Турист Маша Малиновская (Masha_Apelsin)
Маша Малиновская — была 31 марта 18:50
Приятное чувство, когда вернулся из путешествия, сидишь на диване, пишешь текст, обрабатываешь фото.

Нарва — Эстония, Ивангород — Россия Август 2015

От Санкт-Петербурга до границы с Эстонией всего два часа на автомобиле. При наличии оставшейся после отпуска визы мы решили посетить два пограничных города Ивангород и Нарву.

По реке Нарва проходит государственная граница между Эстонией и Россией. На её берегах напротив друг друга расположились две крепости. Они являются основными достопримечательностями этих двух городов. Но мы во время нашего небольшого путешествия попытались отыскать и другие интересные места.

На подъезде к Ивангороду все машины останавливает предварительный пограничный пункт. Проверяют документы, наличие визы или пропуска. И через 10 минут после блок-поста мы уже паркуемся в Ивангороде.

Парковка расположена недалеко от границы, поэтому многие оставляют машины здесь, а далее пешком переходят границу.

Позавтракали в машине. Пробежались по ближайшим к парковке окрестностям. Понравилось здание рынка — напоминает крепостные башенки. Внутри дачники продают фрукты и овощи, ягоды.

Ивангород. Нарва.

Здесь же расположился ларёк с сувенирами из бересты.

Не теряя драгоценное время, отправились покорять Ивангородскую крепость. Проходим мимо здания историко-архитектурного и художественного музея «Ивангородская крепость».

Ивангород. Нарва.

В окрестностях стоит много грузовиков и фур в ожидании своей очереди на прохождение контроля.

Открывается вид на Ивангородскую крепость и пограничные пункты контроля.

Ивангород. Нарва.

Далее проходим вдоль жилых домов и выходим к длинной лестнице, которая спускается вниз к подножию Ивангородской крепости.

Ивангород. Нарва.

Снизу стены крепости кажутся неприступными. Подымаемся по недавно отремонтированной лестнице к главному входу.

Здесь в будке продают входные билеты. 100 рублей за штуку. На двери будки обнаружили плакат о проводимом в этот день в крепости слёте байкеров. И действительно, оглядевшись по сторонам заметили подъезжающие мотоциклы. На сцене внутри крепости настраивалась аппаратура, расставлялись шатры и палатки с питанием.

Ивангород. Нарва.

В глубине крепости уже разбивали палаточные лагеря и разводили костры. Пока велась подготовка открытия мото-фестиваля, и толпы парней в косухах не заполонили крепость, мы предприняли попытку по ней прогуляться. В центральной части расположилось две небольших церкви.

Ивангород. Нарва.

Если смотреть на них с определенного угла, то купола выстраиваются в ровную возвышающуюся полосочку.

Ивангород. Нарва.

Также на территории установлены две пушки конца XIX-го века. Их можно пощупать и покрутить.

Первая пушка.

Вторая пушка.

Самое интересное в крепости — это её стена, на которую можно взобраться и прогуляться практически по всему периметру.

Ивангород. Нарва.

С высоты стены по одну сторону видны внутренние дворы крепости, строения и церкви.

Ивангород. Нарва.

По другую сторону в узкие окошки просматривается город, река Нарва, мост, пограничные пункты досмотра и Нарвская крепость. Чувствуешь себя шпионом секретной службы: то, что не позволительно фотографировать снизу, вполне хорошо просматривается сверху. Щёлкаем затвором.

Ивангород. Нарва.

Вид со смотровой площадки на Нарвский замок и город Нарва.

Ивангород. Нарва.

Прогуливаясь по стене попадаешь в башни, узкие тёмные лестницы которых можно использовать для спуска вниз.

Ивангород. Нарва.

С одной из стен крепости видна Нарвская ГЭС.

Ивангород. Нарва.

В старой части крепости наткнулась на жёлтые ромашки. Раньше таких не видела. Беленькие всё-таки как-то попривычнее.

Ивангород. Нарва.

Восстановленное здание в старой части крепости. Отсюда крепость начинала строиться.

Вскоре начался мотофестиваль. Самые необычные и пафосные представители мототехники были выставлены в две шеренги.

Ивангород. Нарва.

На них можно было посидеть, сфотографироваться с ними, а кому-то даже удалось покататься.

На сцене началась программа для детей: угадай дорожные знаки. На весь оставшийся день были запланированы выступления рок-групп. Но у нас к сожалению не было времени сидеть в крепости до вечера. Поэтому концерта мы не увидели, а вот услышали хорошо (но об этом позже).

Пообедали в Столовой № 2. Расположена она почти перед самой границей. Здесь можно увидеть пограничников в зелёной форме, уплетающих за обе щёки котлеты с салатиками. Кухня домашняя, не очень разнообразная, но есть из чего выбрать.

Ивангород. Нарва.

После обеда двинулись в сторону границы.

На российском пункте проверки документов скопилась очередь. В основном в ней стояли местные жители, которые по несколько раз за день бегают туда-сюда. Отстояли в очереди минут 30. В окошечке пограничники бегло просмотрели документы, и мы двинулись дальше. Перешли по мосту через Нарву. На эстонском пункте досмотра тоже пришлось отстоять небольшую очередь. Здесь уже пограничник спросил у меня страховку и уточнил, на сколько дней я иду в Эстонию.

И вот мы в Нарве. Эстонский пункт досмотра.

Ивангород. Нарва.

Чистенько и аккуратненько. Первым делом отпарвились в Нарвскую крепость. Здесь тоже в этот субботний день не обошлось без массовых мероприятий. На всей территории крепости расположились торговые палатки местных производителей. На ярмарке было представлено множество различных торговых марок: продавались цветы, растения, мёд, колбасы, плетёная мебель, украшения, кожанные изделия. Можно было попробовать кукурузу, различные сладости и напитки. После длительной дегустации разных сортов колбасы мы не удержались и купили одну палку на ужин. В это время на сцене проходила лотерея и награждение гостей ярмарки призами от спонсоров.

На мой взгляд очень милое доброе мероприятие — всё чисто, аккуратно, на свежем воздухе, в самом центре крепости с видом на башню Германа.

Ивангород. Нарва.

С Нарвской крепости открывается хороший вид на стены Ивангородской крепости, которая возвышается над рекой. Внизу по обоим берегам Нарвы столпилась порядочная куча рыбаков. На наших глазах выловили увесистую рыбёху.

Вход в башню Германа.

И здесь тоже не обошлось без пушки.

Ивангород. Нарва.

На территории замка в одном из уголков можно встретить памятник В. И. Ленину.

Т. к. дело близилось к вечеру, мы двинулись дальше осматривать городок. Прошли через спокойные жилые кварталы с 5-этажными домиками. Дети бегали во дворе, катались на качелях и велосипедах, лазили по дворовым «горкам». Всё как в пору моего детства.

Вышли к высокому зданию немного необычной формы.

Ивангород. Нарва.

Вскоре показалось здание ратуши и рядом расположенное с ним здание Нарвского колледжа университета Тарту. В глаза бросается контраст между средневековой каменной ратушей и наполовину стеклянным сооружением. Однако архитектор был не так прост — фасад здания, если не присматриваться, кажется выполненным в классическом стиле. Создана имитация колонн и прочих элементов.

Ивангород. Нарва.

Ну, а сама ратуша прекрасна! Среди обычных жилых домиков она резко выделяется, напоминая о многовековой истории города.

Ивангород. Нарва.

Недалеко от ратуши на высоком берегу Нарвы расположен Тёмный сад. К сожалению, в момент нашего приезда он был на реставрации.

Спустились на набережную, она же Променад. Здесь тихо и спокойно, гуляют горожане и гости города. На спуске расположилась небольшая концертная площадка с сидениями для зрителей. Судя по афише скоро должен был состояться небольшой концерт. Начинали собираться артисты. На Променаде можно найти много интересного: каменные скульптуры львиного семейства (по которым лазят дети), солнечные часы, фонтанчики, небольшая кафешка, шахматные доски и вертящиеся стульчики. Довольно приятно прогуляться тёплым летним вечером.

Ивангород. Нарва.

Уставшие от длительной прогулки решили отправиться в сторону дома, рассматривая по пути интересные места. Одним из таких мест оказалась гидроэлектростанция. Чтобы к ней подойти, прошлись вдоль реки по набережной. Здесь местные отдыхали и загорали у воды на травке. Тишину и спокойствие нарушала очень громкая музыка, доносящаяся из Ивангородской крепости: мотофестиваль набирал обороты.

Вид с берега на две крепости.

Ивангород. Нарва.

Вскоре вышли в безлюдную часть набережной. С одного из обрывистых берегов открывается вид на ГЭС. Вплотную к ней не подойти: она огорожена. Однако нами был замечен рыбак, который с одного из уровней станции закидывал сетку для ловли рыбы. Предполагаю, что он был сотрудником ГЭС.

Ивангород. Нарва.

Здесь же на откосе мы насобирали мелких слив и перекусили ими.

До места ночёвки (26 Juuli Stuudio) добрались, когда уже начинало темнеть. Хозяин подъехал, показал квартиру, отдал ключи. Посоветовал нам отправляться на концерт, который уже начинался на набережной, там выступал его сын. Как он сказал, город Нарва небольшой, здесь все друг друга знают, и такие небольшие выступления являются довольно популярным развлечением и времяпрепровождением.

На концерт мы не успели. Пока приготовили ужин и отдохнули — уже стемнело. Однако по вечернему городу прогулялись. Ещё раз прошлись по Променаду. Интересно было наблюдать, как перекрикиваются жители Нарвы и взобравшиеся на Ивангородскую крепость: «Мы вас любим! Идите к нам! Всем привет!». Как будто река не является границей двух стран.

Ивангород. Нарва.

Новый день начался довольно рано. У нас была запланирована экскурсия на Кренгольмскую мануфактуру. Огромное предприятие, прославившее Нарву на всю Российскую империю, а потом и Советский Союз производством тканей в последнее десятилетие не функционирует. Не выдержало конкуренции других современных фабрик по производству тканей.

Экскурсия по мануфактуре проводится раз в неделю по воскресеньям. В назначенный час экскурсовод Нарвского музея ожидает всех желающих попасть на территорию мануфактур у проходной (территория охраняется). Экскурсоводы с рук продают билет на посещение мануфактуры, по которому потом можно посетить и Нарвский замок.

Ивангород. Нарва.

Как правило, работают два экскурсовода одновременно: на русском и эстонском языках. Девушка, которая вела русскую группу, очень интересно рассказала о истории фабрики, её строительстве, владельцах, этапах функционирования вплоть до современного времени.

Фабрика занимает огромную территорию на окраине города. Строилась она на рядом с Нарвскими водопадами, мощность воды которых обеспечила фабрику дешевой электроэнергией. Сейчас вся территория с расположенными на ней зданиями выкуплена шведской компанией. В перспективе здесь будет организовано большое арт-пространство, торговые ряды, галереи.

Сохранился деревянный домик, в котором жило руководство фабрики.

Ивангород. Нарва.

Т. к. фабрика функционировала ещё в начале этого века, то здесь было построено множество современных зданий. Все они в последние годы снесены, остались лишь постройки, созданные в первые годы её функционирования. Это сделано для того, чтобы был виден первоначальный облик фабрики.

Во время экскурсии мы переходили от корпуса к корпусу. Каждый из них выполнял определённую функцию и строился по мере расширения предприятия. Основная часть корпусов построена на острове Кренгольм. Переход на него по мостику. С мостика по одну сторону открывается вид на Нарвские водопады, а по другую сторону виден реконструируемый пограничный пункт пропуска Парусинка.

Ивангород. Нарва.

Сейчас территория пустует, за время нашей прогулки мы не встретили ни одной живой души. И только зайцы убегали от нас по заросшим дорожкам.

Ивангород. Нарва.

На всей этой огромной территории сейчас функционирует только одно помещение, сдаваемое в аренду небольшой компании. В открытые окна слышен гул машин, производящих какой-то современный материал.

Между корпусами на острове тянулась небольшая железная дорога, по которой перевозили сырьё и готовая продукция.

В один из цехов мы заглянули.

Ивангород. Нарва.

Пустое помещение, с многочисленными колоннами и старым ткацким станцом посередине.

На колоннах устроена фотовыставка: развешены фотографии тех времен, когда фабрика еще работала. На картинках улыбающиеся и сосредоточенные лица сотрудников, механиков, обслуживающих станки.

Фантазия дорисовывает картину рабочего процесса, который кипел в этих стенах. Здесь еще остались на стенах плакаты, информационные таблички.

Территория фабрики расположена у русла Нарвы. Т. к. река является границей, то вдоль берега тянется проволока и стоит забор.

Ивангород. Нарва.

Однако заглянуть на другой берег реки можно. Отсюда открывается красивый вид на район Парусинка Ивангорода. В своё время, когда ещё не было границ, Парусинка имела прямое отношение к фабрики. Там были дома работников и другие фабрики также занимающиеся производством ткани. В глаза бросается единый архитектурный стиль зданий: красный кирпич, шпили.

Ивангород. Нарва.

Фабрика живёт в ожидании лучших времён, в надежде, что не будет разрушена, а обретёт новую жизнь. Очень хочется в это верить!

Ивангород. Нарва.

После экскурсии у нас осталась карта Нарвы с отмеченными на ней зданиями, относящимися к фабрике.

Мы решили двигаться по карте в сторону башни Германа, стараясь обходить по пути все отмеченные точки.

Ивангород. Нарва.

Большинство из отмеченных зданий построено из красного кирпича. Вот такие домики в английском стиле, в которых жила администрация фабрики и рабочие.

Ивангород. Нарва.

Очень симпатичное здание больницы, построенной к 300-летию дома Романовых.

Лабораторный корпус.

Служебная постройка (точное предназначение неизвестно).

Ивангород. Нарва.

Памятник Амалии Крейсберг (героине рабочего движения начала XX века).

Собор Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны в городе уцелело совсем немного зданий, большая часть была разрушена. На соборе отчётливо видны отметины от снарядов и восстановленная кладка.

Воскресенский собор.

Пока шли в сторону башни Германа встречали знакомые лица, которые были на экскурсии вместе с нами. Ребята тоже оббегали точки на карте.

Шведский лев.

Ивангород. Нарва.

Подошли к Нарвской крепости.

Ивангород. Нарва.

Оказавшись в башне Германа получили на кассе 2 монеты Северного двора (по одной за каждый входной билет). На эти монеты можно приобрести сувениры или что-то попробовать в Северном дворе башни. Но все покупки мы оставили на конец. Вначале приступили к медленному восхождению на смотровую площадку башни, последовательно преодолевая залы с экспозициями на каждом этаже.

Ивангород. Нарва.

С одного из балкончиков открывается вот такой вид на окрестности и Северный двор сверху.

Ивангород. Нарва.

Этажи башни соединены несколькими лестницами, одна из них представляет собой узкий каменный темный коридор. Протискиваться по ней можно только в одиночку.

Ивангород. Нарва.

В каждом зале башни представлены выставки различной тематики: история города, история замка, история эстонского герба, живой мир реки Нарва, оружие и т. д. и т. п. Тематик на самом деле очень много. Если останавливаться возле каждого экспоната то подъём затянется надолго. По пути наверх можно заглянуть в отверстие установленного здесь унитаза и рассмотреть с высоты 20 метров кусочек крепости.

Наконец-то добравшись до смотровой площадки, заглянули в узкие окошечки. Площадка оказалась закрытой, что не так уж и плохо, учитывая высоту, сильный ветер и пропасть под половым настилом.

Ивангород. Нарва.

После посещения башни заглянули в Северный двор. Это территория, прилегающая к башне. Здесь развернулся город эстонских мастеров. Всех гостей города встречает хозяйка в национальной одежде, рассказывает что к чему, как полагается в городе совершать покупки и совершать обмен валюты (при необходимости за несколько евриков можно выдолбить себе дополнительные монетки Северного двора).

Ивангород. Нарва.

В некоторых мастерских проходят мастер-классы, на которых можно узнать секреты изготовления изделий из керамики, кожи и т. д.

Ивангород. Нарва.

У нас 2 монетки уже было, и нам было необходимо их потратить. Отправились рассматривать мастерские. Их здесь штук 8: мастерская вышивальщиц, кожевенного дела, керамики, гончарного искусства, наковальня, аптека...

Ивангород. Нарва.

Можно заходить в любую из мастерских, смотреть как работают мастера, задавать вопросы. Здесь же для продажи выставлены производимые мастерскими товары: кожаные переплёты, кошельки, посуда, сувениры и т. д.

Наш выбор пал на аптеку. Здесь в тёмной каморке с горящими полурасплавленными свечами под потолком были развешены разные травы и сушёные овощи. Старые книги покрыты пылью, в банках хранятся непонятные порошки и смеси. Атмосфера настоящей средневековой аптеки.

Ивангород. Нарва.

На одну из монет мы купили огромную кружку кваса, который вытекал из кранчика в стене. А на вторую пакетик специй. Продавец аптеки спросил, что у меня есть в холодильнике, и в соответствии с перечнем продуктов, намешал нужных трав, перетёр их в ступке и вручил ароматный пакетик.

Ивангород. Нарва.

В завершение покатались на деревянной лошадке и потискали местную собаченцию.

Ивангород. Нарва.

Погода ухудшалась, поэтому решили не затягивать и двинулись в сторону пограничного пункта.

Ивангород. Нарва.

Очередь обратно была значительно меньше и мы вскоре оказались в России. Вновь перекусили в столовой № 2. Перед отправление в Санкт-Петербург решили заскочить в район Парусинка.

Доехали на машине до краснокирпичного района. Может быть из-за пасмурной погоды или из-за полуразрушенных зданий Парусинка кажется каким-то забытым местом. Пусть здесь и бегают дети, катаются на велосипедах, ковыляют из магазина бабушки с сетками — район какой-то заброшенный, мрачноватый. Чувствуется упадок и разруха.

Ивангород. Нарва.

Мы вышли к берегу Нарвы. С высокой набережной видно то самое место Кренгольмской мануфактуры, с которой мы рассматривали этот берег. Символично.

Ивангород. Нарва.

Последней точкой нашей поездки стал храм Святой Троицы — здесь похоронен А. Л. Штиглиц. Церковь находится на реставрации, но продолжает действовать. От церкви вдоль реки идет широкая набережная с побитыми фонарями, оставшимися с советских времён. В своё время здесь наверняка было красиво и ухожено.

Этой дорожкой мы вернулись в центр Ивангорода и дальше в Петербург. Наше маленькое путешествие подошло к концу.