aprel2011
Ирина Порунова Пользователь — была вчера 19:55

«Медвежьи игрища» ОБИтателей Югры

22 17

Удивительно, но на ведущем туристическом сайте страны до сих пор очень мало материалов, их буквально можно пересчитать по пальцам, посвящённых Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре. А между тем Югра обладает уникальными природными и культурно-историческими ресурсами, которые могут быть интересны с туристической точки зрения.

6
Таёжное озеро.

К сожалению, большинству россиян мало известно о Югре, ещё меньше тех, кто побывал у нас. Поэтому в этом материале я продолжу взятую на себя добровольно миссию и расскажу о Югре — своей Родине.

Для полноты картины можно прочитать рассказ «Югра — мой дом…» в моём блоге http://aprel2011.tourister.ru/blog/8497 и посмотреть фотоальбом «Югра — мой дом. Красота в близком и родном» http://aprel2011.tourister.ru/photoalbum/28485.

Сегодня я расскажу о коренных жителях Югры — народах ханты и манси, а точнее о традиционном празднике аборигенов «Медвежьи игрища», на котором мне удалось побывать в конце августа 2016 года.

Но сначала несколько слов о самих хантах и манси. Ханты и манси — два удивительных родственных народа, по сей день ведущие традиционный образ жизни. Ханты и манси называются обскими уграми. Угры — это обобщенное название, присвоенное родственным по языку народам. Помимо уже упомянутых ханты и манси к этой группе относятся и венгры. Различаются угры обские (ханты и манси) и дунайские (венгры). Как легко догадаться «обские» и «дунайские» по названиям рек Обь и Дунай, у которых проживали народы. Само название «ханты» означает «люди», а «манси» — «человек».

1
Участники "Медвежьих игрищ" прибывают...

На территории Югры в настоящее время расположено 72 стойбища, где люди, как и 300 лет назад, живут в юртах, занимаются охотой, оленеводством, рыбалкой, сбором дикоросов. Однако, время вносит свои коррективы в быт хантов и манси. И сейчас они ездят на вездеходах, летом на лов рыбы отправляются на моторных лодках.

По своей натуре ханты и манси — народ очень добродушный и приветливый, гостеприимный и дружелюбный. Но вот внешние проявления эмоций: любовь, привязанность, ненависть — в среде обских угров не приветствуются.

Каковы бы ни были чувства супругов, они обязаны были совместно вести хозяйство и растить детей, заботиться друг о друге. Поскольку в суровых условиях Севера любая оплошность могла стоить жизни не только человеку, но и всей семье. Поэтому разводы у хантов и манси были крайне редки.

6

Интересный обычай «избегания» тоже не позволял разгораться внутрисемейным конфликтам. У хантов и манси замужние женщины и женатые мужчины «избегают» определённых родственников: женщины не показывают руки и закрывают лицо и волосы платком от старших родственников мужа, невестка — от свекра и деверя, тёща — от зятя, не обращаются к ним напрямую, а лишь через других лиц. В свою очередь зять должен избегать общения с тёщей, а при встрече с ней обязательно надевает шапку, пряча под ней лицо. Между собой супруги также очень мало разговаривают, так как их обязанности строго распределены, и они научаются понимать друг друга без слов. Например, за несколько дней муж может сказать жене только одну фразу: «Ухожу на охоту на два дня». А дальше она сама знает, сколько и чего надо собрать ему в дорогу, лишние слова здесь ни к чему. Многие, кому удавалось погостить на стойбище в течение некоторого времени, потом рассказывали, что видя общение, а вернее не общение между супругами, считали, что они в ссоре…

2
Такой платок - самое то для обычая "избегания"...
3
Коренная жительница Югры.

Чтобы побывать на «Медвежьих игрищах» мне даже не пришлось уезжать далеко от дома. В 42 километрах от Мегиона находится стойбище, которые сейчас является музеем, вот там и проводилось сиё действо.

3
Идол у входа на стойбище.
2
Рыбный дом на стойбище.
3
Дом - "оленья дымокурка". В тайге злейших враг оленей - оводы и другой гнус. Оводы прокусывают кожу оленей и откладывают под ней свои личинки, которые развиваясь питаются кровью оленя. Олени испытывают мучительную боль и беспокойство, могут даже погибнуть. Поэтому ханты строили "дома-дымокурки", в которых разводили огонь с большим дымом. Олени по одному заходили в дом и очищались дымом от гнуса. Взрослых оленей даже не надо было туда загонять силой, настолько они понимали, что получат облегчение. Так ханты заботились о своих оленях.

Медвежий праздник или Медвежьи игрища празднуются у всех обских угров. Образ медведя имеет огромное значение в культуре ханты и манси. Согласно мифологии, у Торума, главного бога, было семь сыновей. Один из них — медведь. Торум направил медведя жить рядом с людьми. Раз люди живут в лесу, то и он должен жить в лесу. Медведь также, как человек, ловит рыбу, охотится, собирает ягоды. Когда человек умирает, его кладут в гроб с отверстием и закапывают в землю. Медведь также, как умерший, зимой живёт в берлоге под землей…

Помните сказку «Три медведя» о девочке, попавшей в медвежью избушку, отобедавшей из миски медведя и даже заснувшей на его постели? Так вот — это ничто иное, как вариация древнего мифа, объяснявшего славянским и сибирским племенам происхождение людей. Один из вариантов мифа повествует о том, что женщина зачала с медведем и родила на свет медвежонка, которого убил его человеческий брат, родившийся у той женщины, но от отца-человека. И вот, умирая, медведь учит людей, как правильно его хоронить… У хантов медведица забеременела оттого, что съела волшебное растение, а потом родила одновременно двух медвежат и человеческую девочку. Однажды она сказала подросшей дочери: «Завтра придут люди и убьют меня, твоего брата и сестру, а тебя заберут с собой. Когда люди будут варить мое мясо, ты, смотри, не ешь, а к ночи приходи к заднему углу дома». Так оно и случилось. В условленном месте девочка встретила дух матери-медведицы, который учил ее три дня и три ночи, как надо поступать с мясом и костями убитых медведей и, в целом, как подобает людям вести себя, понимая, что есть жизнь и что есть смерть.

В общем, основная цель праздника примирить медведя и добывших его людей, а также достойно проводить душу медведя на небо и добиться его возрождения.

Когда медведя убивают, то говорят, что он сам желает этого, поэтому идёт на выстрел человека. С убитого медведя не сдирают шкуру, а «раздевают» медведя. В один из дней праздника, когда хантам и манси было дозволено отведать мяса медведя, люди, сидя за столом, подражали крикам ворона. Эта предосторожность нужна была для того, чтобы у медведя создалось впечатление, что это не люди едят его, а птицы…

Праздник может длиться 4–5 дней, в зависимости от пола убитого медведя. Медвежьи игрища состоят из траурных, комических и бытовых песен, мужских и женских танцев, молитв, разыгрывания сценок, гаданий, жертвоприношений. В некоторых общинах Медвежьи игрища проходят круглосуточно, а в некоторых — делаются перерывы, в этом случае медведю поют колыбельные и пробуждающие песни. Все исполняемые песни во время праздника фиксируются на учётной палочке, на которой делаются зарубки. Говорят, что археологами были найдены палочки, на которых было более четырёхсот зарубок… Сейчас, конечно, аборигены помнят их гораздо меньше.

4
Один из главных участников "Медвежьих игрищ" - казымский хант. Мне одной кажется, что он очень поход на североамериканского индейца.
2
Одна из песен "Медвежьих игрищ", доступная для непосвящённых, то есть для нас. Кстати, длилась эта песня минут 30-40...

Обязательный атрибут Медвежьих игрищ — берестяные маски с длинным носом, которые могут изготовить непосредственно перед праздником…

1
Мужчины изготавливают берестяные маски для проведения обряда.
2
Мужчины изготавливают берестяные маски.

В них актёры разыгрывают сценки, описывающие весёлые проделки ленивого, дурака или труса на охоте, рыбалке или в быту.

2
Берестяные маски в действии. Одна из сценок про незадачливых рыбаков...
4
А эта сценка тоже была разыграна на хантыйском языке. Сначала я подумала, глядя на одну из участниц, что это рассказ о беременной женщине... А когда сказку перевели на русский язык, оказалось, что это клюква, которая так смеялась, что лопнула)))

Наиболее сакральная часть праздника, включающая песни-молитвы обращённые к божествам высшего ранга и священная песня, непосредственно отправляющая душу медведя на небо и дающая ему советы, какой дорогой идти, и песня души уносящегося зверя, ни в коем случае не проводятся на глазах у не посвящённых. А значит мы, присутствующие на празднике гости, смогли увидеть ровно столько сколько нам позволили… Ритуальную голову медведя мне также не удалось увидеть, так как она находилась в священном доме, поэтому воспользуюсь в своём рассказе фотографией из интернета…

2
Вот так выглядит ритуальная голова медведя. Фото из Интернета.
Фото из Интернета.

В общем, я очень рада, что мне удалось побывать на этом празднике, который для меня скорее стал не «медвежьими», а «около медвежьими» игрищами. Тем не менее, я надышалась чистейшим таёжным воздухом, полюбовалась красотой сибирского озера, пообщалась с коренными жителями.

3
Тёмная вода таёжного озера.
6
Таёжное озеро.

Спасибо тебе день за то, что ты был!

5
Завяжу ленточку на священной берёзе, чтобы вернуться сюда ещё...
2
Спасибо тебе, день, за то, что ты был! Вид из моего окна.

Фотоальбомы к рассказу

Комментарии

spatefillum
+1
29 августа 11:38
Ира, просто невероятно, как интересно! И сам праздник, но особенно описание обычаев и обычной жизни ханты и манси
оказалось, что это клюква, которая так смеялась, что лопнула)))
непросто было бы догадаться)
Запись с ответом была удалена.
aprel2011
+1
29 августа 14:50
Я очень рада, если мне удалось заинтересовать читателей традициями и обычаями хантов. Кстати, именно после Вашего материала про Сорочинскую ярмарку, который меня просто поразил, я поняла, что людям могут быть интересны не только рассказы о наших далеко заграничных путешествиях, но и о таких близких событийных мероприятиях))) Интересное - оно рядом
spatefillum
29 августа 14:55
Ира, можем перейти на "ты", если Вы не против
aprel2011
29 августа 15:03
Конечно, с большим удовольствием!
aprel2011
+1
29 августа 14:51
spatefillum писала 29 августа 11:38
непросто было бы догадаться)


Сама была в шоке
TRenv
29 августа 19:42
Мне одной кажется, что он очень поход на североамериканского индейца.

Вот и не понятна языковая связь с венграми, внешние типажи совсем разные.
Мне немного грустно читать про быт таких древних народов от того, что все замерло на уровне легенд о медведях и рыбных домов. В Алтае такое же чувство. А может миссия такая - хранителей природы. Не понятно.
aprel2011
+1
29 августа 19:58
Внешне, конечно, эти народы (ханты и венгры) разные, но надо учитывать, что и разделение их произошло очень давно. Учёные считают, что в начале IX века часть угров с Западно-Сибирской равнины двинулись сначала на запад за Волгу, а после столетнего скитания и бесконечных войн в начале X века вторглись в долину среднего Дуная, где и было образовано Венгерское королевство... Это была одна из ветвей Великого переселения народов... Сейчас эти народы считаются родственными именно по лингвистическим признакам. Хорошее слово Вы подобрали "миссия", я тоже думаю, что в современном мире им ничего не остаётся, как бережно сохранять, то что ещё не совсем забыто. Забудут язык, исчезнет и вся культура. А носители языка, в основном, в преклонном возрасте...
KonstantinPavlov
+1
30 августа 22:35
Очень интересно! Люблю этнографические музеи и праздники!
ValeriyaE
+1
1 сентября 0:01
ооооооооочень интересно! спасибо!!!
aprel2011
1 сентября 4:22
Спасибо за комментарий)))
Svet-lanka
+1
2 сентября 21:49
А я была в ваших краях, и даже жила. Ханты и манси - очень интересные народы. Спасибо, что рассказали. Такая разнообразная наша страна!
aprel2011
+1
3 сентября 7:28
Как я рада услышать отклик от человека, который знает Югру! Спасибо за комментарий!
Svet-lanka писала 2 сентября 21:49
Такая разнообразная наша страна!

В этом вся прелесть!
Svet-lanka
+1
4 сентября 1:35
Жила в Нижневартовске немного, и в Сургуте бывала
aprel2011
+1
4 сентября 6:56
Я живу 30 километрах от Нижневартовска, в Мегионе, а в Сургуте училась и с будущим мужем там познакомилась)))
Svet-lanka
+1
15 сентября 23:39
Мир тесен
IrinaAnanyeva
+1
23 сентября 13:06
Ириша, можно тоже на Ты к Вам обращаться? мне знаком немного ваш край. Моя практика проходила в Салехарде и Лабытнанги. Видела я северных оленей, весь день и ночь были светлыми. Практика на космических системах передачи - станция "Москва" и станция "Орбита". Три месяца там была, мне понравлось,только мошка заела немного. Жила в вагончике в Лабытнанги. Сначала самолетом из Куйбышева через Тюмень, Ханты Мансийск, затем Салехард и конечная точка Лабытнанги. Хорошо все запомнилось. Трудно жить у вас, погода совсем не балует. Рассказ понравился, такой самобытный,редкий.
aprel2011
+1
23 сентября 16:55
Спасибо за комментарий! Действительно, мошки и комары, белые ночи, а потом "тёмные" дни - наши напасти, к которым трудно привыкнуть. Климат в последние годы стал более мягкий, например, запредельные зимние температуры в минус 53-56 градусов последний раз были 10 лет назад. Интересная у вас северная биография))) Лабытнанги ещё посевернее нас... Ханты-Мансийск сейчас очень изменился, похорошел, не узнать, а раньше был деревня-деревней...
IrinaAnanyeva писала 23 сентября 13:06
Ириша, можно тоже на Ты к Вам обращаться?

Буду очень рада дружескому "ты"
IrinaAnanyeva
+1
23 сентября 18:40
Ну вот и подружились. Да, морозы теперь не те. В Ярославле тоже ниже 30 не опускалось. Когда-то было даже 40 мороза. Может это и к лучшему. правда сейчас у нас в квартирах всего 16 градусов тепла, я мерзну. Сильно мерзну. Плохо когда не можешь сам согреть свое жилье.
olgazav59
+1
27 октября 9:06
Очень интересный рассказ. Вы нам показали жизнь народа, который живет сейчас, в настоящее время, по своим обычаям, традициям, и это очень интересно, извините, что повторяюсь - интересный...интересно...но это действительно так. Спасибо за рассказ
aprel2011
27 октября 15:40
Очень рада, что мой рассказ Вас заинтересовал! Большое спасибо за комментарий!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.