catys
Екатерина Пользователь — была вчера 22:31

Сокровища Византии. Часть 2 — Карие и Фетие

1 ноября 2015 г. 0:59 Стамбул — Турция Сентябрь 2015
50 33

Карие джами и Фетие джами — кроме Айя Софии это, пожалуй, единственные из сохранившихся до наших дней осколков Византии в Константинополе. И несмотря на то, что византийские постройки в городе встречаются частенько — за исключением этих двух, внутренняя отделка в них не сохранилась, а за давностью лет мы не имеем даже никаких документальных свидетельств, которые могли бы помочь нам предположить, что она из себя представляла. Разумеется, далеко не все церкви были так богато декорированы, как Айя София или церковь монастыря Хора (ныне Карие джами) — этот факт мне кажется неоспоримым, но нам с вами сказочно повезло, что сегодня мы имеем возможность любоваться одним из мест, которое по праву считается одним из сокровищ Византии.

Та церковь, о которой сейчас пойдет речь — настоящая лебединая песня византийского искусства, ее мозаики и фрески создавались в тот период, когда империя уже была очень слаба, но именно это и породило тот необычайный всплеск в византийском искусстве, который принято называть палеологовским возрождением.

Небольшой монастырь Хора существовал на дальних окраинах Константинополя еще при Константине I, с самых первых лет существования Восточной Римской империи. Собственно, само греческое слово «Хора» и означает «в полях», «за городом». К этому монастырю император Юстиниан потом пристроил небольшую церковь. И жил себе поживал маленький монастырь с маленькой церковью жизнью спокойной и размеренной — правда, ему тоже досталось во времена иконоборчества да во времена четвертого крестового похода, но больше ничем особенным он в истории не засветился. Ну разве что некоторое время церковь побыла императорской — когда Комнины решили покинуть Большой дворец и переселиться во Влахерны. После случился печально известный четвертый крестовый поход, после которого сильно пострадали и монастырь, и церковь. Звездный час монастыря наступил так примерно в 1320-х годах, когда у него появился могущественный и просвещенный покровитель — Феодор Метохит.

Феодор Метохит благодаря своему уму, образованности и дипломатическому чутью сделал стремительную и блестящую карьеру при дворе императора Андроника II Палеолога — стал великим логофетом, то есть первым советником императора. Это действительно был человек недюжинного дарования — Метохит стал одним из первых в Византии гуманистов, переосмысливая и распространяя учение Платона. В тот период интерес к греческой античности, который всегда подспудно присутствовал в Византии, расцвел пышным цветом, и более того — ростки нового, гуманистического образа мысли были из Константинополя занесены в западную Европу, а точнее в Италию, где расцвели пышным цветом в эпоху Возрождения. Но то Италия, и будет это несколько позже — а меж тем в Византии тоже был свой Ренессанс, и получил он название палеологовского — по имени династии, при которой в Византии, уже немного оправившейся после ужасов четвертого крестового похода и последовавших за этим десятилетий латинского господства, начался необыкновенный подъем общественного сознания. И хотя империя уже знала, что она обречена — умирала она красиво, как и подобает великой империи.

Но вернемся к монастырю Хора — и в его судьбе тоже наступил золотой век. Феодор Метохит, взявший над ним шефство, в 1320–1321 годах расширил церковь, пристроив к ней еще один, внешний нартекс и параклесий, а также украсил ее совершенно бесподобными мозаичными и фресковыми циклами. Вероятно, Метохит уже тогда начал заготавливать себе местечко, где можно было бы встретить старость, ну, а судьба только ускорила его планы — в 1328 году, после восстания, учиненного Андроником III против его отца, последний был свержен, и его великий логофет также смещен со всех постов и заключен в монастырь, где принял постриг и провел последние четыре года своей жизни.

К сожалению, церковь Хора доступна для посетителей не полностью — наос, или центральное пространство церкви, закрыт. Но открыты два нартекса и параклесий — места, в которых сконцентрировано наибольшее количество изумительных мозаик и фресок.

5

Мозаичные картины, которыми украшены своды галерей нартексов, иллюстрируют сцены из жизни Марии и Христа — и слова «картины», «сцены», «иллюстрируют» тут совершенно оправданы и абсолютно точны. Не даром же этот период получил название палеологовского Возрождения — по аналогии с Возрождением итальянским, хотя и немного раньше по времени (потому что гуманистические идеи Возрождения попадали в Италию именно с Востока), искусство Византии в этот период уже вышло далеко за рамки традиционной религиозной догматичности, разрушило оковы, связывавшие средневекового художника, и в произведениях Карие это видно очень хорошо. Даже если вы сравните мозаики Карие с мозаиками Айя Софии — разница, как говорится, налицо. Это уже не абстрактные, отстраненные, символичные изображения библейских персонажей — это Люди, изображенные в определенный момент их жизни, причем изображенные подробно, в динамике, окруженные множеством предметов — раньше в Византии изображения ландшафта и пейзажа не было, его заменял универсальный золотой фон. Сейчас же пейзаж активно используется, и в том числе для усиления драматизма того, что происходит на картине. Мозаики нартексов — это целая галерея сюжетов из жизни Марии и Христа, обширный повествовательный цикл.

6

Вот мозаика, изображающая лирическую семейную сценку — отец и мать склонились над своим ребенком. Это Иоаким и Анна с сидящей между ними Марией

5

На этой мозаике — сцена исцеления Христом парализованных

5

Введение Богоматери во храм — на этой мозаике Богоматерь изображена сразу дважды, первый раз в момент пересечения порога храма, а во второй — уже сидящей на троне, с приближающимся к ней ангелом

5

Сценка, которую сначала можно принять за Благовещение — на самом деле кормление Марии ангелами

3

В куполах, люнетах и на арках также изображены Христос, Мария, апостолы и святые:

5
3
3
4
6

Но самая удивительная среди мозаик Карие — это большой Деисус. Удивляет он в первую очередь необычностью своей композиции. В классическом деисусе присутствуют три персонажа — Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель. Тут же их всего двое — Христос и Богоматерь. Столь нестандартное решение, вероятно, продиктовано тем, что Метохит посвятил свою церковь одновременно Христу и Богоматери, идее воплощения Христа через Богоматерь — поэтому весь декор храма посвящен в равной мере им обоим.

4
3
3

Справа от Христа можно увидеть и заказчицу мозаики — Марию Палеолог, которая в 1307 году приняла постриг и, как предполагается, также была похоронена в церкви Хора. Слева от Богоматери изображен Исаак Комнин.

6

Одновременно с мозаичными циклами нартексов создавались и фрески паракклесия — бокового коридора, где располагались гробницы. Несмотря на то, что фрески тоже выполнены очень качественно — они значительно уступают мозаикам и по колориту, и по сложности исполнения. Это неудивительно — фреску византийцы относили разряду «провинциального» искусства, ею украшались как правило места менее значительные. Крупные, важные столичные храмы украшались исключительно мозаикой. Но благодаря своей отличной сохранности и умелой реставрации, проведенной все тем же Американским Византийским институтом, сегодня они являют собой один из уникальных образцов византийской фресковой живописи.

7
2
4
3

В апсиде паракклесия изображено динамичное воскресение, а ценртальную часть потолка галереи занимает Деисус

5
3

В куполе — изображение Марии с младенцем Иисусом в окружении двенадцати ангелов

6

На одной из боковых стен — удивительно нежная по цветовой гамме Богоматерь Элеуса — «Умиление», и это действительно одна из самых лиричных и трогательных сцен!

3

Мозаики и фрески Карие джами — это абсолютный восторг, по-другому не сказать! Маленькая церковь больше напоминает шкатулку, инкрустированную таинственно мерцающими драгоценными камнями всех цветов радуги. К сожалению, ничего подобного в Стамбуле (да и вообще нигде) не увидеть — мозаики Карие уникальны. Поэтому последняя из сохранившихся византийских церквей соперничать с ней не может абсолютно ничем — но все-таки уделите ей немного своего времени. Буквально в пятнадцати минутах ходьбы от монастыря Хора, в лабиринте узких кривых улочек, спешащих то вверх, то вниз, находится церковь Богоматери Паммакаристы, или Фетие джами. Прогулка к ней не будет долгой и вас особо не утомит — к тому же вокруг хватает местного колорита.

4
8
7

Церковь Богоматери Паммакаристы была перестроена на основе значительно более ранней церкви в конце XIII века племянником императора Михаила Палеолога Михаилом Тарханиотом, а уже после его смерти, в 1315 году, его вдова, принявшая постриг под именем Марфы, пристроила к ней паракклесий — усыпальницу для себя и своего мужа.

9
5

После завоевания Константинополя османами церковь использовалась как женский монастырь, а в 1455 году сюда был перенесен Патриархат, который и находился тут до 1586 года. Мозаики, которые мы сегодня можем увидеть — мозаики паракклесия — были расчищены и отреставрированы все тем же Американским Византийским институтом. Их тут сохранилось немного — Христос Пантократор в куполе, Деисус в апсиде паракклесия, фигуры Богоматери, пророков и святых.

5
7
5
4
5
3
2
3

Но качество исполнения этих мозаик очень далеко от того, что мы совсем недавно видели в церкви Хора — они проще, грубее, колорит не столь выразителен, позы статичны и лишены динамизма и повествовательности — словно бы это не XIV век, а снова IX–X.

Во времена расцвета Византии в Константинополе насчитывалось около 400 церквей. Но, к сожалению, история империи была так сложна и драматична, а гибель ее произошла так давно — так что осколков потрясающе богатой, развитой и насыщенной византийской культуры, повлиявшей собой на сложение современных цивилизаций как на Востоке, так и на Западе, осталось очень и очень мало. И слава Богу, что сегодня у нас с вами есть такая замечательная возможность — полюбоваться ими.

Частные гиды
в Стамбуле

Бронирование отелей
в Стамбуле

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

onegina17
+1
1 ноября 2015 г. 11:52
На такую красоту можно любоваться бесконечно. Даже от фотографий невозможно оторваться, каково все это видеть в реальности!
catys
+1
1 ноября 2015 г. 12:57
Спасибо! Это действительно невероятно красиво и эмоционально, мозаики, как мне кажется - самое драгоценное из искусств....
Shefer
+1
1 ноября 2015 г. 13:37
Екатерина!
Качество выполненных фотографий выше всяких похвал. Получаешь удовольствие и от отличного рассказа и от созерцания и от общения с интересным собеседником. Спасибо.
catys
1 ноября 2015 г. 13:55
Владимир, спасибо за такую высокую оценку моих трудов! Мне очень приятно, что мои рассказы интересны Вам и вызывают отклик в душе! Спасибо!
evgeniaczech
+1
1 ноября 2015 г. 17:47
И хотя империя уже знала, что она обречена — умирала она красиво, как и подобает великой империи.
Великая империя, грустно, что очень мало от нее осталось. Спасибо за знакомство,Катюш, для меня открытие.
catys
+1
1 ноября 2015 г. 19:37
Спасибо, Женечка! Да, действительно очень грустно...
Serg555
+1
1 ноября 2015 г. 17:47
Катюша! Спасибо за очень интересный рассказ и отличные фотографии!
catys
1 ноября 2015 г. 19:38
Спасибо Вам большое за интерес!
spatefillum
+1
1 ноября 2015 г. 17:51
Да, это счастье, что такие сокровища сохранились...
catys
+1
1 ноября 2015 г. 19:38
и то, что их так мало осталось - должно как-то заставлять нас их ценить....
KonstantinPavlov
+1
1 ноября 2015 г. 21:08
Во-первых, спасибо реставраторам, которые возрождают старые фрески, а во-вторых, спасибо автору, за то, что про это нам рассказала.
catys
+1
1 ноября 2015 г. 21:13
Всем спасибо, все свободны Спасибо, Константин! Да, реставраторы - это мегаважная профессия....
KonstantinPavlov
+1
1 ноября 2015 г. 21:46
Не менее важная -писатель-любитель, который о их работе рассказывает. Это Вы Екатерина, ибо результаты работы реставраторов были бы мне неведомы
catys
+1
1 ноября 2015 г. 21:51
Я буду очень польщена, если после моих скромных трудов Вам захочется увидеть их вживую!
KonstantinPavlov
+1
1 ноября 2015 г. 22:25
Если по правде, христианские религиозные соружения не в первом ряду моих интересов, но Ваши рассказы из Рима, Стамбула (это то что я вспомнил) читал с удовольствием. Спасибо за ликбез, теперь про историю христианства я знаю больше.
catys
+1
1 ноября 2015 г. 22:28
Как Вы понимаете, они представляют для меня интерес не как религиозные сооружения, а как исторические Ну что поделать, если церковь тысячелетиями определяла направления развития общества, и искусства в том числе... Приходится изучать, никуда не деться... а иначе их и смотреть неинтересно, они ж молчат
KonstantinPavlov
+1
1 ноября 2015 г. 22:37
catys писала 1 ноября 2015 г. 22:28
для меня интерес не как религиозные сооружения, а как исторические
плюс искусствоведческие знания. Это интересно!
catys
+1
1 ноября 2015 г. 22:54
Еще раз спасибо!
Cult-tourist
+1
2 ноября 2015 г. 0:04
Катя, нет предела Вашему мастерству Художницы и Рассказчика! Семь лет назад в последний стамбульский день между Хорой и Топкапы сделал вполне очевидный «попсовый» выбор (правда успел «прихватить» по соседству ещё и солидный Археологический музей). Теперь, благодаря Вам и Вашей чУдной новелле, с одной стороны, наконец, понял, чего себя лишил. С другой стороны, словно и пробрёл что-то важное (ей-богу, странное ощущение). В общем, спасибо большущее!
catys
2 ноября 2015 г. 9:42
Прекрасное ощущение! Я его очень хорошо знаю, у меня часто такое бывает, когда посчастливится найти что-то новое и интересное для себя. Я очень рада, что моему рассказу удалось проникнуть Вам в душу!
annaabrosimova
+1
2 ноября 2015 г. 1:19
Катя, мозаики и фрески Хоры (Карие) - небесный, ни с чем не сравнимый, восторг !!! Я до сих пор не могу о них не вспоминать! Они просто потрясающие.
Увы, в Фетие джами я не была. На мой взгляд, они перекликаются с Карие. Я не знаток, но мне слышится (в смысле видится) созвучие. На фотографиях они выглядят полными глубинного смысла... достаточно вглядеться в выражение лиц. Очень хотелось бы увидеть их "в живую".
Катя, знаешь, Мозаики и фрески Хоры для меня были созвучны фрескам Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Ты их видела "живьем"?
catys
+1
2 ноября 2015 г. 9:35
Нет, Анют, к сожалению не видела, но я думаю что ты права - русские мастера иконописи очень во многом опирались на византийскую школу, вплоть до полного копирования...
annaabrosimova
+1
2 ноября 2015 г. 9:46
Кать, загляни в Ферапонтово, при случае. Фрески там изумительные.
Золотистый фон с парящими на нем фигурами... все очень перекликается с тем, что я видела в Стамбуле
catys
+1
2 ноября 2015 г. 12:09
Обязательно хотела бы заглянуть! Жаль только что матушка-Россия так велика, что в Вологодскую область не так просто смотаться
annaabrosimova
+1
2 ноября 2015 г. 13:59
catys писала 2 ноября 2015 г. 12:09
в Вологодскую область не так просто смотаться
Не поспоришь. До интересных мест доехать бывает далековато и трудновато.
Leolik
+1
2 ноября 2015 г. 6:45
К сожалению, ничего подобного в Стамбуле (да и вообще нигде) не увидеть

Катя, а как же мозаики Равены?
catys
+1
2 ноября 2015 г. 9:39
Прекрасные мозаики! ) Но их даже сравнивать нельзя, во-первых они значительно более ранние - VI век, и к тому же это романская школа... конечно, с византийскими влияниями, но все-таки итальянская )
vibas
+1
2 ноября 2015 г. 14:04
Катя, это действительно сокровище!!! И ты так всё показала и рассказала, что в монастырь Хора, в принципе, можно уже и не ехать - всё равно я там уже все посмотрел!
"Качество" мозаик поражает! И фресок тоже! Молодцы Палеологи!!!
Фетие - тоже классная, а еще очень понравилось, что
Прогулка к ней не будет долгой и вас особо не утомит — к тому же вокруг хватает местного колорита.
Вот такой Стамбул тоже очень хочется посмотреть - старо-деревянный и к тому же разноцветный!
А почему и одна, и другая "джами"? Они были мечетями?
catys
2 ноября 2015 г. 14:12
Вить, да брось, все равно ни одна фотография не передаст этого в реале Так что идти и смотреть все равно надо, обязательно ))
Да, они были, а Фетие, если не ошибаюсь, и продолжает оставаться по сей день мечетями. Поэтому и названия....
vibas
2 ноября 2015 г. 14:38
catys писала 2 ноября 2015 г. 14:12
а Фетие, если не ошибаюсь, и продолжает оставаться по сей день
А как она может оставаться мечетью, если в ней изображения людей? Да еще и христианские!
catys
+1
2 ноября 2015 г. 14:58
Как музей функционирует только паракклесий, собственно больше нигде мозаик и не сохранилось ) Основное пространство церкви было мечетью )
vibas
+1
2 ноября 2015 г. 15:15
А, понял!
Butyrskii
+1
2 ноября 2015 г. 19:41
Очень детально, очень полезно и невероятно красиво. Следующее путешествие в Стамбул будет уже совершенно в другом ключе, со знанием многих моментов, спасибо
catys
+1
2 ноября 2015 г. 21:19
Вам спасибо!!! Значит я не зря стараюсь, и это очень приятно
borisnov
+1
2 ноября 2015 г. 22:58
Спасибо, шедевры !
catys
3 ноября 2015 г. 19:51
Dimitry
+1
3 ноября 2015 г. 10:48
Мозаики волшебны...
catys
3 ноября 2015 г. 19:51
marsada
+1
4 ноября 2015 г. 11:18
Кать, ты гений!!!
catys
+1
4 ноября 2015 г. 13:31
Я???? Вот если б я сама создала эти мозаики... тогда может быть А так... всего лишь передатчик )))
sovikont
+1
5 ноября 2015 г. 12:02
Необыкновенно...Всегда так радуюсь что это можно видеть и почувствовать сейчас..Что красота дошла до нас и ею гордятся и дорожат... Спасибо за рака ,Катя.Интересно узнать много нового.
catys
+1
5 ноября 2015 г. 12:34
Спасибо Сонечка! Я рада, что было интересно!
Это и правда чудо - что такие необыкновенные и красивые вещи дошли к нам сквозь века....
sovikont
+1
5 ноября 2015 г. 23:18
catys писала 5 ноября 2015 г. 12:34
такие необыкновенные и красивые вещи дошли к нам сквозь века....
это может только радовать ,Катюша!
catys
+1
5 ноября 2015 г. 23:20
да!!!
sovikont
5 ноября 2015 г. 23:22
julykum
+1
6 ноября 2015 г. 22:58
Катюша, как же ты меня порадовала! В свой приезд в Стамбул я мечтала увидеть мозаики и фрески Карие, но... не сложилось. Как я переживала, как расстраивалась! И тут такой подарок от тебя! Спасибо, моя дорогая!
catys
6 ноября 2015 г. 23:05
Юленька! Я так рада, что получилось тебя порадовать! И мне очень бы хотелось, чтоб твой приезд в Стамбул был не единственным и не последним, и ты все-таки увидела это великолепие своими глазами!
julykum
+1
7 ноября 2015 г. 15:08
Дай Бог.
Svet-lanka
+1
11 ноября 2015 г. 2:21
Мозаики потрясающие! Завораживают....
catys
+1
11 ноября 2015 г. 9:24
Это точно!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.