Dimitry
Дмитрий Путешественник — был сегодня 13:49
 – Только что из Стамбула. Там тепло и спокойно.

Астрахань. Ночь в музеях, или деревня Гадюкино голосует "За". Часть 1

11 июля 2015 г. 10:54 Астрахань — Россия Май 2015
49 29

Эпиграф:

«Видели ночь,

Гуляли всю ночь до утра!»

В.Цой Сплошное «Кино».

3

16 мая 2015 года. 19:45 Срочная телефонограмма на мобильный номер. Алекс — Юстасу:

— Вы где, козлики лохматые? Хватит работать. Пиво стынет, вино откупорено, устрицы в духовке…

Не нужно оканчивать курсы шифровальщиков, чтобы понять, что нас пригласили в гости.

— И взаправду. Ну, её, эту работу…

19: 57 Такси у парадного подъезда.

20:12 Звонок в домофон. Юстас — Алексу:

— Открывайте. Рэкет вызывали?

20:26 Первый тост:

— Ну, чтобы все…

20:38 И кто-то предложил:

— А давайте пойдём к Элис?

Примерно как-то так. Только вместо Элис, потому что никто не знает, где эта девочка живёт, да вдруг она не курит, да вдруг она не пьёт, вопрос звучал по-другому:

— Знаете, что сегодня ночь музеев?

— И в нашей деревне тоже?

— А давайте завалимся в картинную галерею?

— Со школы там не был.

— Реально идём?

— На посошок, и вызываем тачку.

21: 14 Машина подана.

— Шеф. Едем в картинную галерею.

Водитель взял небольшую паузу. Медленно посмотрел на часы. Потом перевёл взгляд на нас. Хорошо хоть дыхнуть не предложил. Догадываюсь, о чём он подумал. Да, да, именно про свободный день в Кащенко…

С другой стороны, наверняка он и не таких видал. Загрузились. Поехали…

21:24 Ночь. Дороги свободные. Домчались мигом. Единственная пробка в которую попали, оказалась на входе в двери картинной галереи. Вереница из желающих окультуриться нахаляву. И откуда народ про то прознал, мне до сих пор непонятно? Лично мне, если б друзья не сказали, так и не знал бы в жизнь. Никаких объявлений я точно не видел. Хотя… Вон вывеска на стене висит.

— Ночь музеев.

Всё, как и положено. Реклама, анонсы, афиши.

4

21:26 Проходим в дверь. Встречают нас радостно. Выдают входные билеты. Только в обмен на улыбку. За красивые наши глаза. Плюс самым азартным посетителям предлагают поиграть в ходилку-бродилку.

— Если до двенадцати ноль успеете посетить четыре городских музея, то будет Вам счастье!

— Как проверять будете? — Понятное дело, уже думаем, как схитрить. Помните школьный урок физкультуры. Когда бежишь три километра по пересечённой местности, обязательно срезать нужно по газонам. В армии такой форс уже не прокатывает.

— Дадим Вам буклет. И в каждом музее на выходе нужно будет поставить печать. Красивую.

Совещаемся. Три музея находятся рядом, на одной улице. Все в пределах получаса медленного шага. Еще один через ближайший мост перевалить. Слава богу, у нас не Питер, мосты не разводят. Успеть вполне возможно. Но впритык.

— Тогда в путь. Время пошло…

АСТРАХАНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ ИМЕНИ ДОГАДИНА.

Сколько себя помню, Астраханская картинная галерея всегда носила имя художника Кустодиева. Только потому, что однажды в жизни ему не повезло и он умудрился родиться в нашем замечательном городе. Школяром в галерею ходил, кустодиевской была. Студентом с девицей красавицей сюда заглядывал, чтобы эту девицу сразить наповал своими познаниями в искусстве, тоже Кустодиев слегка причём был. И вот нате! Двадцать пять лет спустя с этой же девицей, теперь уже дамой и по совместительству женой, заглянули на огонёк, а тут такие изменения…

Кустодиева допустим, знают все. Если кто не знает, потом расскажу. И до него дело ещё дойдёт. А вот откуда некий Догадин П.М. выскочил?

Вначале версия официальная. Даю цитату с одного из сайтов, посвящённых музею.

«Картинная галерея была основана 15 декабря 1918 года Павлом Михайловичем Догадиным, инженером из семьи астраханских купцов. Он коллекционировал предметы искусства конца 19- начала 20 века и после революции подарил свою коллекцию городу. В коллекцию входило более 130 произведений русской живописи и графики, а также автографы исторических деятелей, писателей, музыкантов и семейная библиотека. Кроме того был передан и собственный дом Павла Михайловича». Как Вам это? Нравиться?

А теперь версия моя, чисто житейская и более похожая на правду, учитывая абсолютные реалии российской жизни.

Сидит, значит, на веранде своего небольшого особнячка (настаиваю на слове «небольшого», потому что в Астрахани больших отродясь не было) некто Догадин П. М. Успешный инженер. Сын купца. Не то, чтобы денег немерено, но с голоду не подыхает, и то ладно. Сидит, кофею попивает, рассуждает о судьбах человечества. И тут, вдруг, на крылечке нарисовались некто Швондер, представитель революционного комитета рабочих профсоюзов, и некто Маузер, представитель силовых структур новой революционной власти. И у каждого по нагану за поясом. Для придания своему виду вящей убедительности.

Это профессор Преображенский подобную братию на… ну, в общем посылал. У него покровители хорошие были. А простому инженеру куда податься? Поэтому потолковав два часа по душам, было принято волевое решение, что дом вместе со всем его содержимым отныне принадлежит Совету Народных Комиссаров. А Догадин становится учредителем и отцом основателем «Картинной галереи и музея Совета Профессиональных Союзов Астраханского края». Я так понимаю, что тоже не запросто так, а на условиях сдачи народной власти еще парочки любителей старины. Иначе как объяснить, что в скором времени музей пополнился ценностями ещё двух частных коллекций. Австро-венгерского вице-консула в Астрахани Отто фон Виблингера и семьи богатейших городских промышленников Сапожниковых. И что удивительно, все они тоже отдали свои коллекции городу абсолютно «добровольно». По собственному, так сказать, желанию. Исключительно от безумной любви к пролетарским массам.

3

Теперь давайте поднимемся в залы и осмотрим произведения, которые, не важно, каким образом, но таки достались русскому народу. Начнём с самого лучшего, что есть в музее. Русская живопись. Конкретное место на самом виду досталось портрету Российской императрицы. То ли Анна Ивановна на холсте, то ли Елизавета Петровна. Если честно, в морду, на память их не помню. Все наши управительницы особым изяществом не отличались. Грация бегемота, и анфас еле-еле в портретную рамку умещающийся. И это ещё художник наверняка приукрасил действительность. Потому что стиль советского реализма тогда просто не существовал. А нарисовав кривые зубы и косящий глаз, можно было закончить свою жизнь не на лаврах, а в темнице Петропавловской крепости. С императрицами не шутят.

2

Идём дальше.

— Оппачки! Гляди-ка, здесь даже Аргунов есть!!!

Конкретный художник. Портретист. И рисовал неплохо. Представлен, правда, всего одним портретом. Непонятного и незнакомого мне некоего Н. Н. Бантыш-Каменского. Оно и понятно, мужик с рисунка жил очень давно и мне представлен не был. Короче, не знаю я его. Так же, как и Медузу-Горгонер и Плотского-Поцелуева. Хотя нарисован мужик неплохо. Но не это меня в картине поразило.

2

Посмотрите на табличку с информацией, которую я специально снял крупным планом. Ничего интересного не видите? Подсказываю, речь идёт о содержании музейного фонда. Если руки у музейщиков кривые, то любая реставрация будет абсолютно бесполезна. Обратите внимание, как и на чём табличка прикреплена к портретной рамке. Слева стоит шуруп. Справа новенький гвоздь. Этот момент подтверждает исконно русское утверждение, что забитый молотком шуруп держится гораздо надёжнее, чем завёрнутый отвёрткой гвоздь. Российский менталитет в зале российской живописи.

3

Кстати, если присмотреться к этой же фотографии, можно увидеть, что портретная рамка или видавшая виды, или бывшая в употреблении. Таки из магазина секонд хенд. Потому что облуплена и обгрызена сразу в нескольких местах. Ситуация этакая тем более интересна, что посетителям к шедеврам прикасаться не дают. Жена хотела было ткнуть пальчиком:

— Ой, смотри, какой у мужика орден красивый нарисован. Я тоже такую брошку хочу…

Не успела сказать, как подлетела хозяйка зала с нотацией:

— Девушка, разве можно в музеях картины трогать? На них же от этого краска сыплется.

Понятно. Что же тут непонятного? В картину пальцем тыкать нельзя. А рамку грызть можно? Или только избранным?

3

В следующем зале висят пейзажи.

Щедрин. «Санта Лючия в Неаполе». Холст. Масло.

Вот тоже, не уверен, что я знаю, кто такая Санта Лючия, но то, что вид бухты Неаполя до коликов в печёнках напоминает бардак, что творился и творится на пристанях Астрахани, скажем на Малых Исадах, это факт. Факт бесспорный и наглядный. Поэтому точно уверен, что кто-то из раскулаченных коллекционеров припёр эту картинку в наш город не просто так, а со смыслом…

2

На противоположной стене висит что-то до неузнаваемости тёмное. На чёрный квадрат похоже, но токмо одна деталь смущает. Желто-золотистое пятно таки проглядывает. Подходим ближе. Иначе сослепу не прочитать, что за шедевр нам предлагают.

— Ага. Куинджи. «Ночь на Днепре».

— А Днепр где? Не видать же ничего? Как в колхозе «Светлый путь».

— Рассветёт, увидишь…

И тут же вспоминается заученное из школы:

«І блідий місяць на ту пору
З-за хмари-де-де виглядав,
Неначе човен в синім морі,
То виринав, то потопав».

4

Продолжаем развивать украинскую тему. В уголочке на постаменте примостилась бронзулетка. Бюст Тараса Шевченко. Литьё, дутьё и всё такое прочее.

Что он здесь делает, спросите Вы? Как что? Да наш город просто гордится, что народный поэт братской страны здесь сидел! Хотя, в свете последних событий, может быть и не совсем братской…

Да и не сидел вовсе. А просто отбывал ссылку, после дембеля с Мангышлака. Неплохо, надо сказать отбывал. Потому что домик, где он обитал, до сих пор выглядит лучше, чем добрая половина жилья вокруг. В котором до сих пор живут астраханцы. Хотя, конечно, повод есть. Потомки древних укров могут смело обвинять нашу волость в гонениях на светоча украинской мовы. Дескать, тиранили его тут и гнобили.

А что я? Да ничего. Остаётся только тихонечко напевать:

— Реве та стогне Дніпр широкий.

3

Из интересного, здесь ещё висит каждой твари по паре. Саврасов с очередными «Грачами», которые, то ли улетели, то ли уже прилетели.

3

Левитан с мазнёй в виде дикого леса.

2

Суриков, с заготовкой для романа про Стеньку Разина. Где же этому казаку гулять, как не на родных Волжских просторах.

2

Репин, с никому не известной картиной, повествующий о жизни и борьбе Кузьмы Минина за свободу Отечества.

2

Заворачиваем за угол. И тут сразу в лоб такое… Бац!!! Первое, что вырывается из наших уст, знаменитый возглас из не менее знаменитого фильма про приключения принца Флоризеля:

— О господи, это же Клетчатый!

Вот оно, истинно народное творчество. Почему? Сейчас попробую толково пояснить на примере из своей туристической жизни.

1

1972-ой год. Мне пять лет. Ленинград. Эрмитаж. Меня, мелкого, за ручку водят по музею. Если честно, сей сюжет не особо помню, но отец рассказывал историю именно так:

— Пока ходили по залам, где настоящие картины висят, пейзажи, живопись, ты молчал. Как партизан. Только по сторонам глазел. Восхищался, наверное. И тут мы попадаем в зал с современным искусством. Так первое, что ты произнёс, причём громко, на всю галерею, чтобы все слышали: " Папа, гляди, я тоже так умею!» Ох, от матери твоей я тогда крупный выговор получил. Что, типа, это всё выползает моё воспитание…

1

Да какое тут к дьяволу воспитание, когда на всех стенах один сплошной малевич. От слова «малевать». Подхожу к картине. Читаю:

— От, ёж ты! Глянь-ка. Точно Малевич…

Страшная престрашная рабыня цвета кожи уроженцев латинской Америки с серпом, не очень характерным для индейцев, пытается, согнувшись в три погибели, срезать парочку стеблей сахарного тростника. Кажется так. Читаю название:

— Жница.

Почти угадал.

1

Смотрим на соседнюю картинку. Ха, вот он, кайф. Это для дурацких музеев, типа Эрмитажей и Третьяковок, талантливейший Казимир квадраты рисовал. Однотонные. Чёрный, да красный. А для крутых пацанов, чьи коллекции потом в лучшие галереи попали, типа Астраханской, он малевал треугольники! Да не простые, а разноцветные. Красок не жалел.

Дальше во всю стену. Забыл прочитать, как сей шедевр называется, но это явно ведьмочка в чёрном, лежащая на тахте. Которая, кстати, пытается сделать ажурное селфи. Почему я решил про селфи? Так посмотрите на её губки, сложенные правильным бантиком. Все реальные человеки фотографируются, почему то, именно в этим дурацким выражением лица.

Я тоже так умею…

1

В общем и в целом можно было бы рассказ про выставку продолжать. Но на часах без десяти минут одиннадцать.

— Уж полночь близится, а Германа всё нет…

— А, та я понял! Девушка на картине с губками для селфи и есть ведьма из «Пиковой дамы».

— Какого такого Германа? Час с небольшим остался, а нам ещё три музея нужно посетить.

2

Продолжение следует…

Бронирование отелей
в Астрахани

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

Anna_08
+1
11 июля 2015 г. 14:44
Эх, Дмитрий! Ну, никакого почтения к искусству! Жду следующего музея.
Dimitry
11 июля 2015 г. 21:47
Почтение есть. Но к Искусству, а не к малевичам...
Kapuletta
+1
11 июля 2015 г. 15:42
Цинично местами. но весело)))) Про гвозди - шурупы - жесть!!!
Dimitry
+1
11 июля 2015 г. 21:49
Наверное да. Стал циником. Особенно после того, как Рим увидел. Наша косолапая провинция отдыхает. Но это только мне можно над ней смеяться, потому что я здесь живу.
tinka61
11 июля 2015 г. 17:04
Ухохочешься!
onegina17
+2
11 июля 2015 г. 18:38
Ну как же, Анна Иоановна брунетка была, с глазами жуковатымы, а прелестница Елисавет Петровна в блондинках пудреных хаживала, глащами бездонными, голубыми кавалеров навылет сражала. Кокетка была, страсть к нарядам имела и вкус был у нее отменный, куда до нее деревенщине Анне Иоановне. Не, спутать их невозможно! Может еще какая затесалась в императорские ряды?
Dimitry
+1
11 июля 2015 г. 21:50
Так я не понял, на картинке это кто?
onegina17
11 июля 2015 г. 21:52
Елисавета свет Петровна!
Dimitry
11 июля 2015 г. 22:01
Выяснили.
elenarossi
+3
11 июля 2015 г. 18:47
Что тут сказать...
Хорошо отношусь к автору текста и к картинам тоже
Молодец, что не провел эту ночь дома в пижаме. Искусство позвало и зов был услышан.
Dimitry
+1
11 июля 2015 г. 21:54
Чего не сделаешь ради искусства. А главное, я сразу смекнул, что из этого приключения целый рассказ на Туристере получится.
KonstantinPavlov
+1
11 июля 2015 г. 18:52
Сижу и думаю, что же может быть в трех остальных. Может краеведческий, может литературный... интрига, однако
Dimitry
+1
11 июля 2015 г. 21:56
Ага! Вот сидите теперь и мучайтесь. Не краеведческий, это точно. Его оставили на следующий год.
Dimitry
+1
11 июля 2015 г. 21:57
Все остальные связаны со знаменитыми личностями, имеющими неосторожность родиться в нашем волшебном городе. Назовете трех на вскидку?
Vladimir_Shalaev
+2
11 июля 2015 г. 23:30
Про Кустодиева вы уже проговорились. А другие двое может Тетюшинов с Хлебниковым?...
Dimitry
+1
12 июля 2015 г. 8:33
Оценка отлично! Знали небось...
Vladimir_Shalaev
+1
12 июля 2015 г. 17:19
Можно сказать и так. В мае летал в Астрахань на Финал Кубка России по футболу. Так что кое что в памяти осталось. Это я у вас про рыбный базар спрашивал. А пироги с рыбой в "Михайловском", что на Селенских Исадах действительно вкусные!
Dimitry
+1
12 июля 2015 г. 18:58
Ага! Рад, что советы пригодились.
KonstantinPavlov
12 июля 2015 г. 12:39
Не успел проявить свою сообразительность
NataliaC
+1
11 июля 2015 г. 20:42
Ну ничего прекрасного вы не цените!! Я не про геометрию!!
ведьмочка в чёрном, лежащая на тахте, пытается сделать ажурное селфи.
-
Dimitry
+1
11 июля 2015 г. 21:59
Да ценю, ценю я прекрасное. Даже ведьмочку копировать не стал. Хотя желание было...
spatefillum
12 июля 2015 г. 8:29
Ночь музеев даже в Чугуеве бывает, а Вы про Астрахань удивляетесь
Dimitry
+1
12 июля 2015 г. 8:35
Так я не удивляюсь. Просто первый раз попал...
sovikont
+1
12 июля 2015 г. 11:09
Кто ходит в гости по ночам тот поступает мудро! Интересная традиция,Дмитрий! Хорошо прошлись))
Dimitry
+1
12 июля 2015 г. 21:47
Жалко, медом не кормили...
sovikont
13 июля 2015 г. 18:54
это они не продумали)))
sonnenschein
+1
12 июля 2015 г. 14:51
Про гвоздь и шуруп очень понравилось, это по-нашему.
Потомки древних укров могут смело обвинять нашу волость в гонениях на светоча украинской мовы.
не будут, он себя украинцем не признавал, а малороссом.
Dimitry
+1
12 июля 2015 г. 21:48
Сейчас в некоторых кругах слово "малоросс" почти ругательное. Но писал Шевченко все же на мове. Этого не отнять.
sonnenschein
12 июля 2015 г. 22:16
Dimitry писал 12 июля 2015 г. 21:48
Но писал Шевченко все же на мове
, а личные дневники вёл только на русском языке
Dimitry
12 июля 2015 г. 22:23
Не знал. Хотя наверняка по-русски говорил неплохо. Потому что жил у нас в Астрахани достаточно долго. А до этого служил на Мангышлаке.
Sergey_Kuznetsov
+1
12 июля 2015 г. 17:05
Богатый музей! Богатая фантазия автора заметки! Спасибо за то и другое!
Dimitry
+1
12 июля 2015 г. 21:46
Музей не слишком богатый. С фантазией дело обстоит намного лучше.
Chedty
+1
13 июля 2015 г. 8:03
Хороший у вас музей, очень понравился.
Саврасов правда какой то безлюдный, одни грачи... за то крупные. На Куинджевской луне детей в худ. школах тренируют, спрашивают, на сколько она соответствует реальному масштабному размеру?
По Кандинскому вы похоже даже Эрмитаж обогнали
Dimitry
13 июля 2015 г. 8:52
Даешь больше, шире, выше...
Butyrskii
13 июля 2015 г. 9:20
Сурово конечно, но смешно "оно" же тоже искусство
Dimitry
+1
13 июля 2015 г. 9:47
Я его слепила из того, что было...
Nomad
13 июля 2015 г. 10:37
по музеям с юморком... жду продолжения....
Dimitry
13 июля 2015 г. 13:41
Уже разместил. Скоро, наверное, проверят и запустят в массы.
Nomad
13 июля 2015 г. 13:54
Хорошо!
annaabrosimova
15 июля 2015 г. 17:27
Веселый поход по музеям! Интересно будет почитать продолжение!
Margaritka
+1
16 июля 2015 г. 9:59
как всегда животик надрывался! ... но местами уж очень циник прглядывает, Дим!
Dimitry
16 июля 2015 г. 21:50
Это потому что я не люблю Малевича?
julykum
+1
13 сентября 2015 г. 11:47
Дмитрий, бьюсь об заклад, что Вы даже "Капитал" Карла Маркса сможете под таким соусом подать, что обхохочешься.
А вообще, очень достойная коллекция у музея.
Dimitry
+1
13 сентября 2015 г. 20:31
"Капитал" у Маркса вполне достойный труд. И я его уважаю. Потому что все законы, описанные там работают в натуре. До сих пор. Если Маркс говорил, что перво наперво должна расти производительность труда, то это факт. И только наше родное слишком социальное государство это отвергает. Поэтому и кризис.
Хотя точно, давно не перечитывал. А то и там хохму найду. Дайте только время.
julykum
15 сентября 2015 г. 11:27
kindus
28 апреля 23:40
Но-но! Ты-то сам там живёшь, а нашего Малевича не трожь!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.