Турист Екатерина (catys)
Екатерина
была 10 марта 11:53

Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

Стамбул — Турция Сентябрь 2015
54 37

Карие джами и Фетие джами — кроме Айя Софии это, пожалуй, единственные из сохранившихся до наших дней осколков Византии в Константинополе. И несмотря на то, что византийские постройки в городе встречаются частенько — за исключением этих двух, внутренняя отделка в них не сохранилась, а за давностью лет мы не имеем даже никаких документальных свидетельств, которые могли бы помочь нам предположить, что она из себя представляла. Разумеется, далеко не все церкви были так богато декорированы, как Айя София или церковь монастыря Хора (ныне Карие джами) — этот факт мне кажется неоспоримым, но нам с вами сказочно повезло, что сегодня мы имеем возможность любоваться одним из мест, которое по праву считается одним из сокровищ Византии.

Та церковь, о которой сейчас пойдет речь — настоящая лебединая песня византийского искусства, ее мозаики и фрески создавались в тот период, когда империя уже была очень слаба, но именно это и породило тот необычайный всплеск в византийском искусстве, который принято называть палеологовским возрождением.

Небольшой монастырь Хора существовал на дальних окраинах Константинополя еще при Константине I, с самых первых лет существования Восточной Римской империи. Собственно, само греческое слово «Хора» и означает «в полях», «за городом». К этому монастырю император Юстиниан потом пристроил небольшую церковь. И жил себе поживал маленький монастырь с маленькой церковью жизнью спокойной и размеренной — правда, ему тоже досталось во времена иконоборчества да во времена четвертого крестового похода, но больше ничем особенным он в истории не засветился. Ну разве что некоторое время церковь побыла императорской — когда Комнины решили покинуть Большой дворец и переселиться во Влахерны. После случился печально известный четвертый крестовый поход, после которого сильно пострадали и монастырь, и церковь. Звездный час монастыря наступил так примерно в 1320-х годах, когда у него появился могущественный и просвещенный покровитель — Феодор Метохит.

Феодор Метохит благодаря своему уму, образованности и дипломатическому чутью сделал стремительную и блестящую карьеру при дворе императора Андроника II Палеолога — стал великим логофетом, то есть первым советником императора. Это действительно был человек недюжинного дарования — Метохит стал одним из первых в Византии гуманистов, переосмысливая и распространяя учение Платона. В тот период интерес к греческой античности, который всегда подспудно присутствовал в Византии, расцвел пышным цветом, и более того — ростки нового, гуманистического образа мысли были из Константинополя занесены в западную Европу, а точнее в Италию, где расцвели пышным цветом в эпоху Возрождения. Но то Италия, и будет это несколько позже — а меж тем в Византии тоже был свой Ренессанс, и получил он название палеологовского — по имени династии, при которой в Византии, уже немного оправившейся после ужасов четвертого крестового похода и последовавших за этим десятилетий латинского господства, начался необыкновенный подъем общественного сознания. И хотя империя уже знала, что она обречена — умирала она красиво, как и подобает великой империи.

Но вернемся к монастырю Хора — и в его судьбе тоже наступил золотой век. Феодор Метохит, взявший над ним шефство, в 1320–1321 годах расширил церковь, пристроив к ней еще один, внешний нартекс и параклесий, а также украсил ее совершенно бесподобными мозаичными и фресковыми циклами. Вероятно, Метохит уже тогда начал заготавливать себе местечко, где можно было бы встретить старость, ну, а судьба только ускорила его планы — в 1328 году, после восстания, учиненного Андроником III против его отца, последний был свержен, и его великий логофет также смещен со всех постов и заключен в монастырь, где принял постриг и провел последние четыре года своей жизни.

К сожалению, церковь Хора доступна для посетителей не полностью — наос, или центральное пространство церкви, закрыт. Но открыты два нартекса и параклесий — места, в которых сконцентрировано наибольшее количество изумительных мозаик и фресок.

7
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

Мозаичные картины, которыми украшены своды галерей нартексов, иллюстрируют сцены из жизни Марии и Христа — и слова «картины», «сцены», «иллюстрируют» тут совершенно оправданы и абсолютно точны. Не даром же этот период получил название палеологовского Возрождения — по аналогии с Возрождением итальянским, хотя и немного раньше по времени (потому что гуманистические идеи Возрождения попадали в Италию именно с Востока), искусство Византии в этот период уже вышло далеко за рамки традиционной религиозной догматичности, разрушило оковы, связывавшие средневекового художника, и в произведениях Карие это видно очень хорошо. Даже если вы сравните мозаики Карие с мозаиками Айя Софии — разница, как говорится, налицо. Это уже не абстрактные, отстраненные, символичные изображения библейских персонажей — это Люди, изображенные в определенный момент их жизни, причем изображенные подробно, в динамике, окруженные множеством предметов — раньше в Византии изображения ландшафта и пейзажа не было, его заменял универсальный золотой фон. Сейчас же пейзаж активно используется, и в том числе для усиления драматизма того, что происходит на картине. Мозаики нартексов — это целая галерея сюжетов из жизни Марии и Христа, обширный повествовательный цикл.

8
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

Вот мозаика, изображающая лирическую семейную сценку — отец и мать склонились над своим ребенком. Это Иоаким и Анна с сидящей между ними Марией

7
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

На этой мозаике — сцена исцеления Христом парализованных

7
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

Введение Богоматери во храм — на этой мозаике Богоматерь изображена сразу дважды, первый раз в момент пересечения порога храма, а во второй — уже сидящей на троне, с приближающимся к ней ангелом

7
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

Сценка, которую сначала можно принять за Благовещение — на самом деле кормление Марии ангелами

5
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

В куполах, люнетах и на арках также изображены Христос, Мария, апостолы и святые:

7
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
5
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
5
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
6
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
8
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

Но самая удивительная среди мозаик Карие — это большой Деисус. Удивляет он в первую очередь необычностью своей композиции. В классическом деисусе присутствуют три персонажа — Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель. Тут же их всего двое — Христос и Богоматерь. Столь нестандартное решение, вероятно, продиктовано тем, что Метохит посвятил свою церковь одновременно Христу и Богоматери, идее воплощения Христа через Богоматерь — поэтому весь декор храма посвящен в равной мере им обоим.

6
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
5
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
5
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

Справа от Христа можно увидеть и заказчицу мозаики — Марию Палеолог, которая в 1307 году приняла постриг и, как предполагается, также была похоронена в церкви Хора. Слева от Богоматери изображен Исаак Комнин.

8
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

Одновременно с мозаичными циклами нартексов создавались и фрески паракклесия — бокового коридора, где располагались гробницы. Несмотря на то, что фрески тоже выполнены очень качественно — они значительно уступают мозаикам и по колориту, и по сложности исполнения. Это неудивительно — фреску византийцы относили разряду «провинциального» искусства, ею украшались как правило места менее значительные. Крупные, важные столичные храмы украшались исключительно мозаикой. Но благодаря своей отличной сохранности и умелой реставрации, проведенной все тем же Американским Византийским институтом, сегодня они являют собой один из уникальных образцов византийской фресковой живописи.

9
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
4
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
6
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
5
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

В апсиде паракклесия изображено динамичное воскресение, а ценртальную часть потолка галереи занимает Деисус

7
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
5
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

В куполе — изображение Марии с младенцем Иисусом в окружении двенадцати ангелов

8
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

На одной из боковых стен — удивительно нежная по цветовой гамме Богоматерь Элеуса — «Умиление», и это действительно одна из самых лиричных и трогательных сцен!

5
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

Мозаики и фрески Карие джами — это абсолютный восторг, по-другому не сказать! Маленькая церковь больше напоминает шкатулку, инкрустированную таинственно мерцающими драгоценными камнями всех цветов радуги. К сожалению, ничего подобного в Стамбуле (да и вообще нигде) не увидеть — мозаики Карие уникальны. Поэтому последняя из сохранившихся византийских церквей соперничать с ней не может абсолютно ничем — но все-таки уделите ей немного своего времени. Буквально в пятнадцати минутах ходьбы от монастыря Хора, в лабиринте узких кривых улочек, спешащих то вверх, то вниз, находится церковь Богоматери Паммакаристы, или Фетие джами. Прогулка к ней не будет долгой и вас особо не утомит — к тому же вокруг хватает местного колорита.

6
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
10
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
9
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

Церковь Богоматери Паммакаристы была перестроена на основе значительно более ранней церкви в конце XIII века племянником императора Михаила Палеолога Михаилом Тарханиотом, а уже после его смерти, в 1315 году, его вдова, принявшая постриг под именем Марфы, пристроила к ней паракклесий — усыпальницу для себя и своего мужа.

11
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
7
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

После завоевания Константинополя османами церковь использовалась как женский монастырь, а в 1455 году сюда был перенесен Патриархат, который и находился тут до 1586 года. Мозаики, которые мы сегодня можем увидеть — мозаики паракклесия — были расчищены и отреставрированы все тем же Американским Византийским институтом. Их тут сохранилось немного — Христос Пантократор в куполе, Деисус в апсиде паракклесия, фигуры Богоматери, пророков и святых.

7
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
9
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
7
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
6
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
7
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
5
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
4
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие
5
Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

Но качество исполнения этих мозаик очень далеко от того, что мы совсем недавно видели в церкви Хора — они проще, грубее, колорит не столь выразителен, позы статичны и лишены динамизма и повествовательности — словно бы это не XIV век, а снова IX–X.

Во времена расцвета Византии в Константинополе насчитывалось около 400 церквей. Но, к сожалению, история империи была так сложна и драматична, а гибель ее произошла так давно — так что осколков потрясающе богатой, развитой и насыщенной византийской культуры, повлиявшей собой на сложение современных цивилизаций как на Востоке, так и на Западе, осталось очень и очень мало. И слава Богу, что сегодня у нас с вами есть такая замечательная возможность — полюбоваться ими.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии