Турист Станислав Линков (stivi173)
Станислав Линков
был 12 января 2019 21:15

Браслав — Беларусь Сентябрь 2016

Как то юзая всемирную паутину я наткнулся на фотографии Браславских озер, в миру Национальный парк «Браславские озера». Территория парка расположена в Витебской области, на границе с Литвой и Латвией и занимает более 70 тысяч гектаров.

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

В длину парк имеет протяженность 50 км, а ширина достигает до 30 км. Всего в парке расположено более 30 крупных озер, а если считать все, то около 70. Самые популярные из них: Дривяты, Богинское, Недрово, Снуды, Цно, Струсто. Самое глубокое озеро в парке — Волос (глубина достигает 41 метра). Ну в общем фотки посмотрели с женой,Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах восхитились и в уме отметили галочку «рекомендовано к посещению», было это году, так в 2014. А весной 2016, после возвращения из Грузии, разрываясь между мониторингом цен на авиабилеты в Дели и просмотром отчетов на Туристере я наткнулся на великолепный фотоотчет нашего форумчанина Владимира Шалаева (Vladimir_Shalaev) «Браслаувшчына», посетившего эти прекрасные места в 2014 году (Огромное спасибо, Владимир, что сподвигли на это путешествие). Посмотрели в очередной раз поохали и решили, поездке быть, обязательно этим летом, но планы это планы, а реальность это реальность. Лето прошло, а на Браславские озера мы так и не попали, и тут взыграло собственное «Я», как так то, планы же надо исполнять.

И вот в начале сентября выходные у нас с моей Галочкой наконец совпали и суббота с воскресеньем 10–11.09.2016 года были определены как поездка в Браслав (с окрестными сайтситингами). В пятницу 09.09.16 все необходимое для поездки собрано и погружено в багажник Ford Foсus 2 Chea», ложимся спать, как всегда сон перед каким-либо событием отказывается накрывать и мы половину ночи ворочаемся в предвкушении поездки. Ну долго, ли коротко ли, пару часов подремав, вскочили, собрались и стартанули в 5 АМ. Направление трасса А-141 Смоленск-Рудня-Лиозны-Витебск. Идем 80–120 км/ч. благо покрытие позволяет, примерно через час после старта пересекаем границу с дружественной страной. Качество покрытия изменяется в ещё более лучшую сторону, притапливаем на гашетку, но камеры слежения сильно разогнаться не дают, 160–180 между городами и селами и строго 60 в их пределах. Как только въехали в Беларусь пред нами предстали типичные (милые взгляду) Белорусские пейзажи.

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

По дороге пару раз останавливались на кофе и фото. Проехав Полоцк у нас случились непонятки с девочкой из навигатора (Навител) в итоге проскочили поворот на Миоры(обиду затаили, все время повороты объявляла, когда в них уже вошли, поэтому оскорблял её прилюдно, за, что в последствии она нам отомстила, пустив по кругу при возвращении). Ну да это не страшно, атлас в руки и вспоминаем безнавигаторное прошлое. В итоге немного не доезжая границы с Евросоюзом уходим влево на трассу Миоры-Браслав, паспорта погранцы в приграничной зоне проверили). После Миор начинаются озерные края, периодически стопоримся, фоткаем и умиляемся красоте. Первое озеро у которого остановились называется «Обстерно».

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

Движемся дальше и справа видим костел, заезжаем, оказывается село Иказнь с церковью и костелом.

Первое письменное упоминание Иказни датируется 1499 годом, когда эти земли приобрёл браславский староста Иван Сапега. 25 марта 1504 года великий князь литовский Александр Ягеллончик дозволил ему основать здесь замок и местечко. Слово Иказнь имеет балтское происхождение и переводится как «окно». На месте старого деревянного костёла в 1912 году построили каменный, освятили его в честь Божьего Тела.

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

В 1948 он был закрыт и превращён в зернохранилище. Но, в отличие от других закрытых костёлов, внутреннее убранство сохранилось. Сохранились даже старые росписи. Православная церковь в Иказни была построена в 1905 году — для укрепления русской православной веры, освятили эту церковь в честь Николая Чудотворца. В 1966 году церковь была закрыта и превращена в склад. Древние иконы и царские ворота забрали в Витебск. Но после возобновления работы церкви в 90-х годах реликвии местным верующим никто не вернул. В костел зашли, посмотрели, послушали, а вот церковь оказалась закрыта, очень заметно, что католичество здесь преобладает. После осмотра продолжили свой путь в Браслав. Въезжая в Браслав, понимаешь, что город реально туристический. Кругом сувенирные магазины, бары, рестораны, турагентства, дома в аренду и т. д. Первым делом необходимо было поменять валюту. За день до поездки звонил в Беларусьбанк, девушка пояснила, что по субботам работает только один обменник в Браславе на рынке, находящемся на ул. 1-Мая. Рынок нашли-деньги поменяли. Курс (точно не помню) в районе 30 RUR=1BRS, деноминация ликвидировала Белорусских миллиардеров. Оценивать стоимость товаров и услуг стало реально полегче. Далее наш путь лежал на базу отдыха Дривяты, единственное место в выходные, где есть пароли и явки туристических мест(туристический инфоцентр работает с понедельника по пятницу однако), таких как туристические стоянки, экологические тропы и т. д. Карту-схему (последнюю) на турбазе нам отдали совершенно бесплатно (спасибо, Вам, братья славяне). База «Дривяты» по факту 4* отель в сосновом бору на берегу озера.

Двухместный стандарт стоит от $ 25 до $ 40, в зависимости от корпуса и вида из номера, причем в высокий сезон резервировать его нужно не позднее, чем за три месяца.
Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

База отдыха имеет свой собственный пляж, непритязательно оформленный. Следующим пунктом, был офис Нац. парка «Браславские озера», ибо надо было оплатить рыбалку (240 рублей РФ за двоих на 2 суток за обычные поплавковые удочки). Офис находится по адресу ул. Дачная, 1.

на берегу прекрасного озера Бярэжа

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

Единственным минусом которого является, то, что оно находится на фоне городской застройки. Оплатив рыбалку, мы решили, что пора уже осмотреть основные достопримечательности Браслава; Замковую Гору, костел Рождества девы Марии

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

и православную Свято-Успенскую церковь (которая так же как и в Иказни была закрыта, католичество рулит).

Браслав, пограничная крепость Полоцкого княжества, занимавшая верхушку высокого холма на узком перешейке между озерами Дривяты и Навята. Фортециями на Замковой горе Браслав и был в общем-то славен большую часть своей без малого 1000-летней истории. Томаш Маковский, известный радзивилловский гравер, изобразил в начале XVII века на одной из своих работ Браслав как многобашенный замок на вершине крутого холма. Инвентарь 1649 года уточняет количество башен (7) и перечисляет ряд хозяйственных построек, занимавших детинец. Как и большинство других белорусских замков, Браславский до наших дней и близко не дожил, но Замковая гора конечно осталась и по-прежнему внушает некоторое уважение.

Браслав — древний город Белоруссии. В IX веке на этом месте существовало поселение латгалов и кривичей, ставшее впоследствии ядром города. Согласно «Хронике Польской, Литовской, Жмудской и всей Руси» Мацея Стрыйковского впервые упоминается в 1065 году под названиями Брячиславль, Брячислав — по имени полоцкого князя Брячислава Изяславича, который превратил городище Замковую гору в пограничную крепость. В современном Браславе уже мало что осталось от величия ушедших столетий. И всё же и в наше время перед глазами предстают отдельные объекты архитектуры достойные внимания, в их числе костёл Рождества Божьей Матери.

Костёл расположен на улице Ленинской, бывшей Великой, недалеко от Замковой горы, с которой он якобы был связан тайными подземными ходами.

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

Ниже простирается площадь, когда-то носившая название Рынок. На месте нынешнего костёла стоял ранее деревянный католический храм начала XV века, возведённый на средства виленского воеводы Войтеха Монивида. Храм был уничтожен пожаром. В 1824 году был построен каменный храм, в 1897 — капитально перестроен и имел очертания современного. В 1950 костёл закрыли и использовали как склад. Но уже в 1967 здание открыли и обновили.

Костёл Рождества Божьей Матери на сегодня представляет собой памятник архитектуры неороманского стиля. Крыша — двухскатная. Главный фасад здания украшает трёхъярусная башня-колокольня, завершённая шатром.

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

Техника кладки стен по-своему уникальна. Основная их часть сложена из массивных расколотых полевых камней. Стены костёла имеют мозаичную структуру за счёт того, что пространство между большими камнями заполнено разноцветными колотыми камешками. Части восточной и северной стен выполнены уже в другой технике — «разынкавай» («от «разынка» — изюм), при которой стены складывали из нерасколотых камней, заполняя пространство раствором. Такая стена имела вид узорчатого ковра.

Браславская Свято-Успенская церковь — памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля. Построена в 1897 году из кирпича. Состоит из основного кубообразного объема, пятигранной апсиды, трапезной и двухъярусной колокольни — притвора. Судя по инфе из инета в церкви находятся иконы XVIII–XIX веков, сами не видели, доказывать или опровергать не берусь. Прослушав службу (её окончание)в костеле и осмотрев его изнутри решили подняться на Замковую гору со стороны костела-косогор оказался крут с осыпающейся песчаной почвой, но разве-ж это русского туриста остановит, тем более, что цивилизованные прибалты тоже с усердием карабкались в гору (кстати с противоположной стороны на гору поднимается удобная асфальтированная дорожка-очень даже пологая). Несколько легенд связано с древним городищем. Одна из основных напечатана на информационном щите, расположенном посередине Замковой горы и рассказывает о том, как появилось название Браслава.

Некогда в замке жил князь Двин, его жена по имени Друйка и их любимая дочь Дрива.

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах
Она была очень гордой и своенравной, отвергала всех сватавшихся к ней женихов. В это время князь Двин уже стал задумываться, кому же он передаст свои владения, а дочь все никак не могла выбрать себе избранника.

К Дриве посватались сразу три молодых князя, три брата — Снуд, Брас и Нов. Они были настойчивыми, и Дрива пообещала отдать свое сердце тому, кто сможет доказать свое превосходство над соперниками.

Брас показал себя лучше других в испытаниях, и его братья решили отомстить ему — подло убить. Они подстерегли его поздней ночью и жестоко убили.

Однако Дрива согласна была выбрать только одного, самого достойного. Поэтому братьям решили сразиться друг с другом и оба погибли от смертельных ранений.

На рассвете стало известно, что Снуд и Нов убили не того. Они перепутали Браса с его слугой, который по неудачной случайности надел плащ хозяина.

Брас явился в замок к Дриве и обвинил ее в смерти своих братьев. Гордая княжна не выдержала таких слов и бросилась в воду с высокой башни.

Бедные родители не смогли пережить такое горе. Браса пригласили занять место бывшего властелина. Он долго и справедливо правил, но так и не нашел спутницу.

С течением времени вокруг замка выстроился город, который и назвали в его честь — Браславом. Сегодня рядом с Замковой горой находится озеро Дривяты и протекает речка Друйка.

Так же на 14-ти метровой горе находится композиция из нескольких деревянных персонажей славянской наружности,

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

трех(или четырех) беседок для отдыха, памятный знак в виде камня с табличкой,

повествующей о том, что отсюда начался Браслав, могила врача

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

(чем он был знаменит не упоминается, но великий и могучий Яндекс доводит до нашего сведения, что врач и меценат Станислав Нарбут построил на свои деньги первую общественную больницу в городе) и концертная площадка. Ну и конечно великолепные виды на близлежащие озера.

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

Осмотрев все достопримечательности Браслава мы направились в Слободку. По дороге в деревню Слободка расположен археологический памятник — городище Масковичи на него мы и заехали по пути, вернее подъехали к его подножью, а уже на верх поднялись на своих двоих, с высоты городища открывается вид на озера Неспиш и Недрово,

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

а вдалеке виднеются шпили Слободковского костела и озовая гряда. Поднявшись на холм на противоположной от городища стороне дороги, можно увидеть маленькое озерцо правильной круглой формы — местные краеведы называют его «Божьим оком».

В деревне Слободка можно посетить белокаменный костел, который виден с горы Маяк и городища Масковичи.

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

Костел Промысла Божьего, или Сердца Иисуса, был возведен в 1901–1903 годах. Расписан костел внутри шикарно, но фото пришлось делать просовывая фотоаппарат сквозь прутья закрытых внутренних ворот костела.

Следующим пунктом нашего осмотра в планах стояла гора «Маяк», виды с которой считаются классикой Браславского Национального парка. Для этого мы поехали назад в сторону Браслава, но недоезжая свернули направо

и объехав озера Неспишь,

Войсо, Болойсо и Струсто через 30–40 минут припарковались на стоянке у подножия горы. Гора Маяк — это самая известная и лучшая смотровая точка Браславских озёр.

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

Окрестности горы Маяк представляют собой комплекс камовых холмов площадью несколько десятков квадратных километров. Каждый холм имеет свое название: Белая гора, Лысая гора, Дедова печь, Каменная горушка, Пиликальная и др. Все вместе они представляют собой Кезиковские горы (по названию деревни Кезики, рядом с которой расположена гора Маяк), как называют их местные жители. Гора Маяк — самый высокий холм Кезиковских гор. Её высота относительно близлежащих озёр — 44,7 метров, а абсолютная высота над уровнем моря — 174 м. В начале 20 века на вершине холма была поставлена триангуляционная вышка (геодезический маяк). Именно поэтому гора и была прозвана местными жителями Маяк. Нужно отметить, что до этого она носила название Бизня. Сегодня на вершине горы установлена специальная смотровая площадка. И это неудивительно, так как с горы открываются завораживающие виды.

Так, на севере видна граница с Латвией, а перед ней — мачта ветряной электростанции и башни костелов деревни Плюсы. И совсем близко к горе — озеро Снуды в компании лесистых холмов. На востоке от горы Маяк изумительная мозаика из убегающих вдаль вершин Кезиковских гор и ложбин лесов.

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

А на юге вырисовываются очертания костела деревни Иказнь и Замковая гора в Браславе. На переднем плане — озеро Струсто с многочисленными островками.

На западе вдали виднеется костел деревни Слободка, а на переднем плане — лесистый полуостров Переволока в окружении полей, холмов и перелесков. На этом перешейке, кстати, есть удобные для купания места!

Осмотрев окрестности мы поехали готовиться к ночевке. Предварительно, еще дома промониторив погоду («Гисметео» грозилось днем +30С и солнечно, а ночью +12С и соответственно лунно и звездно) было принято решение переночевать на берегу озера Струсто на туристической стоянке в палатке с костерком и шашлычком, а при определенной удаче и с ухой на костре с дымком (ну и горячительного немного, все-таки +12 это не +21).

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

Была выбрана стоянка под названием «Окменица». Стоянка привлекла тем, что прямо на месте можно было приобрести дрова, что по приезду оказалось наглой ложью, пришлось поколесить в поиске оных еще около 1,5 часа, как бы это не казалось странным кругом леса, а дров нет, ну не рубить же деревья в Нац. парке.

Спасибо местным погранцам, на вопрос «Славяне, где дрова достать можно?» один из них кивнул стволом автомата на лесную дорогу и ответил «Через пару километров слева увидите хутор, там хозяин ими приторговывает» и через несколько минут за 10 BLR мы стали обладателями целого багажника отменных березовых дров и пары здоровенных пакетов с грушами и яблоками. Вернувшись к месту стоянки, как то вдруг обнаружилось, что до заката осталось буквально пара часов,

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

быстро собрав палатку и распалив костер, оставил жену на хозяйстве, а сам рванул к озеру с удочками, ухи хотелось, ну прямо очень….,

но рыба решила по другому, пришлось довольствоваться шашлыком, который вышел отменным, так что мы на местных карасей и плотву не в обиде. Вечер удался: луна, звезды, сосны, костер-давно на природе не отдыхали-ляпота!!!

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

Спалось великолепно на природе, а вот супруга, испугавшись возможного появления кабанчиков, следы жизнедеятельности которых периодически встречались, спала достаточно беспокойно. Утром около 6:00 АМ подскочил сделал чашечку кофе и рванул к удочкам,

но тщетно, клевала одна мелочь, которую пришлось отпускать, да мелковато, однако лодку было нужно брать. Пока я ловил и выпускал местную мелочевку мой Галченок выспался. В 10 часов позавтракали, чем бог послал, а бог в это утро послал…. ну и так далее по известному фильму(шутка). Собрали вещички, я искупался, впервые купался в средней полосе во 2 декаде сентября,

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

вода по ощущениям была около +18+20, почти как летом. В 11:30 выдвинулись в сторону селения Видзы, чтобы посмотреть самый высокий костел в Беларуси. По пути остановились в Опсе,

почтили своим присутствием местный костел Святого Иоанна Крестителя 1887 года постройки,

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

расположенный на высоком берегу с которого открывается живописный вид на озеро Опса,

так же мимоходом глянули на усадьбу Плятеров и двинули дальше. Следующая остановка была у живописного озера Секлы.

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

И пока я запечатлевал его виды, жена нарвала еще пару пакетов яблок (зачем ей столько) с яблонь у дороги, но по вкусу они оказались вполне себе не дикими, такое ощущение сложилось, что за ними ухаживают не хуже того хуторянина, который накануне угощал нас яблоками и грушами из своего сада.

После этой пары остановок мы добрались таки до костела в Видзах. Костел Рождества Девы Марии — 76 метров. У данного храма с одной стороны интересная, но если смотреть более масштабно, то самая стандартная судьба как и у остальных на Беларуси. Построен в 1914 году архитектором Матулевичем из Вильни.

Уикенд в Беларуси(и) на Браслаславских озерах

Во время Первой Мировой войны из-за своего высокого силуэта костел служил отличным артиллерийским ориентиром на местности, за что и получил достаточное количество снарядов в свои стены… Сейчас видны пробоины от снарядов еще тех времен. В 1950 году костел закрыли и советские власти отвели ему роль склада для льна, а затем просто спортзала местного училища. В 1989 году костел вновь заработал, а в 1994 году был освещен Казимиром Свёнтком.

Да костел по своему красив, но на нас особого впечатления не произвел, видимо потому, что почти его родной брат стоит в Смоленске и нам уже видимо примелькался. На этом план посещения Браславского озерного края мы посчитали выполненным и выдвинулись в сторону Смоленска….

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия