Турист Елена (Elpon)
была сегодня 7:28

Порвоо — Финляндия Март 2016

Про кино.

Финский город Порвоо, до поездки туда, прочно ассоциировался у меня со словосочетанием «За спичками» — от названия известной комедии Леонида Гайдая. Ведь этот фильм снимался именно в Порвоо. Поэтому, включив город в маршрут очередной поездки по Финляндии, я так и говорила, что мы едем «за спичками».

«Эта невероятная история произошла давным-давно, но в Липери помнят о ней до сих пор. В Старой Финляндии, в лесной глуши Муртасало жили степенные неторопливые люди, жили на хуторах в нескольких верстах друг от друга. А ближайший город Йоки, до которого было чуть ли не тридцать верст, и в котором было чуть ли не три тысячи жителей, липерцы считали невероятно шумным, суетливым и загадочным.»

Роль городка Йоки в фильме досталась исторической части Порвоо — Старому городу с сетью улиц и маленьких извилистых переулочков, вымощенных булыжником, распланированных еще в средние века, с яркими деревянными домиками и уютными сквериками. Хотя, впрочем, прообразом Йоки в этой истории служил город Йоэнсуу из провинции Северная Карелия.

Интересно, какие из этих крутых петляющих улочек послужили декорациями для фильма?

Эта или эта?

А, может быть эта?

За спичками

И в каком из домов привечала внезапно нагрянувших гостей Кайса Мякяряйнен Кархутар?

Про историю.

Порвоо — один из старейших городов Финляндии. До того как он получил статус города, где-то в 1380 году, здесь уже имелось крупное поселение, возникшее благодаря удачному местоположению при впадении реки в море.

Есть такая легенда, или скорее байка, про трех братьев-пиратов.

В стародавние времена в Финский залив заплыли пиратские корабли. На них три брата Хельсинг, Сиббе и Борг искали удобное пристанище. Первым вожделенное место на прибрежном мысу приглядел Хельсинг. Затем на берег высадился средний брат. Дольше всех место своей мечты искал самый младший — Борг. Наконец, и он нашел то, что хотел, и на высоком холме выстроил величественную крепость. Как утверждает предание, города Хельсинки, Сипоо и Порвоо получили свое название по именам этих братьев-пиратов.

Основное транспортное сообщение между западными и восточными финскими землями в прежние времена происходило по Королевской дороге — старинному почтовому тракту, соединявшему Турку и Выборг. В Порвоо путники въезжали по мосту через реку. Следуя указаниям навигатора, мы свернули с основной трассы и через несколько минут оказались прямо у Старого моста.

За спичками

На противоположном берегу реки Порвоонйоки — целый ряд одинаковых красных домиков. Это знаменитые береговые амбары Порвоо.

Когда-то сюда прибывали торговые корабли для погрузки-выгрузки товаров. Красная охра защищала здания от воздействия ветра и солнца.

За спичками

Живописная панорама амбаров и их отражений вдоль берега — самый узнаваемый вид Старого Порвоо, один из любимых объектов фотолюбителей и визитная карточка города, растиражированная на футболках, сумках, магнитах и прочей сувенирной продукции.

В 1760 случился Великий пожар, во время которого сгорели 200 зданий из 293. Начался пожар…из-за рыбной похлебки. Как выяснилось, хозяйка оставила без присмотра печь, на которой варилась уха. А лето выдалось в Порвоо очень жарким и сухим… А дома стояли очень близко друг от друга… Неудивительно, что уже через несколько часов весь город полыхал. Горожане спасались, переплавляясь через реку. Уцелел лишь кафедральный собор и некоторые дома возле него. После пожара жители вновь отстроили свои дома — на прежних местах.

Кроме красных амбаров, другая узнаваемая достопримечательность Порвоо — Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии. Его двускатная крыша возвышается над окрестными домами и хорошо видна издалека. Храм был основан в XII веке, нынешнее здание построено в конце XV века.

За спичками

Собору суждено было сыграть важную роль в становлении финской государственности.

Случилось это в конце русско-шведской войны 1808–09 годов. Дотоле Финляндия была частью Шведского королевства. А в 1809 году был заключен мирный договор, по которому Швеция отдавала России всю Финляндию и Аландские острова. Город Порвоо вошел в историю как место проведения Боргоского сейма — тут были собраны представители всех сословий финского общества.

За спичками

Сейм утвердил широкую автономию для Финляндии и фактически положил начало создания национального государства.

За спичками

В храме Александр I зачитал манифест о присоединении Финляндия к России в качестве автономного великого княжества и пообещал сохранить конституцию и законы страны. В память об этом в церкви установлена скульптура императора Александра I.

Про любовь.

К событиям 1809 года причастно и строгое желтое здание, стоящее тут же на площади напротив собора. С 1759 по 1850 год здесь размещалась гимназия. А в дни заседания сейма в гимназическом здании был устроен бал по этому поводу.

За спичками

На том балу произошла романтическая история, возможно оказавшая влияние на дальнейшую судьбу Финляндии. Местная красавица Улла (Ульрика) Мёллерсверд во время приглашения на танец от смущения уронила свой веер — ведь приглашение исходило от самого Александра I. Государь поднял веер и закружил партнершу в танце. Но на этом история не окончилась и имела продолжение. Через несколько дней Александр приехал в имение Мёллерсвердов. Ульрика была причислена к фрейлинам императрицы и с тех пор сопровождала императора во время его поездок по Финляндии. Об отношениях этой пары ходило множество слухов. Даже поговаривали об их совместном ребенке, который якобы похоронен на территории поместья в Южной Финляндии.

Жители же города искренне считают, что сейму удалось принять столь благоприятные для страны решения именно благодаря их землячке — красавице Ульрике.

В общем, еще неизвестно как бы повернулось колесо истории, если бы не веер…

За спичками

Про жизнь. Вместо заключения.

Я искренне причисляла Старый Порвоо к разряду этаких музейно-выставочных кварталов без постоянных жителей, но с подобающим набором кафешек, антикварных лавочек, мини-бутиков и прочим туристическим антуражем.

За спичками

Но, нет. Эта женщина развеяла мои иллюзии, вынырнув из ближайшей двери и бодро, постукивая палками по мостовой, удалилась на прогулку.

В милых домиках, разбросанных вдоль древних булыжных мостовых, течет обыкновенная жизнь. В Старом городе около 250 жилых домов. И пока туристы глазеют по сторонам, местные жители (а их в старом Порвоо около 700) занимаются повседневными делами.