Турист М.Н. (Laskovsky)
М.Н.
была 9 марта 23:58

Финляндия, Норвегия, Швеция Июль 2015

«Вот и лето прошло, словно и не бывало»…

Маршрут по Скандинавии. Лето 2015

А вместе с ним осталось позади и самое главное Путешествие года. Можно уже подводить итоги, осмысливая увиденное и пытаясь найти что-то путно запечатлённое в формате jpg.

Маршрут по Скандинавии. Лето 2015

Планирование предполагаемого маршрута давалось на этот раз непросто. Были на то причины субъективные: жизнь бьет ключом (и по голове тоже), а тут еще и работа, и удовлетворение собственных прихотей и желаний. Но это как всегда. К более объективным сложностям можно отнести то, что города почти не привлекали нашего внимания, т. о. легкодоступная информация проплывала мимо. Было желание побольше побродить пешком.

Однако, помимо получения удовольствия от прогулки, хотелось, чтобы наши природные тропы приводили к чему-то интересному либо с точки зрения созерцательности, либо — познавательности. А с этим дело обстояло уже сложнее.

Финляндия. Дьявольский котёл под Рованиеми
Финляндия. "Дьявольский котёл" под Рованиеми
Норвегия. Наскальные рисунки (Balsfjord)
Швеция. В центре космических исследований. Esrange Space Center
Норвегия.Malselvfossen

Наконец, немаловажно то, что по некоторым местам наш путь уже пролегал, иными словами, с особо интересовавшими нас достопримечательностями знакомство уже состоялось.

Финляндия. Кеми

Некоторую корректировку маршрута вносили выбираемые места ночевок. Наши требования были весьма непритязательные, но вполне определенные.

Норвегия. Birtavare Camping

1) Поблизости должна быть вода.

Финляндия. Сауна нашего домика в лапландских лесах под Пелло.

2) Возможность самостоятельного приготовления пищи, обеспечивающая автономность нашего существования.

Финляндия. Недалеко от Йоэнсуу (апартаменты при местной школе)

3) Невысокая стоимость. Уже в поездке видели места/домики, за житьё в которых можно было бы заплатить требуемую бОльшую сумму, если бы заранее знали, что они окажутся таковыми, каковы в действительности. Иные же, напротив, укрепляли в мысли, что выбор более экономного варианта был правильным.

4) Ну, и какую-нибудь «конфетку в виде чего-то необычного, пусть и не такого важного для проживания, тоже хотелось получить. Ввиду малой предсказуемости результата эта конфетка могла оказаться либо пустышкой, либо огромной шоколадищей. Пустышка выпала один раз, когда вместо финской сельской идиллии мы получили прилизанно-причесанное место ночевки, где даже большая «русская печь» и хозяйка в фартучке и косынке на голове во время завтрака (я даже не сфотографировала на память), не могли сгладить впечатления «мягко стелют да жестко спать».

Маршрут по Скандинавии. Лето 2015

Однако сразу после этого мы получили свою «шоколадищу» там, где совсем не ждали. Не ждали, поскольку привлекла низкая стоимость, а внешний вид жилища заставил в качестве аргумента подобного выбора пояснять: «Где мы только не жили, а вот в сарае ещё не доводилось. Надо же когда-нибудь начинать».

Финляндия. В лесах под Кухмо. Pikala

Кто же знал, что это не древний амбар, а вполне современная постройка, но из сухостойной древесины (что составляет предмет гордости хозяина, и он охотно пояснил, что её привезли из России).

Некоторые элементы интерьера, правда, были, скажем так, весьма своеобразны.

Маршрут по Скандинавии. Лето 2015

И кто мог предполагать, что мы встретим здесь и настоящее финское гостеприимство, и ощутим на 200% настоящий «финский» отдых.

Теперь непосредственно о маршруте. Направление его не отличалось оригинальностью и было предопределено давно совместной жизнью с Карпинненом (так теперь буду называть мужа в своих скандинавских сагах) — на Север. Поскольку хотелось не столько экстрима, сколько релаксации, то, естественно, на север Скандинавии. И не очень важно куда. Но всегда есть нечто, что является если и не целью путешествия, то, по крайней мере, точкой притяжения. Для нас таким местом стала Саана — гора, на севере финской Лапландии.

Мне трудно ответить на вопрос, почему именно она — то ли из-за мистики саамского культа, то ли из-за возможности лицезреть с высоты и горы шведские, и горы норвежские, и горы финские, причем, одновременно.

Маршрут по Скандинавии. Лето 2015

Желание осчастливить Саану своим посещением возникло раньше, и еще в прошлую поездку наш маршрут должен был проходить через неё, но не всегда задуманное сбывается. Наш маршрут был изменен, и Саана осталась в стороне. Не скажу, что на тот момент меня это сильно опечалило. Однако нерасколотый орешек заманчив, и вот уже кажется, что пропущено то, где побывать надо было обязательно.

И когда я в желании хоть несколько летних дней провести в тепле, предлагала ограничиться хотя бы Центральной Финляндией, меня спрашивали: «А как же Саана?», и я со вздохом прокладывала маршрут, всё дальше уходящий на север.

А там рукой подать до норвежских фьордов, безграничная красота которых уже запала в сердце, так что и раздумывать о дальнейшем пути нечего.

Впереди по курсу Люнгенские Альпы

Немного подышать свежим морским воздухом да и в обратный путь.

Жажда открытия новых земель (хотя бы в рамках нашего узкого семейного круга) не отпускала, а потому возвращаться решено было через Швецию. Несколько лет назад, водя пальчиком по карте, где на севере Швеции, возвышались огромные горы с заснеженными вершинами, я представить себе не могла, что когда-нибудь мы сюда доберемся.

Швеция. В районе Abisko

То, что побываю в Стокгольме, сомнений не вызывало, на севере Ботнического залива — возможно, но в такую Тьмутаракань да еще и в горы — в голову не приходило. Но человек предполагает, а Бог располагает, и именно здесь удалось испытать нечто экстраординарное — оказаться в горных недрах, т. е. побывать в самой настоящей шахте. Незабываемо!

Маршрут по Скандинавии. Лето 2015

Таким образом, весь маршрут выглядел следующим образом:

Финляндия -Северное Саво — Варкаус

Финская Лапландия — Рануа, Рованиеми, Тервола, Пелло, Килписъярви

Норвегия — Шиботн, Кофьорд, Люнгенские Альпы, Балсфьорд, Барду

Швеция — Кируна, Оверторнио, Каликс

Финляндия — Кеми, Мухос, Кухмо, Йоэнсуу.

Маршрут по Скандинавии. Лето 2015

Длина — примерно 4 тысячи км.