Михаил Странник Пользователь — был сегодня 9:12
модераторов

Исцеление ран

27 сентября 2015 г. 22:13 Сиэтл — США Июль 2015

Наша планета часто наносит себе довольно серьезные раны. Когда была маленькой девчонкой неприятности с ней случалось почти постоянно, то мегавулкан прозевает, то метеоритом в лоб соседские мальчишки закатают. Сейчас повзрослела, поостыла, атмосферой прикрылась, как следует. Дама в самом расцвете сил. Даже цивилизацию себе вырастила. Но бывает ошибается… Сами понимаете, за всем не уследишь, все хлопочешь да хлопочешь.

Вулкан Ст. Хеленс

Вот и тогда 1980 году заболталась с подружками, а относительно мелкий вулканчик — Ст. Хеленс возьми да плюнь. Причем плюнул со смаком по серьезному. Вроде сама прозевала, так люди должны были присмотреть, но и для них извержение явилось неожиданностью. Все началось с прорыва газа в зоне у подножия, хуже придумать нельзя. Там сельхозугодья, речка рыболовная, полно народу. Газоанализаторы стояли выше, обнаружили прорыв поздно, не обошлось без человеческих жертв, погибло 57 человек, многие получили тяжелые отравления.

Высота выброса составила больше десяти километров. Фото из интернета.

Потом вулкан по сути взорвался улетела вся верхушка, гора разом стала на полкилометра ниже. Общий выброс составил три кубических километра в твердых материалах, потекла лава. Веселуха сопровождалась серией локальных землетрясений. Кругом, на тысячах гектаров, загорелся заповедный лес, хуже не куда. Тушить даже не пытались. Эвакуировали людей и подготовили оборонительные рубежи на особо опасных направлениях. В вулканическом пепле и ядовитых газах погибло все живое в радиусе несколько десятков километров от эпицентра выброса. Более мелкие выбросы и землетрясения продолжались больше десяти лет.

Через два года после выброса. Фото из интернета.

Посчитали, прослезились, дальше что делать? Вокруг вместо роскошного векового бора, лавовые поля, пепел и кислотные озера. Предложений было как и в большинстве случаев два. Первое — зеленое, традиционное — ничего не делать, а то мало ли что случится. Второе — экологическое — оставить эталонные блоки, а на остальной территории восстановить леса в том виде в котором они были до извержения. Принято было второе предложение.

Понимает, что вел себя не прилично. Свою обглоданную вершину облаками прикрыл.

Работы по восстановлению были начаты где то двадцать лет назад. Мне показалось что интересно посмотреть как развиваются события, сейчас, на промежуточном этапе. Мы решили опять покинуть скоростную Ай 5 и сделать 100 километровый крюк до национального парка Ст. Хеленс.

В это трудно поверить, но Ст. Хеленс — это не испанское название (испанцы все называли именами святых), а очень даже английское. Одного англичанина, так звали — Лорд Ст. Хеленс (кстати долго жил в Питере, как посол Англии в России), а у него был друг, тоже англичанин, по имени Дж. Ванкувер. Так вот это Дж. Ванкувер путешествовал по Северной Америке и все что на глаза попадалось называл именем своего друга Ст. Хеленса, да и про себя не забывал. Вот и самый красивый пик в округе он Ст. Хеленс обозвал, в честь друга своего. Он же не знал что гора окажется такой буйной.

Первая же информация о вторичных последствиях извержения вулкана, которую я получил в национальном парке, оказалась для меня совершенно неожиданной. Выяснилось, что большинство эталонных участков, оставленных для того чтобы наблюдать за тем как природа сама заживляет свои раны, превратились в болота.

Логика понятна, просто неожиданно. Что происходит и отчего образуются эти болота. Лавовые реки совершенно не обязательно текут по тем же руслам что и обычные, и часто перекрывают водосток. Застывшая лава — это очень надежная дамба, она абсолютно не проницаема для воды. Как результат, выше такой лавовой стены возникает неглубокое прогреваемое озеро, которое быстро заболачивается.

Пройдет еще пару тысяч лет и вода промоет в лаве канал и болото понемногу начнет осушиваться. На месте бывшего болота возникнет долина покрытая плодородной почвой (смесь торфа с вулканическим пеплом), на которой начнет расти новый лес. Я не стал ждать две тысячи лет для того чтобы сфотографировать этот этап развития и вставил сюда фотографию из национального парка Рейнер. Посмотрите какую узкую и красивую щель в лаве промыла вода. Как ножом разрезала, ширина меньше десяти метров, глубина метров тридцать.

При всей любви к кувшинкам, болото нам надоело довольно быстро и мы пошли искать место посуше. Решили подняться выше и прогуляться в зоне новых посадок. Удивила тщательность с которой экологи пытаются восстановить ландшафт. Они изучают старые фотографии, определяют по ним породы деревьев, которые росли здесь до извержения и пытаются в соответствии с этим осуществлять посадки. На фотографии ниже четко видно, что деревья посажены не сплошным ковром, а некими пятнами с учетом исторического размещения, почв и количества грунтовой воды в данной зоне.

В горных парках, с хорошим обзором, мы обычно не выбираем пешеходную тропу заранее. Просто катаемся по парку пока не увидим место, которое точно наше. На картах американских парков дается довольно точная протяженность тропы и уровень ее сложности. При прокладке троп егеря стараются избежать пересечений. Единственный способ потеряться — уйти в строну по звериной тропе. Увидев со склона красивое озеро мы решили, что это идеальная цель для нашего пешего путешествия.

Если верить карте то на круговой маршрут должно было уйти три часа. По нашему опыту прямого хода у нас уходит, в таком случае, часа два — два с половиной. Реально я считаю, что мы идем часов на четыре-пять. По дороге всегда бывает много интересного, а часто и вкусного.

Здесь нам постоянно попадались конкуренты нагло пытающиеся слопать наши ягоды. Попытки выяснить если у него совесть и почему бы ему не поесть сочную траву, ни к каким результатам не привели. Олени очень забавно едят ягоды, не как обычную траву. Траву они откусывают, а когда олени едят чернику или голубику, они захватывают куст ртом и «продергивают» его между зубов. Нежные листики и ягоды остаются во рту, а голый кустик они не трогают до следующего урожая.

В нескольких местах тропа пересекала сухие эталонные участки. Кое-какая растительность начинала подниматься и здесь. Разница между молодым посаженным лесом и разрозненными елочками эталонных участков была безусловно не в пользу последних.

Выбором тропы мы остались довольны. В русском языке есть прекрасное слово описывающее такие пейзажи — ПРОСТОР. В таких местах даже дышится по другому.

Говорят в легких есть мертвое пространство. Мне показалось, что мы нашли отличное место чтобы менять запасы воздуха в этом мертвом пространстве. Очень хочется запастись воздухом этих гор на всю зиму.

До озера добрели где то час за два. Руки стали черные от голубики которую нам удалось отбить у оленей. Так то не балуй, знай кто у нас царь природы.

Озеро оказалось очень красивое, очень прозрачное и очень холодное. Спиннинг я оставил в машине и глубоко об этом пожалел. Любой кузнечик брошенный в воду встречал достойный прием.

Ребенок у нас купается вне зависимости от температуры воды, полез купаться и здесь. Я посмотрев на ручейки, которые радостно и весело бежали в озеро прямо с ледника, решил подождать с купанием до карибских пляжей. Вопль ребенка прыгнувшего с разбега в воду подтвердил мою правоту.

И было нам хорошо. Прекрасная природа и полное безлюдье часто вызывают ощущение счастья, которое потихоньку полностью тебя заполняет, вытесняя из головы беды и дурные мысли. Провалялись на берегу в теплом и мягком мхе довольно долго, пока ребенок не начал ныть, что связавшись с нами он окончательно исхудал и нету такого закона кормить детей одними лесными ягодами. Пришлось проститься с озером возвращаться на гору к машине.

Выезжали по новой трассе построенной в рамках проекта создания идеального национального парка. Практически вся трасса шла по эстакаде. Правильно это. Нужно верно расставлять приоритеты. Даже если твоя самая большая мечта заключается в том чтобы лесах было много диких животных, в первую очередь нужно заботиться о людях. Нельзя чтобы они страдали от того что животные постоянно выбегают на трассу. По сторонам дороги стоял юный пихтовый лес. Было понятно, что люди справятся. Скоро, очень скоро все здесь будет восстановлено.

Заканчивался первый день в штате Вашингтон. День получился жизнеутверждающий. Понимание созидательных возможностей людей всегда поднимает настроение. Через заунывный плач о человеческих злодействах, все больше и больше заполняющих мир, пробивался спокойный голос специалистов делающих свое важное дело. Захотелось сказать спасибо, что я и сделал.

в Сиэтле

28 сентября 2015 г. 8:50
И я присоединюсь! Очень я уважаю тех, кто помогает природе, а не гробит ее в угоду своему, сиюминутному. Тема настолько болезненная для меня, что я лучше замолчу, иначе мой комментарий будет длиннее рассказа. А за позитив - спасибо! Порадовал, Миш!
28 сентября 2015 г. 8:59
Здесь опять ссылка на твою благородную специальность. Я готов бы был обсуждать с людьми из серии "как бы что не вышло" варианты самовосстановления природы, при одном условии, если они сами тоже готовы самовосстанавливаться. В большинстве случаев, люди при серьезном недомогании обращаются к врачу. Они просят человека чтобы он им помог, они пьют лекарства (созданные человеком) чтобы чувствовать себя лучше. Почему они отрицают такое право за Природой? Почему человек не имет права восстанавливать природу?
28 сентября 2015 г. 9:03
Как раз у людей, особенно наших, очень часто встречается это самое - само заживет! К врачам идут, когда совсем уж припечет. Ну и с природой думают, точно так же будет. Но не получается ни у людей, ни у природы. Хорошо бы понять это до того, как все уничтожим.
28 сентября 2015 г. 9:55
Тань, мне кажется, что мы вмешались в жизнь природы уже очень серьезно и притворяться что мы здесь на Земле ни причем просто мимо проходили, как то наивно.
28 сентября 2015 г. 9:05
Природа обновляет сама себя вулканами, цунами, торнадо - очищает.
Шикарный парк, все очень здорово сделано. А какая примерно температура в озере?
28 сентября 2015 г. 9:11
Не совсем понял от чего она очищается, но результат выглядит довольно дурно. Особенно океан после урагана

Метров на пятьсот выше снег, думаю не больше десяти. Там доволь прохладно. Сейчас проверил фотографии, мы гуляли в легких куртках.
28 сентября 2015 г. 9:28
От людей отчищается думаю, просто не всегда "попадает"
28 сентября 2015 г. 9:52
Не уверен что людей должен устраивать такой подход
Если серьезно, то в период когда люди на ней отсутствовали она буйствовала покруче.
28 сентября 2015 г. 11:11
Там динозавры были. Вечно ей что-нибудь не нравится
28 сентября 2015 г. 12:43
Особенно она не любила простейших
28 сентября 2015 г. 12:44
3 октября 2015 г. 23:25
Не могу согласиться. Простейшие до сих пор живут. В отличие от динозавров.
4 октября 2015 г. 7:59
Так и живут "не любленные"...
28 сентября 2015 г. 9:50
28 сентября 2015 г. 9:52
Chiffa7
28 сентября 2015 г. 11:38
Отличные у Вас прогулки по национальным паркам.
Здорово, что такие массивы леса восстанавливают.
28 сентября 2015 г. 12:47
Возможность гулять по лесу - это большое счастье.
Я уверен, что у них все получится с этим молодым лесом.
28 сентября 2015 г. 13:15

Какие умные олени - даже они понимаю, что природу надо беречь))))
28 сентября 2015 г. 13:19
Лучше бы они кустики съедали, а ягоды оставляли
28 сентября 2015 г. 13:20
Chedty писал 28 сентября 2015 г. 13:19
Лучше бы они кустики съедали, а ягоды оставляли

Михаил, да вы шутник))))))
28 сентября 2015 г. 13:36
Интересно... а главное - доступно все!
28 сентября 2015 г. 13:49
И конкуренты уступчивые.
28 сентября 2015 г. 15:40
Прекрасная природа и полное безлюдье часто вызывают ощущение счастья, которое потихоньку полностью тебя заполняет, вытесняя из головы беды и дурные мысли

Ой, Миш, правда твоя. Когда смотришь на природные красоты и сам становишься лучше.
Здорово про соседних мальчишек с метеоритом в первом абзаце. Кто его знает, может маркомир он такой же одушевленный и там есть свои мальчишки и девчонки!
28 сентября 2015 г. 16:12
Точно Лен, думаешь почему я такой хороший? Потому что в лесу все время сижу и не с кого мне пример дурной брать
28 сентября 2015 г. 19:18
Chedty писал 28 сентября 2015 г. 16:12
не с кого мне пример дурной брать

Хороший мальчик!
28 сентября 2015 г. 18:54
По каким диким местам вы путешествуете! Нетронутая природа поражает! Очень красиво и величественно.
28 сентября 2015 г. 19:38
Там действительно очень красиво. На дороге мы пару машин встретили, а во время пешего перехода за все время ни кого не видели и не слышали.
28 сентября 2015 г. 23:31
Так безлюдно...в этом определенно что-то есть
28 сентября 2015 г. 21:05
Ну вот , только что посмотрел еще одну серию нешнел джеорафик. Да, на вулканическом пепле леса хорошо растут и какие леса. Потрясающие фотографии, Миша! Какой заряд энергетики всегда получаешь от них.
28 сентября 2015 г. 21:20
Володь, спасибо!
Очень рад что тебе понравилось. У меня от этого парка осталось очень позитивное настроение. Мне показалось, что люди там здорово помогли природе.
28 сентября 2015 г. 22:34
Миша!
А ты слышал про кузбасского губернатора Тулеева? Он там с местным народом тоже леса высаживает на месте выработанных угольных шахт. Умрет, а память останется на века.
28 сентября 2015 г. 22:50
Я думаю, что если в течении своей жизни ты сделал много хорошего для природы. Ты жил не зря.
Evrostroy97
29 сентября 2015 г. 7:14
Спасибо за все 95 рассказов,уникальный научно-исследовательский труд(Ереван уже читает об Армении,их благодарности впереди)
29 сентября 2015 г. 7:24
Вам спасибо, за то что читаете. Очень рад если в рассказах есть полезная составляющая.
28 сентября 2015 г. 23:31
Если б каждый ТАК делал свое дело, то мы все уже жили бы в раю. И жизнь на Земле была бы другой. Спасибо, Миша, прекрасный рассказ!
29 сентября 2015 г. 7:26
Рад что понраавилось. Сделано все действительно хорошо, без плакатов и бравурных маршей, просто хорошая, честная работа.
29 сентября 2015 г. 5:47
Надо же! Я со своими стереотипами думал, что в Сиэтле только Джими Хендрикс и Курт Кобейн. Ну, и всякие неспящие на худое конец)) А там, оказывается, еще и вулканы взрываются, и природа восстанавливается))
Прекрасно, Михаил! Ландшафты великолепные! Причем эталонные участки понравились не меньше восстановленных))
В русском языке есть прекрасное слово описывающее такие пейзажи — ПРОСТОР.
А в английском что аналога нет?
29 сентября 2015 г. 7:37
Думаю сохранение эталонных участков абсолютно правильный ход. Все это вместе помогает понять как развивается природа. Места много, жалко что ли.
Думаю администрации нужно серьезно поработать над географической привязкой. Привязка только к большим городам искажает смысл заметок. На многих сайтах есть понятие значимые территории. В самом Сиэтле я пробыл два часа, было довольно скучно и в отличии от героев фильма хотелось спать.
Я сейчас подумал, подобрать аналог слову ПРОСТОР с восклицательной интонацией не сумел. Но я русский знаю намного лучше чем английский.
29 сентября 2015 г. 8:58
Chedty писал 29 сентября 2015 г. 7:37
Да, и восстановление природы - ход тоже правильный, я думаю!
Посмотрел на карте - оно даже к Портленду ближе, чем к Сиэтлу))
На ум приходит только старая песня Тома Петти "Into the great wide open"))
29 сентября 2015 г. 16:00
Я думал что написать Сиэтл или Портленд, решил Сиэтл потому что штат уже Вашингтон, административно ближе.

Ассоциация близкая со словом wide здесь можно комбинировать в этом частном слочае подойдет еще комбинация с wild, но прямой аналог одним словом на ум не идет.
29 сентября 2015 г. 8:29
Какие шикарные пейзажи, Миша! Почему-то наш Кавказ напомнило, только здесь еще рыжие пятнышки на изумрудном, очень впечатляет!

Так вот откуда слямзили идею ягодосборниковых лотков - у оленей!

Мне сразу вспомнилась одна публикация - однажды проснувшись утром, жители городка, расположенного у подножия потухшего вулкана, заметили спозаранку черный дым, столбом уходящий в небо из кратера. Город начали готовить к эвакуации, поднялась паника, вулканологи в растерянности. Провели обзор с воздуха - на вершине горела гора покрышек и была вытоптана надпись " с 1 апреля"
29 сентября 2015 г. 16:07
Я тоже про комбайн ягодный подумал

Шутка с покрышками очень суровая.
29 сентября 2015 г. 17:23
Да уж, я бы с ума сошла, если бы дым над головой от вулкана увидела
29 сентября 2015 г. 17:33
Наверно по этому тебя природа загнала на Реюнион, тренироваться.
29 сентября 2015 г. 20:17
да уж, чего я всегда боялась - тут в избытке. Но у меня есть походная, всегда готовая, котомка и связи с вертолетчиками...ну так, на всякий случай
29 сентября 2015 г. 20:43
Наташ, ты очень предусмотрительная женщина. Котомка у меня тоже есть, там кредитная карточка лежит , а вот с вертолетчиками дружить я не догадался. Надо над этим поработать.
30 сентября 2015 г. 7:36
Миша, я очень вдальсмотрящая я еще сейчас списываюсь со шведской компанией- они батискафы производят для частного пользования, на двоих. только беда-без дозаправки он может пройти 700 км, а у меня до ближайшего континента, Африки, 970...вот кумекаю, как еще спасаться в случае чего.
30 сентября 2015 г. 8:01
Попробуй организовать промежуточную заправку на трассе эвакуации. Емкость с маячком, не такая большая проблема... В Африку не плавай, лучше на вулкане жить
30 сентября 2015 г. 8:22
Миша, ты как обычно, сказал такими словами, что я ничего не поняла...пойду своего озадачу маячком
30 сентября 2015 г. 8:55
Сигнальный радиомаяк, чтобы емкость под водой найти.
30 сентября 2015 г. 8:57
Миша....а емкость под водой-это мой батискаф будет??? ладно, не буду думать о технической стороне - мое дело выбрать цвет машинки
30 сентября 2015 г. 9:09
Нет емкость под водой будет с горючим. Она (они) будут лежать на трассе Реюнион - Париж. Ты, по дороге в Париж, найдешь емкость по сигналу маячка, заправишься и поплывешь дальше на своем красивом батискафе.
30 сентября 2015 г. 11:44
Миша, а какой же волшебник для меня ее на дно океана положит????
30 сентября 2015 г. 12:13
Попытайся взять в одном пакете с батискафом, дешевле обойдется.
30 сентября 2015 г. 13:09
боже, как сложно....пожалуй, вертолет попроще будет
30 сентября 2015 г. 15:45
Только ты сразу дружи с пилотам каких нибудь Ми 6, маленькие вертолеты летают низенько и близенько.
30 сентября 2015 г. 17:37
Уже хорошо, Миша, что я с тобой дружу, вот кто бы мне такие ценные советы давал! пошла искать миги на острове, не найду - придется просить, чтобы прислали
30 сентября 2015 г. 18:19
МиГ - Микоян - Гуревич не надо.
Достаточно Ми - Миль
30 сентября 2015 г. 21:20
Ты так сказал, как будто я в магазин их пойду выбирать
30 сентября 2015 г. 21:34
Я просто за тебя испугался. Если начнешь заказывать МИГи неприятности могут быть.
1 октября 2015 г. 0:08
да нет, обрадуются, Реюньон нынче популярный у меня в это маленькое окошечко переписки теперь только смайлик входит
29 сентября 2015 г. 10:49
Таки - ДА! Вначале уничтожили 90% секвойи, а теперь виртуозно отработали технологию восстановления. Только секвойя так медленно растет.... Что в этом случае с другими деревьями справятся - нет сомнения!
Америка сделала дороги, а дороги сделали Америку!
29 сентября 2015 г. 16:04
Хуже было бы если секвои порубили и технологию восстановления не отработали
1 октября 2015 г. 3:41
да уж! Это точно!
29 сентября 2015 г. 11:53
Как же хорошо ,Михаил! Но ведь не везде так и большинство живут по принципу совсем другому .. а жаль... вероятно считают что после себя не стоит что-то оставлять. Прекрасная природа и как здорово что о ней заботятся!
29 сентября 2015 г. 16:19
Система американских национальных парков великая вещь. Там природу здорово поддерживают.
29 сентября 2015 г. 17:54
Это всегда приятно и хорошо что программа работает
29 сентября 2015 г. 13:00
Прекраснейшая природа, как уроженец Сибири всё время автоматически сравниваю
29 сентября 2015 г. 16:20
Коренной лес намного выше того что я видел в Сибири. Сравнимо наверно с кедрачами в Забайклье и на Алтае.
29 сентября 2015 г. 16:41
Эти картинки больше напомнили Алтай или Саяны
29 сентября 2015 г. 16:58
Я на Саянах не был. Два года поход готовили, не сложилось. На Алтай похоже.
29 сентября 2015 г. 13:04
Красиво и жизнеутверждающе до жути!
29 сентября 2015 г. 16:21
Саду цвесть
elenavasilieva
3 октября 2015 г. 3:05
Как же я уважаю Специалистов своего дела, в любых областях и не выношу демагогов, говорунов и кликуш, а вкупе с ними журналистов:)) Вот бы все молча делали свое дело.

Сверху озеро кажется очень далеким, никогда бы не подумала, что к нему можно подойти за два часа.
Красиво и душевно! А молодой пихтовый лес впечатляет своими немладенческими размерами:)
3 октября 2015 г. 6:40
Лен, к сожалению в Америке болтают еще больше чем в России. Просто век болтунов какой то. Зеленные лозунги прекрасно продается, вот политики и суетятся.
3 октября 2015 г. 23:34
Как всегда, интересно и познавательно. Кроме очевидных достоинств порадовало знание наличия мертвого пространства в лёгких.
4 октября 2015 г. 8:01
Откуда то из детсва. Лет пятьдесят назад меня это очень расстраивало, потом прошло...
9 октября 2015 г. 19:18
Миша, вот это катастрофа! Как не пытаются люди угадать и предсказать, природа все равно выдает сюрпризы! Здорово, что можно сравнить, что получается когда за восстановление берутся люди и что происходит, когда природа делает это сама.
Очень красивый парк и озеро чудесное!
9 октября 2015 г. 19:52
Ань, мне тоже показалось что эталонные участки очень важная штука. Ведь для того чтобы их создать нужна была определенная смелость. Если эталонная экосистема будет развиваться лучше чем искусственная, идея вмешательства в восстановление природы после стихийных бедствий будет дискредитирована.
9 октября 2015 г. 20:00
Chedty писал 9 октября 2015 г. 19:52
чтобы их создать нужна была определенная смелость
Видимо решение принимали люди, руководствовавшиеся не амбициями, а здравым смыслом! Это впечатляет и радует!
А может это даст возможность изучить естественный процесс и использовать это знание при восстановлении других мест, пострадавших от природных катаклизмов
9 октября 2015 г. 20:46
Я очень надеюсь, что так оно и будет.
В конфликте с черным жучком пока уверенно побеждают зеленные, экологи в полном загоне. Жучок сожрал половину лесов в Колорадо и уверено расползается по другим штатам. Очень хочется, чтобы люди образумились...
9 октября 2015 г. 21:20
Зеленые, похоже, потеряли чувство меры...
Chedty писал 9 октября 2015 г. 20:46
Очень хочется, чтобы люди образумились...
Вот вот! Похоже, что в наши дни здравый смысл стал редким явлением!
9 октября 2015 г. 22:04
Людям думать тяжело. Они хотят сбиться в толпу. Тогда думать не надо, то что делает толпа всегда правильно для отдельного индивидуума.
9 октября 2015 г. 23:44
толпа - страшная сила, живущая по своим законам. Я, если честно, очень боюсь толпы. Боюсь быть в ней, но и противостоять ей мне тоже страшно. Она, как цунами, может снести и даже этого не заметить
usman56
22 октября 2015 г. 17:21
БЫЛО в русском языке такое слово...Лепота...это про ЭТО!...
22 октября 2015 г. 18:35
Очень хочется надеятся что люди понемногу научатся жить на Земле, прибирать за собой и за другим, заботится о планете, "чистить по утрам вулканы"...
21 ноября 2015 г. 23:29
Замечательно! Приятно поразил подход к сохранению животного иммигрант путём построения эстакадной дороги через восстанавливаемую зону ...
22 ноября 2015 г. 4:55
Наверно, по другому не получится. Если мы хотим что бы в лесах было много животных нам придется ездить над лесами, на по ним.
22 ноября 2015 г. 8:17
В Швейцарии над автострадами построены специальные мосты, засаженные кустарником и деревьями, по которым животные могут переходить на другую сторону дороги. Но это, конечно, не так удобно для них. Поди знай, если я кабан, куда вести своё стадо ...
22 ноября 2015 г. 8:57
Я думаю что это сделана для обмана людей. Мы то же строили арки на газопроводах для перехода оленей. Олени дохли от голода в километре от арки и совершенно не собирались искать проход.
Какие олешки умные!
Интересный рассказ, Михаил! А ребёнку надо было взять пару-тройку гамбургеров, чтобы он одними ягодами не питался.
Молодцы те, кто занимается восстановлением природы, только у нас их слишком мало, а уничтожителей много...
На севере некоторые ягоды тоже собирают таким способом. Не хитрая такая машинка - совочек с металлистическим гребнем.
Chedty писал 29 февраля 4:02
Не хитрая такая машинка - совочек с металлическим гребнем.
Про такую машинку знаю, но олешки мне больше нравятся.