Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была вчера 12:41

Бейнак-Э-Казенак — Франция Октябрь 2016

Честно говоря то, что о городке Бейнак-Э-Казенак и его крепости в сети довольно много материала на русском, если и не повергло меня в изумление, то точно удивило и, естественно, порадовало. «Здорово, — подумалось мне, — наш русскоговорящий турист добирается туда, куда и автобус не идет, и электричка не домчится».

Замок Бейнак. Фотография с плаката.

Хотя если по-правде сказать, и это к большому сожалению, то родной язык я слышала в эту французскую поездку лишь один раз, когда в железнодорожной кассе Бордо покупала билеты на поезд в Бержерак.

Симпатичная, фигуристая, блондинистая девица, разговаривая по сотовому с мамой, живущей, как я поняла, где-то на сибирских просторах, так густо пересыпала речь ненормативной лексикой, что мы с Лизаветой, переглянувшись, сразу перешли на иврит. Ну, чтобы не смущать девушку! Потом к ней подошел сильно смуглый и сильно интеллегентного вида паренек с книжкой под мышкой и они ушли обнявшись.

Но это так, к слову. Вернемся к нашим «баранам», т. е. к нашим «бейнакам». А они — «бейнаки» действительно существовали. И упоминание и о крепости Бейнак, и о них в связи с крепостью появились в «печатных» летописях, аж, в самом начале XII века, а точнее в 1115 году. Про Москву напишут первый раз только через 32 года, а про замок этот уже все в той округе знали. Сначала замком владел папа — де Бейнак Менар, а потом, как водится и сын — де Бейнак Адемар. Адемар этот принимал участие во втором Крестовом походе 1146—1148 гг., а умер, наследника не оставив, в 1194 году.

А раз нет наследника, то земли отходят казне, т. е. сюзерену. А сюзереном в тех краях в это время был Ричард Львиное сердце, сын Алиеноры Аквитанской, который к тому времени, как раз вернулся из очередного плена. Он дарит земли округа Бейнак, оставшиеся бесхозными, своему верному ландскнехту Меркадье, который не долго подарочку радовался, т. к. в юбилейный 1200-й был убит другим ландскнехтом и замок вернулся во владение семьи Бейнак, вроде как к племяннику Адемара.

Если крепость — мой дом, то мой дом — моя крепость

Но отвлечемся пока от исторических реалий и вернемся в реалии наши. В смысле, наши в Лизаветой. Утречком, на следующий день по приезду, Анне посадила нас в машину и мы тронулись в путь. На сегодня была программа весьма общирная: Бейнак-Э-Казенак, Сарла и Ла-Рок-Гажак и надо было поспешать. Конечно Анне видела мою реакцию на местные красоты. Я охала и ахала, крутя гоовой, старалась пристроить к окну фотоаппарат, чтобы что-то снять. А Анне, извиняясь, сказала мне:«У нас сегодня такая длинная программа. Когда мы поедем только в сады Маркессак, я буду останавливаться по дороге и завезу вас в маленькие деревеньки».

«Ну, ладно», -подумала я, соглашаясь. Но единственную, техническую остановку мы все же сделали на заправке в какой-то, оставшейся для меня навсегда безымянной, деревни. Про которую Анне сказала, что она «really ugly».

Противная деревенька.
"Противная деревенька".

«Ну, если это самая, что ни на есть „распротивная“ деревня во всей округе, то не плохо они тут живут», проплыла в голове мысль. Проплыла и уплыла.

Приехали к Бейнак-Э-Казенак — городку, толпящемуся под замком, как стадо овец под возвышающимся на коне джигите.

Если крепость — мой дом, то мой дом — моя крепость

Глянув на окрестности, понимаешь, что за эти земли стоило воевать и сражаться. Причем не только из-за выгодного расположения, позволяющего контролировать акваторию реки Дордонь,

но и ради красоты единой для!

Видите замок беленький под конусообразными крышами колосится на горушке. Там сейчас гостиница. Если есть желание почувствовать себя настоящим феодалом голубых кровей, то это легко осуществимо. Причем цены не запредельные. Но туда только с машиной.

Хотя вряд-ли на красоту зарился Симон де Монфор V граф Лестерский, когда в ходе Альбигойского похода прибрал к рукам Бейнак в 1213 году. Естественно, оправдываясь тем (хотя вряд ли ему нужны были оправдания, но так для порядку скорее), что тогдашний Бейнак «жестокий, яростный грабитель и угнетатель церкви».

Если крепость — мой дом, то мой дом — моя крепость

Поскольку земли Аквитании довольно долго были яблоком раздора между английской и французской коронами, то и переходили из рук в руки с завидной периодичностью. Так вот, когда Монфор замок захватил, изгнанный владелец, успевший схорониться и на костер, ждавший всех альбигойцев, «опоздавший», слезно писал французскому королю, что он «единственный служитель королю Франции на этих землях, а не королю Англии». Как ни странно, король на зов о помощи откликнулся и откликнулся быстро. Настолько быстро, что Монфор даже не успел разрушить донжон Бейнакской крепости.

Семья Бейнаков с тех пор процветала, и богатела, и владела замком, практически, до наших дней. Единственно, в середине XVIII века владельцы сменили фамилию с Бейнак на Бомон, но и то лишь потому, что сыновья в роду кончились и остались лишь девчонки, одна из которых и вышла замуж за Бомона.

Вид на замок Бейнак от садов Маркессак.

Этот факт, несомненно, пошел сохранности замка на пользу. Но еще больше на пользу ему на пользу пошло то, что с той короткой поры, когда в нем хозяйствовал Монфор, он не захватывался ни разу, даже на несколько дней, в отличие от замка Кастельно, высящемуся на другом берегу Дордони.

Если крепость — мой дом, то мой дом — моя крепость

Потом Бомоны разорились, пытаясь отреставрировать и отремонтировать замок под современные, свойственные ХХ веку, удобства. (Но удобств этих в замке мы не обнаружили!) Замок отошел государству, а потом его выкупило частное лицо, само внутри не живущее, а туристов за 8 евро с носа, внутрь пускаюшее.

Читала я про то, что путь к замку от стоянки долог и труден. Не верте. Идти, конечно придется в гору.

Если крепость — мой дом, то мой дом — моя крепость

Но какая же это была дивная прогулка.

Совершенно игрушечные домики. Сказочные, прелестные, ухоженные. С какими-то сувенирными лавчонками, в которых продается такой милый, но совершенно ненужный мелочишный скарб. Ухоженные палисадники, сверкающие свежей зеленью, не смотря на то, что летом в тех краях температура подбирается к +40-ка.

Если крепость — мой дом, то мой дом — моя крепость

И абсолютная безлюдность. И лишь свежайшие занавески и свежеполитые цветы в горшках говорят о том, что все живы, все на месте и за местом своим ухаживают и лелеят.

Перво — наперво дошли мы до церкви. Старая, очень старая. Серым-серым камнем, с узкими окнами-витражами похожими на бойницы, она нависает на городом.

Если крепость — мой дом, то мой дом — моя крепость

Зайти не удалось, т. к. закрыта она была. Полюбовавшись на виды,

пошли в сам замок.

Если крепость — мой дом, то мой дом — моя крепость

Заплатили денюжку. Выдали нам бумажку в целлофане с напечатанным на нем по-английски текстом про замок. Лизаветка начала изучать. А мне что изучать? Я лучше бумажки про него знала. Зашли в «переднюю». Колья эти жуткие. Прям так и кажется, что на них когда-то головы убиенных торчали.

Прогулялись и полезли… как правильно сказать-то: в доножон? или на донжон? Лазаем-то мы на крышу и на чердак, значит — на дожон? Хотя с этими заграничными словами не поймешь. Звучит почти, как на абордаж!

Виды чумовые!

В каждую башенку залезть хочется! Но не во все получается!

Если крепость — мой дом, то мой дом — моя крепость

Внутри же замок пустоват. Есть немудрящие инсталяции, но утомлять я вас ими не буду. Так пару гобеленов, да сундуков старых. Видны следы чужеродных переделок. Лестницы какие-то, к средневековью отношения не имеющие.

Якобы покои Ричарда Львиное сердце. Это, извините, тем свежепропылесошенным стульям и натертым шкафам и столам 800 лет что-ли? Да в жисть не поверю. Но побродить, конечно здорово. В рыцарей поиграть. Лизка меч хотела вытащить и помахать им, да меч приварен был. Отодрать не удалось!

Если крепость — мой дом, то мой дом — моя крепость

С полной ответственность могу сказать, что замок производит самое что ни на есть средневековое впечатление, за исключением вышеозвученных покоев Ричарда. Кстати, там снимались бессоновская «Жанна Д Арк» и «Пришельцы из прошлого» с Ж.Рено. Завершающая сцена последнего, по-моему, происходила именно здесь.

Обратно пошли другой дорогой. Да, чуть не забыла. Указателей, как к замку пройти, в Бейнаке-Казенаке нет. Да, они и не нужны. Первый путь начинается от стоянки, мимо ресторанчиков и лавочек. Вот отсюда.

Если крепость — мой дом, то мой дом — моя крепость

А можно пройти немного вдоль Дордони и там начать подъем. Он, кстати, менее крутой. Уходить не хотелось. Сломанная, но еще не потерявшая свой последний цветок, мальва, как будто шлагбаум преграждала нам путь.

Башня донжона поворачивалась и тем бочком, и этим, заманивая обратно.

Если крепость — мой дом, то мой дом — моя крепость

Приоткрытые окна зазывали в прохладу толстостенных, старинных, под стать крепости, домов.

Но нужно было поторапливаться. Впереди еще два места. Да и время обеда поджимало. (Кстати, за аркой над которой висит эта вывеска, а вы на неё обязательно наткнетесь, т. к. городок малюсенький, расположено городское кладбище. Я, если бы была одна, обязательно побродила между могилок. Но Лизка это не любит и мы на него только глянули. А фотографировать я кладбища боюсь, т. к. однаждя в Висбадене мой фотоаппарат приказал долго жить именно в тот момент, когда я пыталась через оградку запечатлеть православное кладбище.)

Если крепость — мой дом, то мой дом — моя крепость

Запахи из харчевен закружились, раздражая уже навострившее ушки обоняние. Клетчатые скатерки манили испытать их на самобранкность.

Но отобедать решено было в Сарла. А что из этого получилось, в следующей серии такого французского «Марлезонского балета»!)

Начало здесь: «Кто поедет в Перигор?»