Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был вчера 21:30

Москва — Россия Август 2015

Все чаще россияне стали путешествовать по своей стране. C одной стороны, на душе радостно — наконец, возродился интерес к родным просторам. А с другой стороны, грусть накатывает — рубль, уже не выходящий из штопора, дает все меньше шансов для поездок за границу. Москвичи, живя в старинном мегаполисе, буквально напичканном достопримечательностями, не воспринимает свой город, как туристическую Мекку. А ведь очень зря — в последнее время в столицу потянулись не только гастарбайтеры, но вполне себе приличные российские туристы. А мы за чередой забот и серых будней почти не замечаем городские красоты — подъем-завтрак-метро-работа-метро-нездоровый сон — обычный ритм рядового мАсквича. Но когда в Москву собираются приехать друзья из других городов, мы судорожно начинаем копаться в памяти — что же интересного показать дорогим гостям?!?

Пару месяцев назад я по случайности заскочил на смотровую площадку небоскребного оазиса Москва-сити https://vasilets.tourister.ru/photoalbum/23141. Рассказ об этом неожиданно понравился читателям, и месячишко назад я сопроводил туда первых московских и питерских блоггеров. В августе Москва ожидала прибытия двух известных блоггеров — Milochka и R-Tiom, они тоже захотели побывать в Москва-Сити, и я не нашел причин отказать им. Однако, хотелось составить интересную программу на целый день, и вот что получилось в первом приближении:

1. Смотровая площадка на крыше Детского мира

2. Подъем на колокольню Ивана Великого в Кремле

3. Подъем на 54 этаж башни Федерация Восток в Москва-Сити

Итак, с утреца, часов в 11 двигаемся на Лубянку, одно название которой долгие годы внушало страх врагам, ведь там располагалось здание КГБ и статуя Железного Феликса. Здание и сейчас осталось, а вот неоднозначный Феликс исчез в смуте лихих 90гг. Правда, мы совсем по другому поводу, хотим заглянуть в обновленное здание Детского мира. В детстве это был сказочный, но почти недосягаемый мир для каждого ребенка Советского Союза. Помню, как живя в далеком гарнизоне в выжженных солнцем крымских степях, с замиранием сердца ждал отца из командировок с подарками из Москвы. Он привозил волшебные игрушки, которых не было ни у кого — нереально блестящий немецкий конструктор, оранжевый трактор на батарейках, удивительные марки разных стран мира… Кардинально реконструированный Детский мир уже не тот — от старого здания оставили лишь наружные стены. Злые бизнесмены даже имя отобрали у легендарного магазина, теперь он называется Центральный детский магазин на Лубянке. Былого сказочного очарования внутри здания уже не ищи, там современный техно-модерн и диснеевская деловитость. Но зайти стоит обязательно — внутренние интерьеры и количество игрушек удивят, а еще и на смотровую площадку поднимемся, чтобы свысока взглянуть на здание КГБ, на Политехнический музей и Никольскую улицу. Что удивительно, смотровая абсолютно бесплатна, жаль, обзор очень ограничен. Полтора часа на посещение этого объекта хватит за глаза.

Свысока на Москву

Теперь по Моховой улице надо спуститься вниз к Александровскому саду, по дороге взглянув на здание Государственной думы, я всегда надеюсь увидеть здесь Жириновского, но все не получается. Дальше идет огромное здание Манежа, где раньше гарцевали лошадки, потом устраивали выставки, на одной из которых Хрущев сильно осерчал на «гнилую интеллигенцию» за пропаганду абстракционизма. А в 2004 г. Манеж выгорел дотла, то, что видим сегодня — это полнейший новодел, но выглядит красиво. Что удивительно, Манеж был построен на пепелище после пожара 1812 г. — бывают же такие совпадения. Рассказывают байку о том, что после постройки гигантские балки стали прогибаться, и никто не понимал почему. Лишь башковитый крепостной Слухов смекнул, что воздух под крышей нагревается и гнет конструкции. Он же и нашел решение, сделав множество окошек в крыше, с тех пор такие окошки называются слуховыми.

Свысока на Москву

Справа от Кутафьей башни находится касса Кремля. Кремль, как и овес, нынче не дешев — если хочешь зайти с посещением музеев Соборной площади, но без гида, билет стоит 500р, купить его можно по И-нету, потом обменяв в кассе купон на оригинал билета. А вот с колокольней особый случай — покупка только лично не ранее, чем за 45 минут до сеанса, а продают всего 10 билетов в час. Пока оставалось время, мы с Леной, Артемом его девушкой Милой прогулялись по Большому каменному мосту (раньше он назывался Всехсвятский), с него открывают самые картинные виды на Кремль, Москву реку и Собор Христа-спасителя.

Свысока на Москву

Каково же было наше удивление, когда уже за час билетов не оказалось, пришлось сильно ругаться, в результате мы вырвали билетики на сеанс через полтора часа. Билет за 250р дает право забраться на колокольню и шастать по Кремлю сколько угодно, правда, не заходя в музеи.

Сегодня

Раньше.

Свысока на Москву

Чтобы не терять время, пошли трапезничать в подземный торговый комплекс на Охотном ряду — он совсем рядом. Перед ним разбит каскад фонтанов, в них частенько купается разгоряченная публика из гастрабайтеров — охладиться, заодно и помыться. В наземном этаже есть бюджетное кафе Му-му, жаль народу много. На самом нижнем этаже расположен ресторанный дворик — множество приличных фастфудов по вменяемым ценам, и самое главное — кондей в придачу. Этот августовский день выдался самым жарким за все лето — мы изнывали от жары, и окунуться в прохладу было очень приятно.

Свысока на Москву

Самая последняя, но очень неприятная преграда перед Кремлем — проход через рамки, их много, народу тоже много — казалось бы, консенсус есть. Однако, по дурной традиции, работает только два рамки, в результате очередь движется, как черепаха, теряешь 20–40 минут. Проход через Кутафью башню через мостик к Троицкой башне, она самая высокая в Кремле (80 м). Ряд башен Кремля оказались затянуты маскировочной сеткой — сразу вспомнились фильмы о войне, но это просто реставрация. Помню, как красиво выглядят краснокирпичные стрельчатые башни на фоне синего неба, но моим гостям не повезло увидеть Кремль во всей красе. Первым перед посетителями предстает огромный и чужеродный для средневековой крепости Дворец съездов — в детстве я часто ходил сюда на елки, в юности на балеты и оперы, а в зрелости на помпезные концерты. Много раз поднимался вопрос о его сносе, но гигантский белокаменный параллелепипед до сих пор торчит в центре краснокирпичного Кремля.

На территории суровые постовые постоянно свистят бестолковым туристам, сходящим с дорожек: «туда нельзя, сюда нельзя!». Ходить по Кремлю, где попало, никто не позволяет. Это режимный объект, ведь здесь заседает сам Президент, жаль, что он не попался нам на глаза, вот бы классное селфи получилось. Царь-пушка, ни разу не стрельнувшая своими гигантскими ядрами весом в тонну, смотрится намного меньше, чем в детстве. Царь-колокол с отколовшимся при его остывании куском, стоит на своем прежнем месте. Десятки туристов бегают и толпятся вокруг пушки и колокола, надеясь сделать совершенно неповторимое фото из серии «Я и пушка».

Так было 50 лет назад…

Так стало сегодня…

Свысока на Москву

Сверкающая золотыми куполами Колокольня Ивана Великого, Успенский собор, Грановитая палата, Патриарший дворец и Архангельский собор тесно окружают Соборную площадь. На ней по субботам в 12–00 происходит торжественный конный развод караула — очень впечатляющее зрелище, но мы на него не попали. Раньше Колокольня Ивана Великого, названная в честь дедушки Ивана Грозного, была самым высоким строением в Москве, и строить выше ее запрещалось. Теперь все разрешено — одни сталинские высотки чего стоят, я уж не говорю о современных небоскребах. В коммунистические времена забраться на Колокольню было нельзя, да и в этот раз я узнал об этой экскурсии только от Артема. Даже сейчас пускают лишь на второй ярус, причем с ограниченным обзором только на Соборную площадь — с другой стороны находится администрация президента, а ей любопытные взгляды не нужны. Гид рассказал, что как-то раз влюбленный вьюноша вылез на ограждение смотровой площадки, мало ему не показалось — суровые, но вежливые люди быстро скрутили незадачливого героя-любовника и уволокли в неизвестном направлении. Кстати, в группе оказалось 14 человек, а не десять, неужели нам продали неучтенные билеты?

Свысока на Москву

Тут бы и расслабиться, но неумолимое время гонит нас дальше — в квартал Москва-сити, где расположился оазис московских высоток. Что интересного могу увидеть я, приехав на экскурсию третий раз?!? Самым интересным оказался гид — иссиня черный негр баскетбольного роста с идеальным русским произношением, не удержался, поговорил с ним, он оказался почти коренным москвичом! В лучах заходящего солнца гигантские башни выглядят совершенно иначе, чем днем — мягкие лучи золотят стеклянные стены, кажется, что начинается пожар. Мы прогулялись вокруг Афимолла — огромного торгового центра, накрытого гигантским застекленным 40-метровым куполом. Поглазели на небоскребы, пытаясь найти там жилье Тимати, Жириновского и других знаменитостей, забрались на 54 этаж, откуда открывается изумительный вид на излучину Москвы реки и колокольню Ивана Великого, которая выглядит с высоты 230 м крошечной спичинкой. Я все это уже видел, поэтому с интересом наблюдал за работой фотографа-профессионала — Артема Мирного: штатив, сосредоточенный пытливый взгляд — так рождаются шедевры. А когда начали сгущаться сумерки, мы перешли на другой берег Москвы реки чтобы сделать кадры Москвы-сити в ночи. По реке проплывали теплоходы, с них доносилась громкая музыка, на берегу рассыпались искры фаейр-шоу, над головами стрекотал квадрокоптер — в столице угасал очередной суетный день…

Но до чего же хорошо встречаться с друзьями по ремеслу и открывать новые уголки родного города...

ПОЛЕЗНОСТИ

1. На прохождение полного маршрута требуется полный световой день, удобная обувь, большое желание путешествовать и недюжинные силы

Полный маршрут с ребенком не рекомендую — это будет нелегко

2. Детский мир — м. Лубянка / м. Кузнецкий мост

3. Кассы Кремля — м. Библиотека им. Ленина / м. Арбатская / м. Боровицкая

4. Маршрут Кремль — Москва-сити

От м. Александровский сад прямой путь до м. Выставочная

5. Экскурсия на обзорную площадку Москва Сити — 54 этаж башни Федерация заказывать на Биглионе http://www.biglion.ru/deals/moskvasiti3-50/ Цена билета 350р.

Есть другие предложения, например 58 этаж в башне Империя, но там стоимость четко 700 рублей

6. Для приезжих будет очень полезна транспортная карта Тройка http://troika.mos.ru/about/

(можно одну карту на 1-2-3 человек). Неплохая экономия получается.

7. PS Маленькое добавление: весь маршрут нам вчетвером тоже не удалось пройти…

Milochka и R-Tiom, его девушка и Vasilets вместе прошли только Кремль и Москва-сити, а на Детский мир автор этих строк ходил один-один, совсем один))))