Турист Дарья Евсеева (dasha_yevseyeva)
Дарья Евсеева
была 18 февраля 2023 16:12

Стамбул — Турция Июль 2014

Стамбул — удивительный город: огромный, шумный, грязный и ооочень колоритный. Он манит своей многовековой историей, смешением цивилизаций, сплетением европейского и азиатского. Это настоящий город контрастов, за роскошными дворцами которого скрываются нищие кварталы с горами мусора на обочинах. Но даже это не может заставить перестать им восхищаться. Он был столицей Римской, Визинтайской и Османской империй, его называли Константинополем, Византием и Царьградом. Я влюблена в Стамбул всей своей душой. Этот город просто не может оставить равнодушным!

Стамбул, который невозможно забыть!

В Стамбул мы ехали из Бургаса, где в одной из турецкий компаний-перевозчиков купили билеты прям в день отъезда. Обслуживание просто великолепное. Автобусы очень чистые, удобные, в каждое сиденье встроен планшет, стюарты очень вежливые и внимательные. Так что я очень легко перенесла ночной переезд, чего не скажешь про Илюху. Удобно быть маленькой и компактной — везде можно примоститься)))

Турецкая граница впечатлила нас своей безалаберностью. При проштамповке паспортов пограничники даже глаз не поднимали, чтобы посмотреть свой ли хоть паспорт мы даём. А при проверке вещей, я забыла снять свой рюкзак и, не положив его на ленту, просто прошла мимо. Хоть бы слово кто сказал. Ну хоть для приличия) Приехали в Стамбул мы около 6 утра. И больше ни разу таким его не видели — тихим, спокойным и пустым. На лавочках в парках спят бомжи, в метро на весь вагон — только мы и ещё один мужчина.

Сразу на вокзале купили Istanbul Card и положили на неё деньги. Карта очень удобная, действует на все виды транспорта (включая паромы) и делает скидку при пересадках. Кстати, метро и трамвай здесь интегрированы в одну схему, но при пересадках с одного транспорта на другой нужно заново оплачивать. Не очень удобно. В тур агентстве, где мы оформляли поездку в Болгарию, я сразу поспрашивала по Стамбулу — как там вообще отношения к женщинам, как нужно одеваться. Меня убедили, что Стамбул — очень европейский город, и короткая юбка здесь никого не смутит. Так вот — никакой Стамбул не европейский город! В автобус я одела шорты, чтобы удобнее было спать. И я не могу вам передать кем я себя чувствовала в этих шортах под взглядами проходящих мимо мужчин и, тем более, женщин. Когда мы гуляли в парке миниатюр одна из женщин (полностю замотанная), когда увидела меня в юбке, схватила своих дочерей (тоже замотанных) и прижала к себе, как-будто защищая от проказы)) Хотя в местах, где много туристов, с этим всё намного проще. Что касается местных — я заметила, что девушки, которые придерживаютя религии — ходят в чаршафах, остальные — преимущественно в кофтах с рукавом либо футболках и джинсах (хотя на улице жара невыносимая просто!). Но мы ни разу не увидели турчанку, которая шла бы в короткой юбке или с голой грудью.

Стамбул, который невозможно забыть!

Отель выбрали в самом центре, с завтраками на открытой террасе и видом на мраморное море и Голубую мечеть. Так что приятными эмоциями заряжались с самого утра. Цена на двоих за ночь — 50 евро — вполне приемлимо для Стамбула, тем более, что заселили нас сразу по приезду (в 7 утра), что тоже очень приятно. Вот ссылочка на сам отель.

Поспав, приняв уш и поев, мы наконец-то отправились осматривать Стамбул. Площадь Султанахмет производит просто непередаваемые впечатления. С одной стороны — древнейший византийский храм Айя-София (считался самым крупным христианским храмом до строительства Собора Святого Петра в Риме), по образцу которой и строились большинство мечетей Стамбула, с другой — одна из самых красивых мечетей города — Голубая мечеть.

Стамбул, который невозможно забыть!

Пройдя во двор мечети и подняв голову вверх, невозможно удержаться от восхищения величием и мощью этого сооружения. Оно просто великолепно.

Внутри мечеть ни менее впечатляющая: огромные своды и гигантская люстра на весь зал, которая давит на тебя и будто заставляется встать на колени перед Аллахом.

Стамбул, который невозможно забыть!

Основная часть мечети предназначена для мужчин. Женщины молятся вдоль стен за заборчиком, а туристов пускают только в определённые часы и в надлежащем виде. Все полы в мечетях устелены коврами, поэтому заходить можно только босиком. Из-за огромного количества туристов и невероятной жары на улице, в этой мечети стоит не самый приятный запах)

Айя-София производит не меньшее впечатление. Один из древнейших византийских православных храмов, которому уже более полутора тысяч лет. В последствии он стал мечетью, а сейчас является музеем. Размеры просто потрясают!

Стамбул, который невозможно забыть!

Византийцы на весь мир славились своими знаменитыми мозаиками. Но, т. к. ислам запрещает любые изображения людей и воспринимает это как идолопоклонство, за время, что Айя-София была мечетью, все мозаики были заштукатурены. В последствии они восстанавливались, но, к сожалению, часть из них всё-таки была утрачена. Издалека мозаика никакого впечатления не производит, Но, присмотревшись повнимательнее, понимаешь, что это всё крошечные разноцветные камушки, которые сложены настолько идеально, что картина выглядит целостной, как-будто просто рисовалась поверх стен.

Стамбул, который невозможно забыть!

Вход в музей платный. И стоит немалая очередь. Но мы купили музейную карту Istanbul Pass, с которой посещение музея бесплтано. На счёт карты — если посещать все музеи, которые в неё входят (Айя София, Дворец и гарем Топкапы, Археологический музей, музей мозаики, музей науки, центр дервишей), то карту брать действительно выгодно. Мы посетили всё, кроме центра дервишей. Хотя на мой взгляд вполне достаточно было ограничиться Дворцом Топкапы и Айя-Софией. Недалеко от Собор Святой Софии находиться древнейшее византийское водохранилище — Цистерна Базилика. Место невероятно таинственное и мистическое. Это огромный резервуар с питьевой водой, предназначенный на случай засухи или осады. Спускаясь в водохранилище, попадаешь в подземный дворец с неярким освещением и таинственной музыкой. А ещё после невыносимой жары на улице, это прохладное место кажется просто раем на земле.

Ну и конечно, одна из главных достопримечательностей Османского периода — это Дворец Топкапы.

Стамбул, который невозможно забыть!

Специально перед поездкой я посмотрела турецкий сериал Великолепный век, чтобы лучше разбираться в тонкостях уклада в гареме и вообще в османском обществе. Так что гуляя по дворцу, я рассказывала Илюхе, кто такие шехзаде и валиде, где проводятся казни, где заседания дивана, что кому можно делать, а чего нельзя. А вообще дворец конечно выглядит просто потрясающе: всё очень декоративно и по-восточному роскошно. И при этом, он остаётся настоящей крепостью.

Через это небольшое окно в диванном зале повелитель мог в любой момент прийти и послушать заседание совета, формально не участвуя в нём.

Стамбул, который невозможно забыть!

Ну и, конечно, самая интригующая часть дворца — это гарем, место, где плелись интриги, совершались убийства и рождались наследники

С терассы дворца открывается великолепнейший вид на Босфор.

Стамбул, который невозможно забыть!

Именно здесь Хюррем охомутала султана Сулеймана))) Кстати, похоронены они вместе в самой большой мечети Стамбула — Сулеймание, посторенной по приказу султана. Это одна из лучших работ знаменитого архитектора Синана.

Эта мечеть находиться за пределами Султанахмета, поэтому туристов в ней намного меньше и больше чувствуется атмосфера ислама. Илюха считает, что все мечети Стамбула одинаковые, и достаточно посмотреть одну. Но лично меня впечатляла абсолютна каждая, в которую мы заходили. В эту мечеть мы решили пойти не туристическим маршрутом, а обычными улицами, чтобы было быстрее. Вот здесь-то мы и увидели настоящий Стамбул. Грязный, нищий и ободранный. Груды мусора на обочинах, дети, попрошайничая, пристают к каждой проезжающей машине и чуть не в окно залазят, женщины с новорождёнными на руках просто сидят на земле, даже не просят, а вроде и живут так. Сумасшедшее движение, никто не смотрит на светофор, люди перебегают на красный (мы кстати на второй день уже тоже наловчились перебегать на красный, мне кажется зелёный у них вообще никогда не горит), машины при этом не особо-то и останавливаются, все гудят, кричат, куда-то бегут, продавцы фруктов с тачками летят по улицам с наклонном под 45 градусов, не боясь никого сбить с ног (я поражалась этому мастерству, как его не придавливает сзади своей же тележкой, скорость развивается просто нереальная!).

Стамбул, который невозможно забыть!

А если ночью свернуть с основной дороги, где ездит трамвай, куча кафешек и людей, в одну из этих подворотней, где не горит ни один фонарь и нет ни одной живой души, мне кажется, что можно остаться не только без денег.) Недалеко от мечети Сулеймание находиться главный восточный базар Турции — Гранд Базар. Это огромный крытый рынок, на котором можно найти всё, что только угодно. Тут и знаменитые ковры, и яркие разноцветные лампы, которые никому ну нужны, но очень хочется, и разрисованная посуда, и золото, и сладости, и конечно же меха и кожа, которую вам обязательно начнут втюхивать, как только услышат, что вы русские))

Я вроде бы не ворона, но от обилия красок просто разбегаются глаза, хочется абсолютно всё)) я уже чуть было не купила себе светильник, который мало того, что не в чем везти, так ещё и один, без всего окружающего антуража в квартире будет выглядеть довольно жалко)) Хорошо, что Илюха вовремя меня остановил)) Но вот Египетский базар оказался даже сильнее его. Это знаменитый рынок специй и сладостей. Там всё настолько аппетитно и вкусно пахнет, что удержать себя просто нереально! Ну здесь то мы и ощутили на себе главный восточный колорит — развод на базаре))) Немного поторговавшись, я уже была довольна ценой и набрала разной пахлавы и прочих сладостей, но тут продавец, с какой-то восхитительной улыбкой и непередаваемым шармом просто очаровал нас и натулил ещё специй, чая и рахат-лукама, который мы, кстати, буквально пару минут назад покупали намного дешевле. Не знаю, как это у него получается, тут я вроде ещё нюхаю специи, а тут нам уже заварили чай и со словами «for my dear friends» угощают в непринуждённой обстановочке. Мы ушли от него довольными и очарованными, пока пройдя пару метров не увидели всё то же самое, но значительно дешевле)) Но полученные впечатления за деньги не купишь, я бы наверное даже оскорбилась, если бы меня ни разу не развели на базаре!))

Стамбул, который невозможно забыть!

Выходя из египетского базара, попадаешь на наше с Илюхой любимой место Стамбула — пристань Эминёню. Невозможно словами описать всю атмосферу, которая царит здесь. Бесконечные торгаши, которые пытаются тебе втулить духи *из дьюти-фри* и прочие очень нужные вещи, толпы людей, спешащих на свои паромы, непонятные крики «Берём-берём-берём», при чём это не русский язык (если честно, я не знаю, что эти люди имеют ввиду, но звучит очень похоже на то, как на седьмом у нас кричат «осторожно, ноги, ноги!», а русский язык, кстати, в Стамбуле услышать — большая редкость), шум волн Золотого рога, крики чаек и запах свежей жареной рыбы.

Стамбул, который невозможно забыть!

Галатский мост, соединяет старую и новую части города, рыбаки традиционно ловят рыбу прямо на мосту и у пристани, потом здесь прям на лодках её сразу же жарят и продают в хлебе с зеленью и луком. И вот это вот счастье, которого так ждал Илюха, называется Балык экмек.

Столики и стулья здесь просто крохотные, как видимо, чтобы занимало поменьше места, было не очень удобно и люди быстрее расходились, т. к. приготовление балык-экмека здесь поставленно просто на конвеер. Лодка с продавцом:

Стамбул, который невозможно забыть!

Больше всего я люблю пристань Эминёню на закате. В такой момент возникает желание остановиться, отрешиться от суеты Стамбула и просто наслаждаться великолепными видами минаретов и песнями муэдзина, которые слышны по всему городу.

Если перейти на другую сторону Галатского моста, то попадаешь на пристань Каракёй. Она совсем не похожа на Эминёню, но имеет свой неповторимый шарм. Здесь люди уже никуда не спешат, ждут своего парома, пьют горячий чай и слушают шум волн.

Стамбул, который невозможно забыть!

Кстати, в Стамбуле до сих пор популярна профессия чистильщика обуви.

А ещё наша поездка выпала как раз на священный месяц Рамазан, когда все верующие мусульмане деражт пост. Целый день они ничего не едят и не берут ни капли воды в рот, и лишь после захода солнца устраивают настоящий пир. Люди целыми семьями выходят на улицу и устривают что-то вроде ночных пикников. Все газоны переполнены людьми, очень похоже на нашу маёвку, только это длится каждый день на протяжении месяца)) Это делается для того, чтобы мусульмане, голодая и мучаясь от жажды в самые жаркие дни года, доказывали свою стойкость, силу духа и преданность Аллаху, а ещё таким образом постигали сложность нищенской и голодной жизни. А ещё во время рамазана на улицах устраивают разные ярмарки, парады и представления. Вообще очень позитивно, мы тоже с Илюхой решили приобщиться и поели вкуснейшие дёнеры на траве))

Стамбул, который невозможно забыть!

На второй день мы решили посмотреть новую часть города и парк миниатюр. В парке представлены уменьшенные копии всех достопримечательностей Стамбула, Турции и бывшей Османской Империи. Парк достаточно большой, но довольно быстро надоедает гулять по нему. Хотя можно присмотреть интересные места для дальнейших путешествий.

Больше всего в этой поездке мне понравилось то, что парк расположен достаточно далеко от туристической части города и здесь можно увидеть другой Стамбул. Транспорт здесь очень хороший, комфортный и самое главное в такую жару — оборудован кондиционером. Вообще я всегда смотрю об уровне страны исходя из благоустройства общественного траспорта. Так что, судя по этому параметру, Турция — страна совсем не бедная. Да и вообще, Стамбул великолепен с какой стороны на него не смотри!
Коты в Стамбуле занимают отдельное место в жизни города. Это просто какая-то особая каста)) Кажется, что им можно абсолютно всё.

И эти невероятные ковры! Несмотря на всю мою нелюбовь к ним, от турецких ковров веет какой-то магией))) Даже если он тебе совсем не нужен, всё равно можно не устоять и купить его!)

Стамбул, который невозможно забыть!

Отдельной темы заслуживает турецкая еда. Нам понравилось практически всё, что мы пробовали! Дёнеры, кебабы, экмеки — особенно бараньи, огромное разнообразие вкуснейших слодостей: пахлава, рахат-лукум, орехи в инжире и миллион всего другого, названия чему мы просто выдумывали)) Популярная уличная еда здесь жареная кукуруза — не то, чтобы вкусно, варёная всё-таки получше будет, но попробовать достаточно интересно)) Ещё есть множество всяких странных напитков: розовый рассол с огрурцами, который продают на пристани Эминёню, или айран — вроде кефир, только не очень жирный, не такой густой, солёный и с каким-то привкусом огурцов что ли. Мне не сильно понравилось, но жажду утоляет хорошо. В этот же день мы планировали осмотреть новую часть города и полюбоваться видами Стамбула из Галатской башни. Башня достаточно высокая (61 м), её хорошо видно со всей старой части города, но когда подходишь к ней ближе, она скрывается из виду за окружающими её домами, а потом внезапно появляется за очередным поворотом и просто ошеломляет своими масштабами.

На вершину можно удобно подняться на лифте за пару секунд. Виды с башни открываются просто потрясающие.

Но есть здесь один значительный минус. Смотровая площадка оочень узкая, людей, как обычно, миллион, все толпятся, да и к тому же сама площадка зачем-то расположена под углом и с неё можно соскользнуть вниз. Там конечно стоит ограничительный заборчик, но при желании можно вывалиться и через него. В общем, техника безопасности оставляет желать лучшего. Особенно я представляю, что будет зимой, когда станет скользко. Чуть пройдя от Галатской башни, попадаешь на главную улицу Стамбула — Истикляль. Это пешеходная улица с одним единственным историческим трамваем, который ездит по ней туда-обратно и является одним из символов города.

Стамбул, который невозможно забыть!

Здесь, как и на всех пешеходных улицах, расположено куча кафешек, магазинов и множество развлекалова для туристов. А ещё здесь можно увидеть наше с Илюхой любимое дундурма-шоу!

Дундурма-шоу, Стамбул

На Истикляль также расположен один из самых красивых католических храмов Стамбула — Церковь Святого Антония Падуанского.

Стамбул, который невозможно забыть!

Церковь выполнена в лучших традициях католических соборов, с готичными стрельчатами арками и яркими витражами. Далее решили поехать в деловую часть города — Левент. Здесь располагается большинство небоскрёбов города. Самый крупный из них — Istanbul Sapphire (261 м). Это огромный комплекс с офисами, торговым центром, жилыми апартаментами, смотровой площадкой, различными музеями и атракционами. Один из них — это 4D-путешествие на вертолёте по Стамбулу. В принципе ничего необычного, интеррактивная экскурсия по городу с высоты в трясущихся креслах и с брызгающей водой. Меня даже немного укачало в них)))

На 64 этаже расположена смотровая площадка и кафе. Но можно подняться ещё выше — на самую крышу, туристов там ещё меньше, а вид открывается ещё лучше. Видно весь Стамбул от Чёрного до Мраморного моря. И высота просто нереальная!

А вечером вид наверное ещё более впечатляющий! Но мы решили в этот вечер полюбоваться ночным Стамбулом с борта пассажирского парома. Прогулочные паромы для туристов по Босфору стоят около 20 лир. Но можно сесть на обычный рейсовый кораблик и получить те же впечатления всего за 2 лиры. Мы отправились с пристани Эминёню на пристань Ускюдар в азиатской части города, а затем обратно. Плыть в одну сторону около 20 минут. Кораблик отправляется каждые полчаса, мы успели как раз на последний. С воды Стамбул выглядит ещё красочней! Чего стоит один только мост через Босфор имени Ататюрка!

Стамбул, который невозможно забыть!

Большинство людей на таких паромах — это местные жители, которые едут с работы из Европейской части города обратно в Азию. И их очень удивляют туристы, которые бесконечно подскакивают и что-то фотографируют в этом *обыденом* маршруте.

В последний день мы посетили оставшиеся по карте музеи (мозаики и науки) и хотели посмотреть азиатскую часть города. Решили отправиться на пристань Кадыкёй (в Азии) с пристани Ортакёй (в Европе). Они находятся достаточно далеко друг от друга и по дороге можно ещё раз насладиться видами города с Босфора. Как я читала в нескольких книгах турецких писателей — пристань Ортакёй — одно из любимых мест для прогулок местных жителей. Здесь они покупают кумпир — запечёный картофель с разными начинками внутри, кормят чаек, любуются Босфором, великолепной изящной мечетью и мостом имени Ататюрка. Здесь нет суеты, шума и криков пристани Эминёню. Здесь отдыхают размеренно и неспешно.

Несмотря на все обещания администратора гостинцы и бармена Сапфира, из Ортакёй нет паромного сообщения с Кадыкёй. Поэтому нам пришлось проехать пару остановок в обратном направлении к пристани Кабаташ. К этому времени погода успела испортиться и прогулка по Босфору была уже под дождём.

Стамбул, который невозможно забыть!

Дворец Долмабахче — один из самых красивых и роскошных в Стамбуле. Это новая резиденция османских султанов, выполненная в Европейском стиле. Европейских дворцов мы с Илюхой уже насмотрелись, так что решили ограничиться его наружным созерцанием.

Дворец Топкапы с Босфора:

Стамбул, который невозможно забыть!

На азиатской стороне расположено совсем немного достопримечательностей, поток туристов здесь также намного ниже и цены соответственно тоже. Зато здесь предостаточно различных кофеен, в которых можно попробовать настоящий турецкий кофе.

Кофе очень крепкий и густой, к нему приносят лукум и водичку, чтобы запить. Не совсем то, что я люблю, но достаточно интересно, а главное, что он очень ароматный. Готовят его прямо на улице в турочке на углях.

Стамбул, который невозможно забыть!

Из-за проливного дождя долго погулять не получилось и мы решили спрятаться в одной из местных локонтаси. Это что-то вроде столовой, но с такой восхитительной едой, что мы с Илюхой до сих пор вспоминаем её, как самое яркое впечатление от Стамбула)))) Ну ооочень вкусно! Даже он, ну совсем не любитель баранины, остался в полном восторге. Последним, что было запланировано перед отъездом — это посещения Океанариума в Forum Istanbul. Океанариум достаточно большой, с огромным разнообразием морской фауны. Есть здесь и скаты, и мерзкие мурены и огромные галапагосские черепахи.

Но самым впечатляющим был туннель с акулами, которых ты буквально можешь потрогать руками.

Стамбул, который невозможно забыть!

В самом торговом центре находятся ещё несколько музеев, но мы решили уже не посещать их, а пошли закупиться турецкими вкусностями в дорогу. Цены здесь раз наверное в 10 ниже, чем на базаре, сразу понимаешь до какой цены нужно было торговаться)) Но и сами сладости не такие вкусные. Набрали ещё чипсов со вкусами, которых у нас нет (я никогда не могу перед ними устоять!) и довольные уехали обратно в Болгарию. Стамбул — просто удивительный город. Ты моментально включаешься в его ритм, влюбляешься в эту суету, шум и даже бардак. Это вечный город, который невозможно забыть. Сейчас, планируя новые путешествия, мы всегда соблазняемся перед рейсами со стыковкой в Стамбуле более 5 часов, чтобы успеть ещё раз прийти на нашу любимую пристань Эминёню и вдохнуть солёный воздех Босфора…

Sound: Rodriguez — Hate Street Dialogue, Muhteşem yüzyıl — Hürrem Sultan'ın Ninni