annaabrosimova
Анна Абросимова — была вчера 22:02
 – Командировок стало меньше, но времени не прибавилось! Простите, что многое пропускаю...

Любимые адреса или ода модерну. Часть 2

12 сентября 0:37 Москва — Россия Август 2016
55 31

В прошлый раз я прервалась на рассказе о доходном доме Г. Е. Бойдо, который называют Домом с сернами. Повторюсь, что это очень интересное здание в стиле модерн, построенное Н. И. Жериховым, находится по адресу ул. Остоженка, д. 20.

Итак…

Дом с сернами

Свое прозвище этот изящный доходный дом получил благодаря лепным фигурам серн фриза над третьим этажом. В принципе, лепными фигурами их назвать сложно. Зрителю они представляются карандашным рисунком, в этом есть легкость и какая-то недосказанность. Это как мираж или тайна, рассказанная шепотом.

4

Дом с сернами, мне лично, напоминает замок из сказки о спящей красавице. Ну чем вам не затерянное среди лесов и скал обиталище уснувшей принцессы? Здесь вам и дикие грациозные серны и подъемный мост, и стебли плюща или корни деревьев, обвивающие забытый замок.

1

Это здание хочется рассматривать в деталях и фантазировать, задумываясь над тем, что же хотел рассказать Жерихов, создавая фасад своего дома.

Буквально в трех шагах от Дома с сернами находятся два дома, построенные архитектором Л. Н. Кекушевым.

Удивительно как они отличаются от дома, созданного Жериховым.

1
6

Здание по адресу: ул. Остоженка, 19 Кекушев построил в 1902 г. как доходное предприятие, а через год, рядом с ним (Остоженка, 21) построил дом для себя и своей семьи.

Дом, где разбиваются сердца

Особняк Кекушева я называю «Дом, где разбиваются сердца». Ну, а как еще можно назвать дом, который задумывался как семейное гнездо, а семья в нем не сложилась, точнее распалась.

3

Но не только семейное счастье покинуло этот особняк. В 1917 году он лишился одной очень важной удетали. До революции фасад дома был украшен фигурой льва. Вот так это выглядело.

2

В какой конкретно момент пропал лев, и что с ним стало никому не известно. Возможно, когда на Остоженке шли бои, лев стал частью баррикады и был уничтожен. А может кто-то предприимчивый сумел его куда-то вывезти.

Но вернусь к обитателям дома. Как я уже говорила, семейная жизнь Кекушевых не задалась. Что стало причиной развода неизвестно, но Анна Кекушева была так рассержена на своего мужа, что после развода запретила в ее присутствии даже упоминать его имя. В итоге дети Кекушева так и не узнали, когда умер и где похоронен их отец.

Конец жизни Кекушева вообще покрыт мраком. Говорят, что последние годы он провел в клинике для душевнобольных. Могила архитектора Кекушева до сих пор не найдена.

1

От этого особняка стоит прогуляться до Мансуровского переулка, где находится еще один чудесный образец московского модерна.

Шахматный домик

Шахматным домиком я называю доходный дом П. В. Лоськова, построенный архитектором А. У. Зеленко в 1906 г.

2

Глядя на это здание, ни за что не подумаешь, что, но строилось как доходное предприятие. Если бы меня не просветил гид, я бы его приняла за особняк. К своему стыду, я никогда не обращала на него внимания и даже не знала о его существовании. Доходный дом П. В. Лоськова стал для меня настоящим открытием. Увидев его, я сразу придумала ему имя.

Ну, конечно же, это шахматный домик! Нет никаких сомнений!

6

В первозданном виде Шахматный домик был еще краше, его стены были отделаны «под шубу». которая несомненно, делала этот дом еще интереснее.

Первоначальная отделка создавала впечатление, что здание выкристаллизовывается из скалы. Думаю, эффект был потрясающий. Жаль, что домик лишился своей шубки.

2

На мой взгляд, модерн состоит из множества связанных между собой деталей и, утрачивая хоть что-то, теряет многое. Разрушается целостность, задуманная автором, а ведь единство во всем очень важно для модерна.

Как жаль, что во многих случаях мы можем только догадываться, как это было в момент создания.

Но не будем о грустном, и отправимся дальше, к последнему объекту нашей экскурсионной программы.

Этот дом стал для меня настоящим подарком. Во-первых, его создал мой любимый Шехтель, а во-вторых, об этом доме я ничего не знала.

Особняк А. И. Дерожинской

Начну издалека.

В далеком детстве я влюбилась в особняк Рябушинского, а когда я узнала, что его построил Ф. О. Шехтель, то влюбилась и в него тоже.

И вот, не побывай я на деньрожденьевской экскурсии, продолжала бы считать дом Рябушинского самым прекрасным на свете.

3

Вернусь к рассказу об экскурсии и расскажу немного о здании, которое потеснило в моем сердце особняк Рябушинского.

Речь пойдет о доме Дерожинской в Кропоткинском переулке.

Самое удивительное, что я здесь проходила и проезжала миллион раз, но этот дом каким-то волшебным образом ускользал от моего взгляда. Теперь остается только пребывать в недоумении от того, как это чудо могло не попасть в поле зрения.

Удивительный дом Александры Дерожинской поражает своим необычайно большим окном. Оно словно портал в другое измерение.

3

Это окно манит войти в дом и в тоже время настораживает. Согласитесь Шехтель — гениальный архитектор!

4

Искусствоведы ставят дом Дерожинской на второе место после особняка Рябушинского. А я, если честно, мечусь и не могу сказать, какой из них мне лично нравится больше.

При сходстве стиля эти два дома все же очень различны. Может их не стоит сравнивать, как не стоит сравнивать женщину с мужчиной. Кстати, пришедшая мне на ум ассоциация видно выстроилась из знания, что первым мужем Дерожинской был Павел Рябушинский, брат того Рябушинского, домом которого я не перестаю восхищаться.

2

Всего у Александры Дерожинской было три мужа, и со всеми она поддерживала хорошие отношения. Каждое воскресенье она со своими мужьями обедала и играла в бридж.

Необычная женщина и окно в ее доме ей под стать.

В завершении экскурсии, гид показала фотографии внутреннего убранства здания.

Вот как дом выглядит внутри.

3
2

Сейчас в особняке Дерожинской размещается Австралийское посольство, которое время от времени устраивает дни открытых дверей.

Буду надеяться, что мне повезет, и я обязательно здесь побываю и увижу все своими глазами.

В этом отчете использованы как собственные фотографии, так и фотографии, взятые из Интернета.

В Интернете я позаимствовала фотографии интерьеров особняка Дерожинской, фотографию особняка Рябушинского и фотографию первозданного облика дома Кекушева.

Частные гиды
в Москве

Бронирование отелей
в Москве

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

elenarossi
+1
12 сентября 10:58
Как жаль, что мы не встретились в Москве в тот мой прошлогодний приезд...
annaabrosimova
+1
12 сентября 22:50
Лена, спасибо! Я тоже очень сожалею, что не получилось познакомиться в реале! Надеюсь, ты скоро вновь приедешь в Москву и мы обязательно увидимся!
sovikont
+2
12 сентября 11:58
Какая чудесная архитектура и очень -очень радует , что многое осталось и находится в прекрасном состоянии.Спасибо за прекрасную прогулку ,Анечка! теперь надо заглянуть внутрь домов и посмотреть парадные , комнаты и убранство !!!
annaabrosimova
+1
12 сентября 22:56
Сонечка, спасибо! Рада, что понравилось! Очень многое сохранилось. Жаль только, что не в первозданном виде. Думаю, утраченные детали делали эти дома еще интереснее!
Очень хочу побывать в доме Дерожинской. Там многое сохранилось первозданного - созданного Шехтелем
sovikont
+1
12 сентября 23:04
Прекрасная идея,Анечка!! пусть все получится!
annaabrosimova
+1
12 сентября 23:33
Надо ловить теперь день открытых дверей Соня, спасибо за пожелание!!!
sovikont
+1
13 сентября 11:42
Dimitry
+1
12 сентября 13:22
Свое прозвище этот изящный доходный дом получил благодаря лепным фигурам серн фриза над третьим этажом.
А это точно серны? Кажись на рисунке просто какие-то козлы.
annaabrosimova
12 сентября 23:04
Я не биолог. Но знающие люди говорят, что это точно серны. Когда готовила материал, посмотрела фото серн, на мой взгляд, они ничем не отличаются от горных козлов. Впрочем, как я поняла, серны - один из их видов. Но ведь "серна" звучит гораздо красивее, чем "козел"
Dimitry
+1
12 сентября 23:31
annaabrosimova писала 12 сентября 23:04
"серна" звучит гораздо красивее, чем "козел"
Это просто маркетинг. Ведь если назвать "Дом с козлами", то жильцы могут обидится...
annaabrosimova
12 сентября 23:37
Dimitry писал 12 сентября 23:31
если назвать "Дом с козлами", то жильцы могут обидится
Это точно! А если вспомнить сколько они заплатили за каждый кв. м. то эту обиду они могут не пережить
Nomad
+1
12 сентября 14:35
Ну надо же, как здорово!! Ничего из этого не видел... Действительно, наш центр просто неиссякаем!
А про шахматный домик... я был бы готов поспорить, что это новодел.... Да и особняк Кекушева тоже...
annaabrosimova
12 сентября 23:21
Олег, спасибо! Рада, что понравилось! Сколько еще интересного осталось за кадром...
Шахматный домик и особняк Кекушева были новоделами больше 100 лет назад. Думаю, эффект реставрации создает иллюзию, что эти дома наши современники.
Nomad
+1
13 сентября 10:07
Да... эффект......
annaabrosimova
13 сентября 23:40
Гид сказала, что во многих случаях реставрация здорово попортила первозданный облик. Она сказала, что выбранные реставраторами цвета, отличные от первоначальных сильно смещают акценты и меняют восприятие. Думаю, она права. Как всегда, "черт прячется в деталях"
Nomad
+1
13 сентября 23:46
Да, вполне возможно, что так и есть.... Видимо, хотели как лучше, а получилось.....
annaabrosimova
14 сентября 0:33
Эх, надо рассказать об одном особняке Шехтеля... Все сдерживаюсь, т. к. фотки совсем жуть. Но особняк супер! И внутри! Вау!!! Может рискнуть?
Nomad
+1
14 сентября 9:59
Может туда еще сходить и переснять? А потом рассказать?
annaabrosimova
14 сентября 23:17
На 99,9% это, увы, переснять не возможно... во-первых он в глубинке - село Великое, во-вторых он выставлен на продажу (может уже продан), а сейчас там детский дом. Я внутрь чудом попала... Так что, переснять у меня точно не выйдет... Обидно, конечно...
Олег, считаешь не стоит о нем рассказывать, раз нормальных фоток нет?
Nomad
+1
14 сентября 23:22
Слушай, ну а почему нет тогда? Если про него ничего не написано, и если нет возможности сделать новые кадры - то что же в этом такого.... ))
annaabrosimova
14 сентября 23:53
Ок! Рискну! Об этом особняке на нашем сайте только один человек , из известных мне, писал - Эна. Но она внутрь не попала.
Вот что я сделаю. Напишу о нем, покажу свои убогие фотки и порыщу в Интернете, вдруг люди не с кривыми руками и глазами туда попали и поснимали...
Nomad
+1
14 сентября 23:53
Тоже вариант!! ))))
annaabrosimova
15 сентября 0:19
Отлично! Так и сделаю! спасибо тебе!
Nomad
+1
15 сентября 10:01
sonnenschein
+1
12 сентября 14:56
Каждый домик хорош по своему,но больше всего понравился шахматный
annaabrosimova
12 сентября 23:27
Леночка, спасибо! Домики все очень разные и каждый интересен по-своему. Шахматный домик настоящий замок из сказки.
happiness
+1
12 сентября 22:03
Каждый из домов наконец-то дождался,чтобы о нем написали ,благодаря тебе,Аня! Интересно было узнать их историю.
annaabrosimova
+1
12 сентября 23:31
Магдалина, спасибо большое! Рада, что получилось рассказать что-то интересное. Каждый дом заслуживает внимания, вот и захотелось мне сказать о каждом из них несколько слов.
Leolik
+1
13 сентября 6:54
Ох, все домики хороши. Но особняк Рябушинского все же превосходит их всех. Просто совершенство. Именно такой модерн, затейливый, но не перегруженный деталями, я просто обожаю! Спасибо, Анют, за прогулку!
annaabrosimova
+1
13 сентября 8:13
Леночка, спасибо большое! Шехтель прекрасный архитектор! Очень люблю особняк Рябушинского, а теперь еще и дом Дерожинской. Оба хороши
Nina_nina
+1
13 сентября 14:20
Такие особняки неизменно привлекают внимание своей оригинальностью, Спасибо за напоминание об их истории. Я часто ходила по тем улицам и переулкам - любовалась на них. В районе Остоженки, Пречистенки, Арбата много интересных зданий, летом многие скрываются за зеленью деревьев.. Жаль, что все они заняты посольствами. Я три года пыталась попасть хоть в какое-то, занятое посольством здание, но не удалось НИКУДА! Даже Департамент культуры не помог. Не повезло мне. Только в здание Мэрии нам дали "добро" и в Петровский дворец на день открытых дверей. Но времена меняются...Удачи Вам!!!
annaabrosimova
14 сентября 0:19
Нина, спасибо!
Nina_nina писала 13 сентября 14:20
В районе Остоженки, Пречистенки, Арбата много интересных зданий
Это точно! А еще есть Китай-город... а Замоскворечье... Ух!
Мы, после экскурсии, еще долго обсуждали, как же мало мы тратим время на родной город!
чтобы попасть в особняк Дерожинской надо как-то задружиться с Австралийским посольством... Может запланировать поездку в Австралию и тогда...
Nina_nina
+1
14 сентября 21:38
annaabrosimova писала 14 сентября 0:19
еще есть Китай-город... а Замоскворечье... Ух!
иностранные посольства заняли очень много симпатичных особняков по всему центру Москвы.И доступа в них нет. В Питере многие дворцы,особняки, занятые организациями, открываются для посещения (пусть и в составе экскурсионных групп), а в Москве с этим большие проблемы...столица все-таки.
Анна, а в каких особняках в Москве Вам удалось побывать?
annaabrosimova
14 сентября 23:37
Нина, на вскидку могу вспомнить только два. Первый - особняк Рябушинского, а второй - Васнецова. Да и то, спасибо родителям! Во взрослом возрасте вновь побывать в них не удосужилась... В Ночь музеев пробовала попасть во французское посольство, но, увы, не вышло... слишком большая очередь, а я их, с советских времен, ужасно не люблю... как вспомню, так страшно делается от бездарной потери времени и нервов.
Nina_nina
+1
15 сентября 0:44
annaabrosimova писала 14 сентября 23:37
особняк Рябушинского, а второй - Васнецова.
Очень интересные здания. Но это музеи - они открыты. Помню, что у Васнецова мне не разрешили фотографировать
annaabrosimova писала 14 сентября 23:37
слишком большая очередь, а я их, с советских времен, ужасно не люблю..
Да кто ж их любит? Я пыталась записаться по интернету, но не смогла - попадаю на "запись окончена"
annaabrosimova
15 сентября 0:57
Nina_nina писала 15 сентября 0:44
Я пыталась записаться по интернету, но не смогла - попадаю на "запись окончена"
О! Это признак, что есть другой ход
Nina_nina писала 15 сентября 0:44
у Васнецова мне не разрешили фотографировать
. Не знала, а чем они это объясняют? Может просто денег хотят? Я однажды с одной тетей в музее поговорила на эту тему, так полный бред услышала, ключевая фраза "не положено!"
Nina_nina
+1
15 сентября 17:03
Анна, я у Васнецова была лет 5-6 назад. Сейчас заглянула на их сайт. Фотографировать уже можно, но без вспышки...
annaabrosimova
15 сентября 23:05
Nina_nina писала 15 сентября 17:03
Фотографировать уже можно, но без вспышки...
Нина, это здорово! Надо будет туда обязательно заглянуть!
Nina_nina
+1
15 сентября 23:29
Vikus
+1
15 сентября 14:24
Аня, замечательное продолжение экскурсии. Очень понравились серны - легкостью изображения напомнили мне графику Нади Рушевой. Очень жаль утерянного льва - такой красавец, с ним особняк смотрелся симпатичнее. Шахматный домик напомнил мне особняк инженера Клодта в Самаре. Очень красивы особняки Рябушинского и Дерожинской, сразу видно, что и люди в них жили необычные.
annaabrosimova
+1
15 сентября 22:49
Вика, спасибо! Рада, что продолжение понравилось!
Vikus писала 15 сентября 14:24
Очень понравились серны - легкостью изображения напомнили мне графику Нади Рушевой.
вот не подумала, даже... а ведь действительно есть сходство!
Очень жаль, что льва не планируют воссоздать. Мне кажется, что со львом особняк Кекушева приобрел бы завершенность, а так интуитивно чувствуешь, что чего-то не хватает...
Я и про особняк инженера Клодта не подумала. Видимо виноват мой краткий визит в Самару. Полностью согласна, что оба здания похожи на сказочные замки. Бог даст, еще раз побываю в Самаре и увижу своими глазами особняк Клодта
Особняки Рябушинского и Дерожинской это мой любимый Шехтель. На мой взгляд, Шехтель - гениальный архитектор
Vikus
+1
16 сентября 7:23
annaabrosimova писала 15 сентября 22:49
Очень жаль, что льва не планируют воссоздать. Мне кажется, что со львом особняк Кекушева приобрел бы завершенность, а так интуитивно чувствуешь, что чего-то не хватает...

Бог даст, еще раз побываю в Самаре и увижу своими глазами особняк Клодта
Я надеюсь, побываешь. И обязательно напиши, если поедешь!
annaabrosimova писала 15 сентября 22:49
На мой взгляд, Шехтель - гениальный архитектор
Согласна!
larkis8
+1
17 сентября 18:39
Аня, прекрасное окончание экскурсии. Но там по-соседству есть еще несколько прекрасных домов в этом стиле. К сожалению у меня фото с телефона. Пожалуй, надо съездить и переснять, чтобы продолжить оду московскому модерну ? Тема уж больно хорошая, заставляющая задумываться о тех местах, где мы живем! Если узнаешь про дни открытых дверей- напиши , я с удовольствием составляю тебе компанию!!!
annaabrosimova
18 сентября 0:42
Лариса, спасибо! В Москве много домов в стиле модерн - смотреть не пересмотреть! Очень хочется посмотреть твою коллекцию московского модерна.
larkis8 писала 17 сентября 18:39
Если узнаешь про дни открытых дверей- напиши , я с удовольствием составляю тебе компанию!!!
Отлично!!! Будем на связи!
larkis8
+1
18 сентября 20:56
annaabrosimova писала 18 сентября 0:42
Очень хочется посмотреть твою коллекцию московского модерна.
у меня фото по двум моим прогулкам уже совсем запылились... Но сейчас пишу Канаду, а там СТОЛЬКО всего !!! Так что надо будет все переснять заново и потом сделаю как-нибудь ! Сегодня попробую написать про Октоберфест в Москве !!! Если понравится, то хочу всех Туристеров пригласить на этот праздник на следующий год ! Очень интересно и весело!!!
А на день открытых дверей постараюсь вырваться в любой день! Особенно давно хочу попасть во Французское посольство в этот чудо-терем!
annaabrosimova
18 сентября 22:42
Лариса, пиши быстрее про Канаду и переходи к московскому модерну Расскажи про Октоберфест в Москве, ни разу не участвовала...
О! Во Французское посольство я тоже очень хочу. Один раз сделала попытку на Ночь музеев, но очередь была такаяяяяяяяяя...
spatefillum
+1
21 сентября 14:05
Я, пожалуй выбрала бы домик Рябушинского) Хотя согласна - выбор очень сложный Да и не нужно, наверное, выбирать, лучше обоими восхищаться
Кстати, не меньше самих домов восхищают кованные изделия в этом стиле!
Спасибо, Аня, за очередную порцию удовольствия
annaabrosimova
+1
21 сентября 22:24
Люба, спасибо!!! Очень рада, что 2-я часть тебе понравилась!
Люба, у меня очень плохо получилось сфотографировать особняк Дерожинской. В реальности он куда как интереснее! Он мне напоминает, одновременно, театральную сцену - жизнь на показ, и, в тоже время,... отступ от красной линии улицы говорит мне, что за открытостью все же скрывается тайна. Я не эксперт, но этот дом заставляет задуматься... он как послание. Мне кажется, что Шехтель здесь действовал как скульптор. Этот особняк - образ владелицы и его к ней отношения к ней (судя по всему, очень противоречивого). Особняк Рябушинского, на мой взгляд, эстетней внешне, но проще по заложенной в него идеи. Здесь, скорее, наслаждение чистым искусством без привязки к конкретному человеку. В особняке Дерожинской, мне кажется, Шехтель воплотил старую истину: "от любви до ненависти всего один шаг". Ой, прости... что-то я увлеклась...
Ты абсолютно права, сказав
spatefillum писала 21 сентября 14:05
Да и не нужно, наверное, выбирать, лучше обоими восхищаться
А ковка! О! Спасибо, что выделила это! Кстати, в особняке Дерожинской огромное окно без кованных украшений, но с наличием ограды перед домом, создает объем. Как ты думаешь?
Ну, все умолкаю... прости за многословие (многобуквие)...
spatefillum
22 сентября 8:01
annaabrosimova писала 21 сентября 22:24
Ой, прости... что-то я увлеклась...
Анечка, это заметно, и это так здорово! Ведь рассказ увлеченного автора очень захватывает и призывает глубже проникнуть в тему.
annaabrosimova писала 21 сентября 22:24
Кстати, в особняке Дерожинской огромное окно без кованных украшений, но с наличием ограды перед домом, создает объем. Как ты думаешь?
Эффект балкона создает) Очень легкая и воздушная ограда получилась, просто удивительно!
annaabrosimova
22 сентября 23:00
spatefillum писала 22 сентября 8:01
Эффект балкона создает)
Точно!
marsada
+1
4 октября 9:45
И в этом рассказе не нашла знакомых пейзажей, надо же!!! Спасибо, Ань. Ты меня встряхнула прямо. Над он чаще гулять по городу пешком.
annaabrosimova
+1
4 октября 23:33
Маш, рада, что тебе понравилось! Я, от этой прогулки, получила огромное удовольствие! Тоже подумала, надо
marsada писала 4 октября 9:45
чаще гулять по городу пешком.
julykum
+1
14 октября 0:01
Как жаль дом Кекушева, который лишился льва! Этот чудесный лева был такой выразительной, яркой деталью!
annaabrosimova
+1
14 октября 2:05
Юля, спасибо!
Без льва дом кажется незавершенным... Жаль, что эту важную деталь не планируют восстановить...
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.