Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была сегодня 8:08

Эдам — Нидерланды Январь 2015

Если деньги — всеобщий эквивалент стоимости, то вкусный, качественный сыр неожиданно превратился в политический эквивалент лояльности взаимоотношений стран ЕС и российского руководства. При слове санкции, сразу вспоминают сыр…

Грустно! Я причисляю себя к «сыроедам» … А вы?

Не сомневалась в том, что у меня окажется много друзей по любви к сыроедению — нет, не к сырой еде, а к настоящему сыру, который бывает: французским, голландским, итальянским и т. д. Когда я вижу в наших магазинах название сыра «голландский», всегда недоумеваю, почему голландский, если его производят в Угличе либо Данилове?

Специально тему не изучала, но могу предположить, что это название не более, чем приманка для покупателя. Настоящий голландский сыр не имеет ничего общего со своим российским тезкой… Хотела сказать: «кроме названия», а ведь сыр в Голландии называется Гауда, Эдем, Маасдам, Старый Амстердам — то, что на слуху у всех. А «голландского» сыра в Нидерландах  не существует...

Полагаю, что лингвистически-вкусовых оттенков у сыра, производимого в Нидерландах, множество.

Сырное царство в Нидерландах выглядит примерно так

Эдам — не только сыр

В стране Нидерланды есть два самых крупных центра сыроделия: Гауда и Эдам (да, всем знакомые названия сыров).

Есть Эдам — сыр, а есть Эдам город, старинный и интересный для путешественника.

А так как я просто обожаю сыр, путь в Эдам мне был предначертан туристической субьбой…

Малые города Нидерландов — спокойные, уютные, пропитанный основательностью и глубокой любовью к своему краю, дому, привычному миру… Не сомневаюсь, что душа Голландии живет в таких местах, как Эдам, который с великим удовольствием мне хочется назвать сырной столицей Нидерландов наряду с Алкмаром и Гаудой.

К сведению: Эдам входит в зону в зону Waterland.

Рекомендую маршрут одного дня из Амстердама: сначала надо добраться до вокзала

Эдам — не только сыр

затем подняться на эскалаторе, находящемся в вокзале Амстердам — Центраал, найти автобусную станцию, вернее автобусную платформу, которая смотрит на Амстел, купить билет в билетном киоске на целый день по Waterland за 10 евро и поехать в Эдам, затем на автобусе в Волендам

Эдам — не только сыр

Оттуда на пароме доплыть до острова Маркен и из него доехать до Амстердама на автобусе.

До Маркена мы не доплыли из-за желания посидеть в ресторане Волендама (обстановка оказалась чарующей), хотя имели возможность…

Эдам — не только сыр
Улицы Эдама тянутся вдоль каналов . Через каналы перекинуты мосты, покрашенные в белый цвет.

Эдам…

Краткосрочное знакомство с маленьким, сонным, старинным-старинным, трудолюбивым и известным всему миру Эдамом, оказалось похожим на недолгий сон — приятный и яркий.

Эдам — не только сыр
Милый голландский городок, основанный рыбаками, которые жили в этих местах еще в 12 веке, в 14 веке стал «крутым» портом, где главным товаром выступал сыр, сделанный искусными сыроварами.

Весьма любопытный факт: чтобы сыр мог дольше храниться, а покрывающий его воск покраснел, в старину головки сыра коптили над горящим навозом. В наши дни запах навоза, понятно, не многим нравится…. Не пугайтесь, эта традиция осталась в далеком прошлом.

У всех голландских городков есть многовековая история, если в нее углубиться, можно узнать множество любопытных фактов.

Например такой: в Эдаме, на его прославленных верфях, было построено легендарное судно «Хаве Маан», которое приобрело известность благодаря другому, куда как более знаменитому городу — Нью-Йорку (новому Амстердаму), основанному на острове Манхеттен. Генри Гудзон открыл этот остров, плавая на «Хаве Маан», в поисках северного торгового пути. Знал бы он, как прославит в веках его это открытие.

И все же не верфи принесли Эдаму славу, а бесподобный сыр, отличающийся мягким вкусом, отсутствующим запахом и низкой калорийностью. Так сыр Эдам затмил величие верфей.

Речными и морскими путями сыр распространялся по стране, а затем и по всему миру. В 1526 году король Карл V даровал городу Эдаму право каждую неделю проводить ярмарки сыра.

Настоящий Эдам готовят из коровьего молока (вы видели тех коров, что пасутся на заливных лугах — можете представить какое молочко дают те коровки!) добавляя в процесс брожения сок яблок.

Каждую среду летом на площадях города Эдам устраивают традиционные ярмарки Каасмаркт, самые крупные ярмарки во всей Европе. Зима, к сожалению, не лучшее время для посещения сырного Эдама — ярмарки зимой не устраиваются.

Нам остается лишь пройтись не спеша по его тихим улочкам. Время застыло здесь — столетия растворились в устоявшихся традициях и существующем порядке на благодарной земле: вот куда стоит отправиться в поисках максимально сохранившейся старины и истории.

Я уже успела заглянуть в Харлем, Делфт, Волендам, но «игрушечность» Эдама, его историческая провинциальность, почему-то запали в душу поболее других приятных нидерландских городков.

Ах уж эти примечательные «кукольные» домики Эдама, которые хочется «поставить» на ладошку и любоваться как в детстве сделанными своими на уроках труда руками макетами

Эдам — не только сыр
Не трудно догадаться - отель "Фортуна"
Эдам — не только сыр

Здесь удивительно обаятельные улицы с непременным тиховодным каналом посередине

Эдам — не только сыр

Неповторимую индивидуальность придают городу деревянные подъемные белые мостики через привычные в Нидерландах каналы

Изящный и функциональный мост
Характерный для Эдама раздвижной мостик белого цвета
Эдам — не только сыр
Итальянская семья гуляет по Эдаму.

А это старинный основательный мост, словно создан специально для туристов

Эдам — не только сыр

Гербы на боковинах моста, можно разглядывать, разгадывая символы

Эдам — не только сыр
Сколько символов - прочесть бы! Рыбный промысел, верфи, строительство судов. Оказывается остров Манхэттен был открыт в свое время командой мореплавателей, плывущих на корабле, спущенном на воду в Эдаме.
Эдам, Волендам, Амстердам — слова-братья с общим корнем «дам» — «дамба». Без этого гидротехнического сооружения в Голландии ни один город не строился, да и сейчас не строится.

Именно с площади Дам началась история этого городка. Слово «Дам» — дамба — о дамах речь здесь не идет.

Низменная местность, частые дожди создавали угрозу затопления города на протяжении всей истории. Поэтому Эдам, как и многие голландские города возникали со строительства дамбы, а позже это место становилось центральной площадью. Вот-вот и площадь Дам начинается с горба, который по просту являлся мостом

Эдам — не только сыр
Горбатый мост является продолжением Ратушной площади - так необычно смотрится!

Эта «горбатость» призвела на меня довольно сильное впечатление-как некое гидротехническое чудо, да еще украшенное столь милыми домиками

Эдам — не только сыр

Горбатая площадь представляет собой мощеный прямоугольник над каналом.

Кирпичное здание в центре милой композиции с оригинальным фасадом, которому 300 лет, является старинным музеем. Любознательные приглашаются для знакомства с историей местного кораблестроения и процесса изготовления знаменитого на весь мир сыра Эдам.

Здесь же можно познакомиться с «плавющим» погребом, который качается, как лодка на грунтовых водах. Согласно легенде, оригинальная идея создания такого погреба пренадлежала морскому капитану, построившему дом, ставший впоследствии музеем. Первый владелец дома не хотел спать на суше и придумал для себя иммитацию — любой каприз за ваши деньги! (мы не были — информация из интернета).

Малая ратуша на площади Дам

Эдам — не только сыр

Старая ратуша — красивый муниципальный дворец, построенный в 1737 году в строгом симметричном стиле Людовига XIV со ступенчатым фронтоном и с небольшой деревянной башней с куполом на вершине.

На втором этаже ратуши находится филиал городского музея Эдама, который содержит небольшую коллекцию старинных картин, в том числе портрет местной девушки Трейнтье Кевер, проживавшей в Эдаме в начале 17 века и достигшей роста в 2,5 метров. Голланды очень рослые люди: мужчины добротно красивы, а женщинам не достает милости. Конечно, все разные, но групповой портрет нации представляют высокие люди. Кстати, В старой ратуше, которая является национальным памятником архитектуры, также размещается туристическое бюро Эдама.

Гроте Маркт (площадь Большого рынка) — ратуша — сырная весовая — традиционный исторический набор знаковых мест любого нидерландского городка. За что цепляется взгляд? За обрезку деревьев, превратившую кроны в двухмерные

А это уже Ратушная площадь

Мощеные тихие улочки, каналы, памятники и площади, бережно сохранившие неповторимую атмосферу прошлых веков, тишина и покой резко контрастируют с бесшабашной сутолокой Амстердама (Амстердам мне симпатичен, успела полюбить). Тихий Эдам похож на заповедник спокойной упорядоченной жизни на воде, среди воды, воды, являющейся его украшением.

Эдам — не только сыр

В конце 15- начале 16 столетия в Эдаме построили изящную церковную башню из 5 уровней с курантами. «Игровая» башня и её колокола входят в список национальных памятников архитектуры Нидерландов. С башни, украшающей город и носящей название Carillon Tower, раздается мелодичный звон. В башне расположен самый старинный часовой механизм в Нидерландах, с помощью его вызваниваются различные мелодии каждые четверть часа. 5 декабря всегда звучит музыка старинных песен о святом Николае.

Во время реставрации 1972 года обрушилась ещё стена старой церкви, и возникла угроза падения самой башни. Колокольню укрепили стальными балками, но она осталась слегка накренённой — это заметно на фотографии.

Эдам — не только сыр

Встретился очаровательный Hofje или «дворик» бывшего монастыря белых монахинь, а сегодня здесь дом престарелых, пишут — очень недешевый

Встречаются столь элегантные дворики

Этот вид города меня просто очаровал

Правда ведь, красиво?

Старинные дома Эдама, украшенные золотыми гербами состоятельных эдамцев, вероятно напичканы историями семейств, полны тайн, преданий

Эдам — не только сыр
Музей Эдама, расположенный в прекрасном здании.
Эдам — не только сыр

Аккуратые, почти одинаковые ухоженные домишки, ажурные мостики дополняют образ сказочно-красивой страны — Нидерландов

На пути к автобусу встретили дом, вызывающий улыбку подходом к украшательству