Турист Павел Киселев (PavelK)
Павел Киселев
был 23 мая 2018 0:08

Валдай — Россия Август 2015

Из Торжка мы направились на Валдай. Точнее на базу отдыха «Еремина гора», что в нескольких километрах от города. Здесь у нас запланированы две ночевки и, соответственно, один полный день для знакомства с городом и близлежащими достопримечательностями. Отзывы об этой базе отдыха вы всегда найдете на сайтах бронирования отелей или сайтах агрегаторах, то есть сервисах, собирающих информацию об отелях и стоимости проживания с разных систем бронирования. Это, как правило, позволяет выбрать наиболее интересный вариант. Например, на Roomguru. В целом Еремина гора нам понравилась — живописное озеро, уютные домики, баня. Зимой, как мы поняли, там тоже есть чем заняться и совсем недалеко от самого города и близлежащих интересных мест.

Иверский монастырь

Начать освоение Валдая мы решили с главной и по большому счету единственной достопримечательности (не считая изумительной природы разумеется) — Иверского монастыря. Ехать от города примерно 10 км. по извилистой дороге. В нескольких местах есть возможность остановиться и полюбоваться на пейзажи Валдайского озера.

Валдайское озеро

Сам монастырь расположен на Сельвецком острове, но добраться можно на машине, так как остров соединен с берегом узким перешейком. В плане расположения Иверский монастырь очень похож на Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь, который также расположен на острове (о нем мы подробно рассказывали в прошлых статьях). Интересно, что Иверский монастырь строился по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. похожесть требовалась во всем. Например, монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.

Иверский монастырь

Построен монастырь был в 1656 году. В советский период на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха. В 1991 году монастырь снова вернули церкви, а восстановлен полностью он был уже в 2008 году. Судьба во многом типичная для многих храмов в России. Сегодня Иверский монастырь привлекает как поломников со всей страны, так и обычных туристов.

Валдай и Иверский монастырь

Территория монастыря ухожена, на подъезде есть парковка, которая впрочем в выходные дни, похоже, не вмещает всех желающих. В лесу и по всему побережью острова палатки и шатры разбили туристы-дикари. Так что уединиться и подумать «о вечном» в этом Святом месте не получится. На радость посетителям у небольшого мостика собираются целые стаи уток с утятами. Птицы настолько привыкли к присутствию здесь людей и обильному подкорму, что ведут себя даже более бесцеремонно чем их домашние собраться.

Валдай и Иверский монастырь

Вообще природа на Валдае волшебная. Вода в озерах прозрачная, а пейзажи буквально завораживают и притягивают взгляд. Огорчает лишь отношение некоторых сограждан к этой красоте — после их присутствия природу уже не назовешь нетронутой, а некоторые места и вовсе из природного парка превращаются в мусорную свалку. Пакетами, пластиковыми бутылками и прочими продуктами жизнедеятельности обильно покрыты почти все доступные места стоянок. И все это при наличии достаточного количества мусорных баков вдоль дороги. В этом смысле на очень похожие пейзажи Прибалтики, Финляндии, Словакии и даже Белоруссии смотришь с откровенным уважением и нескрываемой завистью — по какой-то удивительной причине и местные и туристы находят в себе силы донести (довезти) мусор до надлежащего места и при этом за каждым деревом не прячется полицейский и вдоль дорог не бродят толпы сборщиков мусора. Увы, проблема давняя и проблема без очевидного решения…

Город Валдай. Музей колоколов

Сам по себе город Валдай вряд ли представляет очевидный интерес для туриста. Но есть достопримечательность, которая является обязательной для посещения почти у каждого путешествующего на Валдай — Музей колоколов.

Валдайский Музей колоколов в здании Екатерининской церкви

Музей расположен в двух зданиях. Одно (на фото выше) Церковь Великомученицы Екатерины (другое название — Льво́вская рото́нда), являющемся памятником архитектуры. Интересно то, что архитектурный облик Екатерининской церкви представляет собой колокол. Поэтому устройство в этом здании музея колоколов явно не случайно и весьма уместно. Проект ротонды, к слову, разработан архитектором Н. А. Львовым, произведения которого мы уже видели в Тверской области — усадьба Знаменское-раек. Не будучи специалистом в архитектуре стиль автора угадывается вполне очевидно. Особенно это хорошо заметно на примере колоннады. Вторая часть музея расположена в паре сотен метров в здании из красного кирпича.

слева здание Музея колоколов, справа за деревьями Часовня Иакова Боровичского

Поначалу к музею колоколов я отнесся с определенным скептицизмом. Колокола они есть колокола. Сегодня их практическое применение сведено к минимуму — церкви и храмы. Однако мой скепсис развеяла экскурсовод. Вход в музей платный, а экскурсионная программа оплачивается отдельно. Возможностью послушать рассказ местного экскурсовода определенно стоит воспользоваться, в противном случае посещение музея (особенно первой части) рискует стать скучным мероприятием и при этом вы не почерпнете массу интересной информации о колоколах и колокольчиках и не поймете, почему собственно этот предмет достоин отдельного музея.

валдайский колокольчик

Например, я впервые узнал о разнообразии видов колоколов и колокольчиков: церковные, пастушьи, ямщицкие, кабинетные, дверные, корабельные, пожарные, сувенирные, школьные, свадебные… И все они звучат по-разному. В этой части музея можно попробовать себя в роли звоноря. Экскурсовод также дает возможность послушать колокольные звоны, увидеть технику звона, приемы звонарного мастерства, попробовать позвонить в колокола самому посетителю.

Предания связывают начало колокольного производства на Валдае с разбившимся здесь в конце XV в. вечевым новгородском колоколом. По легенде из его осколков и родились знаменитые ямщицкие колокольчики Валдая…

…В 1478 году по приказу царя Ивана III вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но пленник так и не добрался до Москвы. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, напуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. Бесчисленные осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету…

Другое поверье (а их множество) относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в. В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, в Валдае и льют колокола…

Валдай и Иверский монастырь

Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков. Технология их производства отлична от литья церковных колоколов и выработана была впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик (и в первую очередь валдайский) исключительно русским национальным явлением. Валдайские колокольчики стали со временем настолько популярными, что их начали подделывать мастерские из других губерний, ставя клеймо валдайского. Стоит также отметить, что в России был изобретен колокол, в котором язык бьет о купол (наиболее нам привычный). В Европе звучание достигается путем раскачивания купола о язык. Казалось бы разница незначительная, однако «русский» метод позволяет создавать колокола значительно больших размеров.

На второй территории музея экспозиция более обширная. Кроме собственно колокольчиков, здесь показаны предметы быта в основном 19 века, так или иначе связанные с колокольчиками. Есть интерактивные игры, где посетителю предлагается (виртуально) запрячь лошадь или отлить колокол. Также можно посмотреть документальные фильмы о колоколах.

Меня вот больше всего поразил вот этот аксессуар:

Валдай и Иверский монастырь

Наспинные часы. Это по сути прадедушка современного таксометра — пассажир всегда мог видеть время поездки на часах ямщика, размещенных на его спине и таким образом вычислить стоимость поездки.

Вот таким получился наш единственный день на Валдае. Наверное знатоки этих мест скажут, что оценить все красоты Валдайской природы не хватит и недели. И все-таки я рад, что Валдай и Иверский монастырь были включены в наш маршрут. Но настало время двигаться дальше — в Северную столицу, а по дороге посетим Его Величество Господин Великий Новгород.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия