Турист Наталия (natchen)
Наталия
была сегодня 16:05

Антананариву — Мадагаскар Август 2015

Третью часть путешествия в Лемурию я планировала сделать заключительной в своей трилогии о Мадагаскаре. Но планировать, не значит сделать. Не получается у меня кратко и бегло пройтись по Антананариву, столице острова, т. к. она заслуживает большего внимания. Возможно, данная часть повествования станет для многих самой скучной и неинтересной в моей саге о Мадагаскаре. Но Антананариву достойна своей отдельной главы, потому что, только погрузившись в ее жизнь, можно получить более полное и цельное представление об острове.

Столица Мадагаскара имеет очень необычное и длинное название — Антананариву. Малагасийцы называют ее сокращенно «Тана», в душе, наверное, глумясь над нами, иностранцами. Но нам «ваза» (так называют мальгаши белых людей) произносить вслух «Ан-та-на-на-ри-ву» даже нравится. Где вы еще так поупражняете свой речевой аппарат? «Антананариву очень похож на средиземноморские города» — прочитала я перед поездкой и приняла эту информацию с неким скептицизмом, даже не смотря на то, что до 1960 года город был столицей французской колонии. Как то не складывался у меня в голове пазл типичного средиземноморского города с типичным африканским ландшафтом. Но тем интереснее была встреча с ним.

Основанный в начале 17 века, Антананариву в переводе с малагасийского языка звучит как «город тысячи». Вот только тысячи чего, так до конца никто и не знает. То ли тысячи деревень, то ли тысячи воинов, а может быть тысячи холмов. Хотя холмов навряд ли. Как очень точно подметил А.Кротов, Антананариву является единственным Городом в стране. После увиденной мной Мурундавы, могу подписаться под каждым его словом. Расположенный в центральной части острова и растянувшийся на километры, город распластался на высоте 1 435 метров над уровнем моря, среди холмов.

Разрабатываем артикуляцию. Антананариву ждет вас!

По официальным данным в Антананариву проживает около 2 млн. человек. Правда, мальгаши размножаются с такой скоростью, что статистика не успевает за ними. Как многие крупные мегаполисы город делится на благополучные, не совсем и совсем неблагополучные районы. И даже проживая в самом благополучном квартале, туристам очень настоятельно не рекомендуют в темное время суток выходить одним за пределы выбранного места ночлега, что очень красноречиво говорит о соответствующей криминальной обстановке в городе. Позже я еще вернусь к этой теме.

Город оставил очень двоякие впечатления. С одной стороны видна невидимая рука (что я говорю, видимая, конечно) бывших колонизаторов, проявляющаяся в архитектуре и инфраструктуре города. С другой стороны, признаки страны третьего мира видны абсолютно во всем. Фешенебельные кварталы имеют ярко выраженный европейский вид. Узенькие улочки с крутыми спусками и подъемами застроены аккуратными маленькими домами.

Разрабатываем артикуляцию. Антананариву ждет вас!

Здесь живет малагасийская элита, что сразу читается по внешнему облику людей и по машинам отнюдь недешевых марок. Главная достопримечательность Антананариву — Королевский дворец, расположенный на горе Аналаманга, называемой также Королевским холмом. Дворец хорошо просматривается практически из любой точки города.

Построенный в 17 веке, дворец первоначально был деревянным, но в 19 веке он приобрел свой современный вид, а в 1995 году во время демонстрации дворец сгорел. Сейчас внешние стены успешно восстановлены, а вот внутреннее убранство до сих пор в порядок привести не могут. Так что все ценные экспонаты дворца хранятся на сегодняшний день в бывшем доме Премьер-министра, который находится по соседству с Королевским дворцом.

Разрабатываем артикуляцию. Антананариву ждет вас!

Это здание сейчас тоже реставрируется. Внутри находится большой красивый зал для приемов, в котором идут активные восстановительный работы. А временному музею выделена небольшая комната, в которой можно увидеть коронационные регалии и другие предметы, принадлежащие королевской семье. Женщина — экскурсовод очень душевно поведала нам рассказ о жизни королевской династии Мадагаскара: жизни короткой, но очень яркой и интересной. К сожалению, не могу проиллюстрировать данное место, т. к. нас попросили не снимать на камеру музейные экспонаты.

Вообще, история развития острова в 17–19 веках очень насыщенна событиями и реформами, и чем-то схожа с развитием России Петровских времен. Объединение в начале 18 века разрозненных племен под властью Андрианампуйнимерина (предполагаю, что у него есть тоже сильно сокращенное имя), правителя королевства Имерины, совпало с быстрым экономическим развитием острова. Он и его сын Радам Первый сделали поистине сильный рывок в экономическом развитии острова, прорубив для Мадагаскара «окно» в Европу, наладив контакты и торговлю с развитыми странами. Но как часто бывает в истории, на смену сильным лидерам и реформаторам приходят не особо одаренные их дети, коим и оказался Радам Второй. Правил он недолго, оставив после себя на престоле свою жену Разухерину. И здесь в игру вступает некий серый кардинал Райнилайаривуни, ставший любовником и по совместительству премьер-министром страны. Именно в его доме сейчас находится временный королевский музей. Он оказался очень хитрым и умным политиком, женившись последовательно на двух следующих королевах Мадагаскара. Таким образом, ему удалось узурпировать власть и править страной до своей кончины. Надо отдать ему должное, он много сделал для развития страны и управлял ею мудро. С приходом к власти французов и под их давлением Королева, ставшая к тому времени уже вдовой, отреклась от престола и была сослана в Алжир. Таким образом, в 1896 году на Мадагаскаре была упразднена монархия.

Но вернемся в настоящее время и посмотрим, что еще можно посмотреть в Антананариву — в Городе четвертого по величине острова мира.

Разрабатываем артикуляцию. Антананариву ждет вас!

Одно из центральных мест города - железнодорожный вокзал. Вокзал выглядит очень эффектно и красиво (фото из интернета).

Уже много лет на железнодорожном направлении через Антананариву отсутствует пассажирское сообщение. Сейчас здесь проходят только грузовые поезда. В самом вокзале нет ни касс, ни зала ожидания. Только несколько дорогих магазинов и ресторан, находящийся в левом крыле здания. Сюда нас и привезли пообедать. Привокзальный ресторан, я так предполагаю, является одним из самых дорогих в городе, но не для нас иностранцев. Как я уже раньше упоминала, за 10 долларов можно очень прилично поесть. Еда очень качественная и вкусная, так что рекомендую вам, при случае, посетить данное место. Запомнился туалет, который расположен в старинном вагоне. Смотрится очень колоритно. Железнодорожный вокзал расположен в начале центральной улицы города — проспекта Независимости, на котором размещено достаточно много лавок и магазинов (фото из интернета).

Разрабатываем артикуляцию. Антананариву ждет вас!

Наслышанные о местных нравах, мы не рискнули совершить пешую прогулку по проспекту, а направились к озеру Ануси, которое находится в пределах города немного южнее центра.

Посередине озера расположен монумент, установленный еще французами, в честь участия малагасийцев в Первой и Второй мировых войнах.

Разрабатываем артикуляцию. Антананариву ждет вас!

Эта веха в истории Мадагаскара важна для малагасийцев, и гид с нескрываемой гордостью поведал нам об этом факте. А мы, в свою очередь, не могли скрыть своего удивления: кто бы мог подумать, что в рядах французской армии в достаточно большом количестве присутствовали жители Мадагаскара. Подъехав к озеру, наш гид-водитель отправил нас самостоятельно знакомиться с монументом и его окрестностями, а сам остался сторожить наши чемоданы в машине. Мы решили сразу провести обзорную экскурсию по городу, не тратя время на заезд в гостиницу и выгрузку вещей. Тот факт, что джип с чемоданами нельзя оставить на полчаса или час без присмотра, очень показателен. Нам надо было пройти 200 метров от автостоянки до озера, но и этого хватило, чтобы получить приличную порцию адреналина. Под рыскающими и оценивающими взглядами антананарийцев, чтобы с нас поиметь, мои руки непроизвольно вцепились в фотокамеру и рюкзак, а в голове крутилась только одна мысль: «Быстрее бы сделать круг почета вокруг монумента и вернуться обратно в машину». Лишний раз не хотелось вынимать фотоаппарат из сумки, чтобы не привлекать к себе внимание.

Отель Lokanga Boutigue Hotel, в котором мы остановились на 2 дня, расположен недалеко от Королевского дворца на горе Аналаманга.

Разрабатываем артикуляцию. Антананариву ждет вас!

В отеле всего 8 номеров. В номерах антикварная мебель.

Разрабатываем артикуляцию. Антананариву ждет вас!

Сервис и питание достойны высшей оценки. Панорамные виды, открывающиеся из отеля, лучшие в городе. Рядом находится несколько смотровых площадок. В ресторане отеля кухня высокого качества. Так что рекомендую вам посетить данный ресторан, даже если для проживания вы выбрали другое место. До захода солнца мы успели прогуляться по узеньким улочкам, прилегающим к отелю. А вот когда стемнело, решили не рисковать, памятуя о самостоятельной прогулке вокруг озера Ануси.

Интересной особенностью Антананариву являются вкрапления рисовых полей, окруженных жилыми районами, прямо в черте города. В городе мы не видели ни одного светофора. Говорят, что ни одного светофора нет вообще на острове. Читала, что мальгаши новой китайской одежде предпочитают покупать секонд хенд из Европы. Похоже, так и есть, т. к. вдоль дорог расположено очень много барахолок, где идет активная торговля. Наивные чукотские, т. е. мадагаскарские юноши. Можно подумать европейские бренды отшиваются не в Китае. Удивило отсутствие фруктов. Только желто-коричневые бананы и мандарины. Все! Август все-таки, зима. Ладно, дома поем, решила я. Ну, а где еще, как не в Москве…

Вычитав в одном из путеводителей, что в зоопарке Антананариву обитает один из самых редких и необычных лемуров руконожка ай-ай, мы поспешили туда. Т. к. ай-ай ведет ночной образ жизни, то увидеть его можно только после захода солнца, и то, предварительно записавшись. Утром мы приехали в зоопарк Цимбазаза с твердым намерением увидеть сегодня этого диковинного зверя, чего бы нам это не стоило. Сам зоопарк произвел на нас хорошее впечатление. Очень достойное и цивильное место. Территория зоопарка большая, чистая и ухоженная. Представлены практически все виды лемуров, обитающих на Мадагаскаре. Большинство лемуров живет в клетках, конечно.

Малыш проголодался.

Разрабатываем артикуляцию. Антананариву ждет вас!
Глядя в эти глаза, отдашь последнее.

Есть искусственные водоемы

Разрабатываем артикуляцию. Антананариву ждет вас!

и небольшие островки, на которых обитают лемуры.

Кошачий лемур, самый известный вид из семейства лемуровых.

В определенные часы служитель зоопарка, преодолевая на плоту водное препятствие, кормит лемуров.

Разрабатываем артикуляцию. Антананариву ждет вас!

А те, в свою очередь, сбегаются к берегу и ждут, когда им принесут очередное лакомство.

С помощью своего шикарного хвоста самцы катта проводят "вонючие бои", смазывая хвост выделениями из подмышек и затем выпячивая его в сторону соперника, решая, таким образом, споры о рангах в социальной иерархии.

Ой, что-то не так?

Часть деревьев в зоопарке облеплена птицами.

И это Мадагаскар тоже.))

Видели даже моих любимых черепах. Одна из них оказалась очень коммуникабельной, ей доставляло огромное удовольствие, когда посетители зоопарка ее гладили.

Разрабатываем артикуляцию. Антананариву ждет вас!

Видели знаменитую фоссу. Не минуты покоя. Она бегала по клетке, не останавливаясь. Возможно, мы просто попали на ее пробежку (фото из интернета).

Итак, приехав в зоопарк, первым делом мы решили записаться на вечерний прием к ай-ай. Наш дяденька-гид подошел к молодцу, отвечающему за порядок и безопасность на территории зоопарка, о чем-то с ним поговорил, после чего нам поступило очень неожиданное предложение, от которого мы не смогли отказаться. Нам предложили посмотреть на руконожку прямо сейчас, не дожидаясь вечера. Упускать свой шанс мы не стали. Последовала бурная торговля, после чего нас перебежками с оглядкой по сторонам повели к ай-ай. Ситуация была комичная. Стоило нам это 70 000 малагасийских ариари, или около 20 долларов США. И вот, наконец-то, мы увидели ай-ай.

Ай-ай занесен в Красную книгу,

Честно говоря, мы представляли его более мелким. Поэтому познакомившись с ним воочию, мы немного опешили. Руконожка — самый крупный представитель мокроносых приматов, ведущих ночной образ жизни. Ай-ай был открыт в 1780 году путешественником Пьерром Соннера. Сами мадагаскарцы, которым Соннера показывал пойманного зверька, никогда не видели его раньше и громко кричали от удивления «ай-ай», что в последствии и послужило его названием. Когда это странное существо было впервые описано, ученые не могли сойтись во мнение, что же он собой представляет: то ли лемур, то ли грызун с мощными зубами.

Разрабатываем артикуляцию. Антананариву ждет вас!
То ли лемур, то ли грызун с мощными зубами.

В результате маниакального страха перед ай-ай и их истребления, руконожек осталось очень мало. Отличительной особенностью ай-ай являются два средних пальца руки — длинные и тонкие.

Руконожка или ай-ай.

Интересен способ питания ай-ай: руконожка вначале простукивает ствол дерева пальцами в поисках личинок насекомых, затем прогрызает отверстие в древесине и, используя гибкие средние пальцы, извлекает добычу из трещин и дупел. Налюбовавшись этим диковинным лемуром, мы с чувством полного удовлетворения поспешили к выходу. Но сарафанное радио на Мадагаскаре, видимо, работает отлично. К нам стали подбегать работники зоопарка и предлагать за символическую плату посетить клетки с другими лемурами. Чем мы, естественно, воспользовались.

Как же ему вкусно.))

Ну классный же!))

Даже в неволе эти зверьки вызывают массу положительных эмоций. Безусловно, наблюдать за лемурами в дикой природе гораздо интереснее, но давайте будем объективными. Так близко рассмотреть зверей в естественной среде обитания получается не всегда, и зоопарк хороший вариант познакомиться с ними поближе. Вот так неожиданно и интересно нам открылся Антананариву. А впереди нас ждала дорога на восток в национальный парк Андасибе в VAKONA LODGE, о чем я поведаю, честное слово, в своей последней главе.