Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 15:59
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Суздаль — Россия Июнь 2015

Суздаль — красивый древнерусский город-музей, стоит на реке Каменка, очень живописный и душевный. Заинтересовавшись, откуда в таком маленьком провинциальном городке столько памятников архитектуры (а их более 200), выяснила, что в середине 12 века Суздаль был столицей Ростово-Суздальского княжества. А в середине 14 века — столица Суздальско-Нижегородского княжества. В1392 г. Суздаль в составе Великого княжества Московского. С 16 века в городе вели строительство монастырей, расширяли старые, возводили новые. Здесь было 11 монастырей, а к началу 19 века их осталось 5. Суздаль был одним из религиозных центров на Руси.

Удивительно, но город сохранился, несмотря на нашествие монголо-татар. В Смутное время дважды нападали польские войска, потом в 1634 году — крымские татары. В 17 веке был опустошительный пожар, эпидемия. Но город всегда восстанавливается. Сейчас это районный центр Владимирской области, входит в список городов Золотого кольца.

Из Владимира с автовокзала до Суздаля мы доехали на автобусе за 40 мин. Автобусы ходят каждые 30 мин. Автовокзал Суздаля находится на окраине, но автобус идет дальше, как городской, и довез нас до Торговой площади. Город небольшой, расстояние от автовокзала до площади 15–20 мин пешком по Васильевской улице — зеленой с симпатичными домиками (мы по ней обратно на автовокзал пешком шли).

О Суздале и его прекрасных храмах

Наша самостоятельная пешеходная экскурсия началась с Торговой площади.

Торговая площадь — главная площадь города, здесь расположены Торговые ряды (1806–1811), построены в стиле ампир. Суздальские Торговые ряды были предназначены для купеческих лавок и очень похожи на такие же сооружения в других городах России. Здесь и сейчас идет бойкая торговля сувенирами, цветами и пр.

О Суздале и его прекрасных храмах

Воскресенская церковь (1732 г.). Простая и изящная, летняя Воскресенская церковь и рядом с ней Казанская стоят на Торговой площади.

О Суздале и его прекрасных храмах

Стены церкви украшены живописью конца 19 века, а на столбах сохранились фрагменты росписи первой половины 18 века. Рядом стоит небольшая зимняя церковь Казанской иконы Божьей Матери (1739 г.)

Кресто-Никольская церковь (с приделом Николая Чудотворца) — православный храм у северной части торговых рядов, построенный в 1770 году.

О Суздале и его прекрасных храмах

Храм построен на месте часовни 17 века в знак избавления от «морового поветрия», свирепствовавшего в 1654 году. Интересно, что с разных сторон она выглядит по-разному.

Антипиевская церковь (1745). Нарядная колокольня с вогнутым шатром, предполагают, что она появилась раньше основного строения, типичного невысокого зимнего храма. Рядом стоит Лазаревская церковь (1667). Пятиглавый летний храм, один из самых ранних на посаде. Был возведён на месте деревянной церкви 15 века.

О Суздале и его прекрасных храмах

Ризоположенский монастырь основан в 1207 году. Он славен своей историей: в свое время хан Батый, захвативший весь остальной город, так и не смог взять этот монастырь. В 1764 году Троицкий монастырь, стоявший рядом, вошёл в состав более древнего соседа. Сейчас Ризоположенский монастырь реставрируется, с каждым годом становится все краше. Святые ворота с двумя шатрами — самое фотографируемое место в Суздале, они были построены в 1688 году под руководством трёх известных суздальских зодчих А. Шмакова, И. Мамина и И. Грязнова.

Постройки монастыря: Ризоположенский собор (1520–1560).

О Суздале и его прекрасных храмах

Преподобенская колокольня (1813–1819). Трёхярусная колокольня, выпадающая из общего городского ансамбля, была возведена в честь победы 1812 года.

Малые Святые ворота:

О Суздале и его прекрасных храмах

Далее мы идем к церкви Смоленской иконы Божьей Матери. Храм был построен в 1696–1706 годах в слободе Скучилиха, принадлежащей Спасо-Евфимиеву монастырю.

Слобода была населена ремесленниками, которые трудились и на монастырских стройках. Церковь была летним храмом для жителей слободы, рядом с ней позднее была построена зимняя церковь Симеона Столпника. Обе церкви выстроены на месте старых деревянных.

Спасо-Евфимиев монастырь — это музей (часы работы: 10:00—18:00; закрыт — понедельник, последний четверг месяца).

О Суздале и его прекрасных храмах

Здесь размещены экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника: «Дмитрий Пожарский», «Книжные сокровища», «Память о плене» (посвященная лагерю, в котором содержались в 1943—1946 гг. плененные под Сталинградом генералы), «Музей современного искусства России», «Музей художественного творчества»

Спасо-Евфимиев монастырь основан в 1352 году и главной его функцией была защита города от внешних врагов. В 1445 году у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия 2 с казанским войском, в этой битве Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен. Нынешний ансамбль монастыря сложился в 16–17 веках. Мощные каменные стены с башнями были возведены в конце 17 века, но никогда не подвергались осаде.

О Суздале и его прекрасных храмах

Среди башен интересна квадратная — богато декорированная элементами русского узора — Проездная башня.

Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот в 16–17 в, после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен.

О Суздале и его прекрасных храмах

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (конец 16 в.) — построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля.

Гордость собора — фрески 16 века и росписи известных мастеров 17 столетия Гурия Никитина и Силы Савина.

О Суздале и его прекрасных храмах

Здесь в храме прекрасная акустика. Нам посчастливилось услышать, как поет мужской камерный хор «Благовест». Живые голоса под сводами храма проникают прямо в душу.

О Суздале и его прекрасных храмах

Выступают они здесь регулярно и звукозапись, говорят, они делают здесь же.

Недалеко от собора находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — выдающегося русского полководца. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран, на месте захоронения установлен каменный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен.

О Суздале и его прекрасных храмах

Звонница монастыря состоит из двух построенных в разное время зданий — церкви Рождества Иоанна Предтечи начала 16 века и декорированной галереи звонов 16–17 веков.

Монастырские колокола в 1930 г. были отправлены в переплавку. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день, практически каждый час (в рабочее время музея). Изумительные мелодии выводит звонарь.

О Суздале и его прекрасных храмах

Успенская трапезная церковь и трапезная, сооружённая в последней четверти 16 века, расположена перед Спасо-Преображенским собором.

О Суздале и его прекрасных храмах

Никольская больничная церковь с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами была возведена в 1669 году в северо-восточной части монастыря. Эта одноглавая церковь прекрасна в своей простоте.

По распоряжению Екатерины 2 в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма. В 1826 году по приказанию императора Николая 1 в Спасо-Евфимьев монастырь был заточён предсказатель Авель. Он скончался в нём в 1841 году, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви. В «Суздальской крепости» в 19 веке находились старообрядческие священнослужители. В1943 г. монастырь стал лагерем военнопленных, в котором были офицеры и генералы вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской армий. Также в нём содержался фельдмаршал Фридрих Паулюс. С 1946 по 1967 года в монастыре размещалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников. В 1968 году монастырь стал музеем. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Выходим из Спасо-Евфимиева монастыря и идем к речке, там со смотровой площадки открывается прекрасный вид на город, Покровский и Александровский монастыри. Александровский монастырь основан в 1240 году, но в 1764 г. упразднен. Построек в нем немного: Святые ворота и церковь Вознесения Господня (1695 г.), которая построена одновременно с колокольней на средства матери Петра Первого.

О Суздале и его прекрасных храмах

Покровский монастырь — действующий монастырь 14 в.

О Суздале и его прекрасных храмах

Центральное здание монастыря — собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы (16 в). Покровский собор стал первым каменным зданием, построенным после татарского нашествия. В свое время он служил местом заточения представительниц аристократических фамилий, среди которых были жена Ивана Грозного, жена Василия III Соломония Сабурова и жена Петра I Евдокия Лопухина.

Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью (1515).

О Суздале и его прекрасных храмах

Покровский собор (1510–1518). Главный памятник монастыря, неоднократно перестраивался и обрёл свой нынешний вид после реставрации 1962 года. Под собором находится усыпальница, где погребены инокини и старицы монастыря: ссыльные царицы, великие княгини и другие знатные женщины аристократических родов Руси.

О Суздале и его прекрасных храмах

Зачатьевская церковь с трапезной палатой (1551). Церковь была построена по приказу Ивана Грозного и имеет формы, характерные, скорее, для польской, чем для русской архитектуры (на фото — выглядывает слева). Заслуживает внимания и ещё один памятник гражданской архитектуры — приказная изба. В её подземелье находится каменный мешок, где содержались узницы монастыря.

Монастырь примечателен и своей оградой. Её наиболее старая часть с лишёнными декора башнями 17 века находится в северной части монастыря и образует небольшой замкнутый дворик.

Рядом с Покровским монастырем через дорогу стоит Церковь Петра и Павла — памятник архитектуры конца 17 века. Церковь состоит из летней и зимней церкви Святого Николая. Храм построен в 1694 году. В 1712 году он дополнен зимней Никольской церковью.

О Суздале и его прекрасных храмах

Церковь Святого Николая или Никольская церковь — зимняя церковь расположена у Покровского монастыря. Построена в 1712 году и вместе с летней Петропавловской церковью (1694 г.) образует архитектурный ансамбль. Никольская церковь является первой зимней церковью в городе. Строительство церкви приписывают ссыльной царице Евдокии Лопухиной, прожившей в Покровском монастыре с 1698 по 1718 годы. Один из приделов церкви освящён в честь сына царицы, царевича Алексея.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери или Тихвинская церковь стоит на месте древнего Андреевского монастыря, разрушенного, по-видимому, во времена польского нашествия. Каменная Тихвинская церковь с престолом Андрея Первозванного была построена в Кожевенной слободе в конце 17 — нач. 18 в.

О Суздале и его прекрасных храмах

Церковь Богоявления Господня или Богоявленская церковь — летний храм в Кожевенной слободе, расположенный в низине на правом берегу реки Каменки (1781 г.) Вместе с рядом стоящей зимней церковью Рождества Иоанна Предтечи (1739 г.) образует архитектурный ансамбль. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (1739). Зимний храм, украшением которого является колокольня с вогнутым шатром.

О Суздале и его прекрасных храмах

Входо-иерусалимская церковь (1702–1707). Летняя церковь с необычными по форме наличниками, часть ансамбля, включавшего сохранившуюся Пятницкую церковь и снесённые колокольню с вогнутым шатром и невысокую ограду с воротами. Пятницкая церковь (1745). Типичный суздальский тёплый храм, состоящий из двух клетей, но имеющий необычное завершение в виде фигурной главки.

О Суздале и его прекрасных храмах

Суздальский Кремль — древнейшая часть города, находится в излучине реки Каменка, в южной части города. В 11–12 веках здесь была сооружена крепость с земляными валами. На валах стояли бревенчатые стены и башни. В Кремле были построены двор князя и епископа, здесь же находились княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа. Сохранился кафедральный собор Рождества Богородицы 12 века.

О Суздале и его прекрасных храмах

Архиерейские палаты 15–17 вв. — сейчас здесь музей.

Колокольня (17 в), известная своими часами-курантами.

О Суздале и его прекрасных храмах

Деревянная Никольская церковь (1766). Церковь была перевезена в Суздальский кремль из села Глотово 91967 г.) Юрьев-Польского района и стала первым экспонатом знаменитого Суздальского музея деревянного зодчества.

Музей деревянного зодчества расположен на противоположном берегу Каменки — в Заречной слободе. Ежегодно в середине июля здесь проводится Международный праздник огурца.

О Суздале и его прекрасных храмах

Церковь Ильи Пророка на Ивановой горе или Ильинская церковь — храм на излучине реки, расположенный напротив Суздальского кремля. Построен в 1744 году

Борисоглебская церковь (предположительно конец 17- нач. 18 века), есть версия, что построена она после трагических событий Смутного времени, когда польские отряды уничтожили Борисоглебский монастырь находившийся на этом месте.

О Суздале и его прекрасных храмах

К Суздальскому кремлю относятся также три церкви внутри крепостных валов: Успенская церковь (XVII в.). Представительница редкого для Суздаля нарышкинского барокко.

О Суздале и его прекрасных храмах

Никольская церковь (1729–1739). Одна из первых церквей, построенных в городе после большого пожара 1719 года и одна из пяти суздальских церквей с колокольней в виде вогнутого шатра, так называемой «суздальской дудкой» (была закрыта). Церковь Рождества Христова (1775). Небольшая зимняя церковь конца XVIII века расположена по соседству с летней Никольской церковью (заглянули туда, а там ремонт).

Васильевский монастырь. Монастырь основан в XIII веке на дороге, ведущей от Суздальского кремля в Кидекшу. Первоначально это было мощное укрепление, впоследствии преобразованное в монастырь. По преданию, занимаемое храмом место связано с князем Владимиром Красное Солнышко и датой крещения Руси (предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря). Основные сооружения монастыря: Васильевский собор (1662–1669). Отличается простой формой и был возведён на месте прежней шатровой деревянной церкви.

О Суздале и его прекрасных храмах

Сретенская трапезная церковь (конец XVII века). Одноглавая Сретенская церковь примечательна восьмискатной крышей, напоминающей по форме кровлю церкви Архиерейских палат в Суздальском кремле.

Святые ворота (XVII век).

Васильевский монастырь находится на выезде из города недалеко от автовокзала.

О Суздале и его прекрасных храмах

От ворот монастыря открывается прекрасный вид на Михайловскую сторону города, на монастырский луг и церкви, стоящие над лугом: церковь Святого Александра Невского (на фото справа) — одна из трёх церквей, расположенных в Михайловой стороне, где Мжара впадает в Каменку. Возведена в начале 20 века в псевдорусском стиле. Рядом располагалась Михайлова слобода, принадлежащая брату Всеволода Михалке. Напротив находится обширный Михайловский луг, с трех сторон окружённый руслом реки. На протяжении столетий луг использовался для выгона скота. Между Мжарой и Каменкой в древности находились славянские языческие курганы — Мжарский могильник (359 курганов). Церковь Михаила Архангела — самая высокая в районе Михали в Суздале. Эта летняя церковь построена в 1769 году.

Рядом — более поздняя маленькая зимняя церковь Фрола и Лавра (1803 г.), носит имя двух святых — покровителей домашнего скота.

На этом наша пешеходная экскурсия заканчивается. Места здесь прекрасные. На такой незначительный по размерам город, как Суздаль, приходится пять монастырей и один кремль. Самые необычные — церкви с вогнутыми шатрами, нигде, кроме Суздаля, их не увидеть. А луга и речка придают городу особый колорит.