NatalyA
NatalyA Пользователь — была 29 сентября 2016 г. 18:50

Янтарный плен. Путешествие по Восточной Пруссии (Калининград и область), часть 6

31 августа 2010 г. 5:44 Калининград — Россия Июль 2009
5 3

Тени Тевтонских рыцарей/ и кони — Черняховск и Маёвка.

Направление Гусева (Гумбиннена/Gumbinnen) и Нестерово (Сталлупёнена/Stalulpönen).

Инстербург (Insterburg) — Черняховск.

~116 км от Зеленоградска.

84 км от Калининграда.

Дорога от Калининграда в этом направлении — отличная. На каком-то участке гладкость асфальта была абсолютной, казалось даже, что мы скользим по льду.

Раскрытый путеводитель на коленях довольно сдержанно приглашает нас посетить эти места. Остатки какого-то рыцарского замка и, возможно, если есть желание можно посетить коневодческий завод. Проникнувшись написанным, мы и не ожидаем ничего выдающегося, предполагаем быстренько посмотреть на развалины, и быстренько посмотреть на лошадок. На обратном пути, хотим ещё заехать в Гвардейск.

Мы даже не представляем, что впереди нас ждут встречи с уникальными местами, людьми и животными…

Въезжаем в Черняховск. Это, довольно небольшой городок. На центральной площади (улица Ленина) памятник генералу Барклаю де Толли на коне. Поворот налево по стрелке-указателю к замку. Видим краснокирпичные стены и подъезжаем. То, что видим — замком назвать уже нельзя — остались только фрагменты кирпичных построек с одной стороны и длинный желтый двухэтажный корпус с другой стороны. Всё это вроде как вписано в черту города, но больше смахивает на окультуренный пустырь, чем на неухоженный центр. На желтой стене красивыми волнистыми готическими буквами внаклонку написано по-немецки: Insterburg. Мы пока не можем понять куда идти, и я бегу с фотоаппаратом сфотографировать эту надпись.

Вдруг слышим голос: «Эй, ребята, здравствуйте. Вы к нам? Что хотите здесь увидеть?». Поднимаем голову и изумленно взираем на совершеннейший сюр: оказывается, этот вопрос задаёт нам из распахнутого окна второго этажа по пояс голый мускулистый загорелый мужчина с длинными волосами в хвосте и кожаным ремешком вокруг лба. Через несколько минут он появляется из ворот. Босиком. В коротких джинсовых шортах. Такой современный Маугли. И приглашает зайти внутрь. Мы какое-то время молчим, потому что прикидываем в уме, чем грозит нам это общение. Он представляется — художник Андрей (Смирнов), заходите, мол, гости дорогие, хотите посмотреть замок сами — пожалуйста, хотите индивидуального экскурсовода — 200р. И тоже, пожалуйста. Мы проникаемся наконец-то предложением и следуем за хозяином, который отворяет тяжелую деревянную дверь в стене, и по высокой скрипучей лестнице поднимаемся в длинный узкий, но высокопотолочный коридор с разрисованными стенами и заставленный рыцарской атрибутикой. Вслед за ним заворачиваем в какую-то комнату, где вообще на стенах висят рыцарские доспехи и облачения, мечи, щиты и копья, а также множество картин, а что-то и вообще свалено в аутентичную кучу на полу. Какие-то нестандартного вида люди в глубине комнаты болтают друг с другом, сидя на продавленных матрасах и не обращают на нас никакого внимания. «Сейчас подойдет Влада», — говорит мужчина, — «а вы пока пройдите в наш концертный зал, там много интересной информации на стендах, только потише, сейчас журналисты берут интервью у нашего ветерана». Мы на цыпочках, протискиваемся между манекеном дамы в пышном платье и цветистыми стенами, и попадаем в большую залу с рядами кресел, роялем и несколькими готической формы окнами.

1

Я сразу очаровываюсь интерьером. Здесь сила старых стен перемешана с энергетикой новых людей-реконструкторов этого замка. Отчетливо представляю себе как это пространство, отвоеванное у времени, наполняется музыкой… Нас уже зовут.

Молодая женщина с белокурыми волосами и в розовом плаще приглашает нас в музей. Снова надо пройти по коридору в другую комнату. Коридорные окна выходят в овальный внутренний двор бывшего замка. Если высунуться, то сверху вниз можно хорошо рассмотреть старинную кладку — каменный меч на площадке внизу под окнами, вдоль стены. Видим ещё развесистое дерево. Что-то вроде очага, деревянного постамента. Но всё это потом осмотрим внимательно, а сейчас мы в музее. Что там внутри.

Музей — несколько комнаток, заполненных древними, старинными и просто старыми вещами. Немного из рыцарской эпохи, побольше из немецкой истории городка Инстербурга — фарфор, стекло, оружие, мебель, «бытовая техника» — утюги, подсвечники, лампы. Гордость музея — диорама — воссозданная битва из железных солдатиков (сражение при Гросс-Егерсдорфе, 1757, в 15 км отсюда, которое выиграли русские войска под руководством генерала Апраксина. Это Семилетняя Русско-Прусская война). Влада рассказывает неторопливо и очень проникновенно. Она из числа людей — спасителей замка. Как можно назвать их? — альтруисты, бессеребреники, сумасшедшие, фантазеры, актеры, трудяги, а может дети. Восстановить эти стены из руин, да и ещё считай и без денег, своими руками, и организовать здесь музей, концерты, исторические реконструкции… Брать сюда в лагерь подростков со сложным характером, заниматься ими, и выпускать их наполненными и увлеченными историей до ушей и навсегда… У замковых хранителей есть люди, которые им помогают и которых они называет не спонсорами, а «нашими друзьями». Влада, оказывается — Придворная Фея. Это её титул на театральных исторических летних реконструкциях. Они проводятся раз в год (в 2009 не проводили, потому что «устали», перенесли на следующий год). И тогда сюда приезжает множество людей, влюбленных в эту эпоху, в самодельных доспехах и вооружении. Рыцари и их Прекрасные Дамы.

Кому-то покажется это недоигранным детством и чересчур перечитанным Вальтером Скоттом.

Но это и так и не так.

Нужно обладать достаточной внутренней свободой и силой, чтобы вот так серьёзно и самозабвенно погрузиться в Историю, другую эпоху. Можно ли назвать игру в рыцарство — игрой? Для зрителей — да. Для них — это увлечение со стёртыми границами между жизнью в сегодня и прошлым. Чтобы выковать похожий на настоящий меч — нужен мастер и немалые деньги. Чтобы облачиться в почти настоящую кольчугу или красивое платье — нужны мастера и также немалые деньги. Чтобы стать Рыцарем или Прекрасной Дамой — нужно не только сильное желание, но и чувство особого предрасположения именно к этой выбранной эпохе. У многих ведь это ощущение знания себя другим спит. У многих это абсолютно интуитивный путь и поиск себя.

Люди не просто переодеваются и размахивают мечами — они почти досконально знают избранный ими исторический период. Даты, имена, события. И Кодекс рыцарской чести, между прочим.

А ещё, возможно, для кого-то это род игры в прятки. От чего? Да от мутоты, которая заполняет сегодняшнюю жизнь. Глянец, гламур, телевизор, газеты, пиво, чипсы, водка. Это просто шаг в сторону от серой повседневности. При этом от действительности полностью не спрятаться. Она разрушает всю романтику. Придворная Фея Влада радуется сейчас теплым батареям, которые недавно им помогли установить в несколько выставочных комнатах. А вовсе не танцу буримэ.

Вместе с Владой начинаем обходить замок по кругу. Некоторые постройки, (в основном хозяйственные, сложенные из булыжника) сохранились хорошо. Но краснокирпичные развалины сохранили почти неуловимый силуэт бывшего Орденского Замка и представить себе массивный квадратный Замок с узкими остроконечными готическими окнами, с примыкающим к нему Форбургом (предзамковым укреплением и местом сбора войска), защищенный толстой зубчатой Крепостной Стеной с Башнями и бойницами для арбалетов, Главными Воротами со спускающимися решетками и Подвесным Мостом через крепостной ров — сейчас почти нереально…

Нач.14 века. Примерно этим временем датируется возведение Крепости Инстербург, название которой подарила протекающая речка Инстер. Крепость — это центр древней Надровии (прусской области). Железные немецкие рыцари отбили это место у пруссов. Обычная схема прикрытия захвата чужих земель — христиане завоевывают территорию «язычников». (Надо отметить, непокорные пруссы долго здесь чествовали силы Природы, на Русь христианство пришло ещё в кон.10в.).

19-й Магистр Тевтонского Ордена — Дитрих фон Альтенбург (Dietrich von Altenburg) — основатель крепости. Его брат Херольдус — первый комтур.

Рыцари Тевтонского Ордена должны были быть исключительно чистой немецкой и благородной крови. Поверх белой туники носили синюю мантию с черным латинским крестом. Следовали девизу Ордена: «Helfen — Wehren — Heilen» — «Помогать — Защищать — Лечить». И давали три монашеских обета — бедности, безбрачия и повиновения.

Красиво звучит. Идеализировать образ немецкого крестоносца всё же не стоит. Немецкие тевтонцы яростно делили территории между французскими Тамплиерами и мальтийскими Госпитальерами. Очень любили захватывать соседей — прусских или литовских «язычников», владения которых присваивались под лозунгом «христианизации Европы» (1/3 передавалась католической церкви), а сами захваченные, если не жестоко казнились, то служили разменной рабской монетой в различных товарно-денежных ситуациях.

В Замка Инстербург не танцевали, а отправлялись в военные походы. И эти стены помнят своих гостей — королей, герцогов, графов и маркграфов, а также Великих магистров и рыцарей со всей Европы.

Влада показала нам остатки Пыточной Башни и даже провела в подземелье, в котором было темно и холодно, но сухо, и ужасно интересно. Подвалы замка как раз пострадали только от завалов, а не от разрушений. Сейчас расчищена лишь небольшая их часть. Холодные камни полюбили виноградные улитки. Это редкое явление. Французы давно бы их обмакнули в лимонный сок и отправили в желудок. У нас же улитки — лишь модели на фотографиях.

Экскурсия по всему замку длилась около 2х часов. И, конечно, мы решили заплатить не 200р., как договоривались. Это было бы совершенно нечестно с нашей стороны. (В музее есть также ящики для пожертвований). Напоследок мы ещё раз заглянули к художнику Андрею. У него что-то типа сувенирного прилавка — с магнитами, dvd, уникальными, ими нарисованными наборами открыток, запломбированные почти настоящей рыцарской сургучной печатью:). И с его автографом.

И немного о памятнике Михаилу Богдановичу (Михаэлю Андреасу) Барклаю де Толли (1757 — 1818, 61 год) на въезде в Инстербург-Черняховск. Он русский шотландской крови. Генерал (1809), военный министр (1810), командующий 1-ой Русской Армией и участник Бородинского сражения (1812), граф (1813), участник взятия Парижа и генерал-фельдмаршал (1814), князь (1815). Кроме прочих наград получил прусский Орден Черного Орла (1813). В 8 км от Инстербурга у него было имение в Жилишкене (пос. Нагорное).

Продолжение следует.

© http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото, при использовании текста гиперссылка на сайт и указание имени автора обязательны.

Частные гиды
в Калининграде

Бронирование отелей
в Калининграде

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

savely59
8 октября 2012 г. 15:40
Спасибо большое,прекрасно написано,чувствуется тема Вас затронула.
RTVd
8 октября 2012 г. 18:00
Грустно на всё смотреть Я была в Калининграде, когда он назывался еще Гусев. На всю жизнь в памяти остались доты вдоль дороги, дома многоэтажные с окнами-бойницами без стекол, и разбитые снарядами. А ведь после войны прошло уже много лет!
И тем разительней было видеть маленькую деревеньку на территории Литвы, всего в 40 км. от Гусева, на самой границе республик. Вот, в этой деревушке было такое изобилие продуктов, свежайшей молочки, кондитерки...что мы, москвичи, в ту пору могущие себе позволить разные продукты, были шокированы!
Интересная тема! Спасибо!
NatalyA
10 октября 2012 г. 14:53
А разве Калининград назывался когда-либо Гусев?? Кенигсберг переименовали в Клининград в 1946. Вы, наверное сейчас имели ввиду Гусев/Гумби́ннен, он как раз довольно близко расположен г литовской и польской границам.
А о прибалтийском благополучии того времени и я наслышана) Хотя почему "того", и сейчас там разительная разница и в инфраструктуре, и в питании..., по сравнению с калининградским анклавом..
RTVd
10 октября 2012 г. 15:51
Возможно! )) Это очень давно было. И поездка у меня была через Вильнюс-Каунас-Гусев-Калининград. В Гусеве у нас остановка была с ночевкой, вот мы и ездили на автобусе в Литву, на границу тогда еще республик страны. Разница огромная была!!!!!
И что тогда поразило, хотя мирная ситуация была: это какое-то беспокойство и разруха в прямом смысле слова на русской территории, и полное спокойствие и благополучие по ту сторону границы, в Литве. Поразительно!!!
NatalyA
10 октября 2012 г. 16:37
Сейчас, наверное, уже не так трагически контрастно, но контрастно... По крайней мере, я сравнивала фото литовской части Куршской Косы с нашими впечатлениями о нашей части - и скажу, разница очень ощутима. Очень. На такой стороне так все прянично, у нас - как и везде у нас...
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.