутил: вот бы такую штучку себе на дачный участок! Нет! Нефть в Азербайджане национализирована. Более того, если у вас на дачном участке обнаружится нефть, вас выселят, заплатив, правда, хорошую компенсацию.

Итак, Янардаг. Горящая гора. Многие века горит природный газ и затушить его невозможно. Хотя, пытались. Не особенно впечатляет в яркий солнечный день, но жарко. Индусы приезжают сюда и проводят различные огнепоклонческие ритуалы. И мы отметились.

Неспешное путешествие русской пары по Закавказью, часть3, Азербайджан

Храм вечного огня Атешгях произвел более сильное впечатление. Построен в XVII–XVIII веках индусами-огнепоклонниками. К сожалению, сегодня горит природный газ, но уже подведен искусственно. Тем не менее, есть что посмотреть любопытного в этом уникальном музее. Советуем посетить.

Пресытившись созерцанием музейных экспонатов, опаленные жаркими огнями, мы отказались от запланированной поездки в этнографический музей и попросили Салеха, нашего гида-водителя, показать Старый город Баку. Он с удовольствием согласился. Вообще, Салех оказался неплохим рассказчиком и знатоком азербайджанской истории. Но к концу нашей поездки он всё чаще начал высказываться об армянах в очень недоброжелательном тоне. По его словам, армяне «присвоили» себе лаваш и даже коньяк, а вообще-то это исконно азербайджанские продукты! Да, мы заметили, что азербайджанцы более агрессивны к арямянам, армяне высказываются о существующих проблемах гораздо мягче…

Итак, Старый город. Салех провел нас по периметру крепостной стены, показав самые знаковые места, включая «черт побери» и «цигель, цигель, ай-лю-ли». Все это помогло нам в дальнейшем самостоятельно гулять в Старом городе, углубляясь в узкие, старинные переулки, наслаждаясь колоритом старины, наблюдая за людьми в самых разных одеяниях и самых разных национальностей.

Неспешное путешествие русской пары по Закавказью, часть3, Азербайджан
местная достопримечательность - художник, которые всегда босяком
Неспешное путешествие русской пары по Закавказью, часть3, Азербайджан

Есть еще одно место в Баку, которое мы не могли не посетить. Как в Ереване и Тбилиси здесь тоже есть свой Пантеон — захоронения самых известных людей Азербайджана. И конечно, самый грандиозный памятник на могиле Гейдара Алиева. Здесь же похоронены его родители, многочисленные братья. Вообще, фамилия Алиев, пожалуй, самая распространенная на этом знаменитом кладбище.

Здесь много могил деятелей культуры Азербайджана, у входа монументальное надгробие Рашида Бейбутова. Но главным образом, мы пришли почтить память легендарного певца, народного артиста СССР Муслима Магомаева.

Один раз на улице в Баку мы обратились с просьбой к молодому, очень модно одетому человеку. Я хотел уже спросить его по-английски, но потом все-таки поинтересовался: вы говорите по-русски? «Конечно!» — чуть ли не обижено воскликнул молодой бакинец. По-русски в Баку говорят практически все. На вопросы отвечают доброжелательно. Когда мы спросили другого пожилого бакинца, как нам доехать до Культурного центра им. Гейдара Алиева, он не только рассказал, но и провез нас на метро, отказавшись взять деньги (проезд в метро в Баку по специальным карточкам, которой у нас не было), а потом еще провел два квартала до самого места назначения!

Неспешное путешествие русской пары по Закавказью, часть3, Азербайджан

И особая песня — это вечерний и ночной Баку. Здесь мы обойдемся без комментариев, просто смотрите фото. Может быть, сможем передать вам хоть немного того восторженного чувства от красоты огней — города Огня, Страны Огня.

Закончилось трехнедельное путешествие русской пары — мужа и жены — по Закавказью. Прямым рейсом из Баку мы улетели в родную Сибирь. Наступила зима. В середине ноября у нас уже ночью до — 30 С. Поэтому, словно сидя у камина, греемся воспоминаниями о нашем летнем вояже по маленьким, но таким колоритным, таким теплым, таким гордым, но дружелюбным странам, таким прекрасным людям, с которыми довелось познакомиться! Спасибо за все! Мы к вам вернемся!