Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 23:22

Сан-Франциско — США Июль 2015

Свое путешествие по Северо-Западу Соединных Штатов мы начали с русской тематики. Для того чтобы это подчеркнуть мы даже ночевать в испанозвучащем Сан-Франциско не остались, а прямо из аэропорта отправились в город Севастополь, что стоит на притоках славной Русской Реки. Это я так пафос нагнетаю. На самом деле городишко то совсем маленький, притоки переплюнуть можно, да и не СеВастополь он, а СеБастополь (потому что Бизантия). Надо сказать, что название это было очень популярно и к концу девятнадцатого века в Калифорнии было четыре СеБастополя, но три пришлось переименовать, чтобы избежать путаницы.

Там русский дух... там Русью пахнет!

Основан городишко был французскими переселенцами, которые видимо до Калифорнии успели побывать в Крыму (так и путешествовали ребята с одного курорта на другой). В городе начинается «Пьяная дорога» вдоль Русской Реки. Вина долины Русской Реки действительно очень хороши. Еще, в районе Себастополя, выращивают какие то очень знаменитые яблоки, по поводу которых в сентябре организуется целый фестиваль. Все эти лакомства мы пропустили мимо и отправились вперед к ценностям духовным.

В молодости Русская река называлась Славянка, но позже название упростили. Вдоль Русской реки действительно когда то размещались три русские фермы, на американском скорее ранчо, потому что выращивали в основном крупный рогатый скот. Места очень красивые.

Там русский дух... там Русью пахнет!

Где то отсюда начинаются леса с деревьями-великанами. В те времена, когда здесь обосновались первые русские в реке было очень много лосося. Его во время нереста просто черпали корзинами и именно вяленый лосось был основным продуктом питания в русской столице Калифорнии — Форт Россе, который располагался недалеко от впадения Славянки в океан.

Устье Русской реки легко может устроиться работать японской гравюрой. Здесь в постоянной дымке прорисовываются контуры черных скал, здесь холодный океан тысячелетиями накатывает пятиметровые валы на суровый серый берег. Прямо перед впадением Русской реки в океан есть песчаная коса. Я очень сильно подозреваю, что именно из-за нее русские обосновались в этом месте.

Там русский дух... там Русью пахнет!

Да нет Миша, что ты нам глупости рассказываешь, мы историю знаем — в Калифорнии земля плодородная и русские хотели организовать отсюда снабжение продуктами своих факторий на Аляске. Я конечно засмущаюсь, но спрошу почему в составе этой «сельскохозяйственной» экспедиции из ста пятнадцати переселенцев: русских крестьян было — 7 человек; чукчей-зверобоев — 90. На этой косе тюлени выводят молодняк — это самый дорогой мех. Маленькие тюлени не могут забираться на скалы и по этому пока не вырастут вынуждены находиться на плоском берегу. Таких мест в Калифорнии очень мало.

Дальше мы решили ехать по Первой дороге пока голова не отвалится, уж очень было красиво. У Первой Калифорнийской дороги есть положительные и отрицательные черты. Главная положительная черта — это то что она повторяет весь контур береговой линии и с нее отрываются фантастические виды на океан. Главная отрицательная черта — это то что она повторяет весь контур береговой линии и очень-очень кривая, ну просто как червяк крутится.

Там русский дух... там Русью пахнет!

Наконец подъезжаем к Форт Россу, как и полагается в правильных русских рассказах — «мороз крепчал». Если с утра, на Русской Реке, дождь капал, то к обеду в районе Форта пошел тупой, холодный ливень в ветром.

В районе Форта было тихо, т. е. совсем тихо, ни кого. Не смотря на гордый статус Парка Штата Калифорния, ни кто не просил у нас денег (что в Америке большой непорядок) и не давал нам брошюрки с инструкциями по пользованию Крепости. Посетителей тоже не было. Супруга сказала, что уже видела много старинных русских деревянных поселений на далекой Родине, включила музыку в наушниках и достала книжку. Мне отступать было нельзя, Крепость строили земляки моих предков с Вологодчины, вон куда занесло мужиков из далекого от моря Никольска. Мы с Димкой пошли на штурм Крепости вдвоем.

Там русский дух... там Русью пахнет!

Крепость выглядела очень симпатично и ухожено, но все ворота были закрыты, а из-за высоких трех-четырехметровых стен вокруг, внутреннего содержания почти не было видно. Порадовал материал использованный для строительства. Реконструкция была выполнена из тех же секвой, что и оригинал.

Побродив немного вокруг Крепости мы залезли на башню с внешней стороны и оказались выше ограды. Внутрь спускаться не стали, потому что не так давно судья моего округа сказала, что если я еще куда залезу, она штрафовать меня не будет, а приговорит к общественным работам.

Там русский дух... там Русью пахнет!

Единственным историческим зданием на территории форта является дом Ротчева последнего начальника крепости. Дом был построен в 1838 году. Самым красивым сооружением безусловно является часовня Святой Троицы. Она совершенно не похожа на обычную русскую деревянную церковь. Кто и когда придумал такую необычную, напоминающую скорее армянскую, архитектурную форму мне выяснить не удалось. Старинная часовня обрушилась во время Сан-Францисского Землетрясения. Современное здание — реконструкция, но полностью по материалам и форме соответствующая исходному храму.

Часовня была построена в 1825 году на средства жителей Форта и экипажа русского корабля «Крейсер». Не так давно русскими эмигрантами живущими в Сан-Франциско был найден и выкуплен, за бутылку, у пожарных, колокол, который исторически был привезен из Питера именно для этой часовни. Сейчас в церкви периодически проводятся службы, о которых оповещают прихожан русских церквей Сан-Франциско. Обычно это не просто служба в церкви, а большой праздник когда все русские привозят с собой еду и выпивку, детский хор одетый в русские одежды поет народные песни, говорят все это бывает очень мило.

Там русский дух... там Русью пахнет!

К моменту максимального развития на территории форта и близлежащих фермах и поселках проживало: 50–100 человек русских, 100–150 алеутов, где то около сотни примкнувшим к ним индейцев и даже несколько полинезийцев, было также пару человек финнов и шведов (женщин и детей ни кто не считал). К сожалению, поселение так и не сумело выйти на положительный бюджет. Самая главная проблема заключалась в том что производимая на поселении сельскохозяйственная продукция обходилась дороже чем закупаемая у Компании Гудзонова Залива или у Саттера.

Переселенцы мне были интересны всегда, когда то я даже пытался заниматься историей сибирского казачества, но «старшие товарищи поправили и посоветовали» заниматься своим делом. Из всего того что прочел, я сделал простейший вывод — группы, которые приходили без своих женщин, никогда не были успешны в освоении новых территорий. Они могли разбогатеть, но закрепиться на новой земле они не могли. Такие группы либо уходили, либо были ассимилированы (частично ассимилированы) местным населением.

Там русский дух... там Русью пахнет!

Тоже самое произошло и в Русской Калифорнии. Для начала разговора, чукчи провели экспроприацию скво помоложе в индейских поселках. Индейцы конечно обиделись, но чукчи умели пользоваться огнестрельным оружием, а индейцы нет. Это, сами понимаете, существенный довод в дискуссии, «чьи в лесу» женщины.

Русские в большинстве своем на скво не женились, жили в больших бараках в самом форте. Вахта — она вахта и есть, нанимались на семь лет. Вахта создает у человека настроение временщика. С таким настроением можно охотиться, можно строить корабли или форт. Заниматься земледелием с таким настроением тяжело. Крестьянин — это человек влюбленный в свою землю, в СВОЮ!!! Эта земля была хорошая, но чужая, а так ничего не получается. Пытались выкрутиться, купить крепостных крестьян в России и вывезти их в Америку. Российские власти запретили. Еще хуже получилось когда начали практиковать «пригоны». Лучшие друзья индейцев — чукчи отлавливали в лесу необходимое количество охотников-кайша, а русские пытались заставить их работать на огороде. Получилось плохо и капуста не выросла и с индейцами окончательно рассорились… Нет, «Без женщин жить нельзя на свете, нет!»

Там русский дух... там Русью пахнет!

Вот такие не простые мысли приходят в голову людям сидящим на секвойной крепостной стене. Даже подумалось: «И что я здесь как дурак под дождем на стене сижу, у меня жена в машине, поди грустит?» Подумал я и решил, что надо сходить посмотреть как море бушует, со стены было очень хорошо слышно как волны бились о берег.

Дойдя до береговых скал мы сразу поняли что здесь реально можно спуститься вниз прямо к океану. В океане плавало огромное количество тюлений. Тюлень это похоже самое общее название поэтому я буду его придерживаться.

Там русский дух... там Русью пахнет!

Что там были за звери я точно не знаю. Возможно это были разные виды морских млекопитающих, по крайней мере они были разных цветов и размеров.

Сначала мы старались все делать потихоньку что бы не спугнуть зверюг. Потом, когда какой то особо крупный повернулся к нам и начал хамить, стало понятно, что они нас совершенно не боятся, а при случае могут и сожрать.

Там русский дух... там Русью пахнет!

На самом деле, огрызались только некоторые, они были покрупнее и лежали отдельно. Похоже — самцы, но я сколько не заглядывал такого, с помощью чего можно четко идентифицировать пол не увидел, может это был какой то злобный подвид.

Если к этим здоровым не приближаться, то можно спокойно ходить между группами. Мы поймали краба и попытались его скормить девушке, которая выглядела доброжелательнее других. Она брезгливо отворачивалась, может вегетарианка…

Там русский дух... там Русью пахнет!

Потом я грохнулся в воду и мы решили что пора ехать дальше, хотя собственно ничего не изменилось, промок я намного раньше.

Все таки здорово здесь все растет

Продолжая свой русский день, мы поехали в Русское Ущелье. Это тоже Парк Штата Калифорния расположенный немного не доезжая секвойных лесов.

Там русский дух... там Русью пахнет!

Собственно раньше тут были секвойные леса, но Русское Ущелье (Russian Gulch) очень хорошая и глубокая бухта, сюда было удобно заходить лесовозным шхунам, видимо поэтому секвойи очень быстро кончились.

Свое название ущелье получило из-за поселка чукчей-зверобоев, привезенных русскими, который здесь стоял в девятнадцатом веке. Жили чукчи в Русском Ущелье только по несколько месяцев в год, пока в районе бухты держалась тюленья молодь, а потом возвращались в Форт Росс.

Там русский дух... там Русью пахнет!

Место это изыскано красивое. Вода в бухте ярко голубая, бухта чистая и глубокая. В парке есть подводная пещера, водопад и другие интересные вещи, которые мы не посмотрели, потому что мы как всегда отставали от графика и очень хотелось есть. Ехать сюда нужно на целый день, но на пятнадцать минут просто посмотреть на прозрачную голубую воду, черые скалы и корявые сосны на берегу, тоже можно.

На этом русская часть нашего путешествия закончилась. Дальше будут встречаться и датские долины и французские горы, но ничего русского мы больше не нашли.