Турист Лариса (Larisa999)
Лариса
была 1 июня 2013 17:47

Санкт-Петербург — Россия Август 2010

После знойного Египта мы оказались в удушающее жаркой, пропитанной гарью Москве. Вот уж действительно можно посочувствовать москвичам и гостям столицы! За 2 дня до нашего прилета аэропорт Домодедово не принимал самолеты в связи с задымленностью.

Путешествие в августе. Часть 2. Встреча с Санкт-Петербургом

Но мы сели благополучно, хотя еще в воздухе почувствовали устоявшийся запах гари, и садился самолет, на мой взгляд, дольше обычного. Затем — поезд Москва-Санкт-Петербург. И … солнечный Санкт-Петербург встретил нас жаркой погодой. Только по приезду домой мы по-настоящему поняли, как нам повезло с погодой. Кофты, куртки, зонты брать с собой не нужно. А гулять по городу, делать фото — так просто одно удовольствие!

Наши планы в Санкт-Петербурге: музеи, дворцы, фонтаны, театры и встречи с друзьями.

Я думаю, что со мной согласятся многие: Санкт- Петербург — один из красивейших городов мира. Можно просто бесцельно бродить по улицам второй столицы России, вдоль каналов и рек, и получать огромное наслаждение. Я не так часто бываю в Питере и плохо знаю его, но несколько раз получалось так, что я случайно набредала на интересующий меня музей или знаменитый дом. Как я радовалась этим случайностям!

Музеи и выставки

Путешествие в августе. Часть 2. Встреча с Санкт-Петербургом Итак, что мы успели посмотреть за неделю пребывания в культурной столице России?

• Два музея-памятника: Исаакиевский собор и Спас на крови.
  • Государственный музей-заповедник Петергоф.
  • Три литературных музея: Музей-квартира А. С. Пушкина, музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского.
  • Музей театрального и музыкального искусства.
  • Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.
  • Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера).
  • Музей фотографии.
  • Десять музеев, большая часть из которых была увидена нами впервые. Плюс несколько выставок, которые экспонировались в выставочных залах этих музеев.

Каждый музей уникален! О каждом написаны кучи книг! У каждого музея, я думаю, есть свой сайт. Пожалуй, напишу о том, что восхитило, поразило, удивило лично меня.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор и Спас на крови, конечно, видела не раз, но зашла внутрь впервые.

Путешествие в августе. Часть 2. Встреча с Санкт-Петербургом

Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, один из самых посещаемых. По высоте храм занимает четвертое место в мире среди купольных сооружений.

Строительство собора было начато в 1818 году по проекту неизвестного тогда архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал император Николай I.

Творение Монферрана — четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге. Архитектор представил императору сразу двадцать четыре проекта собора в разных стилях. Император остановил свой выбор на пятиглавом храме в классическом стиле. Строительство длилось 40 лет. В связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки.

«Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства». — «То-то он так долго строит». Слухи эти неожиданно получили продолжение в реальной жизни. Архитектор на самом деле умирает вскоре после окончания строительства Исаакиевского собора (через месяц).

Путешествие в августе. Часть 2. Встреча с Санкт-Петербургом
После революции храм был разорен. Из него было вынесено 45 кг золотых изделий, более 2 тонн серебреных украшений.

Существует легенда о том, как во время блокады Исаакиевский собор оказался невредим, не пострадал от бомбёжек. Когда оказалась реальной угроза оккупации Ленинграда фашистами, поднялась проблема эвакуации ценностей из города. Всё вывезти не успели, стали искать место для надёжного хранилища скульптуры, мебели, книг, фарфора…

Путешествие в августе. Часть 2. Встреча с Санкт-Петербургом Один пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора. При обстреле города немцы должны были использовать купол собора как ориентир и не стрелять по нему. Так и вышло. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в этом хранилище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.

Собор украшают 382 произведения живописи, скульптуры, мозаики. Среди них работы известных художников Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни.

В его убранстве использованы 43 породы минералов — 14 видов мрамора, малахит, порфир, лазурит, яшма, родонит, сланец и др. Красота неописуемая!

Но, по мнению специалистов, в 2000-х годах «с механической точки зрения состояние собора аварийное»! Об этом пишет Википедия.

Спас на крови

Спас на крови — «храм во имя Воскресения Христова на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра 2» — таково каноническое наименование собора.

Путешествие в августе. Часть 2. Встреча с Санкт-Петербургом Чтобы увековечить память Александра 2, был объявлен конкурс на лучший проект храма, победителем которого оказался архитектор Альфред Парланд. Он работал совместно с архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру известным под фамилией Малышев.

Храм был выстроен в стиле русской архитектуры 16–17 веков и очень напоминает собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Меня поразили многочисленные мозаики и мозаичные панно, щедро украшающие храм как внутри, так и снаружи. Они были созданы по рисункам Васнецова, Нестерова и других известных русских художников. Особенно впечатляет площадь мозаик, которая составляет 7050 квадратных метров.

Одна важная техническая деталь — здание строилось электрифицированным, в нем было использовано более 1 500 электрических ламп.

Особое место в храме огорожено четырьмя яшмовыми колоннами — здесь хранится решетки канала и камни мостовой, на которые упал император. Народная молва утверждает, что иногда на этом месте слышны стоны.

Петродворец

Приехать в Санкт-Петербург летом, и не посетить Петродворец — просто невозможно! Этот замечательный дворцово-парковый ансамбль входит в «жемчужное ожерелье» Санкт-Петербурга.

Возникший в первой четверти XVIII в., как летняя парадная резиденция императорского двора, он получил название Петергоф. Мировую славу Петергофу — Петродворцу принесло созвездие дворцов, коллекций и, прежде всего, фонтаны и каскады. В настоящее время открыты для прогулок и осмотра 14 парков, протянувшихся по побережью Финского залива от Стрельны до Петродворца более чем на 10 километров. Их общая площадь превышает 1000 гектаров. Осмотреть все мы и не пытались, а просто наслаждались прогулкой.

Путешествие в августе. Часть 2. Встреча с Санкт-Петербургом
Погода радовала. В парках Петродворца — огромное количество народа. Гуляли по тенистым аллеям парков, любовались многочисленными фонтанами. Четыре каскада и 150 действующих фонтанов потрясают воображение. Не случайно Петергоф обычно называют столицей фонтанов!

Просто не вериться, что во время войны Петергоф очень сильно пострадал. В день захвата Петергофа (23 сентября 1941) от снаряда загорелся Большой дворец и горел 3 дня! Серьезно пострадали Ольгин и Розовый павильоны. Оккупанты вывезли из Петергофа несколько тысяч музейных экспонатов, похитили скульптуры на Большом каскаде (в том числе знаменитого «Самсона»), загубили треть зеленых насаждений. Но сразу же после освобождения Петергофа в январе 1944 года начались работы по восстановлению дворцово-паркового комплекса. Восстановление требовало больших средств и людских усилий.

Путешествие в августе. Часть 2. Встреча с Санкт-Петербургом Смотришь на снимки Петергофа военных лет — руины, развалины и обломки! Низкий поклон всем, кто принимал участие в восстановлении памятников архитектуры Санкт-Петербурга и его пригородов!

Вообще, военные годы, блокада, чувствуются в Санкт-Петербурге повсюду. Помню, как мы гуляли по Васильевскому острову (который понравился необычайно!) и набрели на дом, где в блокаду со своей семьей жила маленькая девочка Таня Савичева и вела блокадный дневник. «Осталась одна Таня» — последние строчки дневника. С ужасом обнаруживаю, что современные дети не знают имени этой девочки.

Путешествие в августе. Часть 2. Встреча с Санкт-Петербургом

Может быть, еще потому меня сильно задевают военные истории Санкт-Петербурга, что мой дед погиб, защищая этот город. Это произошло в августе 1943 года. Похоронен в с. Вороного Мгинского района Ленинградской области. Пыталась определить, далеко ли это от Санкт-Петербурга, но запуталась в новых административных названиях. Может кто-нибудь просветит меня насчет этого? Как туда доехать?

Музей-квартира А. С. Пушкина

Мемориальный музей поэта, рассказывающий о последнем периоде его жизни и творчества. Квартира принадлежала семье Волконских, с которой Пушкин был дружен. Александр Сергеевич Пушкин никогда не имел собственного дома в Санкт-Петербурге и жил в съемных квартирах. После свадьбы с Натальей Гончаровой он менял место жительства каждый год. В квартиру на набережной реки Мойки, шестую по счету, семья Пушкина переехала всего за несколько месяцев до его трагической гибели.

Путешествие в августе. Часть 2. Встреча с Санкт-Петербургом

Сравнительно недавно здесь еще были квартиры (с 1925 г. за квартирой А. С. Пушкина был официально закреплен статус музея). Жильцов расселили и начали создавать музейную экспозицию. Сейчас музей представляет собой воссозданную в своем первоначальном облике на основе исторических документов и воспоминаний друзей квартиру первого поэта России.

Здесь довольно много вещей, которых касалась рука поэта: чернильница с арапчонком, перо, трости, курительная трубка. Кроме того, в экспозиции мемориального музея-квартиры представлен жилет, в котором поэт стрелялся с Дантесом, посмертная маска поэта и медальон с прядью его волос.

В квартире 11 комнат. Но не сказать, что очень просторно. Если учесть, что кроме четы Пушкиных, их четырех детей, нескольких гувернанток и нянек, в квартире жили и незамужние сестры Натальи Николаевны, то просто — тесно. Особенное впечатление производит кабинет поэта. Именно здесь, в своем кабинете, который сегодня занимает центральное место в экспозиции музея, Пушкин закончил повесть «Капитанская дочка», работал над «Историей Петра Великого», написал свое последнее стихотворение.

Письменный стол поэта и его любимое вольтеровское кресло, книги, личные вещи помогают перенестись в январь 1837 года. Представляешь, как работал Александр Сергеевич, как лежал на диване смертельно больной, как у постели больного дежурили Наталья Николаевна, врач, его друзья, как надеялись на лучшее.

Позже прочитала в Интернете про сестру Натальи Николаевны — Екатерину. Незавидная судьба у этой женщины. Жена убийцы мужа своей сестры. После смерти Пушкина родные перестали с ней общаться. Но она безумно любила Дантеса и не мыслила жизни без него.

В этом музее в плату за билет входит и рассказ экскурсовода (в отличие от других литературных музеев, которые мы посетили).

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского

Достоевский — один из любимых моих писателей. Хотя набрела я на этот музей случайно, гуляя по Питеру. Но успела посмотреть перед самым закрытием. Это один из шести российских музеев писателя.

Путешествие в августе. Часть 2. Встреча с Санкт-Петербургом
В доме № 5 по Кузнечному переулку была последняя квартира писателя. Здесь написан роман «Братья Карамазовы».

Интерьеры комнат воссозданы по воспоминаниям современников и архивным материалам. Здесь представлены подлинные вещи из семьи Федора Михайловича; книги, подаренные музею его потомками.

Очень скромная обстановка в квартире. Притягивает взгляд вид из окна музея на старый петербургский дом.

Музей театрального и музыкального искусства

Мы были в Шереметьевском дворце на набережной реки Фонтанки, д. 34. Это музей музыки (филиал Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства). Запомнилась коллекция музыкальных инструментов. Она насчитывает более трех тысяч экспонатов. В музее можно не только посмотреть на старинные арфы, клавесины и виолы, но и послушать, как звучат русские колокола и античные инструменты.

В Шереметьевском дворце мне понравились две выставки: посвященная Рудольфу Нуриеву и выставка моды из коллекции А. Васильева.

Путешествие в августе. Часть 2. Встреча с Санкт-Петербургом «Рудольф Нуриев. Нити времени» — это первая масштабная экспозиция в России, которая рассказывает о творчестве знаменитого танцовщика за рубежом.

На выставке представлены костюмы к балетам: «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Жизель», «Баядерка» не только самого Нуриева, но и его партнерш по балетам. В совершенстве зная свое тело, он сделал базовую выкройку, по которой кроились его камзолы, каким бы не был стиль исторической эпохи. Особенно он ценил коричневые, голубые и бирюзовые тона, шелковистые и бархатистые ткани.

В отдельном зале можно было посмотреть почти часовой фильм с записями балетов с участием Нуреева. Поражает совершенное владение телом, экспрессия! Рудольфу Нуриеву повезло: за свою творческую жизнь ему удалось исполнить практически все ведущие мужские партии классического балета. Девизом же его жизни можно считать следующие слова: «Я танцую для собственного удовольствия. Если вы пытаетесь доставить удовольствие каждому, это не оригинально».

Его танец не только выразительный, но и удивительно мощный. Нуриев хотел показать не просто танец, а всю красоту человеческого тела во время движения. Звезда мировой величины, с этим я согласна.

Путешествие в августе. Часть 2. Встреча с Санкт-Петербургом Одним из значительных экспонатов выставки является инсталляция, посвящённая культовому балету «Баядерка». Выглядит это так: занавес, а за ним оформлена как-будто бы сцена, где идет балет с участием Нуриева. Интересный театральный эффект!

Выставка «Мода 1960-ых гг. От мини до макси», организована на основе коллекции известного историка моды Александра Васильева. По-моему, уникальные экспонаты. На выставке представлены платья ведущих модных домов того времени — Chanel, Dior, Balmain, Yves Saint Laurent, Balenciaga, Nina Ricci, Cardin, Courrege, Laroche, Cassini, Galitzine. На выставке есть наряды кинозвезд той поры — таких как Лесли Карон и Наталья Фатеева.

С творчестом Лесли Карон я не знакома, а вот костюм Натальи Фатеевой я пристально рассматривала. В коллекции Васильева есть и туалеты, принадлежавшие дивам первой русской эмиграции, — певице кабаре Людмиле Лопато, поэтессе Ларисе Андерсен, манекенщицам Тее Бобриковой и графине Ольге фон Крейц. Здесь же выставлен костюм, который легендарная Коко Шанель подарила известной балерине Майе Плисецкой.

Я рассматривала костюмы 60-х годов и мысленно примеряла их на себя. Вот это платье я бы надела, и эти туфли, и сумочка очень даже ничего! Еще раз убедилась в том, что вещи от дизайнеров вне времени. И через 10, 20, 40 лет они смотрятся современно.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме расположен в глубине Шереметевского сада, в южном флигеле дворца. Открыт в 1989 году, к столетию со дня рождения поэтессы. Он был первым музеем, посвященным тем представителям ахматовского поколения, которые пытались сохранить свой мир, свою личность в условиях тоталитарного государства.

Путешествие в августе. Часть 2. Встреча с Санкт-Петербургом

В этом доме Ахматова прожила значительную часть своей жизни. Воссоздана обстановка комнаты А. Ахматовой и ее мужа — историка, искусствоведа Н. Пунина. Здесь бывали друзья поэтессы: писатель М. Зощенко, актриса Ф. Раневская и другие представители творческой интеллигенции.

Очень скромный быт поэта и сложная жизнь. Безысходная трагедия.

Воистину непроста судьба поэта в России! В трагические 1930 — 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г.

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера), Музей фотографии описывать подробно не буду. Их тоже стоит посмотреть. Кстати, для студентов во все музеи недорогие билеты, а во многие так просто бесплатно. Студентам нужно обязательно этим пользоваться!

Молодежный театр на Фонтанке

Очень понравился спектакль А. Арбузова «Жестокие игры» Молодежного театра на Фонтанке. Актеры все — молодые и играют с таким драйвом! Хоть это и драма на 2 часа 50 минут. И не случайно этот спектакль — Лауреат Гран-при Первого международного фестиваля «Молодежные театральные сезоны — «АПАРТ». Пьеса написана Арбузовым в 1978 году, но смотрится современно. Легко погружаешься в происходящее на сцене. И в некоторые моменты я забывала, что это всего лишь игра актеров, а не настоящая жизнь.

Путешествие в августе. Часть 2. Встреча с Санкт-Петербургом

Прошу прощения у тех, кого утомила своим рассказом, а также недовольных тем, что пришлось использовать исторические справки о музеях из Интернета и книг.

До свидания, Санкт-Петербург!

Последний раз я была в северной столице России весной. Плохо ориентировалась в городе. А в этот раз догадалась купить путеводитель, и мое передвижение по городу на Неве стало удивительно безпроблемным. По путеводителю «Санкт-Петербург» торгового дома «Медный всадник» 2008 года издания быстро находила нужную улицу и дом.

Путешествие в августе. Часть 2. Встреча с Санкт-Петербургом
Очень много всего в Санкт-Петербурге еще хочется посмотреть. До встречи, любимый город!