Сергей — был 2 декабря 16:10
 – 30.12 - 08.01 новогодняя Польша

Пять ущелий Гёреме. Проходные долины

1 марта 17:02 Гёреме — Турция Январь 2016

Зимой в Каппадокии своеобразно. Жизнь в Гёреме концентрируется на центральных улочках. Хозяева ресторанчиков, обменников и гостиниц хотя бы убирают наледь с порогов и зажигают светильники по вечерам.

В глубине разрастающегося поселения - тотальный анабиоз. А вот в ущельях наблюдается подозрительная активность.

Конечно, раньше и скалы были выше, и Каппадокия каппадокистее. Стоя по колено в глинистой жиже, перемешанной со льдом, задирая голову к фигурным выемкам туфовых сводов, мечтал об альпинистских кошках, надетых на высокие резиновые сапоги, да о пронзительной голубизне неба.

Взгляд на ключевые долины ущелий Гёреме с дистанции в восемь лет. Да, стало хуже. И грязища под ногами появилась не просто так, и не только в сезонах тут дело. Даже в унылую зимнюю пору то и дело раздаётся за спиной рёв очередного квадроцикла, а уже через десяток минут проложенную его колёсищами колею перемешивают копыта конной группы.

Большую часть доступных для свободного залаза пещер замуровали. Впрочем, где найти раздолье любителям полазать, расскажу во второй истории, о тупиковых и малоизведанных ущельях.

Проходные долины, т.е. те, в которые можно попасть с одной стороны и без навыков скалолазания выйти с другой, расположены в северной части системы ущелий. На самой популярной карте треков жёлтое ущелье объединяет Love valley и White valley, синее - Red valley и Rose (Pink) valley.

Есть и полупроходное ущелье Голубиной долины (Pigeon valley), но выходы из неё со стороны замка Учхисара столь непросты, что удобнее отнести ущелье к тупиковым. По крайней мере, для лошадок, квадриков и велосипедистов - точно.

Начну с самого скучного, хотя и самого популярного ущелья - Долины любви. Туристов, очевидно, привлекают обильно понатыканные в северной оконечности каменные "лингамы". Плюс - совершенно простой заход с асфальтированной трассы и относительно несложный выход со стороны Учхисара.

Забегая вперёд - совсем рядом с Гёреме, на половине пути от центра к музею, есть куда более впечатляющий заход в два ущелья, где и лингамы пожирнее, и виды помасштабнее.

Долина любви буквально пробегается, в любой сезон и любым составом. Из-за наличия каменных сужений и резкого выхода из ущелья квадроциклисты и лошадники ограничиваются основной лингам-площадкой со стороны автотрассы, а к самим столбам еще нужно покарабкаться по крутым склонам, что защищает тропинки от чрезмерного осыпания и заглинивания.

В месте условного перехода Долины любви в Белую долину традиционно развёрнуты огородики. Под жилища огородников приспособлены все мало-мальски интересные пещеры. Сколько ни просматривали залазов, найти доступную туристу пещерку не получилось. Ни одной во всём ущелье, ага.

Выход из Белой долины к Учхисару. Зимой именно выход, т.к. спуститься по мокрым, местами обледенелым склонам крайне трудно, это нужно учитывать при планировании движения.

Чтобы составить объективное представление о масштабе и структуре ущелий, нужно подняться на вершину замка Учхисара с картой в руках. Все пять ущелий оттуда отлично просматриваются.

Заодно, конечно, посетить последний из оставшихся византийских пещерных замков и оценить панораму с самой высокой точки долины.

За петелькой шоссе и стоянкой туристических автобусов прячется уходящая в горизонт змейка Белой долины.

А в сторону Гёреме открывается вид на остальную четвёрку. Красную и Розовую, конечно, не видно, но каппадокийское плато, которое они огибают, как на ладони.

Красная и Розовая долины по сути части единого ущелья, и между ними есть немало тропинок, проходимых и проезжаемых.

В порывах снежного бурана встретили отчаянного корейца. В пальто, в брюках, ещё час назад бывших белыми, с зонтом-тростью и в армейских ботинках. С двумя вопросами: - А как залезть в ущелье? и - А как отличить Красную от Розовой?

- Да всё просто, чувак! Вон, идиоты уже баллончиком расписали камни - Red, Rose, Coffee, Hot meals. Не перепутаешь.

А как попасть, пойдём, вместе посмотрим.

Дело в том, что редкий турист идёт по шоссе до ровного захода в ущелья. Гораздо притягательнее рвануть к десертообразным скоплениям скал прямо от границы Гёреме, через кладбище.

Ориентиром для пролаза в ущелье служит вот этот заметный с шоссе мини-замок. Когда-то он был пролезаем аж до трёх этажей вверх. Сегодня, разумеется, не замурованы только скучные копчёные ниши первого уровня.

Перелезть нужно вот через такую массу шероховатых наслоений.

Вблизи выглядит так...

...и во времена динозавров нашей молодости перелезалось примерно так.

Сегодня же - не поверил глазам, податливый камень попросту укатали. Квадрики втискивались в проходы, проползали над узкой тропой и выкатывали в долину. Потихоньку камень проточился, и теперь в когда-то узких пролазах легко расходятся двое пешеходов.

На самом деле, отличить Красную долину от розовой по цвету почти нереально.

Место встречи двух долин и узкий перешеек между ними. Цвета смешиваются.

Розовая - севернее, Красная - ближе к Гёреме и к плато. Кстати, именно в районе подъёма на плато туриста и ждут самые интересные штучки.

Со стороны долин плато кажется неприступно-вертикальным. Но это видимость. На него довольно интересно забираться, а попытка залаза дополнится открытиями не видных со стороны пещер и даже пещерных храмов.

Главное - преодолеть участок бело-розовых наплывов. Сразу за ними появляются тропинки и относительно ровная поверхность.

В пещерах на первом уровне плато легко обнаружить залы выше человеческого роста. Это жилые постройки.

Что приятно, входы не замурованы, а просто загорожены легко выбиваемыми досками. Доски были предупредительно выбиты до нас.

Вот так выглядит первый уровень плато и дорога к вершине. В розовых скалах спрятаны небольшие пещерные церкви.

Росписи местами не хуже, чем в музее Гёреме, зато никаких орущих "No photo!" охранников.

Если вам интересны исключительно пещеры и церкви, с плато можно смело спускаться. Выше лишь потеря сил, пота и однообразнейшая равнина.

Но есть две фишки, ради которых на эту равнину стоит подняться при условии хорошей погоды. Это помимо пресловутой встречи заката.

Конечно, полноценный вид на ущелье...

...и на Эрджияс.

Край плато - место, где есть смысл отдохнуть, перекусить и обалдеть от уникального сочетания панорам.

Выходить из ущелья всё-же интереснее понизу. Оно богато на каменные своды, арки и тоннели, порой дополняемые мощными ручьями. Ближе к трассе начнутся огороды и обалденные скальные обвалы, обнажающие структуру жилищ-термитников.

Летом выход из ущелья - удовольствие. Зимой - испытание. Нигде более мы не нашли столько льда, воды, глины и обвалов.

И ещё, низовой выход из Красной долины - неплохая подготовка для прохождения тупиковых ущелий. Вот там начинается полноценный активный отдых.

в Гёреме

Сереж, офигенные места!!!
Alware
Да, ты подумай, может вместо 12-го тайского трипа...
Это я после 11-го подумаю....
Я туда уже два раза собирался, но все никак не складывается... ((
Классные фото! здОрово!
Alware
даааа! пешочком полазить по тем местечкам - супер! идешь идешь, чуть не туда срулили и пришел! Я умудрилась даже в пакетном туре залезть в такую п-пу, что думала конец пришёл: ни вперёд и ни назад: http://www.tourister.ru/responses/id_9393
Эх! на велике туда хочется! Хотя, не отказалась бы и без него полазить по всем закуткам!
Alware
Очень хороший вид на вулкан, что-то между Гёреме и Кайсери, вот же занесло)))
Да, мы два года по всем- всем дорогам и дорожкам плато прехали и многие даже у же не помню, как называются. Но самое обидное, что угробила все фото переконтрастом, потому как в те сремена не умела ещё снимать в RAW
Alware
Можно дважды скопировать фото, одно осветлить, второе затемнить и собрать из трёх псевдо - ХДР, обычно улучшает ситуацию
Спасибо! Вот то что сейчас прочитала вроде русскими буквами, а по китайски... Я кроме ЛР ничО не умею, но буду учиться! Скропировала и теперь начну переводить на язык кухарок-домохозяек!
Нам вот эта территория с "грибом" и "грудью" больше всех понравилась, только вот как называется уже за давностью забыла... Там ещё храмы зашибенные 2-3-х этажные А с удовольствием повторила бы этот променад!!! Где-то есть все карты и описания с тех лет... Но сейчас уже нереально всё откопать!
Спасибо, полезная заметка.
Серега, очень масштабно!!!
Конечно, раньше и скалы были выше, и Каппадокия каппадокистее.
Блин, надо было туда 10 лет назад все-таки доехать!!!
Alware
В январе можно было долететь за копейки))
Так а сейчас зачем уже лететь? Все пещеры и пролазы замуровали.
Alware
Нее, в тупиковых ущельях полное раздолье
А! Ну, тогда надо было лететь, да!
Кстати, что Марина летит на Кипр?
Alware
Скорее всего летит, но горящим туром, ибо так дешевле даже, чем банально прилететь регуляркой. Ну, и мы с 30го марта будем смотреть варианты
Ну круто! Только там вариант жылья надо найти! Ты с Тёмой связывался?
Alware
Вот будет жить в отеле, входящем в путевку. Иначе какой-то заоблачный ценник выходит
Сережа, полный атас! Сколько раз видел снимки этих мест и, каждый раз они завораживают
Alware
Да, Каппадокия никогда не наскучит, разве что туристы окончательно всё вытопчут
Alware писал 3 марта 8:14
разве что туристы окончательно всё вытопчут
Сережа, я там пока свой след ещё не оставил
[q][Стоя по колено в глинистой жиже, перемешанной со льдом, задирая голову к фигурным выемкам туфовых сводов, мечтал об альпинистских кошках, надетых на высокие резиновые сапоги, да о пронзительной голубизне неба./q]

Серега, романтика в чистом виде! Респект настоящему путешественнику с Большой буквы!
Ты умудряешься найти экстрим даже там, где его и быть то не должно))))
Зимняя Каппадокия выглядит несколько скромнее, чем летняя... Факт)))
Мы там были в 2007, затем в 2012 - край все больше загаживается туристами. но все еще сохраняет свою аутентичность и привлекательность .
Alware
Да, читал твои истории. Край в первый раз казался огромным, а теперь стала понятна его относительно скромная величина
Chiffa7
Эх, каждый раз смотрю и жалею, что мы там были только 4 дня.. Не хватило!!! И в Розовую и в Красную долины мы не успели спуститься, только по плато сверху прошли. Зато до пещерного города доехали и до Ыхлары. Надеялась, что зимой снега поболее, чтоб уж полный сюр был. Надо ехать еще.
Alware
Снега там хватает, уж поверь! Я особо не снимал, т.к. с вывихнутой ногой не до съемок было, удержаться бы в вертикальном положении))
Chiffa7
во меня все зимой ехать отговаривают - скользко и в долинах и на трассе.