Турист larabi
larabi
была вчера 21:55

Саксония: Глаухау — когда-то город ткачей...

Глаухау — Германия Июнь 2015

Всем известно, что Лион — город француцских ткачей, но не всем, что Глаухау — город саксонских ткачей, достигший наивысшего расцвета в 19 веке. Правда сегдня об этом напоминает лишь экспозиция в городском музее, да заброшенное здание ткацкой фабрики в центре города. Но Глаухау не сдаётся, в конце июня 2015 г. город отпраздновал своё 750-летие и ему естъ чем привлечь и удивить туристов.

Саксония: Глаухау — когда-то город  ткачей...

К сожалению, а может бытъ и нет, но на праздник по поводу юбилея мы не попали, а приехали неделей раньше. Поехали не надеясь на хорошую погоду, или всё-же надеясь, и погода смилостивилась и дождик пошёл лишь вечером, когда мы добрались до башни Бисмарка. Но обо всём по-порядку.

Этот год нам не сулит дальних путешествий, все планы пришлось перечеркнуть и удовольствоваться однодневными вылазками и Саксония как старинный ларец с украшениями (драгоценными и не очень) как нельзя подходит для этих целей. Почти каждый провинциальный городок может похвастаться своей историей, да что-там… каждая деревня чем-нибудь да гордится. А мой муж читая газеты, интернеты и т. д. и т. п. черпает информацию и выдаёт предложения, когда мне уже невтерпёж оставаться дома. Поэтому для меня всегда есть элемент неожиданности и отсутствие деталъной подготовки к поездке. Вся детальная информация к увиденному добывается уже позже и велик риск пропуститъ чего-нибудь, но так уж сложилось и нам нравится время от времени забраться куда-нибудь, где мы ещё не были, но куда мы легко сможем вернуться, если это того стоит.

Вот и в Глаухау мы заехали, зная, что там есть замок и башня Бисмарка и что сегодня Глаухау-логистический центр концерна Фольксваген.

Если вам послышалось в названии что-то знакомое, вы не ослышались- на старосорбском город называется Глухов, а gluch — как и по-русски глушь — означает тихое место, чаща лесная.

Путеводной нитью взяли навигатор. Но то-ли он уже древний, то-ли Глаухау — это совсем глушь, но к замку сея нить вела нас под запрещающие знаки. Поэтому решили остановиться где-нибудь на бесплатной стоянке, ближе к центру или к Главному вокзалу, и съориентироваться по туристической карте, благо в Германии для туристов такие доски устанавливаются в достаточном количестве, а уж у вокзалов, так обязательно.

Саксония: Глаухау — когда-то город  ткачей...

Высадились мы на стоянке, как оказалось, у Биржи труда и ещё какого-то администратиьного здания.

Саксония: Глаухау — когда-то город  ткачей...

Внизу под горой обозначился Главный железнодорожный вокзал.

Саксония: Глаухау — когда-то город  ткачей...

А спускаясь к вокзалу увидели пару интересных зданий и сквер с памятником самому известному сыну города Георгиусу Агриколе (Georgius Agricola 1494–1555). Он известен как врач, геолог, минеролог, политик, историк, учитель. Его до сегодняшнего дня чтят как ярчайшего представителя эпохи Возрождения. Кстати, один из разделов экспозиции городского музея, расположившегося в замке, посвящён Агриколе и там-же выставлена коллекция минералов.

Саксония: Глаухау — когда-то город  ткачей...

У вокзала, как и ожидали, нашли туристическую карту, определились с маршрутом, перепарковались по-ближе к историческому центру и продолжили знакомство со старым городом.

Остановились у католической церкви 1954 г. постройки.

Историческая справка:

В 1170/80 гг. династия фон Шёнбургов возвела крепость.

В 1240 г. Глаухау впервые назван городом.

Первое упоминание о городской церкви св. Георгия относят к 1256 г.

В 1400 возвели первую ратушу в городе. После многочисленных пожаров её восстанавливали и перестраивали, сегодняшний вид она приобрела в 1818 году.

Теперь о замке. В период с 1470—1485 гг. крепость перестроили под жилой замок в стиле поздней готики. Замок Хинтерглаухау (hinter — задний) в 1527—1534 гг. перестроили в стиле раннего ренессанса и возвели замок Фордерглаухау (forder — передний). До 1945 г. оба замка находились во владении семьи Графов фон Шёнбург-Глаухау

Сегодня в Хинтерглаухау — музей, а в Фордерглаухау — картинная галерея и музыкальная школа.

В музее полно экспозиций:

-в замковой часовне

-в каретном дворе

Целый этаж музея отдан под выставку интерьеров различных эпох.

Саксония: Глаухау — когда-то город  ткачей...

Поднимаясь по лестнице, с виду мраморной, я с удивлением заметила, что она деревянная и искуссно выкрашена. О своём открытии я тут же сообщила смотрительнице музея, а она мне равнодушно ответила: " мрамор для бедных».

На втором этаже была экспозиция посвящённая истории ткачества в городе и быту горожан.

Саксония: Глаухау — когда-то город  ткачей...

Выставка, посвящённая 100 летию Фрица Келлера.

Верхний этаж отдан под картинную галерею и скулъптуру.

Там же старинная трапезная

и экспозиция посвящённая Агриколе.

Саксония: Глаухау — когда-то город  ткачей...

А ещё нам повезло заглянуть за неприметную дверь кабинета директора музея. Собственно кабинет находился в нише: письменный стол и пара книжных шкафов. А остальное помещение предназначено для торжественных случаев: регистрации брака или может быть вручения дипломов, или премий. И как бы было обидно не увидеть чудную печь, укрытую от обычных посетителей.

В 1542 в Глаухау приняли Реформацию.

В 1712 г. случился ужасный пожар, который уничтожил большую часть города и в том числе церковь св. Георгия. Отто Ернст фон Шёнбург-Хинтерглаухау отстроил в 1726—1728 гг. новую городскую церковь, а 11.06. 1730 г. в ней установили орган работы известного саксонского создателя органов Готтфрида Зильберманна.

В городе много интересных зданий.

Например, здание Рейхспочты и Телеграфа, построеннее 1892—1893 гг. Сегодня оно выставлено на продажу.

Саксония: Глаухау — когда-то город  ткачей...

Или здание школы Короля Фридриха-Августа (die König-Fridrich-August-Schule), построенное в 1898 г. Как объединённая техническая и торговая школа она была известна далеко за пределами города.

Рядом со школой находится монумент горожанам-жертвам нацизма.

Саксония: Глаухау — когда-то город  ткачей...

И уж очень печалъно смотреть на здание ткацкой фабрики.

Ткачество в Глаухау имело древние корни:

— в 1410 г. платочники (Tuchmacher) получили от Шёнбургоов лицензию (Innungsbrief). Позднее такие же лецензии получили скорняки, портные и сапожники — это послужило быстрому и успешному развитию производства

— в 1528 г. ткачи льна выделились в самостоятельную гильдию

— в 1824 г. построили первую ткацкую фабрику с мотальными машинами фирмы «Зайдель и сын». В 1846 году был создан отраслевой союз и 1848 — профсоюз. В 1864 г. фирма «Зайдель и сын» поставила на фабрику перьые механические ткацкие станки. В середине 19-го века город стал крупным индустриальным центром текстильной промышленности.

Детский сад напротив фабрики действует и по-ныне

Саксония: Глаухау — когда-то город  ткачей...

, жилые дома отреставрированы и сдаются в наём.

Саксония: Глаухау — когда-то город  ткачей...
И выглядят и сегодня очень достойно. Тем печальнее вид заброшенной фабрики…..

Мы ещё немного погуляли по городу, поглазели на «блеск и нищету» саксонской глуши и в связи с меняющейся погодой и надвигающимся вечером решили, что пора закругляться.

Всего мы не увидели, но без осмотра башни Бисмарка мы уезжать не собирались. Башня Бисмарка — визитная карточка города и является самой высокой из всех 173-х сохранившихся в Германии башен Бисмарка. Её высота составляет 45 м и, как утверждают, в хорошую погоду с неё можно увидеть гору Фихтельберг и памятник Битве народов под Лейпцигом. Но саму башню в городе видно не со всех точек (город на холмах) и, что нас ещё больше удивило, что нет указателей. Пришлось брать языка из местных, он как-то удивился, но дорогу показал. И когда мы добрались до башни по заросшим тропам -всё стало ясно: башня на реставрации.

Саксония: Глаухау — когда-то город  ткачей...

Даже снизу башня произвела впечатление и дождь не остановил наш наружный осмотр. Вот бы ещё внутрь попасть…

Сегодня это только смотровая башня, но раньше она была многофункциональная. До конца 2005 г. её использоьали как водонапорную башню. Между 1924 и 1972 гг. в башне размещался приют для подростков, а зал на цокольном этаже в 1924 г. был оборудован в Зал памяти павших в 1. Мировой войне.

Башню предложили построить в 1884 г. мэр города Бринк и предприниматель Беслер. Объявили о сборе пожертвований на памятник и вскоре после смерти Бисмарка собрали 5000 марок, а к лету 1899 г. собрали уже 10000 марок. Планировали воздвигнуть монументальное сооружение 30–40 метров в высоту, насобирав к 1904 г. 20000 марок. На проект ушло ещё три года и год на согласование. В итоге городской совет утвердил строительство 45-ти метровой башни на самой высокой точке Глаухау: на юго-востоке на высоте 317 м над уровнем моря. Средств от почитателей Бисмарка на постройку монумента было собрано105000 марок, сама башня обошлась в 25500 марок.

Башню торжественно открыли 04.09.1910 г. У неё богатая история, но увидеть башню внутри и подняьтся на неё можно будет не скоро, т.к на реставрацию требуется около 500 000 евро, а у города их пока нет.

Вот, кажется, и всё о нашей поездке в Глаухау-Глухов. Нам было интересно. Спасибо если дочитали до конца.