Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:45

Антофагаста, Сан-Педро-де-Атакама — Чили Январь 2008

Продолжая наше путешествие «Вокруг Южной Америки», мы уже оставили позади Бразилию с Аргентиной и, переехав в Чили, посетили известный национальный горный парк Торрес дель Пайн и познакомились с местными магелланскими пингвинами.

Антофагаста

Встретив Новый 2008 год на самом южном краю американского континента в городе Пунта-Аренас, на следующий день покидаем Патагонию и летим, делая пересадку в Сантъяго, на север Чили — в г. Антофагаста.

Город расположен на узкой полосе земли, зажатой между Тихим океаном и отрогами Кордильер, за которыми сразу же начинается пустыня Атакама.

Когда-то эти места принадлежали Боливии, однако, в результате т.н. Тихоокеанской войны, часть ее территории, прилегающей к океану, в 1879 году отошла чилийцам.

Порт Антофагасты. Из Интернета

На следующий день у нас было всего полдня для короткой экскурсии по городу. Грязные окраины, но чистый и уютный центр.

Из интересных мест встретили только одно — Ла Портада (исп.- Ворота) — живописную скалу в форме арки. Она находится на 20-м км шоссе Антофагаста — Токопилья к северу от города невдалеке от берега океана.

Антофагаста и Сан-Педро-де-Атакама на пути в Боливию

Вероятно, благодаря этому образованию, боливийцы и дали первоначальное название городу — Peñas Blancas (исп. — Белые скалы). Там некоторые из нас искупались в океане — холодном и неуютном.

Подобраться к скале ближе нельзя из-за постоянного сильного океанского прибоя и разрушающегося берега. Издали эта арка кажется небольшой, но на самом деле ее габариты довольно внушительные — высота 43, ширина — 23 и длина 70 метров.

Больше на береговой линии, кроме портовых сооружений, ничего интересного не было и мы, вернувшись в центр города, прогулялись по его местному Арбату — пешеходно-сувенирному бельвару Артуро Прат (Arturo Prat), названному так в честь одного из героев минулой Тихоокеанской войны.

Здесь было все как и на любой другой такой же улочке в европейских городах — уличные музыканты, самодеятельные художники, сувениры и, как нас предупредили — мошенники и карманники.

Антофагаста и Сан-Педро-де-Атакама на пути в Боливию

Может быть поэтому здесь встречалось много полицейских, которые, дежурив попарно, внимательно и строго наблюдали за происходящим на улице. При виде их сразу вспомнилось ругательное словечко «хунта», которое нам вбили в ватные советские головы еще полвека назад во времена Сальвадора Альенде и кое-что продолжает пользоваться этим термином и сейчас в связи с событиями в Украине — аннексией Крыма и сепаратизмом в Донбассе.

Вообще-то, в переводе с испанского, слово «хунта» означает «собрание», «комитет», «советы». Но, некоторые считают, что на нашем языке оно звучит очень ругательно для обозначения чего-либо, что надо опошлить или обозвать. И даже без известной третьей буквы после первых двух…

Согласно статистике, город во время нашего пребывания в нем (январь 2008), лидировал в стране по уровню преступности и особенно — в ночное время. К сожалению, и мы не избежали встречи с этим явлением. И даже — днем.

Прогулявшись по центру, вернулись в наш отель и, отправив вещи машиной, пешком прошли к недалекому от нас автовокзалу. Отсюда большим двухэтажным рейсовым автобусом мы должны отправиться в сторону Боливии — в последний пограничный чилийский городок Сан-Педро-де-Атакама.

Погрузка в автобус напоминала вавилонское столпотворение — каждому пассажиру старался кто-нибудь помочь из местных. Такие «помогалы» пытались взять вещи, поднести, поставить. Не доверяя никому, каждый из нас самостоятельно уложил свои рюкзаки и сумки в багажное отделение, которое охранял один из водителей автобуса.

Антофагаста и Сан-Педро-де-Атакама на пути в Боливию

Однако, при посадке в автобус наш друг Петр не досчитался своего фотоаппарата! Все было сработано ювелирно — его, зажав в толпе, отвлекли каким-то вопросом и, расстегнув заплечный рюкзачок, быстро выудили оттуда лежавший сверху аппарат. Эх! — сокрушался тогда Петр — жалко на аппарата, а тех кадров по Аргентине и Чили, которые там были!

Кстати, расстегнутые сумки и рюкзачки из разряда ручной поклажи, хотя и без особых пропаж, были тогда у многих…

Впредь мы были более внимательны и всегда выставляли свою охрану нашей немаленькой группы в 23 человека при посадке и высадке из транспорта.

Сан-Педро-де-Атакама

Наконец наш комфортабельный двухэтажный автобус тронулся и, выехав за черту города и преодолев небольшой перевальчик, мы сразу очутились в пустыне — кругом до горизонта были коричневые глиняно-песчаные холмы и пронзительно голубое небо. А вдали — заснеженные горы…

Антофагаста и Сан-Педро-де-Атакама на пути в Боливию

За следующие две недели нам предстяло проехать более двух тысяч километров по дорогам Чили, Боливии и Перу на автобусах и джипах.

Средняя высота пути — около 3000–4000 метров. Многие серьезно беспокоились — как-то будет на такой высоте? В Киеве советовались даже с покорителем Эвереста Владимиром Горбачем. Он, потерявший на спуске с вершины своего напарника и проведший в одиночку морозную ночь под вершиной Эвереста на высоте 8500 метров, наверное, только посмеялся над нашими страхами и опасениями. Но ценный совет дал — не употреблять спиртного.

Впоследствии все оказалось не таким уж и страшным. Правда, некоторым в первое время было «не очень» — мучали головные боли, возникали потери сознания и не лишними были даже кислородые баллоны. Но через несколько дней наступила адаптация и дальше все чувствовали себя нормально. Употребляли мы и листья коки, которые можно было свободно достать в Боливии. Нужно честно сказать — кока очень выручала тех, кто ее жевал. И наркоманами никто не стал. Правда, поначалу побаивались …

До приграничного с Боливией городка Сан-Педро-де-Атакама расстояние относительно небольшое — 312 км и по хорошей дороге с несколькими остановками мы преодолели его за 5 часов.

Антофагаста и Сан-Педро-де-Атакама на пути в Боливию

Сан-Педро-де-Атакама находится на высоте 2500 и мы рассчитывали, что за пару дней и ночей пройдем здесь хорошую акклиматизацию перед высокогорной частью Боливии и Перу. Городок небольшой. В нем всего несколько узких улочек с одноэтажными глинобитными домиками, отельчиками и ресторанчиками. Население — около 5 тысяч.

В нашем «отеле» Don Raul (Caracoles 130) скромные комнатки, но с удобствами и горячей водой. Жить можно. Принимают кредитные карточки! Есть обмен долларов и евро. Туристический сервис предлагает для экскурсий два интересных места этого района — гейзеры «Татио» и «Лунные долины».

И именно два этих природных образования и дали толчок развитию деревни, превратившейся за последние пару десятилетий в довольно знаменитый городок. А своим именем он обязан испанскому конкистадору Педро де Вальдивия, который был и первым губернатором Чили. Кстати, он плохо кончил, жестоко казненный индейцами племени мапуче, пленивших его после сражения при форте Тукапель 25 декабря 1553 года. Для его казни они не нашли ничего более лучшего, чем накормить его доотвала золотым песком…

Антофагаста и Сан-Педро-де-Атакама на пути в Боливию

В этом же месте мы отметили и день рождения нашего друга Виктора, подарив ему комплект национальной одежды — пончо и шляпу из чистой шерсти. Как часто будет он надевать их дома? Известно, что национальный костюм — самый ненужный в обиходе сувенир и его редко кто дома пользует.

Помнится, во время моего первого посещения Египта я сдуру прикупил для себя арабский клетчатый платок с черным кольцом на голову — надел только один раз в бане…

До завоевания этого района инками в 15 веке, городок был центром атакамской культуры «Кунза». Неподалеку находятся доиспанские памятники архитектуры: деревня Тулор, города-крепости и руины инков в Катарпе.

Всех туристов у автостанции встречает интересный памятник — старик в затасканном пиджачке, держащий какое-то большое яйцо в руке. Оказывается, это не только местная знаменитость, но, по некоторым оценкам, и — мировая! Это памятник бельгийскому миссионеру Густаво Ле Пэж, поселившемуся в Сан-Педро-де-Атакама в 1955 году.

Памятник пастору-археологу Густаво Ле Пэж
Церковь Сан-Педро-де-Атакама. Еще в 1557 году на этом месте была часовня, а эта церковь построена на ее месте в 1745 году.

Оказавшись человеком любознательным, он не только занимался религиозными делами в этой скромной церквушке, но и, увлекшись археологией, сделал настоящее открытие мировой значимости — за пару десятилетий обнаружил и раскопал сотни мумий, тысячи черепов и кучу предметов бытовой утвари древних атакамцев. Так что в руке он держит не яйцо страуса, а найденный череп древнего атакамца …

И оказалось, что история этих мест началась не с приходом конкистадоров, а задолго до них — когда и своей-то истории у испанцев еще не было.

А здесь, как полагают сейчас специалисты, еще 11 тысяч лет тому назад обитали племена индейцев-атакаменьос, приспособившихся жить в суровых условиях этой высокогорной пустыни. Они называли себя «ликан-антай» — «люди Земли». Считается, что в вопросах мумификации они превзошли даже египтян. А может быть этому способствовал и высокогорный климат пустыни Атакама? Кто знает…

Вулкан Ликанкабур

В то же время, сам падре полагал, что в могилах погребены инопланетные существа и иногда говорил об этом загадками: «Мне не поверят, если я расскажу, что еще нашел в захоронениях. Я не хочу говорить, чтобы не тревожить мир … У некоторых из мумий, которые я нашел, такие формы лиц, которые неизвестны на Земле». Остается добавить, что этих инопланетных «находок» нет ни в одном из чилийских музеев. Может, они все еще исследуются «хунтой»?

В небольшом местном музее находятся только несколько из найденных здесь мумий, в том числе и красивый череп «мисс Чили». Большинство же экспонатов такого рода хранятся в музее Антофагасты.

Очень много мумий им было обнаружено у подножия вулкана Ликанкабур («народный холм»), который виднеется вдали.

Антофагаста и Сан-Педро-де-Атакама на пути в Боливию

Там — граница с Боливией, которую мы будем пересекать послезавтра после знакомства с долиной гейзеров «Татио» и «Лунной долиной».

------

Документальный фильм автора «Вокруг Южной Америки» — 1,56'

Эпизод с Антофагастой с 36′12″

На конкурсе фильмов о путешествиях, ежегодно организуемых петербургским телеканалом «Телепутешествия HD», он получил Первую премию за 2008 год.

P. S. Этот фильм не рассчитан на пару минут. Для его просмотра лучше всего взять еще и бутылочку хорошего чилийского вина Bino Bianko или Bino Tinto и тогда погружение в атмосферу Южной Америки будет более полным…

P. P. S. — Интересно — кто-нибудь смотрел хоть минутку?

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия