Турист Анна Рубченкова (annarubchenkova)
Анна Рубченкова
была 12 декабря 2022 11:33

Банска Штявница — Словакия Июнь 2016

Банска Штявница — симпатичный небольшой средневековый городок, который раскинулся между холмов Словакии, его центр занесен в ЮНЕСКО. Вот только ехать 4 часа от Братиславы на перекладных туда стоит не столько ради миловидных крутых улочек, сколько ради уникальных шахт, которые сохранились и вполне доступны для осмотра. Оговорюсь сразу: в шахты мы не попали, и это, я считаю, самое большое упущение за всю нашу поездку. Но и без них, как оказалось, Банкой Штявнице есть, что показать.

Город средневековых шахт и серебряных копий

Впервые о Банкой Штявнице упоминают в документах еще 12 века, но добывали полезные ископаемые в этих местах еще раньше. По легенде, пастух как-то увидел здесь на камне двух ящериц — золотого и серебристого цвета. Когда он отодвинул камень, под которым ящерицы спрятались, то обнаружил там два самородка — серебра и золота. С тех пор ящерицы — символ Банской Штявницы.

Городок чем-то похож на такую же шахтерскую Кутну-Гору в Чехии, только более однородный. Здесь открыли первую в мире (!) Горную школу, на серебро и золото, которое здесь добывали, отстроена вся Венгрия. Но в 19 м веке запасы иссякли, о городе забыли, что и помогло ему сохраниться в первозданном виде.

Город средневековых шахт и серебряных копий

Нас Банска Штявница встретила жарой в 30 градусов, по которой от автобусной остановки пришлось тащиться вверх к центру минут 20. К слову, ни о каком автовокзале в большинстве словацких городов и думать не приходится (а значит, и о камере хранения): главная станция — это простая остановка с распечатанным расписанием автобусов. Поэтому о том, как уехать дальше, приходится озаботиться заранее или всегда иметь под рукой смартфон с доступом в интернет.

Городок и правда оказался очень милым, во многом благодаря тому, что расположен на склонах холмов и в нем нет ни одного прямого пространства. Даже главная площадь, и та под углом. В Банской Штявнице приятно побродить, посидеть в тени, зайти в какой-нибудь из музеев. Из туристов — организованные пожилые группы и стайки школьников.

Город средневековых шахт и серебряных копий

Помимо чумной колонны на площади Троицы, храма Екатерины и Ратуши (все рядом друг с другом), стоит подняться к Старому замку, чтобы погулять по стенам, посмотреть на город сверху и потрогать огромный колокол. Кстати, в башне располагается коллекция часов, которые все одновременно начинают бить — очень забавно. И в целом в замке выставлены разные экспонаты, вот только подписей мы не нашли, поэтому что делает современный чайник рядом со старым мундиром, для нас осталось загадкой.

Еще в городе есть Новый замок и по пути к нему башня с милейшим названием — Клопачка. Раньше ее использовали для того, чтобы будить шахтеров на работу.

А с другой стороны над городом нависает холм с так называемой Кальварией — сооружение из нескольких часовен, поднимаясь к которым, паломник думает о страданиях Христа.

Город средневековых шахт и серебряных копий

По пути нам попались потрясающие ретро-машины. Что они здесь делают, мы так не поняли, вероятно, у них был слет.

Сонный городок настолько на нас повлиял, что мы потеряли счет времени и загулялись по Старому замку. Когда поняли, что времени в обрез, пустились к главному, зачем ехали, — к старым шахтам. В туристическом офисе нас уверяли, что это минут 15 пешком, но оказались все полчаса. Кстати, мы еще не раз отметим про себя эту особенность: все, что нам говорили в Словакии про время, стоило бы умножать примерно на два.

Город средневековых шахт и серебряных копий

Получилось, что к музею под открытым небом, как он называется, мы пришли слишком поздно: если идти на экскурсию в шахту (а это полтора часа), мы просто не успеваем на автобус до города, в котором нам предстоит ночевать. Оставалось лишь с завистью проводить группу туристов в дождевиках и касках и довольствоваться осмотром техники, чем обычно занимаются те, кто ждет своей очереди на поход в шахту.

Времени было достаточно на то, чтобы посмотреть всю наземную часть музея, но если день начался с опасений опоздать на единственный автобус, то этим же он и закончится. На остановку мы все равно бежали горными тропами, срезая по частному сектору, мощеному булыжником, по дороге, которая из проезжей сужалась до пешеходной и местами прерывалась ступеньками. В автобус успели минута в минуту.

Мораль сей басни такова: если уж едете в город ради конкретной достопримечательности, так идите сразу же ее смотреть, иначе времени может не хватить. Или, если без морализаторства: Банска Штявница хороша, но по возможности там стоит задержаться на денек, посмотреть все без спешки, либо в крайнем случае отправляться туда на машине.

Остальные рассказы про Словакию можно почитать здесь: