Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была вчера 23:21
Как интересно изучать собственное Отечество!

Москва — Россия Июль 2015

Я очень люблю речные прогулки, когда тот или иной город можно увидеть со стороны Сены, Тибра, Дуная, Невы…

Тогда любой город предстает совсем в ином образе и этот образ, как правило, не только красив, но и доверчив в своей открытости простору.

В первый же день пребывания в Москве, который в моем дневнике и обозначен, как «день приезда», мы отправились на прогулку по Москва-реке.

По Москва-реке на лодочке

И хотя такая прогулка планировалась мною (на один из дней — как сложится), случилась она все же спонтанно.

Просто забрели на Лужков мост, а тут заманчивое предложение — прокатиться по реке на лодочке! Должна признаться, что лодочка не входила в мои планы. Я рассматривала варианты и старого, доброго речного трамвайчика, и комфортабельного теплохода, на котором можно было бы не только обозреть проплывающие по берегам московские достопримечательности, но и хорошо поужинать.

По Москва-реке на лодочке

Заинтересовали меня и предложения новой для меня компании"Radisson Cruises» осуществляющей речные прогулки на пяти речных судах ледокольного типа, что в отличие от других туристских речных судов не прекращают речные прогулки по Москве-реке и в зимнее время. Как зазывала реклама: идут эти яхты «настолько плавно, что официант, разливая шампанское в высокие фужеры, стоящие на столах, не проливает ни капли».

А тут — лодочка!

По Москва-реке на лодочке

Но льготный билет стоил всего 250 рублей, и лодочка должна была вот-вот отчалить, согласно расписанию, да и очереди никакой. Какая уж тут очередь! Кроме нас с мужем, в лодочку погрузилась еще одна семья, вот и все.

Усевшись, я тут же осведомилась о наличии спасательных средств. Мне предъявили и круг, и спасательный жилет. Завернувшись в теплый плед, который мне также предоставили, я стала ждать отправления.

Через несколько минут мы отчалили, а вот речной трамвайчик на том же причале «Лужков мост» все ждал отправления и набирал пассажиров.

Мы посмотрели на пассажиров трамвайчика с чувством превосходства (хотя и снизу вверх — по-другому не получилось) и отдались часовому путешествию, которое промелькнуло совсем незаметно.

По Москва-реке на лодочке

Солнце садилось, кое-где уже зажигалась иллюминация. Название кинотеатра «Ударник» светилось, обозначая несомненную достопримечательность Москвы — знаменитый Дом на набережной или Дом правительства.

Это был первый элитный дом, построенный в Москве для избранных персон: членов правительства, героев Гражданской войны, старых большевиков, знаменитых писателей и так далее. Жилой вип-комплекс включал в себя не только кинотеатр на полторы тысячи мест, но и отделение связи, прачечную, сберкассу, столовую, где можно было бесплатно пообедать или получить пайки, многое другое.

В этом доме в разное время жили очень разные люди от сына Сталина Василия, до Никиты Хрущева, и наконец, до нашего симпатичного современника Геннадия Хазанова.

Как вспоминают старожилы, в годы репрессий, к этому многострадальному дому постоянно подъезжали «воронки».

Но не будем о грустном.

Путешествие началось на Водоотводном канале, который впадает в Москва-реку как раз у знаменитой скульптуры Зураба Церетели, видной издалека (творчество Церетели вообще очень заметное).

По Москва-реке на лодочке

Памятник был воздвигнут в честь 300-летия Российского флота.

Правда, изображенный здесь царь Петр I почему-то одет странновато, но, во-первых он, как известно любил маскерады, а во-вторых, кто же не знает историю создания шедевра!

По Москва-реке на лодочке

Известно, что вначале скульптор ваял Колумба, но после безуспешной попытки продать свое произведение искусства в США, Испанию или хотя бы в страны Латинской Америки, Колумба успешно превратили в русского царя.

Была возможность увидеть эту заметную фигуру со всех сторон, даже пронаблюдать водный антураж, имитирующий бурные волны, которые якобы рассекает корабль ПетраI.

По Москва-реке на лодочке

Несмотря на традиционно скептическое отношение к данному превращению, мне памятник, при близком рассмотрении даже понравился — каюсь!

Мы ведь ко всему привыкаем. Эйфелева башня тоже в свое время была встречена скептически…

По Москва-реке на лодочке

Справа от статуи Петру I видилось здание знаменитой фабрики «Красный Октябрь».

Территория старой фабрики занимает почти 5 га земли, и в ее комплекс на Болотном острове входит 23 здания!

Сегодня это исторический центр и даже музей, который открыли в 1994 году.

А цеха знаменитой фабрики были выведены из центра Москвы еще в 2007 году.

По Москва-реке на лодочке

Фабрика возникла в середине XIX века. Ее основателем стал Теодор Фердинанд фон Эйнем, который начал с того, что открыл на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада. Ну, а потом производство развивалось, пока в 1867 году не появилась такая вывеска: «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений».

О, какая сладкая история!

Поставщик двора Его Императорского Величества, обладатель Гран-при, на Всемирной выставке в Париже 1900 года! Знаете! У этого предприятия был даже свой личный композитор! «Кекс-галоп» — слышали?

Да о чем это я!

Шоколад «Золотой ярлык», конфеты «Мишка косолапый», «Сливочная помадка с цукатом»…

Нет сил вспоминать!!!

Конфетные фантики, прилежно сложенные в коробочку из-под чая, что выдала бабушка, по моей большой просьбе. Посылка от мамы, что учится в ординатуре, в Москве. Елки, подарки, ожидания и осуществления счастья! Все это запах детства!

По Москва-реке на лодочке

А вот и Храм Христа Спасителя. О нем будет отдельный рассказ. В то время я еще только желала его посетить.

Мимо нас проплывали корабли и кораблики. Мы качались на их волнах и не жалели, что нас нет с теми туристами, что радостно махали нам руками. Ведь их там было так много, а мы на просторе!

По Москва-реке на лодочке

Посетители ресторана на яхте компании «Radisson Cruises» тщательно пережовывали пищу и следили за тем, чтобы официант, «разливая шампанское в высокие фужеры, не пролил ни капли». Ну, а мы следили за достопримечательностями.

Что ж! Ужин на яхте еще когда-нибудь непременно состоится, а пока…

По Москва-реке на лодочке

Как только мы отплыли, я забыла обо всех правилах безопасности, стала бегать по лодочке, потеряла где-то между скамейками плед — так красивы были берега. Так значительны места, которые мы проплывали!

«Водила» нашей лодки вообще не обращал никакого внимания на мое неправильное поведение и задумчиво смотрел вдаль.

Я была вполне свободна!

Впереди Кремль.

По Москва-реке на лодочке

Конечно же, с воды он смотрелся особенно красиво. В Кремль мы собирались пойти непременно.

Вон там, вдали, розовое здание — это Большой Кремлевский дворец, построенный в XIX веке по повелению Николая I. Он задумывался как памятник славы Русского воинства.

По Москва-реке на лодочке

Сейчас это парадная резиденция президента РФ. В его залах происходят важные церемониалы. Вручение верительных грамот, вручение государственных наград.

Проплыли мимо Храма Святой Софии Премудрости Божьей, постройки XVII века. Набережная тоже носит название Софийской, по названию храма.

По Москва-реке на лодочке

В Москве много храмов, к счастью образ «Москвы златоглавой» возвращается вновь.

Это знаменитый Храм Василия Блаженного.

По Москва-реке на лодочке

А вот этот храм — церковь Святого Николая на Раушской набережной, узнает не каждый.

Есть версия, что этот храм был основан еще в XVI веке. В 1933 году богослужения прекратились. Здание передали соседней электростанции. К 1990 году церковь пребывала в аварийном состоянии. В 1996 году святыню вернули Православной Церкви. В настоящее время Никольский храм приобрел свой первоначальный исторический облик, но жаль, что с воды он был виден не очень хорошо.

По Москва-реке на лодочке

Знаменитая высотка на Котельнической.

Всего в Москве, в свое время, было построено семь высотных зданий и эта — одна из них.

По Москва-реке на лодочке

Три башни и боковые крылья здания органично вписываются в общий профиль улицы и гармонирует со сложным ландшафтом, ведь здесь Яуза и Москва-река сливаются.

История сооружения знаменательна. Жильцы дома, которые здесь жили, сегодня, порою, тоже история и не только столицы, но и всей страны.

По Москва-реке на лодочке

Здесь в разное время жили поэты Роберт Рождественский и Андрей Вознесенский, писатель Василий Аксенов, мой любимый писатель Константин Паустовский, актеры Клара Лучко, Нонна Мордюкова, Лидия Смирнова, Михаил Жаров, художник Аркадий Пластов и многие другие великие люди.

В 2004 году в этом доме был открыт музей легендарной балерины Галины Улановой, которая также жила здесь. В этом музее все подлинное — мебель, афиши, балетный реквизит. Все представлено так, как было при жизни Галины Сергеевны.

По Москва-реке на лодочке

Дом был сдан в 1952 году, его стройку когда-то курировал сам Лаврений Берия.

А вот в этом доме, находящимся можно сказать напротив, Берия, уже сам обвиненный в шпионаже, провел некоторое время после ареста. Такие вот метаморфозы.

По Москва-реке на лодочке

Сегодня это здание постройки XVIII века, отдано Штабу Московского военного округа.

Знакомое здание! Московский международный Дом музыки.

По Москва-реке на лодочке

Его купол венчает эмблема в виде скрипичного ключа работы Зураба Церетели — достаточно интересное инженерное и архитектурное сооружение, ведь высота конструкции 9,5 метров, а вес — 6 тонн. Это очень сложный роликовый механизм, который выполняет функцию флюгера.

Иногда интересные сооружения выходят фронтонами прямо на набережную, а иногда прячутся в глубине. Но от этого их притягательность не уменьшается.

Так напротив Дома Музыки, на другой стороне виднеются купола Новоспассого монастыря.

В бытность Патриарха Никона Новоспасским архимандритом по царскому указу в Московский Кремль, а затем и в Новоспасский монастырь была торжественно перенесена из Вятки чудотворная икона Нерукотворного Образа Спасителя. В течение нескольких столетий этот образ был главной святыней обители.

По Москва-реке на лодочке

В монастыре перезахоронена инокиня Досифея, известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны.

История, современность, Москва строится и меняется, но свято хранит свои великие тайны.

По Москва-реке на лодочке

Как же интересно их разгадывать, как интересно листать старые страницы.

По Москва-реке на лодочке

Мы снова вплывали в водоотводный канал, и снова вдали блеснул рекламой кинотеатр «Ударник». Наше путешествие подходило к завершению, а жаль.

Уже гуляя по набережной, мы снова увидели свою лодочку, которая вновь отправилась в недлинный часовой круиз. Что ж! Мы с благодарностью помахали ей рукой.