Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 16:47
Филиппины покорены! Куда дальше?

Соловецкие острова — Россия Июль 2016

Об озерах и каналах

В моем списке достопримечательностей Соловецкого архипелага на втором месте после монастыря стоит озерно-канальная система острова Большой Соловецкий. Дело в том, что на этом озере нет рек, и нет, соответственно, естественной проточной воды. Но зато очень много озер, говорят больше пятисот. Понятно, что если нет стока-притока, то озера очень быстро заболачивались бы. Я не случайно поставил частичку «бы» в конце предложения. Бы, если не бы!

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Соловецкие монахи еще в давние времена создали грандиозную гидросистему, которая и сегодня поражает воображение. Они соединили каналами 52 озера и благодаря этому вода в них проточная и чистая. Вся вода этой системы стекается в Святое озеро, где установлен питьевой водозабор. Таким образом, еще в 16-м веке на острове появилась единая «питьевая система», которая добралась до самого монастыря и которой до сих пор пользуются и монастырь и поселок.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Нам всё время попадались доказательства того, что монахи Соловков мастера на оригинальные инженерные решения. Вот, например, водяные мельницы. Монахи придумали посредством каналов регулировать уровень воды в водоемах и использовать перепады воды для приведения в движение водяных колес мельниц.

Или знаменитый сухой док, про который обязательно расскажут во время экскурсионных мероприятий на Соловках.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Его соорудили со стороны моря в конце 18-го века, рядом с монастырем, для ремонта и строительства судов. При его заполнении и осушении использовалась разница уровней воды Святого озера и моря.

На Большом Соловецком озере было проложено более двухсот каналов. И они использовались не только для водоснабжения. Десять озер были соединены более широкими каналами, уже пригодными для маломерного судоходства. По ним ходили монастырские лодки, и даже паровые катера, на которых возили сено, дрова, строительные материалы, да и просто перемещались по острову. В наше время по этим каналам проложены туристические лодочные маршруты. Передвигаться разрешено только на веслах. Бензиновые лодочные моторы запрещены, ведь вода в озерах все-таки питьевая.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Мы, конечно, воспользовались этой уникальной возможностью покататься на лодках по рукотворным каналам, выложенным из валунов. На острове нас собралась достаточно большая компания, девять человек, мужчин и женщин. Мы взяли в аренду две лодки, мужики сели за весла, женщины отвечали за равновесие судна и хорошее настроение гребцов. Это была неспешная прогулка продолжительностью около пяти часов.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Иногда мы соревновались на скорость, иногда блаженно сидели посередине озера и слушали тишину. Один раз причалили к берегу, чтобы немного злоупотребить коньячком и «отдать дань уважения» припасенным заранее бутербродам. Длительность прогулки могла бы быть и намного больше.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

В озерно-канальной системе Соловков существует 2 круга: большой, длиной 25 км и малый — 12. Не знаю, прошли ли мы, полностью хотя бы малый круг, но накатавшись вдоволь, вернулись к пристани довольные собой и увиденным.

Еще немного об озерах

Любопытны названия соловецких озер. Самое известное из них, расположенное за монастырем, носит название Святого.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Происхождение названия понятно. Монахи соловецкой обители несли свет веры Христовой и крестили в православную веру множество язычников. Крещение, скорее всего, совершалось прямо в озере, отсюда и название. После революции Святое озеро переименовали в Кремлевское, ведь, как известно, «религия опиум для народа». Созданное руками монахов, искусственное озеро Большое Белое стало Большим Красным, небольшое озеро Игуменское — Октябрьским, Большое Крестовое стало Большим Комсомольским, а Малое Крестовое — озером Чайка.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Коммунистические времена прошли, старые названия вернулись, но не все. Большое Красное — оставили (Большое Белое озеро изначально было неудачным названием, с учетом находящегося рядом Белого моря). Да и озеру с красивым, в прошлом, названием «У Чудотворного креста», ставшим при советской власти Лесным, старого имени не вернули, ибо чудотворного креста давно уж нет.

О кипрее — альбиносе

Мы были на Соловках в середине лета. Самое время цвести кипрею.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Очень экзотично смотрелись в Приполярье высокие заросли кипрея / иван-чая, с пурпурно-розовыми или лилово-красными четырехлепестковыми цветами, собранными в красивую пышную кисть. Лекарственное растение, высококачественный медонос. «Эка невидаль» — скажите вы, и будете правы. Это растение распространено повсеместно и у нас на Кавказе имеется.

А видели ли вы кипрей-альбинос? Я видел. Растет на берегу Большого Красного озера чудо-цветок, загадка природы.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Нам его по секрету показал местный житель, а я покажу вам, тоже по секрету.

О флоре, без фауны

За пять дней пребывания на Соловках мы неплохо исследовали эти места. Нас возили на высокопроходимых автомобилях, доставляли с острова на остров на катерах. Сами немало гуляли по окрестностям, с удивлением наблюдая за необычными для нашего южного взгляда приполярными растительными сообществами.

А они на острове совершенно разные. Вот у побережья, там, где постоянно дуют холодные северные ветра, на многочисленных мысах или небольших прибрежных островках попадаешь в настоящую тундру.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

В царство вороники и брусники, толокнянки и арктоуса, злаков, лишайников, мхов можжевельников.

А уйдешь подальше, вглубь острова, туда, где есть защита от ветра, увидишь лесотундру.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Это уже извилистое криволесье из низкорослой березы и невысоких многоствольных сосен с причудливой искривленностью ветвей. Но основная растительность на острове — северотаежный лес: ельники и сосняки, березняки и осинники.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Заметно преобладание лиственных пород. На это есть причина. Во время существования лагерей на Соловецких островах происходили массовые вырубки строительного леса. Вот теперь на месте хвойных лесов, согласно законам смены лесов, растут лиственные растения. Пройдут десятилетия, пока произойдет восстановление коренного леса.

На ветках деревьев можно увидеть лишайники, а это уже хороший знак. Это свидетельство чистоты воздуха. По дороге часто встречали болотистые места, которые частично были осушены и окультурены монахами и превратились в луга.

Вот такие наблюдения о флоре острова, а что касается фауны, тут вот какой интересный факт. Оказывается, на Соловецком архипелаге нет хищных животных. Зайцы, например, есть. А волков или медведей нет. Удивительно.

Про ботанический сад

А еще на острове Большой Соловецкий, меньше чем в двухстах километрах от Полярного круга, есть ботанический сад. В четырех километрах от монастыря по дороге к горе Секирной есть растительный оазис — Макарьева пустынь или Ботанический сад Хутор Горка. В этом местечке сложился уникальный микроклимат. Склоны холмов, обращенные исключительно на юг или юго-восток, окруженные с трех сторон хвойными лесами, активно поглощают тёплые лучи северного солнца. В удалении от моря резкий ветер стихает. Все это обусловливает положительную разницу в несколько градусов с температурой в других частях острова. Благодаря чему, растения, произрастающие в Макарьвской пустыни, чувствуют себя относительно комфортно. С 19-го века здесь сложилась коллекция разнообразных растений.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Их сажали монахи, работники лагеря особого назначения, а затем обычные энтузиасты советского времени. Будучи на острове, найдите время (и 160 рублей за входной билет), посетите ботанический сад. Погуляйте по обустроенной территории, по террасам, укрепленным валуном.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Полюбуйтесь насаждениями специально завезенных сюда редких пород деревьев и экзотических для данной местности растений. Поднимитесь на Александровскую гору.

Там на месте старой часовни (возведенной в начале 19-го века архимандритом Макарием, выбравшим это место для уединения от суеты монастыря) возведена новая Александровская часовня с Памятным камнем. С вершины Александровской горы открываются удивительно красивые виды на окружающие пейзажи и на монастырь.

Прогуляйтесь к даче архимандрита. Это построенный в 1865 году из привозной лиственницы большой двухэтажный дом.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Прилегающая к дому территория засажена красивоцветущими кустарниками и украшена цветниками. Коллекция ботанического сада формировалась на протяжении полутора столетий и там собраны действительно уникальные растения, прошедшие длительный путь акклиматизации в условиях приполярного климата. Назову самых ярких представителей ботанической коллекции. Это, конечно, роща из кедровой сосны у подножия Александровской горы.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Кедр символизирует величие, достоинство, красоту, считается что, это символ Христа. Не забуду и про яблони, растущие на террасах. Они посажены для ассоциации с Райским садом. Непосредственно к даче архимандрита примыкают посадки розы морщинистой. А роза — символ чистоты и непорочности, его считают растением Богоматери.

Из травянистых растений отмечу бадан толстолистный, известный своими лечебными свойствами, напиток из которого обязательно предложат попробовать.

Можно еще много чего рассказать про этот уникальный ботанический сад, но лучше приехать и самим посмотреть

Про белух и Белужий мыс

В один из дней нашего пребывания на Соловках, ранним утром, мы отправились на Белужий мыс наблюдать за белухами. Нас повезла туда молоденькая девушка, местная жительница, на высокопроходимой машине с огромными колесами.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Тут вот какая история. В 80-е годы прошлого века один научный сотрудник Соловецкого музея-заповедника обнаружил у берега одного из мелких безымянных островков Соловецкого архипелага в районе мыса Белужий группы белух, которые подолгу не покидали прибрежную морскую зону и были хорошо видны с берега. Местные жители особо не посещали эту часть побережья: там ничего не растёт, ягодников и деревьев нет, окружающее море очень мелкое, поэтому суда стараются проходить далеко от его берега. В максимальный отлив островок практически соединяется с мысом Белужий, и этим обстоятельством мы и воспользовались, добравшись туда на вышеупомянутом чуде российского автопрома.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Вообще поморы знают, что уходить от берега по приливно-отливной зоне достаточно небезопасно, грунт может засасывать, и выбраться будет очень трудно. Но ученые, которые изучали белух в разных районах Белого моря, в последнее время проложили туда маршрут. И мы последовали их примеру. На этом островке, с 1994 года проводятся ежегодные исследования. На нем построена наблюдательная вышка, периодически разбивается сезонный лагерь. В летний период туда приезжают ученые, студенты, наблюдатели из разных стран.

В это раннее хмурое утро, такими наблюдателями были мы. Многого не увидели, только белые спинки этих морских животных из отряда китообразных. Но все равно было крайне интересно.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Да и явление это, забавные игры белух у берега, достаточно редкое. Его можно наблюдать с июня до середины августа во время морского отлива. Белухи появляются на сезон и исчезают на всю осень и зиму, как будто исполняя чью-то команду. Прочитал, что Соловецкое скопление белух является традиционным местом общения, рождения и обучения детенышей, выбора отцов будущих белушат.

На этом маленьком островке нас еще встретила колония полярных крачек.

Соловецкий архипелаг: продолжаем знакомство

Эти удивительные птицы совершают перелёты на север из южного полушария. Они преодолевают десятки тысяч километров, чтобы вырастить здесь птенцов за короткое лето, всего за 2 месяца. Мимо колонии полярных крачек приходилось идти с осторожностью, чтобы доставить птицам минимальное беспокойство. Птицы ведут себя крайне агрессивно. Крачки отчаянно защищают своих птенцов и показывают это своими криками и угрозами. Вот такая новая порция впечатлений о Соловецком архипелаге, которыми мне захотелось с вами поделиться