Kaimantop
Дмитрий Пользователь — был 26 ноября 21:06

Путешествие на автомобиле из Украины в Черногорию и Хорватию

География наших путешествий расширяется, места и страны в которых мы ещё не были, постепенно становятся всё дальше от дома, но до мест, где есть море, ещё можно доехать на машине. И в этот раз, следуя своей давней традиции — не посещать одни и те же места второй раз, мы отправились из Харькова в Хорватию и Черногорию, следуя по пути через Румынию, Сербию и совсем немного через Боснию. В этом рассказе будет мало информации о том «как же там красиво», или «сколько лет тому или иному храму». Этого в интернете очень много. Будет больше практической информации, с маршрутами, с картами, с ценами, в надежде, что кого-то это вдохновит и поможет при планировании своего путешествия. Все цены буду сам переводить в евро для удобства.

Украинцам по состоянию на 2016 год не нужна виза для посещения Черногории, Сербии, и Боснии. А вот на Румынию и Хорватию — нужна. Мы делали Болгарскую визу (и в Болгарию не заезжали). Дело в том, что виза одной из этих стран — Хорватия, Румыния, Болгария, Кипр даёт право посетить любую из этих стран. Делали Болгарскую, так как она самая простая в получении. Не нужны никакие документы, кроме загран паспорта, анкеты на одном листке, фотографии (на белом фоне) и свидетельств о рождении детей. Стоимость визы 35 евро (и только для взрослых от 18 лет), и 10 евро (чаще 20 евро) комиссия визового центра за всех, включая детей. Итого на нас четверых 110 евро. Делается быстро, 3–5 дней, плюс время на пересылку. Также нужна «зеленая карта» на авто (900 грн на месяц, торговались. Спросили у нас её всего один раз при въезде в Черногорию) и мы ещё купили медицинскую страховку на всех — 230 грн одна на 17 дней (прочитали на одном из сайтов, что нужно, хотя у нас её никто не спрашивал).

Вся поездка заняла 16 дней и относится к категории «Эконом» — бронировали самое дешевое жильё, старались искать бесплатные парковки, подешевле цены на АЗС, покупали акционные товары в супермаркетах, часть продуктов брали с собой, готовили кушать дома и т. д. В самом конце напишу сколько итого мы потратили. До этого, список стран, посещённых нами раньше, как у обычного начинающего путешественника: Крым, Турция, Египет, Болгария, Румыния, Грузия. Нас всего 7 человек, две семьи: нас 2 взрослых и двое мальчиков (13 и 7 лет), и у наших друзей 2 взрослых и мальчик 11 лет

2

Ехали соответственно на двух машинах. Всего получилось 5900 км, прошли 9 границ. Я проездил весь этот маршрут с тонировкой, только при прохождении границ опускал стекла, а в остальных случаях никому не было до неё никакого дела. Хотя может быть просто повезло.

Перед поездкой загрузил на телефоне в Google переводчик английский, хорватский, румынский и албанский языки для возможности перевода с русского (и обратно) без интернета. Пользовались навигатором iGo и MAPS.ME. В последний нужно загрузить карты местностей, которые планируется посетить. Удобен возможностью работы без интернета, быстродействием и ещё много чем. Если проложить маршрут из Харькова в Хорватию или даже в Черногорию в Google Maps, или в любом другом навигаторе, то путь будет проходить через Венгрию. Это самый быстрый и комфортный, но не самый короткий способ добраться. Но так как получение Венгерской визы сложнее (справки с работы, счета в банке и т. д.), мы поехали через Румынию и Сербию.

Наш путь проходил так: Харьков — Житомир — Бердичев — Уланов — Лесное — Летичев — Хмельницкий — Дунаевцы — Каменец-Подольский — Хотин — Черновцы — Сучава — Ватра Дорней — Бистрица — Деж — Клуж — Себеж — Тимишоара — Вршац — Белград — Поповача (Хорватия) — Сисак — Глина — Загорье — Слунь — Плитвица — Белополье — Обровац — Шибеник — Сплит — Супетар — Брач — Сумартин — Макарска — Мали Стон — Дубровник — Херцег Нови — Доброта — Котор — Цетине — Будва — Бечичи. И обратно — Будва — Скадарское озеро — Подгорица — Никшич — Жабляк — Плевля — Приполье — Ужице — Чачак — Смедерево — Панчево и дальше до Харькова как описано выше.

Пишу так подробно, потому, как я сам был бы рад найти подобный маршрут в интернете при планировании. Дело в том, что мы ездили двумя машинами, иногда терялись (т. е. ехали параллельными дорогами), иногда пытались сократить и не всегда это было лучше. Поэтому испытали несколько вариантов проезда. Тот маршрут, который описан выше, на мой взгляд самый оптимальный. Кстати, можно самостоятельно, используя функцию Google «Режим просмотра улиц» просмотреть практически любую трассу, дорогу, улицу, насколько она широкая, загружена ли серпантинами и т. д. Перед поездкой я так делал с некоторыми спорными участками.

Интересно, многие ли знают, что ваш телефон, если у вас смартфон и включена гео локация, записывает абсолютно каждое перемещение. И в Google можно посмотреть историю ваших передвижений за любой день. Вот с помощью этой функции я и восстановил наше передвижение.

Перед поездкой мы приобрели две рации (в каждую машину) в одном китайском магазине

Мгновенная и постоянная связь в любом месте. И ей плевать на роуминг. Я даже уже не представляю поездку без неё. Очень удобно: радиус действия 1–2 км, мгновенно можно обговорить куда поворачивать, где остановиться, обсудить дорожную обстановку да и ещё много всего.

Дорога от Харькова до Житомира просто отличная. От Житомира до Черновцов плохая, местами очень плохая. Но если поехать другим маршрутом — будет ещё хуже.

Граница Украина — Румыния в пункте пропуска Порубне (06.08.16). Не доезжая пару километров до границы есть АЗС WOG и ещё какая-то со всеми видами топлива, вкл газ, где все заправляются под завязку. Граница встретила нас очередью из около 80–100 автомобилей (когда ехали обратно 20.08.16 стояло 5–6 машин) . Водители, которые стояли уже первые возле шлагбаума говорили что стоят 4–5 часов. Водитель соседнего с нами авто сказал, что если мы едем на море, то можно без очереди. Мы естественно подумали что это такая местная шутка, но когда через пару минут к нам подошел пограничник и сказал тоже самое — поверили. С правой стороны мы за одну минуту объехали всю 5 часовую очередь. Но это естественно не всё. После шлагбаума опять очередь к нашим пограничникам, потом очередь к румынским. Наши взяли паспорта и тех паспорт на авто и через 5 минут вернули, и всё, багажник не открывали, ничего не спрашивали, мы никаких бумажек не заполняли. Румынские сделали также, только попросили открыть багажник. От туда начали вываливаться ласты, маски, матрасы…. Спросили сколько везем сигарет и спиртного. Сказали, что не курим, есть несколько бутылок вина и текилы. Проезжайте! В таможенных правилах было указано, что нельзя провозить молочку, консервы и т. д. У нас всё это было, и не мало, но на этой таможне и на остальных восьми никто вещи не досматривал. Итого эту границу мы прошли за 2 часа.

Румыния встретила хорошими дорогами, красной черепицей, красивыми домиками в цветах, абсолютно не понятным языком и бесконечными горными серпантинами. Стоимость топлива по всем этим 4 странам примерно одинаковая: бензин 1,05–1,15 евро, ДТ 0,9–1,1 евро, газ 0,55–0,6 евро. Но в Румынии нам показалось, что немного дешевле. Газом можно заправиться в среднем на каждой 4–5 АЗС. Цены в супермаркетах ощутимо выросли приблизительно в 2 раза от украинских.

ПДД старались соблюдать, свет днём, ремень. А вот скоростной режим частенько увеличивался на 20–30 км/ч больше допустимого (как у местных). 50 км/ч по бесконечным населенным пунктам там мало кто ездит. За всё время поездки видели 3, может 4 полиции с радаром. Но там так же как и у нас предупреждают морганием фар. Нет никаких постов, просто так никто не останавливает. Создавалось такое впечатление, что если даже мы незначительно нарушим ПДД и нас остановят, то скорее всего просто предупредят и отпустят (как не местных). Хотя может я ошибаюсь, с полицией нам не довелось пообщаться.

Для езды по Румынии обязательно необходимо приобрести «виньетку». Продаётся только на АЗС «Rompetrol, Petrom и OMV», а также можно купить через интернет. Стоит 3 евро на 7 дней, и 7 евро на месяц. Так же продается сразу на границе, но дороже. Нужно дать техпаспорт на авто продавцу и сказать на сколько дней. Нам не попадались на румынских АЗС сотрудники, которые хоть как-нибудь говорили бы по английски, поэтому придётся объяснять на пальцах. Затягивать с покупкой виньетки не советую. Обязательно проверить правильность номера авто на виньетке до каждого знака. Первая такая АЗС, где можно купить виньетку, попалась в Гура-Гуморулуй. Рассчитаться можно банковской карточкой. Вообще я старался везде рассчитываться картой. Это очень удобно. Не болит голова где поменять румынские леи или хорватские куны или сербские динары. Потом при выезде из страны не знаешь куда потратить оставшиеся. Причём если снимать с карты наличные местные деньги, то будет браться комиссия, если расплачиваться через терминал — комиссии нет. И курс конвертации хороший, как в Харьковских обменниках (на примере евро). Это всё возможно с Приватбанковской кредиткой, и не со своими деньгами на ней, а с кредитными. Про другие банки не скажу.

Граница Румыния — Сербия не далеко от Вршац, 07.08.2016. В очереди 7 машин. Взяли документы, через пару минут отдали, спросили куда едем и всё. Сербский пограничник, услышав, что едем в Хорватию, мне показалось немного расстроился, что не в Сербию… Румынскую и Сербскую границу прошли за 20–25 минут. Проехав 5–10 минут по Сербии сразу чувствуется более низкий уровень развития. Путь лежал через Белград. В центре сохранились здания после бомбёжек 99 года. На выезде из Белграда в сторону Загреба, в поселке Шимановцы началась платная дорога. Подъезжаете к шлагбауму, нажимаете кнопку не выходя из авто, выезжает чек, открывается шлагбаум и всё, едете дальше. Через 75 км опять шлагбаум, отдаёте чек, платите. Стоимость 3 евро. Можно картой.

Граница Сербия — Хорватия. 07.08.2016. Тут нас ждал сюрприз из порядка 1–1,5 километровой очереди в 350–450 машин в несколько рядов, в основном состоящая из последних новинок Парижского автосалона и жары в 35'. В очереди ни одной украинской машины и парочка русских. Украинские номера кстати пропали ещё в Румынии. Вообще за всё путешествие мы увидели 4–5 авто с украинскими номерами. И до десятка с российскими. Нет любителей путешествовать на авто, люди самолётами летают. Мы думали, что застрянем тут на долго, но очередь двигалась очень быстро. Взяли документы, посмотрели, проезжайте. 30 секунд!. Итого получилось 2 часа.

Дальше опять платная дорога. В Хорватии они дороже, чем в Сербии. Процедура такая-же: шлагбаум, кнопка, чек. 220 км стоит 14 евро. Платные дороги, кстати, можно объезжать. Мы доехали до съезда на поселок Поповача и повернули в сторону Плитвицких озер. Начинало темнеть, в поселке Гора нашли хорошее место возле леса, поставили палатки. Это уже третья ночь от дома, и сегодня мы будем спать не 1–2 часа и не в водительском сиденье. Но полностью отдохнуть не получилось — всю ночь лил дождь, палатка промокла. Утром дождь не перестал. Посещение Плитвицких озер стало под сомнение. Будет очень обидно, ведь мы в Хорватию поехали можно сказать из-за Плитвицы. Но в течении 30–40 минут дождь притих, а потом и вовсе закончился.

Кстати по поводу палаток в Хорватии. Как таковых «диких» палаточников я не видел. Если и есть палатки, то это обязательно официальный кемпинг. Просто так стать самому с палаткой наверное нельзя. Везде очень чисто, а дикие палатки подразумевают под собой мусор. А если вы ещё додумаетесь костер разжечь — вас наверное казнят прямо на месте. По крайней мере создаётся такое впечатление. Но мы всё-таки переночевали. Поставили когда уже темнело, вдали от глаз, и убрали рано утром, естественно не оставив после себя следов нашего прибывания.

Плитвицкие озёра. Наша первая достопримечательность. Кстати, подъезжая к ним, мы чуть не попутали место с похожим, которое находиться за 15–20 км до Плитвицких озер. Тоже водопады, стоянки, много машин. Правильный ориентир — нужно попасть к пешеходному мосту, который проходит над трассой. Насколько это красивое природное место писать не буду, скажу только, что этот цвет воды надолго останется в памяти. Поставить авто не на платной стоянке практически не реально, везде запрещающие знаки, но это того и не стоит, т. к. парковка не дорогая. 1 час — 1 евро. Перед шлагбаумом выдаётся талончик, после стоянки платите в окошке немного в стороне. Далее камера распознает ваши номера на авто, сверяет с оплатой и всё, вы свободны. Стоимость озер в июле — августе: взрослый 24 евро, дети 11 евро. Можно картой. В другое время дешевле. Вот их сайт: http://www.np-plitvicka-jezera.hr

1 / 5

Далее едем в Шибеник. По дороге справа, слева оливковые рощи с ещё не спелыми плодами. В этом городе у нас забронировано жильё. На 2 ночи. Апартаменты просто шикарные http://www.tourister.ru/go/647768 . Стоимость — 80 евро в сутки за семерых. Этот вариант и остальные искал с помощью Booking.com начиная ещё с весны. И все с возможностью бесплатной отмены бронирования. Приглянулся какой-нибудь вариант — забронировал, потом позже просматривая ещё варианты в этом же городе, если были лучше — бронировал, а от старого отказывался. Вот таким способом к августу насобирались очень не дорогие и очень не плохие варианты проживания. Для удобства в браузере можно сделать закладку со всеми нужными вам параметрами.

На следующее утро наконец-то едем первый раз знакомиться с Адриатическим морем.

В 10 км от Шибеника, на побережье есть «Соларис Кемпинг», туда мы и направились. Это официальный авто-кемпинг, причём довольно высокого уровня. Сайт http://www.campingsolaris.com. Можно сказать это эталон палаточных городков. Лучшего я не видел. В первую очередь поражает чистота.

1 / 5

Температура моря кажется 19–20'. И это в середине августа! Мы большие любители мидий и рапанов, но тут к сожалению нет ни того, ни другого. Поразила чистота воды.

При заходе в море нас ждал сюрприз в виде морских ежей.

Ранее это существо никогда не попадалось. А тут ими усеяно всё дно. Теперь понятно почему все так часто говорят и пишут про какую-то обувь для захода в море. Позже, через несколько дней, была и личная встреча с ежом. Иголки вытаскивались из пальца так же, как и обычная заноза. Вечером идем на экскурсию в Старый город. В каждом крупном городе есть свой «Старый город». Если честно, под конец они нам уже поднадоели. Дети шутили: куда угодно, только не в Старый город….

Утром уезжаем из Шибеника, жалко покидать квартиру. Удивило отношение хозяев: в доме всё новое, дорогая посуда, мебель, вся техника Bosch, и они говорят: — «Вы как будете уезжать, киньте ключи от дома в почтовый ящик»…

Едем в Сплит. Там на паромной переправе, вместе с автомобилями перемещаемся на остров Брач. Как же без этого. Хорватия славится бесчисленным количеством островов (1185) и мы не могли не попасть хотя бы на один из них. А почему именно на Брач? Потому что там есть вот такой пляж «Золотой Рог».

2

Как доехать до паромной переправы?: в MAPS.ME максимально приближаете морское побережье Сплита, видите порт с причалами, ставите там точку, нажимаете «СЮДА» и дальше едете по предложенному маршруту. Таким легким способом мы добирались абсолютно в любое не знакомое место.

Конечный пункт переправы на о. Брач в нашем случае был город Супетар. Вот сайт с ценами и расписанием движения паромов http://www.jadrolinija.hr . Сайт на хорватском, но если открыть его в Google Chrome, там есть удобная функция автоматического перевода на любой язык. Цена переправы в августе в одну сторону: Авто — 22 евро, взрослый — 4,5 евро, ребенок от 3–12 лет — 2,3 евро. Заплатить можно картой. На Супетар паромы отправляются с последнего причала. Рекомендую приезжать за 1 — 1,5 часа до отправления. Пока стоите в очереди, можно сходить купить билеты. Вот здесь

1

Также можно купить заранее через интернет. На один паром помещается 100 автомобилей. Это сам паром.

1

Время в пути — 1 час.

У меня были такие вопросы: как там жизнь на острове, есть ли там цивилизация, асфальтированные дороги, полиция, банки, супермаркеты, банкоматы, АЗС и т. д.??? Там есть всё!!! От Супетара до Бола 45 км через остров. И мы уже на пляже, фотографии которого последние пол года будоражили сознание. Но он естественно оказался немного не таким как на фото. Но совсем немного. Стоянки платные: были цены 10 евро в день, и видели 6 евро. Но как оказалось позже, есть и бесплатная, городская, находится напротив пляжа. Если смотреть на море — немного правей. Вот её ориентир.

Здесь мы планировали прожить 2 ночи. Жилья никакого у нас нет, думали найдем место под палатку, но не тут то было. Не принято это здесь. Но в округе много официальных кемпингов. Средняя цена в сутки в нашем случае (2 авто, 2 палатки, 4 взрослых, 3 детей) — 60 евро. В одном из кемпингов получилось поторговаться, сказали что «ви донт хэв э лот оф мани», можем предложить только 25 евро за ночь. Сошлись на 30-ти. На территории есть туалет, душ, кафе, вайфай, есть кухня, где можно готовить себе кушать, посуда, гриль, барбекю, печки, столики, музыка и т. д. Тихое хорошее место, нам понравилось здесь. Кемпинг называется «Zlatni Rat».

1 / 3

Кстати, можно самому выбрать любой кемпинг ещё из дома, просмотреть его фото, цены, отзывы. Для этого нужно открыть Google Maps, ну к примеру найти Хорватию, потом приблизить остров Брач, потом ещё приблизить поселок Бол, и на карте должны начать появляться надписи зелеными буквами «Camping» такой-то…. Нажимаете на понравившийся, во многих есть сайт, где можно узнать цену и забронировать место. Это самый простой способ найти авто-кемпинги в любом месте, куда вы хотите поехать.

Сам по себе пляж «Zlatni Rat» мелко галечный, приятный, чистый, с кристальной водой.

1

В пик сезона не переполнен, можно легко найти себе место. Это фото сделано в 2 часа дня

1

1

Это рано утром

2

Если смотреть на море с пляжа, с левой стороны вся бурная жизнь: рестораны, бары, дискотеки, магазины. Справа нудистский пляж, причём официальный, со знаками, которые запрещают проход на пляж в плавках и купальниках, а также с фотоаппаратом. Если пройтись по близлежащему поселку можно без труда нарвать ящик инжира.

Мидий на этом пляже мы также не нашли. Нет даже зародышей.

1 / 3
 

Но вот пришло время уезжать из этого сказочно красивого места. Так как дальше мы едем в сторону Дубровника, нет смысла ехать обратно в Супетар. Можно поехать в Сумартин и оттуда на пароме в Макарска. Экономится время и 100 км дороги. Стоимость парома такая же. Из Сумартина в Макарска паром ходит всего пару раз в день и вмещает в себя только 25 авто.

Поэтому рекомендуется приезжать хотя бы за 2 часа до отправления. Мы приехали за 2 и были пятые, а за 1 час 20 минут в очереди уже было 28 авто. И это относится к первому утреннему рейсу, как в остальных — не знаю.

Это Макарска

1

Паром прибывает прямо в центр, на перекресток!

1

Переправившись, едем в сторону Дубровника, по дороге пересекаем границу с Боснией, и через 15 км возвращаемся обратно в Хорватию. Граница проходится очень быстро, смотрят паспорта и всё. По дороге наслаждаемся такими видами

2

Так получилось, что мы никогда не пробовали устриц. Ещё дома читали про район Мали Стон. Тут вдоль берега километрами тянутся устричные фермы.

1

И мы естественно заехали на одну из них. Вот ориентир: не доезжая 1–2 км до знака «Мали Стон» ищите вот такой съезд с дороги. Фото сделано с обратной стороны, т. е. если ехать из Мали Стона обратно к трассе, к Затон Доли.

Здесь парень продал нам 7 кг мидий за 10 евро, и 16 довольно крупных устриц также за 10 евро, достав их прямо из моря. В среднем в других местах 1 устрица такого размера стоит 2 евро. Мидии можно было возить с собой несколько часов, а вот устрицы необходимо съесть немедленно, пока они живые. Я, как дикий человек, был немного удивлен, что устрицы не надо готовить, а просто открыть, покапать лимоном и съесть живую. После того, как мы намучились открывая первую устрицу, попросили продавца открыть все остальные. Ну что сказать, этот новый продукт пришелся половине нашей компании очень даже по душе. Но мало….

1

Уезжаем отсюда, уже обед, спешим, ещё нужно походить по Дубровнику, переехать в Черногорию и попасть в Котор, где нас ждет ужин и кровать.

Дубровник — смотреть его весь не было времени, что очень жаль.

2

Это городской пляж возле входа в СГ.

Не было даже времени хорошенько походить по Старому Городу. Всего-то 1,5–2 часа. Чего только стоит натертая до блеска плитка!

1

То, что здесь частично снимали «Игры Престолов» знают уже наверное и маленькие дети. Стать на стоянку возле Старого города очень проблематично и дорого. Нет мест под две машины, хотя чему удивляться — середина августа. Стоимость стоянки в 500 метрах — 6 евро в час. Штраф 115 евро. Стоянки разбиты по секторам, чем ближе, тем дороже. Остановиться бесплатно в каком-нибудь карманчике не реально, везде запрещающие знаки. Но мы случайно, подыскивая себе место парковки, нашли где можно бесплатно поставить машину — https://goo.gl/maps/QdKxf2vMv8r . Это в 900 метрах от входа в Старый Город. Длинная улица с односторонним движением без знаков.

Граница Хорватия — Черногория. 12.08.2016. Границу прошли за пять минут. Предъявляли паспорта и на Черногорской первый раз попросили «зеленую карту». Сказали «Украина нэма проблэма, проежайтэ».

Черногория. Сразу заметен немного хуже асфальт, не четкая разметка, не так чисто, не такие аккуратные и ухоженные дома. Немного выросла стоимость топлива. В супермаркете заметно подорожали цены. Если в Хорватии продукты в среднем в 2 раза дороже от Украины, то здесь примерно в 2,5. А мы почему-то думали, что здесь будет всё дешевле. Официальная валюта — евро. Добрались до Котора, когда уже почти стемнело, по дороге насладившись проездом по побережью почти всей Боко-Которской бухты. Сам Котор это портовый город. Необычность его расположения трудно описать, лучше посмотреть на фото.

В порт время от времени заходят круизные лайнеры. Расписание: http://www.cruisetips.ru/ports/kotor/timetable .

Подыскивая ранее жильё здесь, основное требование было вид из окна, хотелось, чтобы проснувшись утром, не подымая головы от подушки можно было увидеть 15-ти этажный лайнер, проходящий мимо твоих окон. Ну… примерно так и было http://www.tourister.ru/go/960648

1 / 4
 

Считаю Котор обязательным местом для посещения в Черногории. Но на море здесь рассчитывать не стоит. Тут практически нет пляжей, только причалы и пирсы.

Хотя нашим детям это очень нравилось. Наконец-то мы нашли мидии. Их можно рвать даже не ныряя, за пол часа 4–6 кг. Вот такие камни можно поднять со дна.

Это на завтрак, обед и ужин

Но это относится к левой стороне, там где поселок Muo, мы жили именно там. Вот некоторые особенности Котора: в море нет ежей (не попадались), на левой стороне солнце заходит на 1 час раньше, чем на правой, на левой стороне проще с бесплатной стоянкой, можно прямо вдоль дороги, а в целом в Которе проще с этим, чем в любом другом городе где мы были. Авто в основном из Германии, Хорватии и местные. Наших и русских номеров также нет. Русскоговорящих очень мало, но уже больше, чем в Хорватии. Не так чисто, как в Хорватии. Есть бесплатный вайфай у входа в Старый Город. Левая сторона это тишина, спокойствие, а правая — шум, кафешки, бары, магазины, рестораны прямо на берегу, музыка и т. д. В целом правая сторона (р-он порта) красивее: плитка, освещение, чистота. В Которе в пик сезона практически нет пробок. Дорога узкая. Левая сторона уже, правая чуть шире, но в основном вот так.

На платных стоянках цена 0,6 евро час, 10 евро сутки. Вот координаты бесплатной https://goo.gl/maps/qvgy2oyBkDG2 , до Старого города 3–5 минут пешком и она практически пустая.

Есть ещё одна Черногорская особенность: каждый самостоятельный отдыхающий должен зарегистрироваться в течении 24 часов после въезда в страну и заплатить городской налог (0,8 евро в сутки взрослый и 0,4 евро детский + комиссия). Иногда этот налог платят хозяева апартаментов, в которых вы живете. Но в любом случае вам нужно какое-либо подтверждение того, что вы заплатили. При выезде, на границе вашу оплату проверят по компьютеру. В случае отсутствия — штраф 60 евро с каждого. Это всё я прочитал на турфорумах. Мы платили этот налог сами, у нас были квитанции, но на границе у нас никто ничего не спрашивал. Всегда ли так — не известно… В Которе пункт оплаты находится в Старом Городе, перед входом есть справочная, там подскажут где именно. Можно почитать правила

Кстати, есть место, где можно остановиться с палаткой https://goo.gl/maps/pUQwh3VHTyn . Это в паре км от центра, прямо возле моря.

Ходили на крепость Св. Иоанна. Вход 3 евро. Маршрут начинается из Старого Города. Наверху навигатор показал высоту 298 метров. Поднимались мы на самый верх 35 минут. Нужна удобная обувь. Вот такая красота нас ждала там.

Уезжаем из Котора, едем в Будву. Это последний населенный пункт. Можно поехать по прямой дороге через тоннель, а можно поехать по длинной, закрученной через поселок Цетине. Наверху есть смотровая площадка. Этот вид в моём рейтинге сразу переместился на первое место. Ничего красивей я в своей жизни пока не видел. Жаль только что фотоаппарат не широкоформатный и не получилось эти две фотографии сделать одной.

1

1

В Цетине хотели найти знаменитого кузнеца, но…., как не старались, спрашивали, в общем не нашли. При выезде из Цетине в сторону Будвы есть очень много площадок по продаже б/у автомобилей.

Будва. Вот она, Будванская ривьера.

1

Чем-то напоминает Ялту. Кажется, что русскоговорящих 95%, а может так и есть. Мы здесь целых 6 ночей! http://www.tourister.ru/go/08bedb

Городской налог здесь мы платили в отделении почты, недалеко от входа в Старый Город. В один из дней съездили на Скадарское озеро — не понравилось, хотя это может мы уже разбаловались от всего увиденного.

Также ездили обратно в Котор за мидиями и инжиром. Сходили один раз в ресторан. Всё остальное время занялись посещением местных пляжей. Все пляжи бесплатные. 70–80% территории занято платными лежаками, зонтиками.

Славянский пляж — обычный городской пляж, тянется вдоль всей набережной.

Пляж Могрен. Находится правее от Старого Города, если смотреть на море. Советую туда попасть. Пляж очень понравился. Чисто. Сильно отличается от многих других в лучшую сторону. Есть камни, с которых можно попрыгать, дети были счастливы.

1 / 2

Пляж Яз. Находится в 10 км от Будвы. Обычный пляж. Правая сторона песок, левая галька. На прилегающей территории допускается установка палаток, хотя их там практически не было. Пляж бесплатный, если с палатками и машинами, то 28 евро в сутки в нашем случае.

1 / 2
 

Справа можно порыбачить в заливчике

Пляж Бечичи. Такой же как Яз и Славянский. Обычный.

1 / 2
 

Особенность — здесь место посадки парашютистов. Место отправления — вон там, видите, самый верх горы.

Высота примерно 1000 метров. Стоимость 60 евро. Полет с инструктором, по времени 15–20 минут.

Пляж Святой Стефан.

Это пожалуй лучший пляж за всё наше путешествие. Понравился всем.

1 / 2
 

Для любителей поплавать с маской: обязательно обплывите остров Св Стефан с обратной стороны, там открывается невероятно красивый подводный вид. Очень чисто. Если смотреть на остров, то с левой стороны будет бесплатный пляж, а с правой платный, 80 или 90 евро. Там купается 3–5 человек. На этом примере очень хорошо показано соотношение бедных и богатых. Очень советую не приехать на машине прямо к пляжу, а поставить авто здесь https://goo.gl/maps/nwithcWdxr12 , а дальше пройти пешком 1 км по красивейшей аллее с такими же видами.

1 / 4

В Будве прямо на набережной в 100 метрах от Старого города с 16:30 до 20:00 выезжает небольшой рыбный рынок. Советую посетить. Рыбу выгружают прямо из только что вернувшегося из промысла рыбацкого кораблика. Не знаю, это ход такой маркетинговый или на самом деле рыба только с моря. В любом случае первые пол часа рыба просто улетает. Никто даже не спрашивает сколько она стоит.

Визитная карточка Черногории: ПРШУТ. Подсели мы на него хорошенько…. Стоит 12–15 евро кг.

Всё, пора уезжать. Очень многое не успели посмотреть из-за ограниченного времени. Последняя наша достопримечательность это мост Джурджевича за поселком Жабляк. Это второй по глубине каньон в мире. Пишут, что воду из речки можно пить без дополнительного очищения. Через каньон можно прокатиться на мини канатной дороге (10 евро).

1 / 3
 

Граница Черногория — Сербия. 19.08.2016. Черногорские пограничники даже не останавливали машины. Сербская — 30 минут. В очереди 30–35 авто. Процедура обычная, паспорта, багажник.

От Будвы до Чачак бесконечные сплошные серпантины, дорога то поднимается на 1480 метров над уровнем моря, то опускается на 300, то поднимается на 1250, то опускается на 420. И так 450 км. Средняя скорость 45–50 км/ч. Потом 200–300 км передышки по прямой и опять тоже самое.

Граница Сербия — Румыния. 1 минута и 5 минут. Паспорта. Очень быстро.

Граница Румыния — Украина. На Румынской 20 авто (1 час, паспорта, багажник), и на Украинской 1 час.

Расходы на эту поездку (это только на одну семью, + за Плитвицкие озера мы не платили)

  • Визы — 110 евро
  • Жильё — 402 евро
  • Топливо — 240 евро
  • Страховки (зеленая и мед) — 64 евро
  • Паром в две стороны — 72 евро
  • Городской налог — 26 евро
  • Сувениры — 30 евро
  • Всё остальное — 416
  • ИТОГО 1360 евро.

Комментарии

Maksim_Starostin
4 сентября 13:48
А вот мы 10 лет назад случайно попали на дорогу из Цетине в Котор. Так была такая дымка, что на этой смотровой площадке увидели только вот это. Был вид и со второй площадки, но еще хуже, он остался в черновиках и пропал вместе со всеми необработанными исходниками.

Крепость Иоанна тогда стоила всего 1 евро бабушке, через чью калитку проходила дорожка.
gleb2006
4 сентября 21:48
спасибо за рассказ , я сам тоже из Харькова , собираюсь в следующем году поехать в Хорватию на машине
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.