Турист Геннадий (Gensha)
Геннадий
был 13 июня 2020 20:07

Стокгольм — Швеция Май 2015

В мире есть города, такие как Париж, Мадрид, Нью-Йорк, Токио — о которых говорят, что они никогда не спят. Стокгольм спит. Он мне напоминает, то ли ребенка, заснувшего на груди матери у которого вся жизнь впереди, то ли уже повидавшего всё на своем веку старика, уставшего от бремени времени.

Спящий город

Нет, пожалуй Стокгольм похож на моего породистого и вечно сонного кота, блаженствующего от сознания собственного благородства. Шведы же думают, что их город — лев.

Стокгольм не терпит суеты. Спокойствие, только спокойствие…

Спящий город

Гамла Стан — небольшой район Стокгольма. Я люблю гулять по нему ранним утром, когда на улицах нет жителей и туристов.

Спящий город

Укутанный утренней тишиной город, млеет, зевает, сонно потягивается и неспешно щурит на вас веки.

По брусчатке шаг не спешен и остается только раскрыть пошире глаза и любоваться.

Спящий город

Стокгольм основал человек без имени и со шрамом на лице — ярл Биргер. Ярл — это не имя короля, а высший титул в средневековой Скандинавии. Биргер — фамилия. Отметину на лице в битве ему оставил на память своим копьем сам Александр Невский. Говорят, что Биргер очень этим гордился и часто хвастался на рыцарских пирушках. Площадь Биргера — главная площадь Риддархольмена.

Спящий город

Риддархольмен, или Рыцарский остров, входит в состав старого города Стокгольма. Он соединен с островом Стадсхолмен мостом Риддархольмсбрун, название которого переводится со шведского как Мост маленького рыцарского острова.

А узкие улицы города изгибаются, вьются паутиной, путают и путают и манят за поворот — может там судьба, а может обман?

Спящий город

Улочки у шведов узкие и извилистые неспроста: на таких очень удобно держать оборону против врагов. Часто, норма ширины улицы определялась так, чтобы по улицам города проезжал всадник, держа в поперечном положении палку или копье определенной величины.

«Узкий лестничный переулок» всего 90 см в ширину. Так он назывался раньше, а теперь переулок Мортена Тротцига, который включает в себя лестницу из 36 ступенек и ведет она с улочки Prästgatan вниз к Västerlånggatan, что возле площади Järntorget (Ернторгет).

Спящий город

В Гамла Стан в полночь начинается «час обхода теней», призраки обходят стражей древний город. В этот час город затихает — не слышны голоса, нет музыки и машин. В безлунные ночи можно увидеть призраков, возникающих из воды рядом с церковью Риддархольмскирхен.

Эти бесплотные тени совершают свой тихий обход. От церкви они направляются в сторону риксдага, затем поворачивают к Королевскому дворцу, проходят мимо церкви Святого Николая и мимо Немецкой церкви. Завершая обход, призрачные тени возвращаются к водам у подножия Риддархольмскинхен и исчезают в водах залива.

Спящий город

Ничто не тревожит важного шествия гостей загробного мира. Тени, тени, только тени…

В 1520 году вольный град Стокгольм был захвачен жестоким датским королем Кристианом II, который провозгласил себя «отцом Швеции». Опасаясь мятежа, король решил казнить знатных и уважаемых подданных Стокгольма. К казни приговорили более сотни горожан из разных сословий, которым вынесли приговор — «повинны в явной ереси». Не щадили даже детей.

Казнь проходила на рыночной площади, на месте где сейчас установлен фонтан.

Спящий город

Вот отсюда и призраки, обходящие город ночным дозором.

Но недолго правил палач Швецией и уже через год вспыхнуло народное восстание под предводительством дворянина Густава Васа. Датчане были изгнаны, а в1523 году Густав Васа был провозглашен королем Швеции.

Спящий город

Георгий Победоносец — памятник в честь победы Швеции над Данией в битве при Брункеберге (1471г.). А возле Рыцарского дворца самому Густаву I Васа.

CLARIS MAIORUM EXEMPLIS — что переводится приблизительно так: «после ясного примера предков» — начертано на фасаде Рыцарского дома над его головой.

Спящий город

В утреннем, после дождя, воздухе витают миражи и памятники кажется сейчас оживут, как в сказке Сельмы Лагерлеф, и прокричит вдруг тебе мудрая Акка Кебнекайсе — беги, Нильс, беги! Га-га-га!

Может этот король гонялся за Нильсом?

Вот еще скукожился от прохлады Олле — самый маленький, всего 15 см, но самый знаменитый мальчик Стокгольма — «Мальчик смотрящий на Луну». Сорванец, наверно, только прибежал…хулиганил всю ночь и теперь ждет первых туристов, которые будут растирать его своими руками до позднего вечера, ведь он исполняет все желания!

Спящий город

Найти его бывает не всегда просто. Но я подскажу. «Мальчик, смотрящий на Луну» спрятался в тихом дворике Bollhustäppan, позади Финской церкви, напротив Королевского дворца.

Кажется не спится и Эверту Таубе. Вышел на площадь Ернторгет и высматривает на крыше собутыльника Карлсона.

Спящий город

Эверт Таубе — автор и исполнитель народных песен, один из самых уважаемых музыкантов Швеции.

Может под его мелодию танцует на набережной эта девушка, созданная руками скульптора Карла Эльда.

Спящий город

И мучается от юношеского томления плоти, глядя на её Танец, Влюбленный мальчик!

Чутко вслушивается в мелодию — «Ухо КГБ» на набережной Риддархольмен.

Спящий город

Названо так вроде бы из-за того, что в дырку уха было видно посольство СССР. У этой скульптуры есть и другое название — «Шведский парус».

Утро, раннее утро…пора самоубийц. Швеция давно держит первые места в Европе по количеству самоубийств на душу населения. В чем причина? Специалисты утверждают, что основной причиной такого большого количества самоубийц в Швеции — является длительная депрессия, вызванная одиночеством. Человеку просто не с кем поговорить. Долго. Некому помочь. Даже в кругу родственников и знакомых — они одиноки, эти люди, так как отношения в семье больше формальные, чем основанные на искреннем соучастии, скорее носят потребительский характер по отношению друг к другу, чем желание помочь.

Правда, если задать этот вопрос истиным шведам, то они скорее всего только пожмут плечами и уклончиво ответят:

— Может, статистические данные в других странах не настолько точны….

Но статистика говорит о том, что обычно, шведы сводят счеты с жизнью спрыгнув с одного из мостов.

Спящий город

А этого рыбака я знаю! Каждый раз, приезжая в Стокгольм, встречаю его на одном и том же месте!

Спящий город

Кажется ещё ловит где нельзя…

Анекдот вспомнился.

Сидит мужик, ловит рыбу. Подходит к нему полицейский и говорит:
П: с вас штраф 20 евро за рыбалку в неположенном месте.
М: а кто сказал, что я рыбу ловлю? Я червяка купаю!
П: тогда штраф 50 евро, за то, что червяк без плавок.

Что-то не смешно… спать наверно хочется.

Спящий город

Несмотря ни на что, я люблю Стокгольм и всегда с нетерпением жду с ним встречи. Это моя давняя любовь — ведь здесь я впервые побывал за границей СССР.

Как сейчас помню, с каким трепетом я спускался по трапу самолета, как удивился тонкому аромату дорогого парфюма в здании аэропорта и приветливости чернокожего пограничника, который только мельком взглянул мой паспорт.

Это была служебная командировка и я готовился к ней, а не к встрече с городом и мало знал о нем, поэтому вечерами без цели бродил по его улицам, часами просиживал на набережной, прислушиваясь к крикам чаек и гудкам уходящих из порта кораблей. Любуясь закатами и сказочной панорамой Стокгольма, я думал о дороге — той, которую мы выбираем…и о будущих путешествиях!

У меня почти не было валюты и я неделю ничего не ел, истратив деньги на сувениры и подарки родным и друзьям, чтобы, приехав домой, поделится с ними своими новыми чувствами и своей внезапной любовью к этому городу. И мне это удалось!

Спящий город

Ну вот, совсем рассвело… Спать!