Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был вчера 7:11
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Боровск — Россия Август 2008

Для меня Боровск, во многом, родной город. Началось мое знакомство с ним в 1975-ом году, когда мы весёлой студенческой компанией провели там поблизости маёвку. Нам понравилось, и мы повторили свои поездки туда в 1976 и 1977-ом. Та девушка, с которой мы проводили маевки, в том году стала моей женой.

Впоследствии наши дети проводили лето там же недалеко от Боровска на даче, и мы ездили по выходным навещать их через Боровск. Дорога в Боровск и на дачу в советские времена была трудной. Сначала надо было штурмовать электричку на Калугу на Курском вокзале. Народу было всегда много, поэтому, как правило, всю дорогу толпились в битком набитом тамбуре. А ехать надо до Балабаново около двух часов. Там в Балабаново аттракцион продолжался со штурмом автобуса на Боровск. Ехать в этом переполненном автобусе надо около получаса. Выйдя на автовокзале в Боровске, нам предстоял еще пеший марш-бросок через Боровск до дач около пяти километров. С учетом того, что с собой всегда были тяжести, это тоже было непросто… Вся дорога из дома занимала около пяти часов.

Поэтому никогда не было времени спокойно познакомиться с достопримечательностями Боровска, хотя уже тогда было понятно, что таких достопримечательностей много…

Поэтому спустя много лет в один из выходных я направился туда на своей машине. Думаю и электричкой и автобусом туда сейчас добраться проще, чем в советские времена.

Пафнутьево-Боровский монастырь

Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря

Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря представляют собой уникальный памятник архитектуры. Первоначально монастырь был защищен деревянными стенами. Кирпичные стены и башни были выстроены в XVI–XVII веках. Всего стена содержит 6 башен: Поваренная, Тайницкая (измены), Сторожевая, Оружейная, Круглая, Георгиевская, а также Святые (Проломные) ворота. Часть башен были отстроены уже после Смутного времени. В 1610 году крепостные стены не выдержали осаду поляков и монастырь был захвачен.

Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря в своем нынешнем виде был построен в 1586 на месте старого каменного собора, который предварительно был разобран, а камни были использованы в строительстве нового здания. В свою очередь, первый белокаменный собор построили в 1467 году на месте находившейся там деревянной Рождественской церкви, построенной в 1444 году.

Основной достопримечательностью собора должны были бы стать росписи великого иконописца Дионисия, которые счастливо сохранились до наших времен, однако находятся в Центральном музее Древнерусского искусства в Москве и Боровском филиале Калужского областного краеведческого музея.

Колокольня монастыря

Колокольня Пафнутьево-Боровского монастыря была построена в 1688, заменив собой более раннюю звонницу 1523 года. По форме она повторяет колокольню Высоко-Петровского монастыря. Колокольня завершила формирование архитектурного ансамбля монастыря, придав ему нынешний неповторимый облик.

Храм пророка Илии

Небольшой Храм пророка Илии Пафнутьево-Боровского монастыря была построен в 1670 году на средства Марии Мироновны и ее сына князя Иоанна Борисовича Репниных вместе с каменным зданием больницы. Храм прекрасно дополняет архитектурный ансамбль монастыря.

Храм Рождества Христова с Трапезной

Храм Рождества Христова с трапезной и церковью преподобного Онуфрия вместе с вплотную примыкающей к ним колокольней представляют собой сложный и внушительный архитектурный ансамбль. Все здания этого ансамбля строились в разное время. Храм и трапезная являются самыми старыми зданиями на территории монастыря. Их постройку относят к 1531 году. Колокольня возводилась значительно позднее — в XVII веке.

Братские Кельи

Этот внушительный двухэтажный корпус вы увидите слева как только проникните на территорию монастыря через Святые Ворота. Производит впечатление толщина стен и красивые проемы окон с узорчатыми поясками.

Митрофановский храм

Митрофановский храм является одним из позднейших строений в монастыре. Построен в 1760 году. Прекрасно дополняет архитектурный ансамбль и служит доминантой северо-западной его части.

Источник Пафнутия Боровского

Святой источник Пафнутия Боровского является известным местом паломничества. Источник с купелью расположен на склоне холма, в 300 метрах от северной стены Пафнутьева Боровского монастыря, напротив Сторожевой башни. Над источником воздвигнута часовня.

Боровск (часть 1): Пафнутьево-Боровский монастырь и его окрестности

Памятник вечной славы у Пафнутиево-Боровского монастыря

Памятник вечной славы героям солдатам, сержантам и офицерам 43-ей Гвардейской Латышской стрелковой рижской дивизии, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., установлен у стен Пафнутиево-Боровского монастыря.

Пруд у Пафнутиево-Боровского монастыря

Приглашаю вас посетить не только территорию монастыря, ограниченную крепостными стенами, но и прогуляться вокруг этих стен. Вы обнаружите живописный монастырский пруд, в воде которого отражаются стены, башни и колокольня.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Роща близ Боровска

Храм Рождества Пресвятой Богородицы расположен на старой дороге между Боровском и Пафнутиево-Боровским монастырем в деревне Роща на высоком холме над Протвой. Нынешний каменный храм в стиле позднего барокко возведен в 1708 году на месте старого деревянного храма. Его хорошо видно из Боровска. В Рощинском храме венчался К. Э. Циолковский.

Церковь Бориса и Глеба в Боровске

Церковь Бориса и Глеба в своем нынешнем каменном виде возведена в 1704 году. Деревянная предшественница сгорела в 1610 году во время нашествия поляков. В церкви венчались его прихожане — бабушка и дедушка Ф. М. Достоевского по материнской линии. По преданию, они же крестили своего талантливого внука в младенческом возрасте. Во время войны 1812 года рядом располагался штаб Наполеона.

Старообрядческий храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Боровске

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был построен в 1912 году. Однако внушительные размеры не позволили достроить и отделать его до революции. Храм отобрали у верующих и превратили в автогараж, позднее — автоколонну. Мне приходилось ездить мимо него из Балабаново в Боровск в 1970-х годах, и я всегда возмущался его непотребным внешним видом. В 2005 году его, наконец, передали монахиням. Но им, видимо, не под силу его отреставрировать и отделать. Своим силуэтом мне храм напоминает парижский Сакре Кёр.

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Боровске

Старообрядческий храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был построен сравнительно недавно — в 1908 под попечением Ф.Шокина. Колокольня была пристроена в 1914 году. В Боровске всегда была многочисленная старообрядческая община. Однако, храм использовался по своему назначению очень недолго. Закрыт перед войной, позднее использовался как инкубаторная станция. Возвращен верующим в 1989, отреставрирован и освящен как Введенская церковь.