Турист Denis Tarabarov (denis111)
Denis Tarabarov
был 7 апреля 15:31

Казбеги — Грузия Июль 2016

Как правильно восходить на гору Казбек обычному человеку.

Это описание относится исключительно к простым людям, средней физической подготовки, любящим горные походы и восхождения.

В большинстве случаев в Интернете можно найти отчеты о восхождениях, в том числе на Казбек, написанные теми (и для тех), кто ходит в длительные горные походы один-два раза в год. Условно назовем этих людей спортсменами. Эти люди живут от восхождения к восхождению, их мышцы и суставы соответственным образом подготовлены, выносливость крайне высокая, экипировка исключительно профессиональная. Так вот. На эти отчеты обычному человеку ориентироваться крайне нежелательно! В данной статье я постараюсь сделать так, чтобы простой человек смог таки взойти на вершину, и в частности на пятикилометровый вулкан Казбек.

Итак, по-порядку.

На Казбек можно восходить либо из российкого села Кармадон, либо из грузинского села Степанцминда (бывш. Казбеги). Со стороны РФ я на Казбек не восходил, но известно, что этот вариант не подходит для обычного человека. Большинство восходят из Степанцминды. Это достаточно крупное село городского типа на севере Грузии, буквально в 20 минутах езды от границы с РФ, КПП «Верхний Ларс». На данный момент (август 2016) — этот КПП является единственным легальным способом попасть по суше из РФ в Грузию. В связи с этим, пункт пропуска крайне перегружен. Причем основные трудности, вызывающие многочасовые (до нескольких дней!) очереди, создает именно российская сторона. С этой трудностью приходится смириться. Наиболее логично пересекать границу следующим образом. Прибыв на ЖД вокзал гор. Владикавказа, найти таксиста, который повезет вас в Грузию. Имейте в виду, что это должен быть не обычный таксист, а тот, кто регулярно совершает такие поездки и на этом зарабатывает. Это водители небольших микроавтобусов на 5–6 мест. Стоимость такой поездки — 1500 р. с пассажира. Если повезет с водителем, то скорость прохождения очереди существенно увеличится, имея в виду что такой водитель будет действовать нахрапом, вплоть до проезда по встречке, без последствий. Сразу замечу, что этот КПП пройти пешком нельзя, только как водитель или пассажир автомобиля. Для пересечения границы вам на данный момент требуется лишь загранпаспорт. Среднее время прохождения границы на конец июля 2016 у меня составило 2 часа. На некоторых ресурсах читал, что можно доехать до границы на одном автомобиле, а потом подсесть кому-то в очереди… Довольно грустно было видеть таких туристов, мыкающихся в очереди в поисках попутки. Вряд ли они что-то сэкономили, потратив при этом нервы. Московский поезд прибывает в 9 утра, тут же надо ехать к границе. Днем вы прибываете в Степанцминду. Первым делом нужно найти жилье на одну ночь, либо в гостевых домах, либо в частном секторе. Затем в местном банке обмениваете валюту на грузинские лари. В центре поселка есть банк, курс которого (по крайней мере для доллара) такой же как в Тбилиси. На центральной площади обменивать не так выгодно. Очень желательно приобрести местную сим-карту. Это Билайн и грузинский Магти. Билайн продается как семечки. А вот с Магти будет сложнее. Но он и гораздо выгоднее Билайна, и ловит даже глубоко в горах. В центре поселка, напротив площади, на втором этаже, располагается пункт проката снаряжения. Это следующий важный момент, на котором необходимо остановиться отдельно. Для восхождения на Казбек в правильное время года (лето) нам понадобились лишь кошки и ледоруб. Однако нам очень повезло с погодой во время восхождения — было почти безветренно и снег был рыхлым и глубоким. На случай ухудшения погоды у нас в штурмовых рюкзаках была страховка (веревка и подвеска). Все это снаряжение мы приобрели в аренду (в залог — загранпаспорт) в этом заведении («Mountain travel agency»). Рекомендую именно это заведение, в связи с высоким уровнем профессионализма хозяев и просто человеческим отношением к туристам. Кошки, ледоруб, подвеска, веревка прибавят к вашему рюкзаку несколько кг — будьте к этому готовы. Следующий пункт — приобретение еды. Это тоже очень важный момент, один из самых важных в данном походе. В принципе, можно конечно еду закупить в вашем исходном городе. Можно в Стапанцминде, благо время на это будет (вторая половина дня). Но цены на еду в этом поселке очень высокие, причем нет магазинов «для туристов» и «для местных» — все закупаются в одних и тех же местах. Сразу забудьте про крупы, тушенку, и прочие пищевые «гантели». Мы закупились в родном городе Роллтонами, быстроразвариваемыми кашами в пакетиках, палкой сырокопченой колбасы, сникерсами, изюмом, сухими кальмарами (те которые к пиву, можно найти на развес — очень вкусно и сытно добавлять в роллтоны). Больше взять никак не получалось, ибо вес рюкзаков уже приближался к 25 кг. Весь этот вес вам придется нести на себе до высоты 4.5 км. Еще раз обращаю внимание! Спортсмены, читающие эти строки, могут сейчас возмутиться: «Да 25 кг — это стандартный вес рюкзака, ничего необычного!». Для обычного человека тащить такой вес по горам десятки км — это очень трудно, и это необходимо учитывать. Пожалуй, эта трудность — самая серьезная при восхождении на Казбек. Даже если вы регулярно тренируетесь в отягощениями, и ваши рабочие веса приближаются к 80 кг — вам все равно будет очень тяжело с таким рюкзаком, будьте к этому готовы. В отличие от Эльбруса, на Казбеке нет ни канатных дорог, ни тракторов. Единственная возможность схалявить — нанять местных жителей с лошадьми, которые доставят ваш рюкзак до базового лагеря. Но это будет стоить весьма немало. Итак, вторую половину дня вы занимаетесь упаковкой-перепаковкой рюкзака. Обязательно хорошо выспитесь! Это будет ваша последняя полноценная ночевка на следующие 6 дней.

Восхождение на Казбек

День 1.Утром выходите в сторону «пригорода» Степанцминды — поселка Гергети, ориентир — храм 14 века, возвышающийся над всей местностью на фоне самого Казбека. Дорога в сторону Казбека в принципе одна, однако к храму она идет двумя маршрутами: по автомобильной грунтовке, и по пешеходной тропе. Они обходят утес, на котором стоит храм, с двух разных сторон — дорога справа, тропа слева. На картах навигатора они хорошо различаются, не заблудитесь. По шоссе в гору идти дольше, дыша пылью. По тропе быстрее и живописнее, уклон у нее небольшой. Примерно через 1.5–2 часа выйдете на плато, позади на краю плато будет храм, а ваша тропа пойдет в сторону от храма — все выше — в сторону Казбека. Не забудьте набрать воды у храма — потому что дальше ее не будет вплоть до первой ночевки. Большую часть дня вы потратите на неспешный тяжелый подъем в сторону Казбека. Лагерь № 1 называется «зеленая подушка». Эта подушка начнется сразу после перевала, на котором расположена смотровая площадка. Подушка будет чуть ниже перевала и у вас два места для размещения: до переправы через речку, и после. Мы остановись до, поскольку на основной части подушки было уже очень много палаток. Места под палатки огорожены камушками от ветра, грунт ровный. Вода — в реке. Утром — при хорошей погоде — великолепный вид на Казбек. Первая ночевка находится уже на уровне около 3 км — и у вас начнется горная болезнь. Запаситесь таблетками от головы, нам очень помог пенталгин, со своим спазмолитическим эффектом. Хотя в любом случае, ночь будет тяжелой.

Восхождение на Казбек

День 2. Ваша задача сегодня — дойти до базового лагеря. Это бывшая советская метеостанция, в форме старинной крепости. Этот день технически будет сложнее, поскольку предстоят переправы через горные ручьи. Для человека высокого роста и хорошей обуви это — не проблема. Для других — есть возможность промочить ноги. Первая половина сегодняшнего пути — по каменистой тропе, ничего сложного. Но вторая — по казбекскому леднику, и это сложнее. В начале ледника обязательны кошки, затем их можно снять, но не рекомендую — в них будет удобнее и быстрее идти. Тропы по леднику не видно, местные не удосужились расставить палки-маркеры. Если видите на льду помет лошади — значит идете верно. Ну и конечно должны держать курс на базовый лагерь — он виден будет весь день. на этом леднике уже есть трещины, поэтому смотрите под ноги. Если не зеваете и контролируете движение — никакой опасности они не представляют. Перед сходом с ледника на продолжение тропы, ведущей непосредственно к базовому лагерю — череда трещин. Здесь обязательны кошки. Взлет тропы к базовому лагерю довольно крутой, потратите очень много сил. На самом базовом лагере два варианта размещения. Можно внутри, если есть свободные места. Это стоит очень недешево — 35 лари. Размещаетесь в небольших комнатках с двухэтажными нарами. Отопления нет, электричество с 20 до 23. Есть кухня (но готовить только на своих газовых горелках), воды навалом. Туалет чуть в стороне на небольшом утесе. Там же рядом турник (!), так что очень рекомендую повисеть на нем, вернув на место позвонки, спресованные после двух дней перехода с тяжелыми рюкзаками. Можно разместиться в палатке вокруг здания. Места под палатки огорожены, площадки ровные, от ветра легко закрепиться. Это будет стоить 10 лари. Все-таки, учитывая дальнейшие сложные дни, рекомендую не пожадничать и переночевать в здании, в разгар горняшки сэкономите хоть немного сил. В здании, у хозяина, надо будет зарегистрироваться. Это нужно для пограничников, так как при восхождении вы будете пересекать границу с РФ.

Восхождение на Казбек

День 3. Акклиматизационный. Даже если вам тяжело, нельзя отлеживаться. В этом основной принцип адаптации к гипоксии. Рюкзачищи оставляете в базовом лагере, нацепляете маленькие штурмовые, берете изюм — и топаете по тропе в обход Казбека. Налегке идти будет гораздо проще. Обходная тропа некрутая, на ней не нужны ни кошки, ни, конечно же, страховка и ледорубы. Самое главное — не умахайтесь! Не забывайте, что этот день — для активной адаптации, а не для геройства. Если чувствуете, что уже устаете — идите обратно в лагерь, вам надо беречь силы! Аппетита не будет, еды у вас мало (на базе нельзя докупить), сон плохой — поэтому по-возможности берегите силы. Ваша задача на день — подняться хотя бы до высоты 4200. Так что следите на навигаторе за набором высоты. 4200 — это примерно начало основных ледовых полей.

Восхождение на Казбек

День 4. Для спортсменов этот день — восхождение. При их выносливости они выходят часа в 3 ночи, обходят половину всего Казбека, и выходят на восхождение. По идее, часов в 10 утра они должны быть на вершине. Мы сразу отбросили этот вариант. В предыдущий день мы даже не дошли до лагеря № 3 (на казбекском плато), сильно устали, потратив на дорогу в одну сторону около 5 часов. Безусловно, встав посреди ночи, обойдя половину Казбека и растратив почти все силы на этот обход — мы не смогли бы дойти до вершины. Поэтому приняли решение собирать рюкзаки и топать весь день, не спеша и экономя силы — к лагерю № 3. Этот, последний лагерь, будет вашей самой тяжелой ночевкой. Это выровненная, очень большая, площадка в самом начале восхождения. Чистый ледник. Там оборудованы места для палаток: поставлены снежные оградки. Самое важное на этой ночевке — погода. Нам повезло, и было безветренно, хотя вечером был сильный снегопад. Самое главное — закрепить палатку. Самое доступное: пока светит солнце (вы должны дойти хотя бы за пару часов до заката!) и снег мягкий — выкопать по углам палатки ямки глубиной примерно 30 см — заложить туда оттяжки от палаток, и плотно, слоями, засыпать снегом. С закатом этот снег станет как бетон. Ну и, по-возможности, присыпать палатку снегом по-периметру, чтобы не так дуло. Здесь все нужно делать быстро. А значит уйдет немало сил.

День 5. Восхождение.

Восхождение на Казбек

Подъем примерно в 4.30 — 5 часов утра. Выход в 5.30 — 6. Если есть силы — топите снег, и хотя бы сделайте теплую воду, растворив там сахар. На готовку силы вряд ли будут. Далее смотрите по погоде, очень внимательно. Тропа должна быть натоптана! Если был снегопад, и тропу замело — ваше восхождение исключено. Нужно дождаться прохода профессионалов. Довольно быстро начнутся крутые участки. Если ветер такой, что мешает идти — внимательно проанализируйте ситуацию. Если вы один, или двое — лучше не рисковать. Если группа большая — используйте страховку. Если ветра нет, и снег рыхлый — восхождение вполне проходимо без веревки. Главное — не глазеть по сторонам, не сочинять стихи на ходу — а контролировать КАЖДЫЙ свой шаг. В одной руке — палка (регулируйте длину), в другой — ледоруб. Правила пользования ледорубом везде доступны. Основной принцип — при вашем срыве он должен как бы сам вонзиться в снег. Лучше конечно заранее посмотреть видео с этой техникой. На ногах обязательно — кошки! Если на Эльбрусе они желательны, то тут — вы просто без них не пройдете.

Восхождение на Казбек

Самый крутой участок на подъеме — перед выходом на седловину между двух вершин горы. Впрочем, он не очень протяженный. К этому дню ваша акклиматизация должны быть на достаточном уровне, и в целом восхождение не сильно изнурит вас. Но не загоняйте себя — идите циклично, не изматывая сердце. Примерно в 10 утра вы должны быть на вершине.

Восхождение на Казбек

Но рано расслабляться. Спуск Казбека — опаснее подъема и требует большей концентрации. Главное — не бойтесь, кошки — ваши верные друзья и они способны творить чудеса. После успешного спуска в лагерь чуток отдохните, собирайте палатку, рюкзак и идите на базовый лагерь. Там — последняя ночевка.

День 6. Ваша акклиматизация практически 100%, силы много. Вполне можно спуститься до Степанцминды до заката. Сдаете снаряжение, возвращаетесь в гостевой дом. Дело сделано. Поздравляю!

Какое же снаряжение и экипировка вам понадобятся? Одежда: зимнее термобелье, флис, добротная ветровка, зимние треккинговые носки, треккинговые ботинки (тяжелый вариант!), горные очки 3–4 степени защиты. Очень желателен самый мощный крем от загара, если не хотите сыграть в продолжении саги про Фредди Крюгера. Можно на лицо намотать марлю, но это несколько осложнит дыхание. Снаряга походная: палатка (лучше штурмовая, но можно и обычную), зимний спальник, очень желательно надувной коврик, газовая горелка с несколькими баллонами (про походные костры забудьте — дров нет нигде), треккинговые палки, походный навигатор.

На маршруте очень много ваших коллег. Универсальный язык — английский, русских почти нет, очень много украинцев. Задавая путникам стандартные вопросы «Далеко ли еще?», будьте готовы умножать называемые временные отрезки на два.

Вот как то так:)

Текст написан моим другом Харитоненковым М.А. в паре с которым и было совершено восхождение на вершину Казбека